Научная тема: «МУЗЫКА СЦЕНИЧЕСКИХ ТАНЦЕВ ФРАНЦУЗСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XVII – НАЧАЛА XVIII ВЕКОВ В КОНТЕКСТЕ РИТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ»
Специальность: 17.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • изучение танцевальной музыки французских композиторов XVII - начала XVIII веков более полно осуществляется с опорой на национальную риторическую традицию;
  • риторика, действуя в рамках сценического танца названного периода во Франции в каждом из компонентов художественного синтеза (музыка, хореография и поэзия), во всех случаях обладает известной самостоятельностью, не обнаруживая полной синхронности действия;
  • тесная связь французского сценического танца со словом проявляется в том, что синтаксический уровень организации коррелирует с риторическим учением о периоде, а композиционный - с законами риторической диспозиции;
  • в XVII - начале XVIII века среди факторов, влияющих на формообразование в музыке танцев, заметную роль играли внемузыкальные факторы - распределение шагов в хореографическом пространстве, композиция стихотворения и законы версификации, эмоционально-характеристическая семантика тональностей;
  • наиболее ярко риторическая трактовка формы сценических танцев французских композиторов «Великого века» проявляется в жанрах чаконы и пассакалии, обладающих в данном отношении некоторыми важными признаками (протяженность масштабов, подчеркнутая процессуальность развертывания формы);
  • феномен французского belle danse познаваем с позиций риторики на всех уровнях своей организации - от композиционного уровня до уровня отдельных элементов.
Список опубликованных работ
ПУБЛИКАЦИИ В ИЗДАНИЯХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ:

1.Пылаева, Л.Д. О проявлении законов риторической диспозиции в малых вокально-инструментальных формах барокко (на примере анализа air sériеux «Les Pélérines» Ф. Куперена) [Текст] / Л. Пылаева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 11 (55). – Тамбов: Тамбовский гос. университет, 2007. – С. 205-211. – 0, 37 п.л.

2.Пылаева, Л.Д. Танец эпохи французского абсолютизма как отражение эстетики барокко [Текст] / Л. Пылаева // Вестник Челябинского государственного университета, № 21/2008. Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 23. – Челябинск: ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2008. – С. 187-193. – 0, 35 п.л.

4. Пылаева, Л.Д. О влиянии закономерностей французской просодии на фразировку французских danses chantées [Текст] / Л. Пылаева // Музыковедение. – 2008, № 3. – С. 6-14.– 0,8 п.л.

5. Пылаева, Л.Д. Танцы французского барокко в контексте риторической эпохи [Текст] / Л. Пылаева // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. Вып 7 (63). –Тамбов: Тамбовский гос. университет, 2008. – С. 423-425. – 0, 21 п.л.

6. Пылаева, Л.Д. О методике анализа периода в танцах французского барокко [Текст] / Л. Пылаева // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. ХХ. – Москва–Магнитогорск–Новосибирск: Магнитогорский государственный университет, 2008. – С. 383-387. – 0, 28 печ.л.

7. Пылаева, Л.Д. Французская куранта XVII века: к истории танца барокко [Текст] / Л. Пылаева // Старинная музыка. – 2008, №.3. – С. 16-22. – 0, 52 п.л.

8. Пылаева, Л.Д. О проявлении формообразующей роли ритурнеля в композиции малых форм барокко (на примере сравнительного анализа air sérieux «Les Pélérines» и одноименной клавесинной пьесы Ф. Куперена) [Текст] / Л. Пылаева // Известия Волгоградского государственного университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». № 3 (37). – Волгоград: ВГПУ издательство «Перемена», 2009. – С. 130-134. – 0, 36 п.л.

9. Пылаева, Л.Д. Французский danse chantée как воплощение риторики барокко [Текст] / Л. Пылаева // Старинная музыка. – 2009, № 4. – С. 33-36. – 0, 45 п.л.

10. Пылаева, Л.Д. «Страстные ритмы» во французских danses chantées (к проблеме соотношения слова и музыки) [Текст] / Л. Пылаева // Проблемы музыкальной науки. – Уфа: «Идеал-Пресс», 2009, № 2 (5). – С. 132-134. – 0, 32 п.л.

11. Пылаева, Л.Д. Композиция пассакалий и чакон французского Grand siècle: взгляд сквозь призму риторики [Текст] / Л. Пылаева // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2011 № 1 (25). – СПб.: Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2011. – С. 171-178. – 0, 34 п.л.

12. Пылаева, Л.Д. Запечатленное движение [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальная Академия, 2011. – №. 4. – С. 167-169. – 0, 32 п.л.

13. Пылаева, Л.Д. О феномене периода в музыке и хореографии сценических танцев французского барокко [Текст] / Л. Пылаева // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2011 № 2 (26). – СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2011. – С. 146-161. – 0, 46 п.л.

14. Пылаева, Л.Д. О понятии “характера” в музыке французского Grand siècle [Текст] / Л. Пылаева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011 № 4 (20). – Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2011. – С. 17-22. 0, 33 п.л.

МОНОГРАФИИ:

Пылаева, Л.Д. Сценический танец французского барокко: феномен «безмолвной риторики» [Текст] / Л. Пылаева. – Пермь: Пермский гос. пед. университет, 2010. – 243 с. – ISBN 978-56-85218-447-4.– 18 п.л.

ПРОЧИЕ ПУБЛИКАЦИИ:

15. Пылаева, Л.Д. Танцы в инструментальной музыке Ф. Куперена [Текст] / Л. Пылаева // Балет, 1993. – № 4. – С. 10-11.

16. Пылаева, Л.Д. О некоторых аспектах содержания и формы в танцах барокко (на примере сарабанд французских авторов) [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. – М.: Моск. гос. консерватория, 2003. – С. 49-67.

17. Пылаева, Л.Д. Об одном из истоков французской инструментальной сюиты XVII – первой половины XVIII веков [Текст] / Л. Пылаева // Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образования. Материалы 1-й межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. – Липецк, 2003. – С. 54-62.

18. Пылаева, Л.Д. Из истории французской инструментальной сюиты XVII – первой половины XVIII века [Текст] / Л. Пылаева // Образование в культуре и культура образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. – Пермь: ПГИИК, 2003. – С. 301-304.

19. Пылаева, Л.Д. Роль синтаксиса и музыкальной темы в организации формы инструментальных пьес Ф. Куперена [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. научных трудов. Вып. 1. – Пермь: ПГПУ, 2003. – С.3-14.

20. Пылаева, Л.Д. Камерные «спектакли» Ф. Куперена и традиции французского музыкального театра барокко [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. научных трудов. Вып. 2. – Пермь: ПГПУ, 2004.– С.1-18.

21. Пылаева, Л.Д. К вопросу об эстетике танца французского барокко [Текст] / Л. Пылаева // Сб. материалов III Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта». – Казань: ТГГПУ, 2005. – С. 327-334.

22. Пылаева, Л.Д. О риторической роли слова в танцах французского барокко [Текст] / Л. Пылаева // Сб. материалов II Межрегиональной научно-практической конференции «Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образования». Часть I. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2005. – С. 52-58.

23. Пылаева, Л.Д. Об изучении танцев французского барокко в контексте риторической эпохи [Текст] / Л. Пылаева // Материалы Четвертой научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски». – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2005. – С. 90-93.

24. Пылаева, Л.Д. К истории музыкальных форм. Периоды и каденции в air de danse французских композиторов XVII – начала XVIII века [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. научных трудов. Вып. 3. – Пермь: ПГПУ, 2005. – С. 3-30.

25. Пылаева, Л.Д. Танцы французского барокко в контексте риторической эпохи [Текст] / Л. Пылаева // Материалы Международной научно-практической конференции «Наследие О.А. Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке». – М.: Московский государственный педагогический университет, 2006. – С. 184-187.

26. Пылаева, Л.Д. О природе неквадратности в танцевальной музыке французского барокко [Текст] / Л. Пылаева // «Музыкальная культура и образование в ХХI веке: проблемы и перспективы». Материалы Всероссийской научно-практической конференции VIII открытого фестиваля преподавателей и студентов музыкальных вузов факультетов России. – Кострома: Костромской государственный педагогический университет, 2006. – С.72-75.

27. Пылаева, Л.Д. «Тайные знаки любви», или что скрывает язык французского барочного танца [Текст] / Л. Пылаева // Старинная музыка. – 2006, № 3-4. – С. 15-20.

28. Пылаева, Л.Д. Действие законов риторической диспозиции в построении формы французских барочных танцев с пением [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. научных трудов. Вып. 4. – Пермь: ПГПУ, 2006. – С. 3-12.

29. Пылаева, Л.Д. Об одном альтернативном подходе к анализу периода (к вопросу о связях музыки и риторики) [Текст] / Л. Пылаева // Сб. материалов Юбилейной межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы и перспективы художественного профессионально-педагогического образования». – Самара: СГПУ, 2006. – С 147-150.

30. Пылаева, Л.Д. Визуализация смысла французского барочного танца: о чем мог говорить нотный текст [Текст] / Л. Пылаева // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта».– Казань: ТГПУ, 2007. – С. 221-225.

31. Пылаева, Л.Д. О роли музыки в сценических танцах французского барокко [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: УГПУ, 2007. – С. 108-112.

32. Пылаева, Л.Д. Искусство танца как отражение французского этикета эпохи абсолютизма [Текст] / Л. Пылаева // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. научных трудов. Вып. 3. – Вологда: «Русь», 2007. – С. 71-73.

33. Пылаева, Л.Д. О понимании периода в танцевальной музыке французского барокко в его связях с риторикой [Текст] / Л. Пылаева // Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций. Материалы международной научно-практической конференции. 5-6 марта 2008. Т.1 – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – С. 73-77.

34. Пылаева, Л.Д. Облик темы и его связь с синтаксическими процессами в форме инструментальных пьес Ф. Куперена [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 24-25 апреля 2008. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. – С. 166-170.

35. Пылаева, Л.Д. Своеобразие метрической организации во французской куранте XVII века [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. научных трудов. Вып. 5. – Пермь: ПГПУ, 2008. – С. 3-21.

36. Пылаева, Л.Д. Барочная риторика музыки в оценке современных зарубежных музыковедов (к вопросу о взаимодействии традиций Франции и Германии) [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. научных трудов. Вып. 6. – Пермь, ПГПУ, 2009. – С. 3-10.

37. Пылаева, Л.Д. О проявлении принципов риторической диспозиции в свете теории переменности функций музыкальной формы [Текст] / Л. Пылаева // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. Научные труды МГК им. П.И. Чайковского (кафедра теории музыки), сб. 64. – М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2009. – С. 92-101.

38. Пылаева, Л.Д. О содержательном аспекте танцев французского барокко [Текст] / Л. Пылаева // Искусство в прошлом и настоящем. Мат-лы Междунар. научной конф-ции 9 – 10 апреля 2010 г. – Красноярск: Красноярск. гос. академия музыки и театра, 2010. – С. 157-162.

39. Пылаева, Л.Д. Французский dаnse chantée как феномен «безмолвной» риторики [Текст] / Л. Пылаева // Творческие стратегии в современной музыкальной науке. Материалы докладов международной научно-практической конференции.16-19 ноября 2010 г. – Екатеринбург: Урал. гос. консерватория им.М.П. Мусоргского, 2010. – С. 188-194.

40. Пылаева, Л.Д. Об одном риторическом аспекте в композиции сценических danses chantées: к постановке вопроса [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. – Пермь: ПГПУ, 2010. – С. 96-104.

41. Пылаева, Л.Д. Знаки «характеров» в музыке французского Grand siècle, запечатленные в танцах эпохи [Текст] / Л. Пылаева // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб научных трудов. Вып. 8. – Пермь: ПГПУ, 2011. – С.18-27.