- Исследование художественного воплощения категории свободы личности в литературе различных социально-исторических эпох, различных национальных образований, разных жанров и разных авторов позволяет прийти к выводу о том, что обозначенная категория из разряда социально-политических, философско-мировоззренческих, духовно-нравственных категорий все больше переходит в категорию эстетическую.
- В современном мире проблема свободы личности ощущается и осмысливается как наиболее актуальный и сущностный социокультурный институт, рассмотрение которого в литературе принадлежит к числу наиболее востребованных прогрессивной частью социума.
- В настоящее время социокультурно значимым становится требование защиты прав личностного начала, свободы выбора. Оно (в единстве с другими условиями) определяет отношение представителей художественной литературы в разные периоды ее развития и в разных национальных регионах к гражданскому обществу, либо к обществу, принимающему или отвергающему духовно-нравственные принципы на той или иной конфессиональной основе в контексте свободы личности и ее духовной ответственности, её права на счастливую жизнь, отношение к власти, которая может быть как карающим органом, так и построенным на принципах социальной справедливости.
- Существенно, что литературные персонажи, как и человек вообще в эпоху Нового времени, озабочены противоречием между естественной склонностью к созиданию, взаимопомощи и биосоциально привычной тенденцией к ущемлению ближних, к эгоистическому торжеству собственной силы.
- Связь отечественной литературной классики с русской национальной духовностью глубинна, многогранна, исключительно прочна и плодотворна. Ф.Достоевский и А.Чехов, на первый взгляд, парадоксально непохожие друг на друга личности, выстроили каждый свой мир в русской литературе, центром которого является человек. При изучении мировоззрения писателей происходит постепенное осмысление целей и идеалов их творчества, что дает, в свою очередь, возможность говорить о преемственности, традициях, внутреннем сходстве и различиях в их творчестве.
- Феномен современного «возвращения» русской и национальной литературы к многоаспектной и многоуровневой трактовке проблемы человеческой свободы-несвободы после эпохи советского воинствующего тоталитаризма так же сущностно закономерен и неотъемлем, как и в известные предшествующие наиболее либеральные конкретно-исторические цивилизационные периоды, как, например, после эпохи Ренессанса и Просвещения.
- Отвергая официальный язык, лишенный свободы бытования, превративший застывшие формулы и шаблоны в средство общения, А.Солженицын наполняет свой рассказ о пережитом живыми голосами. В структуре повествования прямая авторская речь представлена не индивидуальным голосом, а, скорее, многоголосым хором, множественность голосов и взглядов отражает необычайную сложность и разнообразие человеческих состояний в ракурсе проблемы свободы личности. Голос рассказчика, говорящего от своего имени и от имени поколения, является, помимо прочего, нравственным голосом писательского сознания, одушевляемого ощущением призвания и свидетельского долга.
- Ослабление жанровых принципов в шаламовских произведениях идет по пути, проложенном Достоевским. Бессюжетность - еще одно сопряжение с Достоевским. Как каторга не является событием, а, скорее, состоянием, так и тем же состоянием оказывается и лагерь. Шаламов был против определения жанра своих произведений как мемуаров, был не всегда достоверен в воспроизведении автобиографических фактов. У него чаще видится совмещение художественной прозы с документальностью мемуаров. Вкрапление художественной ткани в произведения В.Шаламова размывают их очерковость.
- Мифологема Кавказа в аспекте проблемы свободы личности в художественном сознании как русского человека-индивида, так и всего русского общества на протяжении двух минувших веков многогранна, неоднозначна, полна парадоксов. Кавказ для прогрессивно настроенного русского человека с начала ХIХ века чаще символизировал волю, свободу, хотя с этого же времени Кавказ для России становится антиподом данных понятий - местом ссылки, штрафной армейской службы. Но репрессивные меры зачастую парадоксально воспринимаются русскими как своеобразный выход из состояния российской несвободы. же тогда Россию с ее политикой угнетения нерусских национальностей назовут «тюрьмой народов». Одновременно создается русский «исторический культурный миф» о Кавказе, где существует «золотой век», где люди «вольны, как орлы»; в нем отчетливо проявляется ностальгия русской культуры по цельности мировосприятия, лишенной всеразъедающей рефлексии и скепсиса. Однако для В.Г.Белинского синонимами были понятия «черкес, плен и мучительное рабство».
- Знаковым явлением в развитии северокавказских литератур - и литературной науки всего региона рубежа ХХ-ХХI веков - впервые стало художественно-онтологическое освоение трех сложных и глубоких генетически родственных, дотоле запретных исторических проблем: 1)мухаджирства и Кавказской войны; 2)истории депортации ряда северокавказских народов и отчасти 3) литературы кавказского зарубежья.
- Тема политического режима, политических репрессий художественно-эстетически рассматривается в русской и национальных литературах в различных ракурсах, но, чаще всего, уходя от политической проблематики и переключаясь на проблематику философско-онтологическую (свободы и несвободы, воли и неволи) и нравственно-психологическую (униженности и оскорбленности, но не утраченности человеческой чести и достоинства). Важным принципом подхода к анализу данного материала является его познание с точки зрения жанрово-родовой специфики, с точки зрения сочетания в этих произведениях факта и вымысла, документальности и художественности, поэзии и правды. Трактовка проблемы индивидуальной и общенародной свободы в литературе северокавказского зарубежья звучит приглушенно, она практически не вычленена авторами из общего смыслового пласта глухого протеста, скрытого недовольства своим положением.
2.Чотчаева, М.Ю. «Исторический культурный миф» о Кавказе и отдельные модификации темы «кавказского пленника» в современной русской и северокавказской литературе/ М.Ю. Чотчаева //Вестник Адыгейского университета. - Майкоп, 2009. - №2. - С.46-53 (0,8 п.л.).
3.Чотчаева, М.Ю. Концепция человека и личности в русской мысли XIX века / М.Ю. Чотчаева //Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. - №1. - С.43-47 (0,3 п.л.).
4.Чотчаева, М.Ю. Мифологема утраченной свободы в лирике поэтов адыгского зарубежья/ М.Ю. Чотчаева // Вестник Поморского университета. – Архангельск, 2008. - №14. - С.275-281 (0,6 п.л.).
5.Чотчаева, М.Ю. Проблема свободы личности в эпических жанрах литературы черкесского зарубежья XX века / М.Ю. Чотчаева // Вестник университета Российской Академии образования. - М., 2009. - №1 (44). - С.63-68 (0,6 п.л.).
6.Чотчаева, М.Ю. Тема депортации в творчестве писателей Северного Кавказа и Калмыкии: оценка литературоведения и критики / М.Ю. Чотчаева //Вестник Адыгейского университета. - Майкоп, 2008. - №10. - С.175-182 (0,7 п.л.).
7.Чотчаева, М.Ю. Типология и поэтика карачаево-балкарской «выселенческой» поэзии в оценке национального литературоведения / М.Ю. Чотчаева //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2009. - №6. - С.244-253 (0,8 п.л.).
8.Чотчаева, М.Ю. Художественная трактовка темы депортации народов Северного Кавказа в освещении литературоведения и критики региона / М.Ю. Чотчаева //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск, 2008. - №4. - С.221-225 (0,6 п.л.).
9.Чотчаева, М.Ю. Художественное осмысление проблемы свободы личности в произведениях Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, В.Т. Шаламова/ М.Ю. Чотчаева // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2008. - №6. - С.125-129 (0,4 п.л.).
10.Чотчаева, М.Ю. Жанровое и стилистическое своеобразие произведений «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского и «Остров Сахалин» А.П. Чехова/ М.Ю. Чотчаева //Современные проблемы социокультурной и образовательной сфер. - Москва – Армавир, 2001.- С.133-141 (0,5 п.л.).
11.Чотчаева, М.Ю. Ислам в творчестве Ф.М. Достоевского/ М.Ю. Чотчаева //Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов КЧГПУ. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2002.- С.249-250 (0,2 п.л.).
12.Чотчаева, М.Ю. К вопросу об эстетике Ф.М. Достоевского (на примере «Записок из Мертвого дома») / М.Ю. Чотчаева //Этнорегиональные проблемы изучения национальной культуры. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2002.- С.111 -118 (0,4 п.л.).
13.Чотчаева, М.Ю. Концепция свободы личности и ее художественное осмысление в отечественной литературе XIX-XX веков/М.Ю. Чотчаева. - Майкоп, 2009. – 214 с. (13,5 п.л.).
14.Чотчаева, М.Ю. Концепция социальной свободы человека в произведениях «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского и «Остров Сахалин» А.П. Чехова/ М.Ю. Чотчаева // Современные проблемы социокультурной и образовательной сфер. - Москва– Армавир, 2001.- С.124-132 (0,5 п.л.).
15.Чотчаева, М.Ю. «Мертвый дом» Ф.М. Достоевского как антиутопия/ М.Ю. Чотчаева // Вестник КЧГУ. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2003.- С. 66-70 (0,3 п.л.).
16.Чотчаева, М.Ю. Мифологема неволи в лирике поэтов черкесской диаспоры / М.Ю. Чотчаева //Вестник Московского государственного открытого университета. – Москва, 2009. - №1(34). - С. 87-91 (0,6 п.л.).
17.Чотчаева, М.Ю. Мотивы Достоевского в творчестве Чехова/ М.Ю. Чотчаева //Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов КЧГПУ. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1994.- С.179-180 (0,2 п.л.).
18.Чотчаева, М.Ю. Мотивы Шопенгауэра в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / М.Ю. Чотчаева //Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов КЧГПУ. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2001.- С. 289-291 (0,2 п.л.).
19.Чотчаева, М.Ю. Образ человека в неволе в творчестве А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова /М.Ю. Чотчаева. – Армавир, 2004.- 112 с. (7,13 п.л.).
20.Чотчаева, М.Ю. О фольклорной основе языка персонажей «Записок из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского/ М.Ю. Чотчаева //Вестник КЧГУ. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2003.- С.211-219 (0,5 п.л.).
21.Чотчаева, М.Ю. Особенности поэтики карачаево-балкарской поэзии периода депортации/ М.Ю. Чотчаева //Синергетика образования. – Москва -Ростов-на-Дону, 2008. - №2. - С.35-46 (0,7 п.л.).
22.Чотчаева, М.Ю. Отношение к религии Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова/ М.Ю. Чотчаева //Вестник КЧГУ. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2004 . – С.80-92 (0,7 п.л.).
23.Чотчаева, М.Ю. Песни, рожденные в неволе/ М.Ю. Чотчаева //Кавказ между Западом и Востоком. – Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2003. – С.155-158 (0,3 п.л.).
24.Чотчаева, М.Ю. Песни-плачи в карачаевском фольклоре/ М.Ю. Чотчаева //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: V межд. конгресс 8-12 октября 2007 г. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ.- С.96-98 (0,2 п.л.).
25.Чотчаева, М.Ю. Проблема преступления и его социальные причины в трактовке Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова/ М.Ю. Чотчаева // Концепции преподавания и исследования иностранных языков, литератур и культур: мат. 4 межд. науч.-практ. конф. - Армавир: Изд-во АЛУ, 2007. – С. 196-199 (0,4 п.л.).
26.Чотчаева, М.Ю. Проблема преступления, его социальные причины/ М.Ю. Чотчаева //Теория методики преподавания языков: мат. студенч. науч. конф. - Армавир: Изд-во АЛУ, 2001.- С.25-36 (0,5 п.л.).
27.Чотчаева, М.Ю. Проблема свободы личности в литературе адыгской диаспоры/ М.Ю. Чотчаева //Вестник Московского государственного открытого университета. - Москва, 2009. - №2 (35). - С. 60-64 (0,4 п.л.).
28.Чотчаева, М.Ю. Проблема человека в понимании и творческом воплощении Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова/ М.Ю. Чотчаева // Юбилейный сборник НИР к 50-летию АГПИ. - Армавир–Москва, 1998. – С.22-30 (0,4 п.л.).
29.Чотчаева, М.Ю. Психология страдания как художественная доминанта героев Ф.М. Достоевского / М.Ю. Чотчаева //Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований: мат. межд. науч. конф. - Карачаевск, 2007. - С. 374-379 (0,4 п.л.).
30.Чотчаева, М.Ю. Современная художественная концепция личности в неволе/ М.Ю. Чотчаева //Синергетика образования. – Москва-Ростов-на-Дону, 2007. - №3. - С.14-16 (0,2 п.л.).
31.Чотчаева, М.Ю. Соловецкая поэзия (1929-1933) / М.Ю. Чотчаева // Социальные и гуманитарные науки: межвуз. сб. Московского государственного открытого университета. - Москва, 2007. - №14. - С.47-56 (0,6 п.л.).
32.Чотчаева, М.Ю. Социальные причины преступлений (на материале «Записок из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского) / М.Ю. Чотчаева // Современные проблемы социокультурной и образовательной сфер. - Москва – Армавир, 2002.- С.65-73 (0,5 п.л.).
33.Чотчаева, М.Ю. Тема депортации народов Северного Кавказа в освещении критики региона/ М.Ю. Чотчаева //Социальные и гуманитарные науки: межвуз. сб. Московского государственного открытого университета. - Москва, 2007. - №13. - С.42-53 (0,7 п.л.).
34.Чотчаева, М.Ю. Традиционность эстетики безобразного у Ф.М. Достоевского/ М.Ю. Чотчаева //Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов КЧГПУ. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2001.- С.280-281 (0,2 п.л.).
35.Чотчаева, М.Ю. Художественная интерпретация проблемы несвободы в современной карачаево-балкарской поэзии/ М.Ю. Чотчаева // Синергетика образования. - Москва-Ростов-на-Дону, 2009. - №7. - С.14-18 (0,3 п.л.).
36.Чотчаева, М.Ю. Художественная концепция человека в творчестве Достоевского (актуальные аспекты изучения) / М.Ю. Чотчаева // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов КЧГПУ. – Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999.- С.230-231 (0,2 п.л.).
37.Чотчаева, М.Ю. Художественная концепция человека в творчестве Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова/ М.Ю. Чотчаева //Научная школа Сакиевой Р.С.: сб. к 70-летнему юбилею. – Армавир: Изд-во АЛУ, 2007.- С. 143-151 (0,5 п.л.).
38.Чотчаева, М.Ю. Художественное воплощение проблемы несвободы в северокавказских литературах /М.Ю. Чотчаева. – Карачаевск, 2009. - 110 с. (6,9 п.л.).
39.Чотчаева, М.Ю. Художественное воплощение проблемы свободы личности в отечественной литературе/ М.Ю. Чотчаева //Образование-Наука-Творчество АМАН. - Нальчик-Армавир, 2009. - №20. – С.86-90 (0,5 п.л.).
40.Чотчаева, М.Ю. Человек в условиях несвободы /М.Ю. Чотчаева. - Армавир, 2001.- 139 с. (8,5 п.л.).
41.Чотчаева, М.Ю. Человек в философии и литературе/ М.Ю. Чотчаева // Философия в XXI веке: межд. сб. науч. трудов. – Воронеж, 2009. - №18. - С.84-93 (0,8 п.л.).