Научная тема: «НРАВСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ»
Специальность: 19.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Представляя собой явление нормативное, кризисы сопровождают весь период развития личности. Преодоление личностью кризисной ситуации можно назвать как точку бифуркации в развитии личности, то есть как самую плодотворную точку для дальнейшей эволюции системы. Из этой точки система (личность) начинает свое движение в направлении наиболее значимого аттрактора -  к большей целостности и меньшей конфликтности, либо  - к большей раздробленности. В этом плане очень важно изучить возможность создания небольших возмущений, их накопления и экспоненциального усиления, приводящего к коррекции негативной траектории преодоления личностью кризисной ситуации. Если кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих жизненных паттернов.

2. С позиции бифуркационного поведения акцент ставится на ту субъективную реальность, которую каждый человек формирует в своем жизненном пространстве с опорой на собственную систему значимых ценностей, выступающих в качестве своеобразной системы координат, по отношению к которым и интерпретируются внешние события. То, какой именно путь преодоления жизненных трудностей выберет та или иная личность, определяется, в частности, ее резервами и ресурсами как  системой интраперсональных качеств человека, способствующих нивелированию противоречий между личностью и жизненной средой, преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.

3. Немаловажным компонентом личностных ресурсов является нравственность личности как своеобразный регулятор поведения личности. При этом нравственные ресурсы представляют собой систему нравственных качеств личности, обуславливающих ценностно-смысловое измерение личностью жизненных ситуаций, задающих направленность поведения личности в ситуации выбора, а также создающих основу для самореализации при разрешении противоречий между личностью и жизненной средой. Нравственные ресурсы начинают активизироваться в ситуации выбора, тогда, когда личность должна дать моральную оценку тому или иному действию.

4. Становление нравственных ресурсов человека можно рассматривать как нелинейный многомерный процесс с широким диапазоном состояний, фаз, вариаций, в котором можно выделить два основ­ных психологических компонента: мотивационно-ценностный и эмоционально-регулятивный. Сформированность мотивационно-ценностного компонента на высоком, среднем и низком уровнях  характеризуется доминированием типа мотивации (гуманной эмпатически-альтруистической или эгоцентриче­ской), отношения к людям в зависимости от их значимости для человека. Сформированность эмоционально-регулятивного компонента на высоком, среднем и низком уровнях  характеризуется способностью к постановке и решению задач (спо­собность к постановке сверхзадач (задач, вы­ходящих за пределы социально заданных или адаптационных), способность к решению задач, поставленных реальными или идеальными авторитетными лицами, недостаточность произвольной регуляции поведения), характером регуляции поведения (на основе самосознания, сознатель­ная регуляция поведения, опирающаяся на нор­мы и правила, импульсив­но-ситуативное реагирование).

5. На основе уровней развития мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонентов формируются девять типов нравственного состояния человека. Из них четкое пози­тивное/негативное нравственное содержание имеют шесть типов:

  • альтруистический сверхконвенциональный тип (высокий уровень мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонента);
  • альтруистический конвенциональный тип (высокий уровень мотивационно-ценностного и средний уровень эмоционально-регулятивного компонента);
  • группоцентрический сверхконвенциональный тип (средний уровень мотивационно-ценностного и высокий - эмоционально-регулятивного компонента);
  • группоцентрический конвенциональный тип (средний уровень мотивационно-ценностного и эмоционально-регулятивного компонентов);
  • эгоцентрический сверхконвенциональный тип (низкий уровень мотивационно-ценностного компонента, высокий - эмоционально-регулятивного компонента);
  • эгоцентрический конвенциональный тип (низ­кий уровень мотивационно-ценностного компонента, средний - эмоционально-регулятивного).

6. Исходя из того, что содержание эгозащитных тенденций, искажающих или скрывающих угрожающие импульсы кризисной ситуации от человека, обусловлено внутриличностной спецификой, наиболее благоприятными условиями для ее преодоления будут:  высокая эмпатичность; бытийное вос­приятие себя и других; способность дейст­вовать в условиях неопределённости и риска; нравственная интуиция. Эти условия отражены в типах: 

  • альтруистическом сверхконвенциональном (ее носитель кризисную ситуацию воспринимает как стимул для развития, конфликт преобразовывет в энергию творче­ства);
  • альтруистическом конвенциональном (человек податлив к влиянию окружения, обладает конструктивными интенциями, ценностным отношением к окружающему миру);
  • группоцентрическом сверхконвенциональном (хотя  выраженность у человека амбива­лентных интенций усугубляет кризисную ситуацию, но в отношении близкого окружения он использует конструктивные альтру­истические интенции);
  • группоцентрическом конвенциональном (характеризуется противоречивой мотивацией, которая уравно­вешивается соблюдением моральных норм и правил соци­ального окружения). 

7. Нравственные ресурсы являются одним из факторов формирования копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций у личности на переходном этапе обучения в вузе. Фактор «нравственные ресурсы» включает в себя следующие переменные, определяющие его название: моральная активность, ответственность, творчество, настойчивость, самопринятие, принятие других, сознательность, уважение - неуважение к людям, близость - отдаленность к ближайшему окружению.

8. К мотивационным типам кризисных ситуаций относятся те, при которых имеются мотивы преодоления кризиса и поиска оптимального  выхода из нее. Эти мотивы могут вступить в борьбу со сложившимися по причине несовместимости и одновременной актуализации, при этом только выбор инициирует преодоление кризиса.

В основе когнитивного типа кризисной ситуации лежат   представления (когниции) личности. Человек, имея такой внутренний механизм, как наличие  знания о кризисном состоянии, понимает, что необходимо уйти от него, восстановить свою целостность. Выделяются два обобщенных когнитивных типа кризисных ситуаций - конструктивный (выбор на уровне самосознания (копинг-стратегии)) и деструктивный (уход от сознательного преодоления кризисной ситуации (временный или абсолютный).

Ролевые кризисные ситуации возникают в процессе напряжения между различными ролевыми позициями личности (внутриличностными и межличностными), её возможностями и существующим ролевым поведением.

В процессе нравственного становления личности происходит постепенное снижение числа неадекватных стратегий преодоления всех трех типов кризисных состояний.

9. Изменение образа влечет за собой как изменение поведения, так и самооценки субъекта и служит непосредственной моральной саморегуляцией поведения человека. Подобного рода изменения возможны в рамках психологического сопровождения развития у студентов вузов копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций. Программа психологического сопровождения включает в себя три блока («От самопознания к саморазвитию», «Цель как средство достигать желаемого», «Искусство достигать»), различные и по глубине психологической работы, и соответственно, по методам. Психологическое сопровождение должно реализовываться на трех уровнях: когнитивном (информационном), содержащем сведения об особенностях протекания кризисных ситуаций, механизмах их возникновения и преодоления, их разрешения в достижении целей личности и её развитии; личностном (поддерживающем), выполняющем психотерапевтическую функцию и работающем на принятие себя; деятельностном (поведенческом), посвященном моделям поведения при выполнении той или иной социальной роли и жизненным целям, которые человек выбирает, сообразуясь со своими индивидуальными способами преодоления кризисных ситуаций и жизненных задач.

Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия

1. Ветров, Р.Ю. Мотивы преступления: Монография [Текст] / Р.Ю. Ветров. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. – 3,9 п.л.

2. Ветров, Р.Ю. Психологическое сопровождение развития копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций: Учебное пособие [Текст] / Р.Ю. Ветров. - Ставропольское книжное издательство, 2011. – 5,3 п.л.

3. Ветров, Р.Ю. Психологические условия нравственного развития старшеклассников: Монография [Текст] / Р.Ю. Ветров. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2011. – 9,12 п.л.

4. Ветров, Р.Ю. Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций: Монография [Текст] / Р.Ю. Ветров. – Москва: Изд-во «Национальный книжный центр», 2012. – 19,1 п.л.

Публикации в реферируемых журналах и изданиях списка ВАК

5. Ветров, Р.Ю. Психологические условия развития нравственности личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 5. – Пятигорск, 2011. – 0,5 п.л.

6. Ветров, Р.Ю. Психологические основания формирования экологических правоотношений [Текст] / Р.Ю. Ветров, Ю.П. Ветров. – Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь. – 2011. - №3 (28). – 0,5 п.л.

7. Ветров, Р.Ю. Реализация психологической защиты личности в условиях преодоления кризисных ситуаций [Текст] / Р.Ю. Ветров // Гуманизация образования. – Сочи. – 2011. - №7. – 0,5 п.л.

8. Ветров, Р. Ю. Нравственная регуляция поведения личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Гуманизация образования. – Сочи. – 2011. - №8. – 0,5 п.л.

9. Ветров, Р.Ю. Социально-психологические аспекты изучения проблемы доверительного отношения [Текст] / Р.Ю. Ветров, М.В. Савельева // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь. – 2011. - №5. – 0,5 п.л.

10. Ветров, Р.Ю. Стиль индивидуальности [Текст] / Р.Ю. Ветров. Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь. – 2012. - №2. – 0,5 п.л.

11. Ветров, Р.Ю. Поведение личности и его мотивации [Текст] / Р.Ю. Ветров // Глобальный научный потенциал. – Санкт-Петербург, 2012. - №1 (10). – 0,5 п.л.

12. Ветров, Р.Ю. Теоретические основы выявления факторов преодоления личностью кризисных ситуаций [Текст] / Р.Ю. Ветров // Перспективы науки. – Тамбов. – 2012. - №3. – 0,5 п.л.

13. Ветров, Р.Ю. Психологическая защита личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 3. – Пятигорск, 2012. – 0,5 п.л.

Научные статьи

14. Ветров, Р.Ю. Психология следственной работы [Текст] / Р.Ю. Ветров // Социально-экономические проблемы развития потребительской кооперации. - Ставрополь: СКИ БУПК, 2001. – 0,2 п.л.

15. Ветров, Р.Ю. К вопросу о нравственности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы XXXII научно-технической конференции СевКавГТУ, Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. – 0,2 п.л.

16. Ветров, Р.Ю. Феномен нравственности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы VII региональной научно-технической конференции СевКавГТУ, Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. – 0,3 п.л.

17. Ветров, Р.Ю. Нравственность и мировоззренческие ценности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы VII региональной научно-технической конференции СевКавГТУ, Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. – 0,3 п.л.

18. Ветров, Р.Ю. Homo Educatus - человек воспитанный [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы XXXIII научно-технической конференции СевКавГТУ, Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. – 0,4 п.л.

19. Ветров, Р.Ю. Приоритеты высшего образования [Текст] / Р.Ю. Ветров // Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов. - Ставрополь: Ставропольсервис-школа, 2004. – 0,24 п.л.

20. Ветров, Р.Ю. Факторы повышения профессионального самоопределения студентов [Текст] / Р.Ю. Ветров // Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 0,5 п.л.

21. Ветров, Р.Ю. Нравственность и современность [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы Всероссийской научной конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2004. – 0,3 п.л.

22. Ветров, Р.Ю. Нравственные ресурсы личности: содержательный аспект [Текст] / Р.Ю. Ветров // Молодежь. Образование. Экономика. Материалы 5-1 Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Ч. 4. – Ярославль, 2004. – 0,2 п.л.

23. Ветров, Р.Ю. Проблема преодоления личностью кризисных ситуаций в современной психологии [Текст] / Р.Ю. Ветров // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - №2– Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – 0,5 п.л.

24. Ветров, Р.Ю. Кризис современности: пути преодоления [Текст] / Р.Ю. Ветров // Развитие личности в образовательных системах Южного Российского региона: Тезисы докладов ХIII годичного собрания Южного отделения РАО и ХХV психолого-педагогических чтений Юга России – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. Часть I . – 0,1 п.л.

25. Ветров, Р.Ю. Самоуправление как условие реализации копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций [Текст] / Р.Ю. Ветров // Личность как субъект управленческой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2007. – 0,6 п.л.

26. Ветров, Р.Ю. Психология потребительского отношения: пути преодоления [Текст] / Р.Ю. Ветров // Порядок общества: идеал в истории политико-правовой мысли и современность. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – 0,3 п.л.

27. Ветров, Р.Ю. Структура и особенности запуска защитных механизмов личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Республиканская научно-практическая конференция. Практическая психология на современном этапе: актуальные проблемы и тенденции развития. 23-24 ноября 2007 г. – Э.: КФ МОСУ, 2007.- 152 с. – 0,5 п.л.

28. Ветров, Р.Ю. Развитие человека нравственного [Текст] / Р.Ю. Ветров // Стратегии образовательной политики в условиях глобализации: Материалы Международной научно-практической конференции, 28-29 мая 2008. – Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – 0,62 п.л.

29. Ветров, Р.Ю. Нравственные ресурсы в преодолении кризисных ситуаций: постановка проблемы [Текст] / Р.Ю. Ветров // Человек и общество: на рубеже тысячелетий : международный сборник научных трудов. Выпуск XLI. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 0,6 п.л.

30. Ветров, Р.Ю. Феноменология и структурные характеристики нравственных ресурсов личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - №1. – 0,6 п.л.

31. Ветров, Р.Ю. Актуализация нравственных ресурсов личности в кризисной ситуации [Текст] / Р.Ю. Ветров // Социальные процессы в современном региональном сообществе: сборник материалов Международной научно-практической конференции. − Ставрополь: Сервисшкола, 2008. – 296 с. – 0,1 п. л.

32. Ветров, Р.Ю. Типы нравственного сознания личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Сборник научных статей «Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук». Выпуск ХХI. - Москва-Ставрополь,2009. -328 с.- 0,2 п.л.

33. Ветров, Р.Ю. Психологическое сопровождение развития копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций [Текст] / Р.Ю. Ветров // Философия отечественного образования: история и современность. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции: МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – 0,3 п.л.

34. Ветров, Р.Ю. Нравственность как фактор преодоления кризиса [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы гуманитарных, технических и естественных наук».- Георгиевск: ГТИ (филиал) СевКавГТУ, 2009. – 0,3 п.л.

35. Ветров, Р.Ю. Типы кризисных ситуаций и стратегии их преодоления [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы II Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России». Часть 1. – Кисловодск – Ставрополь-Москва: ООО «Литера», 2009. – 0,2 п.л.

36. Ветров, Р.Ю. Типология кризисных состояний личности в период профессиональной подготовки [Текст] / Р.Ю. Ветров // Роль психологии и педагогики в модернизации российского образования: методология, теория, практика: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию ПГПИИЯ-ПГЛУ и кафедры психологии и педагогики, 16-18 ноября 2009. Часть II. – Москва – Пятигорск: ИПРАН-ПГЛУ, 2009. – 0,43 п.л.

37. Ветров, Р.Ю. Нравственность как регулятор поведения личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук». – Георгиевск: Георгиевский технологический институт, 2009. – 328 с. – 0,1 п. л.

38. Ветров, Р.Ю. Моральная саморегуляция поведения человека в кризисной ситуации [Текст] / Р.Ю. Ветров // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов, XI выпуск / Под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. − Воронеж: ВГПУ, 2009. – 401 с. – 0, 4 п. л.

39. Ветров, Р.Ю. Концептуальное обоснование преодоление кризисов нравственными ресурсами личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы II республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической адаптации человека в современном обществе». – Элиста: КФ МОСА, 2010. – 220 с. – 0,1 п. л.

40. Ветров, Р.Ю. Проблема влияния нравственного сознания на преодоление личностью кризисных ситуаций [Текст] / Р.Ю. Ветров // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. - №8. – 0,6 п.л.

41. Ветров, Р.Ю. Особенности возникновения кризисных ситуаций у студенческой молодежи [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы III международной научной конференции «Актуальные проблемы современного научного знания» - Пятигорск: ПГЛУиздат, 2010. – 0,3 п.л.

42. Ветров, Р.Ю. Программа психологического сопровождения развития копинг-стратегий [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития современного гуманитарного образования в изменяющейся России». – Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2010. – 0,3 п.л.

43. Ветров, Р.Ю. Динамика кризисных ситуаций личности в период профессиональной подготовки в вузе [Текст] / Р.Ю. Ветров // Современные направления теоретических и прикладных исследований – 2011: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Том 21. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2011. – 0,31 п.л.

44. Ветров, Р.Ю. Основные направления психологического сопровождения развития копинг-стратегий у студентов вузов [Текст] / Р.Ю. Ветров // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения (материалы 1V Международной научно-практической конференции). – Пенза: ПГПУ, 2011. – 0,2 п.л.

45. Ветров, Р.Ю. Значимость нравственных ресурсов в жизненном пространстве человека [Текст] / Р.Ю. Ветров // Личность человека в современной системе ценностных ориентиров (материалы Всероссийской научно-практической конференции). – Волгоград: ЦПНИ, 2011. – 0,24 п.л.

46. Ветров, Р.Ю. Современный взгляд на психологию нравственности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Актуальные проблемы современной психологии (материалы Всероссийской научно-практической конференции). – Белгород: БелГУ, 2011. – 0,3 п.л.

47. Ветров, Р.Ю. Уровни реализации психологического сопровождения развития копинг-стратегий у студентов вузов [Текст] / Р.Ю. Ветров // Личностно-ориентиро¬ванное образование: методология, теория, технология» (Материалы V Международной научно-практической конференции 26 мая 2011 г., в г. Шад¬ринске, ШГПИ). – 0,3 п.л.

48. Ветров, Р.Ю. Становление нравственных ресурсов человека [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». – Новосибирск: ЦРНС. – 2011. – 0,3 п.л

49. Ветров, Р.Ю. Нравственные ресурсы как фактор формирования копинг-стратегий преодоления кризисных ситуаций у личности [Текст] / Р.Ю. Ветров // Материалы I Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире». – Краснодар: Изд-во АНО «ЦСПИ «Премьер», 2011. – 0,4 п.л.