Научная тема: «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗНОНАПРАВЛЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ»
Специальность: 08.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Сущностной характеристикой экономической природы конкурентных взаимодействий субъектов рынков выступает обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов, объективно обусловливающее их осуществление в институционализированной конкурентной среде. Государство в данной модели занимает место созидателя формальных правил и гаранта их соблюдения непосредственными участниками трансакций. Однако в условиях финансово-экономического кризиса роль государства трансформируется, поскольку оно начинает выступать в роли арбитра между определенными акторами конкурентной среды, что выражается в государственной финансовой и институциональной поддержке части отобранных административным путем на основе не-транспарентных критериев рыночных агентов. Результатом селективной господдержки выступает реаллокация конкурентных преимуществ, которые впоследствии могут привести к негативным структурным изменениям экономики.

2. Конкурентные взаимодействия представляют собой институционализированные законом и неформальными практиками трансакции, совершаемые акторами рыночной среды и направленные на получение прибыли путем реализации своих конкурентных преимуществ. Поскольку конкурентные взаимодействия осуществляются рыночными агентами в рамках регламентирующего конкурентную среду набора формальных законов и неформальных институциональных практик, то в качестве их форм нами идентифицированы:

  • кооперация, т.е. сонаправленные действия экономических агентов, ориентированные на повышение своих конкурентных преимуществ и их реализацию за счет кооперативного поведения и сотрудничества,
  • конфликт, т.е. рыночная соревновательность, проявляющаяся в действиях по оспариванию (формальному и неформальному) и реаллокации своих конкурентных преимуществ, направленная на индивидуальное достижение монопольного влияния избранной сфере.

3. Конкурентная среда рынков с позиций институционально-экономической методологии представляет собой совокупность рыночных агентов, многообразие осуществляемых ими трансакций, а также установленные законом и неформальными практиками институциональные рамки конкурентных взаимодействий, обеспечивающие максимизацию прибыли путем реализации конкурентных преимуществ каждым субъектом рынка. Деловая среда как подсистема конкурентной среды представляет собой устоявшуюся систему неформальных практик координации, совершения различных трансакций на том или ином рынке. Поскольку конкурентная среда национальной экономики эволюционирует, то специфическими особенностями современной конкурентной среды российской экономики выступают:

  • доминирование неформальных негативных практик, на которые предъявляется повышенный спрос акторов вследствие того, что следование формальным институтам характеризуется более высокими трансакционными издержками;
  • нестабильность самих экономических институтов конкурентной среды, особенно формальных законов, в которые вносятся непрерывные поправки;
  • нацеленность акторов российских рынков на получение краткосрочной выгоды как результат несовершенства конкуренции и наличия институциональных ловушек.

4. Институциональные условия координации конкурентных взаимодействий экономических агентов в борьбе за конкурентные преимущества детерминируются качеством институтов конкурентной среды, которые включают все формы ограничений, структурирующих рыночные взаимодействия: институты права, государственного антимонопольного регулирования, недоверия, сговора и др. Для реализации экономическим агентом полученных в процессе этих взаимодействий конкурентных преимуществ необходимы соответствующие институциональные условия - равноправие всех экономических агентов, их многочисленность, эффективная система неформальных практик координации (институт деловой среды), которые выступают показателями качества конкурентной среды.

5. Современная структура рыночных субъектов России, включающая государство как рыночный регулятор, непосредственный субъект рынка, фирмы, предпринимателей и домашние хозяйства, сформировалась в процессе институциональной динамики субъектов плановой нерыночной экономики в ходе ее ры-ночно-трансформационных преобразований. В качестве основных этапов этой эволюции нами выделены: доприватизационный этап (1985-1991 гг.), приватизационный (1992-08.1998), модернизационный (09.1998-08.2008) и современный кризисный период (09.2008 - по настоящее время). Для посткризисного восстановления и увеличения численности экономических субъектов российских рынков необходима государственная политика, обеспечивающая:

  • инвестирование в основные фонды существующих, а также вновь создаваемых предприятий реального сектора экономики, деятельность которых направлена на производство товаров конечного потребления, а не на перераспределение существующих активов, что обусловливает реализацию основных приоритетов социально-экономического развития в условиях перехода на инновационный путь развития;
  • развитие института налоговых консультантов для оптимизации налогового бремени на предпринимательство и возвращение инвестиционной льготы;
  • институциональная поддержка самозанятости, в т.ч. электронной;
  • расширение, приоритезация и модернизация всей системы бюджетного заказа.

6. Экономический институт как единица анализа институциональной эко номической теории представляет собой в общем случае неразрывное единство формальной составляющей (закона) во взаимодействии с неформальными прак тиками, составляющими институциональное окружение формального источни ка права, совместно координирующими деятельность экономических субъек тов. Это не отрицает историогенеза института как неформальной нормы. Пред лагаемая нами трактовка экономического института позволяет объяснить дол- госрочность процесса приживаемости трансплантированных в российскую эко номику институтов конкурентной среды тем, что в действительности транс плантируется лишь формальная составляющая института, на которую наклады вается присущая социально-экономической системе страны-реципиента нефор мальная практика, по своей структуре не соответствующая массовым нефор мальным практикам страны-донора. В силу этого структурные и динамические факторы нестабильности экономических институтов включают:

  • внутреннюю противоречивость направлений векторов мотивации поведения экономических агентов со стороны формальных законов и неформальных практик;
  • заимствование формальных законов из внешней институциональной среды без их должной адаптации под институциональную среду страны-реципиента;
  • необоснованный отказ государства от воздействия на целенаправленное формирование сопутствующих неформальных практик,
  • наличие институциональных ловушек в ряде фундаментальных экономических институтов.

7. Разнонаправленность (асимметричность) мотивации экономических субъектов проявляется в том случае, когда побудительные причины направле ния действия формальных законов не совпадают или даже диаметрально проти воположны побудительным причинам действия неформальных практик. Экономические институты по признаку мотивации направления действий экономических агентов классифицируются нами на сонаправленные и разнонаправленные. В свою очередь, разнонаправленные экономические институты разделяются по критерию предпочтительности следования экономическими субъектами на доминантно формальные и доминантно неформальные. Качество экономического института тем выше, чем более сонаправлены векторы мотивации формальных законов и неформальных практик. Обратная ситуация приводит к необходимости выбора экономическим агентом более выгодного вектора мотивации (формального или неформального), а в критических случаях ведет к появлению институциональных ловушек. В качестве инструментов компенсации негативных эффектов асимметрии институциональной мотивации выступают:

  • государственная политика, направленная на формирование положительных эффектов от координации в соответствии с формальными законами;
  • формирование позитивного общественного мнения о формальных законах и выгоде от координации в соответствии с их векторами;
  • осуществление постпроектного мониторинга экономической эффективности формального законодательства и его оценки и восприятия рыночными акторами.

8. Институциональная ловушка, искусственно снижающая конкурентоспособность субъектов национальных отраслевых рынков, формируется в специфических условиях, при которых вектор мотивации формальной составляющей экономического института диаметрально противоположен вектору мотивации неформальных практик, входящих в его структуру. Это означает, что экономические агенты предпочитают координировать свои рыночные взаимодействия в соответствии с мотивами неформальных практик. Такая координация более выгодна, чем осуществляемая в рамках формального законодательства. Для снижения масштабов и эффекта институциональной ловушки необходима модернизация не только формальной составляющей экономических институтов, но и создание предпосылок для трансформации массовых неформальных практик в рамках императивов формального законодательства посредством следующего инструментария:

  • введение нового института обязательного экономического анализа права - предварительной экспертизы новых законов и корректировок старых;
  • стабильность законодательства путем установления трехлетнего моратория на его изменение;
  • создание кодексов поведения предпринимателей на соответствующих отраслевых рынках;
  • минимизация возможностей использования административного ресурса путем жесткого исключения законодателей и чиновников (и членов их семей, включая поколенный состав) из любой предпринимательской деятельности.

9. В силу того, что рынок порождает монополию как один из своих про валов, единственным агентом регулирования, создающим и поддерживающим равные условия для осуществления конкурентных взаимодействий рыночных акторов, и институциональным инноватором, осуществляющим разработку и принятие формальных законов, а также обеспечивающим принуждение к ис полнению этих институциональных норм, выступает государство в лице зако нодательной и исполнительной власти. Однако государственное вмешательство в конкурентную среду должно осуществляться со строгой регламентацией его границ, направлений и функций, включая лишь следующие инструменты:

  • конструирование конкурентных правил (формальных законов), обеспечение равнообязательности их исполнения всеми акторами рынка и их стабильности;
  • создание институциональных условий для неформальных практик, вектор которых сонаправлен с действующими формальными законами;
  • ужесточение контроля над соблюдением действующих правил всеми рыночными акторами, прежде всего, повышение материальной ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции.

10. Важнейшим провалом государственной политики по формированию и развитию конкуренции является ее фактическая подмена антимонопольным регулированием и защитой конкуренции, а также бессистемность, непоследовательность, декларативный характер и отсутствие целеориентации на создание оптимальных условий для развития рыночных агентов и их взаимодействия на рынках, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ каждого. Эффективная государственная политика в области институционального строительства конкурентной среды включает следующие инструменты: проектирование и разработку формальных законов с учетом существующих неформальных практик и традиций, формирование и/или необходимая корректировка неформальных практик в направлении координирующих мотивов формальных законов. Использование данного инструментария обеспечивает формирование эффективного института, востребованного экономическими акторами. Поэтому разработка формального закона является необходимым, но явно не достаточным условием институционализации конкурентной среды, требующим информирования экономических акторов о целях и задачах разрабатываемого института, об их выгодах от следования правилам координации, определяемых данным институтом, обучения агентов принципам и инструментам этой координации внутри института.

11. Инструментарий государственной политики по развитию конкурентной среды и конкуренции в России находится в сфере ответственности федеральной власти и всецело зависит от активности двух органов государственной власти: Департамента развития конкуренции Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы России. Поскольку четкие границы полномочий и зон их ответственности не определены, то это обусловливает неоптимальность распределения их компетенций: полномочия Департамента неоправданно сужены, а ФАС России, особенно в части законодательной инициативы, непропорционально велики, что позволяет концентрировать избыточную власть в рамках одного органа и разрабатывать законопроекты «под свои требования». В силу этого эффективным инструментарным средством государственной конкурентной политики выступает перераспределение направлений деятельности этих организаций соответственно следующим векторам:

  • формирование конкурентной среды и развитие конкуренции, то есть разработка конкурентного законодательства, законодательства по формированию конкурентной среды, федеральных программ развития конкуренции и т.д. - закрепить полностью за Департаментом развития конкуренции МЭР РФ;
  • контроль над исполнением конкурентного и антимонопольного законодательства без права законодательной инициативы - оставить за ФАС России.

12. В условиях отсутствия в России отраслевого законодательного регулирования рынка услуг сотовой подвижной радиосвязи он включен в систему электросвязи и почтовой связи, что требует модернизации формального законодательства в целях повышения степени конкурентности данного отраслевого рынка, формирования и развития услуг предоплаченной мобильной связи, активно востребованной туристами, а также различными группами абонентов в случае ознакомительного пользования для определения качества услуг, временного пользования и т.д. Формирование необходимых институциональных условий обеспечит создание и развитие виртуальных операторов сотовой связи (а не указанных специальных совместных тарифных планов реальных операторов связи), а также услуг сохранения телефонного номера при переходе от одного оператора к другому. Целесообразно также мотивирование операторов связи к переходу от внутрисетевого роуминга в России к единому безроуминговому пространству в пределах сетевого покрытия одного оператора.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Жук А.А, Белокрылова О.С. Институционализация конкурентной среды посткризисной экономики. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2007. (9,0 п.л./ 5,9 п.л.), ISBN: 978-5-92750275-Х;

2.Жук А.А. Российское предпринимательство на рубеже XX и XXI века / Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. Коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательство «АкадемЛит», 2010. (35,74 п.л. / 0,8 п.л.); ISBN: 978-5-91423-104-9;

3.Жук А.А. Природа институциональных ловушек / Посткризисные перспективы модернизации российской экономики: Коллективная монография / кол. авт.; под общей ред. О.С. Белокрыловой — Ростов н/Д: Наука-Cпектр, 2011. (15 п.л. / 0,35 п.л.); ISBN: 978-5-91423-026-2;

4.Жук А.А. Институциональные факторы модернизации региональной экономики / Гуманитарно-экономические закономерности модернизации регионального развития. Монография / Науч. ред. В.М. Белоусов – Ростов н/Д: ЗАО «Ростиздат», 2011. (12 п.л. / 1,85 п.л.); ISBN: 978-5-7509-1214-8;

5.Жук А.А. Посткризисная трансформация институтов конкурентной среды. Saarbruck-en: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. (9 п.л.); ISBN: 978-3-8465-4154-8;

6.Жук А.А. Конкурентная среда России: институциональный анализ мотивации экономических субъектов. Ростов н/Д.: Изд-во «Содействие - XXI век», 2012. (11,3 п.л.); ISBN: 978-5-91423-047-7;

Статьи в журналах перечня ВАК

7.Жук А.А. Направления институциональной модернизации рынка государственных и муниципальных закупок в Ростовской области // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. №3 (Май). – С. 264-268 (0,5 п.л.);

8.Жук А.А. Конкурентная среда российской экономики: институциональный аспект // Экономические науки. 2009. №12(61). – С. 75-80 (0,55 п.л.);

9.Жук А.А. Трансформация институтов конкурентной среды в современных условиях // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник РГУ). 2009. Том 7. №4. Ч. 2. – С. 28-32 (0,65 п.л.);

10.Жук А.А. Эволюция экономических субъектов России: доприватизационный и приватизационный периоды // Экономические науки. 2010. №1(62). – С. 70-75 (0,65 п.л.);

11.Жук А.А. Эволюция экономических субъектов России: модернизационный и современный кризисный периоды // Экономические науки. 2010. №2(63). – С. 70-75 (0,6 п.л.);

12.Жук А.А. Структурные и динамические аспекты нестабильности экономических институтов // Перспективы науки. 2010. №3(05). – С. 120-126 (0,5 п.л.);

13.Жук А.А. Асимметричность институциональной мотивации экономических субъектов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. №6 (98). – С. 36-41 (0,5 п.л.);

14.Жук А.А. Конкурентная среда рынков: институционально-экономические характеристики // Современная конкуренция. 2011. №4 (28). – С. 15-22 (0,65 п.л.);

15.Жук А.А. Провалы институционального строительства конкурентной среды // Экономические науки. 2011. №5 (78). – С. 44-49 (0,7 п.л.);

16.Жук А.А. Государственное регулирование конкурентной среды // Перспективы науки. 2011. №8 (23). – С. 162-169 (0,65 п.л.);

17.Жук А.А. «Диссертационная ловушка» на пути построения инновационной экономики // Вопросы экономики. 2011. №9. – С. 121-133 (1 п.л.);

18.Жук А.А. Конкурентная политика России на современном этапе // Вестник экономической интеграции. 2011. №9 (41). – С. 80-88 (0,75 п.л.);

19.Жук А.А. Эволюция и институциональная структура рынка сотовой подвижной радиосвязи в России // Вопросы экономики и права. 2011. №6. – С. 114-120 (0,75 п.л.);

20.Жук А.А. Конкурентная среда России: необходимость вмешательства и практика администрирования на современном этапе // Современная конкуренция. 2011. №6 (30). – С. 3-26 (2,2 п.л.);

21.Жук А.А. «Налоговая ловушка» развития предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2012. №2. – С. 132-139 (0,5 п.л.);

Статьи в журналах перечней ВАК стран СНГ

22. Жук А.А. Место и роль государства в регулировании конкурентной среды // Вісник Дніпропетровського університету. 2011. Том 19. №10/1. Серія «Економіка». Вип. 5(2). – С. 10-19 (0,8 п.л.) (Украина);

Статьи и тезисы докладов

23.Жук А.А. Казначейская система как оптимальный механизм финансирования государственных закупок в транзитарных экономиках / Государственное регулирование трансформационных экономик. Материалы I международной интернет-конференции экономического факультета РГУ. Ростов-на-Дону: Издательство Рост. ун-та, 2003. (0,3 п.л.);

24.Жук А.А. Конкурентные способы размещения государственного и муниципального заказа / Конкуренция и конкурентоспособность. Организация производства конкурентоспособной продукции. Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть 1. Новочеркасск, 2003. (0,4 п.л.);

25.Жук А.А. Региональные особенности проведения отдельных конкурсных процедур на закупку продукции для государственных нужд / Эффективное управление региональной экономикой и ее роль в становлении развитого экономического пространства. Сборник научных материалов. Киров, 2003. (0,3 п.л.);

26.Жук А.А. Институциональная среда осуществления региональных и муниципальных закупок в Ростовской области / Актуальные проблемы труда и социальной политики: матер. регион. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В.Ф. Потуданская. Омск, 2004. (0,3 п.л.);

27.Жук А.А. Мировой рынок государственных закупок / Современная глобализация и Россия / Под. ред. А.Ю. Архипова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2004. (0,4 п.л.);

28.Жук А.А. Институциональные преобразования в транзитивной экономике / Модернизация механизмов государственного воздействия на экономическое развитие: Материалы II Международной Интернет-конференции экономического факультета РГУ. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. (0,5 п.л.);

29.Жук А.А. Государственные закупки в РФ: институты и механизмы / Актуальные проблемы повышения эффективности государственных расходов и конкурсных закупок. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. (0,4 п.л.);

30.Жук А.А. Асимметричность мотивации субъектов рынка государственных закупок / Стратегия обеспечения конкурентоспособности экономики: Материалы III Международной Интернет-коференции экономического факультета РГУ. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. (0,5 п.л.);

31.Жук А.А. Формирование конкурентной среды рынка региональных и муниципальных закупок (на примере Ростовской области) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. ЭВ. №2. (0,5 п.л.);

32.Жук А.А. Категориальный анализ зарубежного опыта функционирования системы госзакупок на макро- и мезоуровнях / Современные проблемы рыночной экономики. Сборник трудов аспирантов, преподавателей и докторантов кафедры теории рынка. Выпуск 8. Ростов-на-Дону: РГУ, 2007. (0,5 п.л.);

33.Жук А.А. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта реформирования жилищно-коммунального хозяйства / Государственная стратегия обеспечения инновационного экономического роста. Ростов-на-Дону: Изд-во «АкадемЛит», 2007. (0,4 п.л.);

34.Жук А.А., Жук Е.С. Детерминанты социальной политики в транзитивной экономике; Проблемы образования, экономики, формирования личности: межвуз.сб.науч.тр., вып. 3. / Новошахт.филиал ФГОУ ВПО «Юж.фед.ун-т.» Новошахтинск: Изд-во «НОК», 2007. (0,6 п.л./0,3 п.л.);

35.Жук А.А. Тенденции развития региональных страховых рынков России / Современные проблемы рыночной экономики. Сборник трудов аспирантов, преподавателей и докторантов кафедры теории рынка. Выпуск 9. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. (0,5 п.л.);

36.Жук А.А. Развитие конкурентной среды российских рынков / Экономические и институциональные исследования: Альманах научных трудов. Вып. 2 (26). - Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. (0,8 п.л.);

37.Жук А.А. Институциональная эволюция конкурентной среды рынка государственных закупок / Развитие России в условиях глобализации мировой экономики. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. (0,3 п.л.);

38.Жук А.А. Динамика социально-экономических институтов: рыночно-эволюционный подход / Материалы IV Всероссийской научной конференции Сорокинские чтения «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое. Южный федеральный округ» (1-2 декабря 2008 г., Ростов-на-Дону ИППК ЮФУ) / Ответственный редактор Ю.Г.Волков. Ростов-н/Д.: Антей, 2009. (0,3 п.л.);

39.Жук А.А. Асимметричность мотивации как предпосылка неконкурентного поведения субъектов рынка / Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Воздействие глобального экономического кризиса на регионы Юга России: материалы XI Международной научно-практической конференции, г. Волжский, 24-25 сентября 2009 г. / ВГИ (филиал) ВолГУ. Сост.: О.В. Иншаков, М.М. Гузев, В.А. Летяев; отв. за вып. М.М. Гузев. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. (0,6 п.л.);

40.Жук А.А. Эволюция экономических субъектов России в условиях макростабилизации / Экономические и институциональные исследования: Альманах научных трудов. Вып. 4 (32). Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. (0,35 п.л.);

41.Жук А.А. Институциональные изменения конкурентных взаимодействий на современном этапе развития экономики / Современные проблемы рыночной экономики. Сборник трудов аспирантов, преподавателей и докторантов кафедры теории рынка. Выпуск 13. – Ростов-н/Д: Эверест, 2010. (0,6 п.л.);

42.Жук А.А. Эволюционный подход к институциональной динамике экономических субъектов; Актуальные проблемы современной науки и образования. Экономические науки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. IV. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. (0,3 п.л.);

43.Жук А.А. Анализ эволюции экономических субъектов переходного периода / Устойчивое развитие российских регионов: инновации, институты и технологические заимствования. Материалы VII Международной научно-практической конференции по проблемам экономического развития (Екатеринбург, 23-24 апреля 2010 г.). Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2010. (0,3 п.л.);

44.Жук А.А. Экономические институты: причины нестабильности // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2010. №2. (0,35 п.л.);

45.Жук А.А. Причины изменения российских экономических институтов / Всероссийская (заочная) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития современной экономики и управления»: Сб. науч. Статей / Отв. Ред. Проф. В.И. Долгий. – Саратов: Издательство «КУБиК», 2010. (0,3 п.л.);

46.Жук А.А. Институциональная мотивация: эффект асимметричности // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2010. №3. (0,35 п.л.);

47.Жук А.А. Институциональные ловушки как результат неэффективного институционального строительства / Современные проблемы рыночной экономики. Сборник трудов аспирантов, преподавателей и докторантов кафедры теории рынка. Выпуск 14. Ростов-н/Д: Эверест, 2010. (0,3 п.л.);

48.Жук А.А. Теоретические основы исследования конкурентной среды // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2010. №. 8. (0,4 п.л.);

49.Жук А.А. Место конкурентной среды в формировании новой экономики XXI века / Проблеми формування нової економіки ХХІ століття: матеріали ІІІ Міжнар. наук. -практ. конф., 23-24 груд. 2010 р.: Т. 2. Економіка підприємства та зміни пріоритетів підприємництва у ХХІ столітті. – Дніпропетровськ: Біла К.О., 2010. (0,3 п.л.);

50.Жук А.А. Место и роль государства в регулировании конкурентной среды // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. №. 6 (14). (0,3 п.л.);

51.Жук А.А. Формирование конкурентной среды современной России: ретроспективный анализ и направления реконструкции / Современные проблемы рыночной экономики и маркетинга. Сборник трудов аспирантов, преподавателей и докторантов кафедры теории рынка. Выпуск 16. Ростов-н/Д: Эверест, 2011. (0,6 п.л.).