2. Сделан вывод о необходимости в Российской Федерации единой административной политики в области безопасности туризма, поскольку речь идет о выработке комплекса скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, направленных на создание благоприятных условий для надежного существования и устойчивого развития сферы туризма. Разработана концепция Доктрины обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации, которую в диссертации предлагается рассматривать в качестве основополагающего программно-установочного документа административной политики в данной области национальной безопасности. В рамках концепции Доктрины определены критерии и показатели состояния безопасности туризма в Российской Федерации, в том числе индикаторы оценки эффективности и результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере туризма.
3. Обосновано, что сфера туризма Российской Федерации является комплексным объектом государственно-правового воздействия. Рассмотрение сферы туризма в качестве сложного системного образования способствовало разработке ее упорядоченной структуры, выявлению системообразующих связей организации, надежного существования и устойчивого развития туризма, определению основных функций, элементов и подсистем. Такой подход позволяет четко установить границы предмета правового регулирования в сфере туризма, наиболее полно учесть многообразие интересов ее участников, а также выработать оптимальную модель государственного управления в области обеспечения безопасности туризма. Уточнен предмет правового регулирования в сфере туризма, в который входит совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе подготовки, организации, совершения путешествий, ликвидации негативных последствий их проявления для жизни, здоровья и имущества граждан, а также в связи с осуществлением государственно-правового воздействия на эти отношения в целях их упорядочения, охраны и развития.
4. Установлено, что в сфере туризма наиболее объемно проявляется единство сущности государственно-правового воздействия в сочетании с разнообразием средств правового регулирования, что обусловлено наличием в сфере туризма как публичных, так и частных интересов, их взаимопроникновением, а также подвижностью границ между ними. Посредством анализа соотношения частных и публичных интересов в сфере туризма определено, что при разработке современной концепции правового обеспечения туризма следует исходить из приоритета публичных интересов. В основе публичных интересов лежат принципы и ценности социального правового государства, а также общественная заинтересованность в создании условий: 1) для достойной жизни и свободного развития российских граждан, их духовного и интеллектуального развития, поддержания высокого уровня жизнедеятельности и трудоспособности; 2) повышения конкурентоспособности российской туристской индустрии; 3) формирования эффективных механизмов обеспечения национальной безопасности и экологического благополучия Российской Федерации; 4) надежной защиты сферы туризма в долгосрочной перспективе от реальных и потенциальных угроз безопасности.
В диссертации предложено закрепить основные публичные интересы в программно-установочных документах Российской Федерации в сфере туризма в качестве жизненно важных социально-экономических, политико-правовых, культурно-экологических, международных, информационно-пропагандистских задач развития сферы туризма, а также в виде важнейших направлений обеспечения ее безопасности.
5. Доказано, что механизм государственно-правового воздействия, его содержание, направленность, динамизм и, в конечном итоге, эффективность зависят от множества социально-экономических, политико-правовых, международных, эколого-культурных и иных факторов и условий, которые не остаются неизменными в разные периоды существования и развития сферы туризма, а также общества и государства. Исследование в таком ракурсе механизма государственно-правового воздействия позволило выявить основные тенденции, установить взаимозависимость между достижением успехов в развитии внутреннего и въездного туризма и общим уровнем политического, правового и социально-экономического развития государств, а также характером используемых для регулирования туризма публично-правовых и (или) частноправовых средств.
6. Определены специфические формы и методы административно-правового регулирования в сфере туризма, приведена их классификация. Доказывается обязательность различения методов экономического (косвенного), организационно-властного (административного, прямого), а также информационного (идеологического) воздействия на сферу туризма, в том числе в рамках административно-правовой (публичной) организации предпринимательской деятельности в данной сфере.
7. Аргументирована важность использования в Российской Федерации международных и иностранных стандартов правового регулирования и государственного управления в сфере туризма. Диссертантом предлагается при модернизации механизма правового обеспечения туризма в Российской Федерации, наряду с российскими традициями, использовать опыт правовых систем государств - участников СНГ, некоторых государств ЕС, а также достижения тех стран, которые определили развитие сферы туризма одним из приоритетных направлений своей административной политики. Успех модернизации во многом будет зависеть также от внедрения в российскую правовую жизнь наиболее эффективных моделей регулирования, разработанных крупнейшими межгосударственными интеграционными объединениями, международными межправительственными организациями, международными негосударственными объединениями туристской индустрии и глобальными (транснациональными) негосударственными организациями сферы туризма.
8. Определено, что безопасность туризма представляет собой динамическое состояние защищенности сферы туризма от внутренних и внешних угроз безопасности, которое позволяет обеспечить ее надежное существование и устойчивое развитие. Обеспечение безопасности туризма выделено в качестве основополагающего принципа административной политики Российской Федерации, приоритетного метода управленческого воздействия публичной власти на сферу туризма, а также одной из основных функций федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере туризма. Обосновано, что ключевыми направлениями административно-правовой деятельности по обеспечению безопасности туризма являются:
- своевременное прогнозирование, выявление, анализ, оценка угроз безопасности, разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и устранению, локализации и нейтрализации последствий проявления;
- эффективная организация государственно-правовой защиты прав и законных интересов российских и иностранных туристов;
- улучшение качества и доступности государственных услуг в области безопасности туризма, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности;
- обеспечение согласованного беспрепятственного функционирования и взаимодействия региональных органов исполнительной власти в сфере туризма и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований;
- дальнейшее укрепление законности и обеспечение общественного порядка на туристском рынке, противодействие административным правонарушениям, иным противоправным посягательствам на безопасность туризма;
- содействие в возмещении ущерба лицам, пострадавшим от угроз безопасности и (или) последствий их проявления;
- реализация мер по повышению уровня культуры безопасности в сфере туризма.
9. Аргументировано, что в правовой системе Российской Федерации безопасность туризма представляет собой не только сферу административно-правового регулирования, но и входящий в состав законодательства о туристской деятельности комплексный институт безопасности туризма с присущими ему обособленными правовыми образованиями - субинститутами. Определяются принципы организации, функционирования института безопасности туризма, а также основные тенденции его развития в Российской Федерации. Предлагается также различать функциональный, организационный, информационно-технологический и идеологический аспекты функционирования института безопасности туризма. В качестве первичного элемента института безопасности туризма выделены административно-правовые нормы безопасности туризма. Важнейшей их особенностью является то, что они выступают критериями ограничения прав и свобод граждан в сфере туризма, в том числе соразмерности и пропорциональности реализации правовых и иных мер обеспечения безопасности туризма.
10. Предложено расширительное содержательное толкование структуры и видов органов исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти, международных межправительственных организаций, негосударственных организаций и граждан, которые образуют организационную основу государственного (межгосударственного) управления в области безопасности туризма.
11. Обосновано, что в основе административно-правового статуса человека и гражданина в области безопасности туризма лежит право на личную безопасность, которое, с одной стороны, призвано создать гражданину условия для свободной и беспрепятственной реализации его прав в сфере туризма, а с другой стороны, служит надежной гарантией защиты его жизни, здоровья и имущества от угроз безопасности, в том числе от недопустимого риска, связанного с причинением вреда в результате недостатков оказываемых гражданину услуг индустрии туризма. Раскрывается содержание «права туриста на личную безопасность» и гарантии его реализации в рамках административно-правового статуса туриста.
12. В рамках разработки концептуальных положений о формировании административно-правового режима обеспечения безопасности туризма обосновано выделение административно-правовых мер и форм в качестве базовых юридических средств обеспечения безопасности туризма. Определены их понятия, признаки, виды и даны основные характеристики.
13. Подготовлены предложения по дальнейшему развитию в Российской Федерации организационной основы государственного управления в направлении повышения статуса федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, наделения его и региональных органов по туризму комплексом новых функций и полномочий по обеспечению безопасности туризма, в том числе в области контроля (надзора) за осуществлением туристской деятельности.
14. Сделан вывод о необходимости совершенствования административного правового регулирования в области безопасности туризма и предлагаются проекты соответствующих нормативных правовых актов (изменения в Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие).
15. Обоснована необходимость подготовки международного двустороннего договора о сотрудничестве в сфере туризма между Российской Федерацией и Европейским Союзом, а также многостороннего международного соглашения в области защиты прав туристов и обеспечения их безопасности, содержащего необходимые гарантии его реализации в национальных законодательствах.
1.Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение личной безопасности туристов: монография [Текст] / Е.Л. Писаревский. – М.: Юрист, 2011. – 19 п.л.
2.Писаревский Е.Л. Туризм и обеспечение его безопасности: административно-правовой аспект: монография [Текст] / Е.Л. Писаревский. – М.: Юрист, 2011. – 23 п.л.
3.Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: проблемы правового регулирования: монография [Текст] / Е.Л. Писаревский. – Владивосток: Институт международного туризма, 1999. – 17 п.л.
4.Писаревский Е.Л. Научно-практический комментарий к положениям о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности [Текст] / Е.Л. Писаревский. – М.: РАЮН, 2002. – 8 п.л.
5.Писаревский Е.Л. Основы безопасности туризма (Безопасность туризма. Правовое обеспечение): учебное пособие. Книга 1 [Текст] / Е.Л. Писаревский. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 20 п.л.
6.Теория и практика продвижения туристского продукта: обеспечение качества и безопасности услуг объектов туриндустрии: метод. пособие [Текст] / Е.Л. Писаревский, И.В. Арахамия, Н.Б. Залунина и др.; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Юрист, 2011. – 15 п.л. (авт. 5 п.л.)
7.Теория и практика управления рисками в сфере туризма: метод. пособие [Текст] / Е.Л. Писаревский, А.А. Боровой, Л.В. Богатырева, М.В. Жданова, С.А. Сидоркин; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Юрист, 2011. - 18,6 п.л. (авт. 2 п.л.)
8.Государственно-частное партнерство: актуальные проблемы и пути их решения [Текст] / В.В. Гриб, Д.В. Замышляев, К.В. Кожевников, Е.Л. Писаревский, Е.В. Попов. – М., 2011. – 20 п.л. (авт. 1,5 п.л.)
9.Международное туристское право. Законодательство государств-участников СНГ в сфере туризма [Текст] / М.Б. Биржаков, К.А. Пшенко, О.Н. Викулова, П.А. Метревели, С.Е. Корнеев, Ю.В. Кузнецов, В.И. Никифоров, Е.Л. Писаревский, С.Ю. Житенев и др. – СПб.: Невский Фонд, 2008. – 14,5 п.л. (авт. 2 п.л.)
10.Сравнительный анализ законодательства государств-участников СНГ в сфере туризма (Аналитическая записка Национальной академии туризма) [Текст] / М.Б. Биржаков, К.А. Пшенко, С.Е. Корнеев, Ю.В. Кузнецов, В.И. Никифоров, Е.Л. Писаревский, С.Ю. Житенев и др. – СПб.: Невский Фонд, 2005 . – 16 п.л. (авт. 2,5 п.л.)
11.Ликвидация административных барьеров: пособие [Текст] / В.В. Гриб, В.Б. Липавский, Е.Л. Писаревский, Е.Г. Чуткин. – М.: Юрист, 2003. – 7 п.л. (авт. 2 п.л.)
12.Государственная поддержка малого предпринимательства в России: пособие [Текст] / В.В. Гриб, С.А. Зиновьева, Е.Н. Климова, Н.А. Каллина, М.В. Мамута, В.Б. Липавский, Е.Л. Писаревский, Н.О. Сорокина; под общ. ред. В.В. Лисина. – М.: Юрист, 2003. – 8,7 п.л. (авт. 2,5 п.л.)
II. Статьи по теме диссертационного исследования, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации
13.Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение личной безопасности туристов [Текст] / Е.Л. Писаревский // Юридический мир. – 2011. – № 2. – С. 16–25. (1,12 п.л.)
14.Писаревский Е.Л. Общие вопросы юридической ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения личной безопасности туристов [Текст] / Е.Л. Писаревский // Административное право и процесс. – 2011. – № 3. – С. 6–9. (0,5 п.л.)
15.Писаревский Е.Л. Преступность в сфере туризма (криминологическая характеристика и меры предупреждения) [Текст] / Е.Л. Писаревский // Российский следователь. – 2011. – № 6. – С. 27–31. (0,52 п.л.)
16.Писаревский Е.Л. Безопасность гостиниц: вопросы теории и практики российского законодательства [Текст] / Е.Л. Писаревский // Юридический мир. – 2011. – № 3. – С. 18–25. (0,94 п.л.)
17.Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в области обеспечения личной безопасности туристов [Текст] / Е.Л. Писаревский // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 14. Право. – 2011. – Вып. 1. – С. 31–42. (0,75 п.л.)
18.Писаревский Е.Л. Стратегия развития туризма как ключевое направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] / Е.Л. Писаревский // Юридический мир. – 2011. – № 5. – С. 27–31. (0,63 п.л.)
19.Писаревский Е.Л. Сущность и содержание администрирования в области безопасности туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Административное право и процесс. – 2011. – № 9. – С. 19–21. (0,31 п.л.)
20.Писаревский Е.Л. Административно-правовой режим безопасности туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Административное право и процесс. – 2011. – № 10. – С. 14–15. (0,2 п.л.)
21.Писаревский Е.Л. Административно-правовая природа безопасности туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Административное право и процесс. – 2011. – № 11. – С. 35–37. (0,32 п.л.)
22.Писаревский Е.Л. Качество и безопасность услуг в сфере туризма: вопросы стандартизации и классификации [Текст] / Е.Л. Писаревский // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. Июнь. Сер. 14. № 2. – С. 46–55. (0,6 п.л.)
23.Писаревский Е.Л. Стратегия развития туризма в системе государственного управления туризмом в Российской Федерации [Текст] / Е.Л. Писаревский // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2011. – № 2. – С. 100–107. (0,5 п.л.)
24.Писаревский Е.Л. Сущность и содержание административного управления в области безопасности туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2011. – № 5. – С. 65–69. (0,5 п.л.)
25.Писаревский Е.Л. Актуальные проблемы государственного регулирования подготовки кадров для сферы туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский, В.Н. Зверева // Юридический мир. – 2010. – № 8. – С. 29–31. (0,38 п.л. (авт. 0,19 п.л.))
26.Писаревский Е.Л. Международное право и упрощение «формальностей» в сфере туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2009. – № 3. – С. 143–148. (0,37 п.л.)
27.Писаревский Е.Л. Категория «формальность» в правовом обеспечении безопасности туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Журнал российского права. – 2009. – № 12. – С. 48–57. (0,8 п.л.)
28.Писаревский Е.Л. Туристские «формальности» и обеспечение безопасности туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. – 2009. – № 3. – С. 177–197. (1,3 п.л.)
III. Статьи и тезисы, опубликованные в других изданиях, в материалах конференций, семинаров, «круглых столов»
29.Писаревский Е.Л. Административно-правовая природа безопасности туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2011. – № 2. – С. 89–100. (0,75 п.л.)
30.Писаревский Е.Л. Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в сфере туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2011. – № 1. – С. 10–19. (1,25 п.л.)
31.Писаревский Е.Л. Качество и безопасность услуг в сфере туризма. Вопросы стандартизации и классификации [Текст] / Е.Л. Писаревский // Юрист. – 2011. – № 6. – С. 39–46. (0,8 п.л.)
32.Писаревский Е.Л. Обеспечение общественной безопасности в сфере туризма (зарубежный опыт) [Текст] / Е.Л. Писаревский, Ю.В. Трунцевский // Международное публичное и частное право. – 2011. – № 2. – С. 42–46. (0,63 п.л. (авт. 0,32 п.л.))
33.Писаревский Е.Л. Вопросы сближения законодательства России и Европейского союза в сфере туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2010. – № 2. – С. 19–21. (0,28 п.л.)
34.Писаревский Е.Л. Основные направления деятельности Межведомственного экспертного совета по подготовке кадров в сфере туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский, Е.Я. Бутко // Туризм: право и экономика. – 2010. – № 3. – С. 2–3. (0,25 п.л. (авт. 0,13 п.л.))
35.Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2009. – № 2. – С. 8–19. (1,5 п.л.)
36.Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы развития туризма в Российской Федерации [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2009. – № 3. – С. 2–11. (1,25 п.л.)
37.Писаревский Е.Л. «Туристские формальности» и обеспечение безопасности туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2009. – № 4. – С. 9–21. (1,63 п.л.)
38.Писаревский Е.Л. Полномочия федеральных органов власти в сфере туризма и социальная функция государства [Текст] / Е.Л. Писаревский // Конституция, закон и социальная сфера общества: материалы научно-практ. конф. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Москва, 1 декабря 2008 г. – 2009. – С. 207–210. (0,25 п.л.)
39.Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации [Текст] / Е.Л. Писаревский // IV Международная научно-практ. конф. «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» // Туризм: право и экономика. – 2009. – № 2. – С. 8–19. (2,56 п.л.)
40.Руководство к действию в кризисных ситуациях для индустрии туризма: Рекомендации Всемирной туристской организации / Авторский перевод Е.Л. Писаревского // Туризм: право и экономика. – 2008. – № 4. – С. 20–28. (1,13 п.л.)
41.Писаревский Е.Л. Система обеспечения безопасности туризма и государственная политика в области безопасности туризма. Правовой аспект [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2007. – № 3. – С. 8–15. (1 п.л.)
42.Писаревский Е.Л. Права пассажиров [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2007. – № 4. – С. 41–42. (0,25 п.л.)
43.Писаревский Е.Л. Правовые основы космического туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2006. – № 2. – С. 9–14. (0,69 п.л.)
44.Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение развития горнолыжного туризма и спорта в Российской Федерации [Текст] / Е.Л. Писаревский // Спорт: экономика, право, управление. – 2006. – № 2. – С. 35–38. (0,5 п.л.)
45.Писаревский Е.Л. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2006. – № 3. – С. 7–17. (1,38 п.л.)
46.Писаревский Е.Л. Финансовые гарантии в праве европейских государств [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2006. – № 4. – С. 7–9. (0,38 п.л.)
47.Писаревский Е.Л. Туризм как системное образование [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2006. – № 5. – С. 2–9. (1 п.л.)
48.Писаревский Е.Л. Развитие туризма и туристской индустрии в Европейском союзе [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2005. – № 2. – С. 27–34. (1 п.л.)
49.Писаревский Е.Л. Международно-правовые аспекты противодействия сексуальной эксплуатации несовершеннолетних в сфере туризма (по материалам Всемирной туристской организации) [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2005. – № 3. – С. 9–19. (1,83 п.л.)
50.Писаревский Е.Л. Проблемы реализации Директивы ЕС от 13 июня 1990 года № 90/314/ЕЕС «О комплексных путешествиях, отпусках и поездках («включающих все»)» [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2005. – № 4. – С. 4–11. (1 п.л.)
51.Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение делового туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2005. – № 6. – С. 2–3. (0,19 п.л.)
52.Писаревский Е.Л. Государственное регулирование культурного туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2004. – № 1. – С. 3–8. (0,75 п.л.)
53.Писаревский Е.Л. Правовая природа туроператорской деятельности [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2004. – № 2. – С. 5–12. (0,5 п.л.)
54.Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский, Т.В. Абрамова, Ю.А. Барзыкин // Туризм: право и экономика. – 2004. – № 4. – С. 2–21. (2,5 п.л. (авт. 0,9 п.л.)
55.Писаревский Е.Л. Туризм в России и за рубежом [Текст] / Е.Л. Писаревский, Н.Н. Губенко // Закон. – 2003. – № 5. – С. 3–10. (0,6 п.л. (авт. 0,3 п.л.)
56.Писаревский Е.Л. Законодательство в сфере туризма: состояние и перспективы [Текст] / Н.Н. Губенко, Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2003. – № 1. – С. 4–16. (1,63 п.л. (авт. 0,82 п.л.)
57.Писаревский Е.Л. Круизный туризм. Комментарий к Постановлению Правительства России [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2003. – № 2. – С. 37–41. (0,5 п.л.)
58.Писаревский Е.Л. Образование в сфере туризма. Правовой аспект [Текст] / Е.Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. – 2003. – № 3. – С. 18–21. (0,5 п.л.)
59.[Рецензия] / Е.Л. Писаревский, В.Б. Липавский // Правоведение. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2003. – № 6. – С. 200–206. – Рецензия на учебник: Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. – М. : Юристъ, 2003. – 668 с. (0,3 п.л. (авт. 0,15 п.л.)
60.Писаревский Е.Л. Законодательство в области туризма: Тенденции и перспективы [Текст] / Е.Л. Писаревский // Юрист. – 2002. – № 4. – С. 41–43. (0,38 п.л.)
61.Писаревский Е.Л. Договор на предоставление гостиничных услуг [Текст] / Е.Л. Писаревский // Юрист. – 2001. – № 1. – С. 40–46. (0,88 п.л.)
62.Писаревский Е.Л. Еще раз о правовой природе договора на туристическое обслуживание [Текст] / Е.Л. Писаревский // Адвокатская практика. – 2000. – № 2. – С. 9–13. (0,4 п.л.)
63.Писаревский Е.Л. Протекционизм и национальная политика в сфере туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Адвокатская практика. – 2000. – № 1. – С. 6–11. (0,75 п.л.)
64.Писаревский Е.Л. Агентский договор и франчайзинг в туризме: понятие и основные особенности [Текст] / Е.Л. Писаревский // Юрист. – 1998. – № 10. – С. 37–39. (0,38 п.л.)
65.Писаревский Е.Л. Проект доктрины обеспечения безопасности туризма [Электронный ресурс] / Е.Л. Писаревский // Материалы международной юридической конференции «Безопасность индустрии туризма». – СПб., 2011. URL: http://www.russiatourism.ru (1,39 п.л.)
66.Pisarevsky E. Current and future prospects of Russian travel law [Electronic resource] // International forum travel and tourism advocates (IFTTA). – Rome, 2010. – URL: http://www. iftta.org (0,6 п.л.)
67.Pisarevsky E. Issues on the approximation of Russian and EU travel and tourism legislation. New challenges for the travel industry: efficient consumer protection [Electronic resource] // International Forum of Travel and Tourism advocates (IFTTA). – Moscow, 2010. – URL: http://www. iftta.org. (0,47 п.л.)
68.Pisarevsky E. Hotel Safety & Security: General issues of Russian Legislation [Electronic resource]. – Malta, 2010. – URL: http://www. russiatourism.ru (0,43 п.л.)
69.Pisarevsky E. Topical Issues of Implementing Priority Orientations for Government Regulation of Tourism in the Russian Federation [Electronic resource] // International forum travel and tourism advocates (IFTTA). – Palma de Mallorca, 2009. – URL: http://www. iftta.org (0,43 п.л.)
70.Pisarevsky E. Russian travel and tourism legislation. Novellae and practice [Electronic resource] // International Forum of Travel and Tourism advocates (IFTTA). – Budapest, 2008. – URL: http://www. iftta.org (0,5 п.л.)