Научная тема: «ТЕОРИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ПРАВА»
Специальность: 12.00.14
Год: 2012
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Определены историко-правовые истоки института «маловажных преступлений» (проступков), как первоначально составной части общей системы публичных деликтов в российском законодательстве второй половины XIX в. На основе ретроспективного анализа положений камеральной науки, науки о полиции и науки полицейского (административного) права Российской империи раскрывается также генезис теории юридической ответственности за маловажные проступки как научной основы современной теории административно-деликтного права.

2. На основе ретроспективного анализа и оценки советских научных и законодательных источников обоснованы и структурированы положения об этапах становления и развития института административной  ответственности в праве и законодательстве СССР (от хаотичного и научно необоснованного формирования разрозненных подзаконных актов и отдельных норм до концептуального оформления «института административной ответственности» и научно обоснованной кодификации материальных и процессуальных норм об административных правонарушениях в самостоятельную целостную подотрасль советского административного законодательства).

3. Обоснован вывод о теоретической и практической взаимосвязи и предметном единстве материальных и процессуальных норм административно-деликтного права на основе теоретического анализа толкований понятия и содержания административной ответственности в советской и современной науке административного права и оценки 30-летнего опыта кодифицированного законодательного регулирования профильной сферы правовых отношений.

4. Обоснован на той же эмпирической и научной основе вывод об особой роли и концептуальной важности «компетенционных» норм о субъектах административной юрисдикции в обеспечении и сохранении единства материальных и процессуальных норм административно-деликтного права.

5. Обоснован в этой связи вывод о концептуальной трансформации еще в начале 80-х гг. «института» административной ответственности в фактическую подотрасль административного права.

6. Обоснована с учетом предыдущих положений концепция административно-деликтного права как новой подотрасли современного административного права Российской Федерации, объединяющей предметно единый комплекс профильных материальных и процессуальных норм, устанавливающих как основания, так и процедурный механизм реализации административной ответственности за совершение административных правонарушений.

7. На основе предложенной концепции обосновано и сформулировано понятие административно-деликтного права как предметно единого подотраслевого комплекса материальных и процессуальных норм в составе следующих профильных правовых институтов: института административных правонарушений (деликтов); института административной ответственности (мер наказаний); института субъектов административной юрисдикции; института производства по делам об административных правонарушениях; института исполнения решений по делам об административных правонарушениях.

8. Обосновано положение о значении и роли теории «множества» административных процессов как научной основе для признания производства по делам об административных правонарушениях и производства по исполнению решений по делам об административных правонарушениях в качестве самостоятельных разновидностях административно-процессуальной деятельности.

9. Обоснованы и сформулированы в этой связи концептуальные положения об организации внутренней структуры административно-деликтного процесса в составе: института субъектов административной юрисдикции (в части процессуальных норм о подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушений), института производства по делам об административных правонарушениях и института производства по исполнению решений по делам об административных правонарушениях.

10. Обосновано и сформулировано определение административно-деликтного процесса как особого профильного административного процесса, который является, по сути, единственным давно уже сложившимся в теоретическом «множестве» административных процессов видом юрисдикционного процесса, имеющим свое реальное научное обоснование, практическое подтверждение и законодательное оформление.

11. С учетом авторской концепции и предыдущих положений обоснован вывод об административно-деликтном процессе как процессуальной составной части системы внутренней организации подотрасли административно-деликтного права.

12. Обоснованы также на научной и эмпирической основе выводы о традиционной автономности административно-деликтного права от других институтов и подотраслей административного права, а также об уникальном для административно-правовой теории и административного законодательства феномене и единственном примере практически полного концептуального и практического совмещения подотрасли административно-деликтного права и профильной подотрасли административного законодательства.

13. Через раскрытие и определение общих корней и близости предметов регулирования норм уголовного и административно-деликтного права, проистекающих из эмпирического и научного опыта развития первоначально единого института публично-правовых деликтов как составной части дореволюционного полицейского права, обоснованы положения и выводы об общности закономерностей развития уголовного права и административно-деликтного права.

14. Обоснована и сформулирована на этой основе научная гипотеза о достаточной степени вероятности появления в будущем теоретического и эмпирического обоснования дальнейшего развития административно-деликтного права по пути обособления (причем именно по аналогии с наиболее близким по предмету регулирования уголовным правом) в самостоятельную отрасль российского права.

15. С учетом этой авторской гипотезы обоснован и сформулирован вывод о том, что возможное обособление в будущем административно-деликтного права в самостоятельную отрасль права должно привести и к концептуальному разъединению материального и процессуального блоков административно-деликтных норм и последующей их раздельной кодификацией в отдельных законодательных актах (но только при условии решения к тому времени проблемы множественности субъектов административной юрисдикции).

16. Обоснованы и сформулированы (в том числе и с учетом предыдущих положений) выводы, предложения и практические рекомендации автора по необходимости реформирования системы субъектов административной юрисдикции на основе:

  • постепенного выведения органов исполнительной власти и их должностных лиц из числа субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушений;
  • сосредоточения в рамках юрисдикционной компетенции названных субъектов только полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведению по ним в необходимых случаях административных расследований;
  • повышения роли органов прокуратуры в надзоре за строгим соблюдением процессуальных прав субъектов административных деликтов и законностью оснований и процедур возбуждения, расследования дел об административных правонарушениях и обжалования решений по ним;
  • постепенного перераспределения полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в пользу судейского корпуса и их последующей полной передачи судьям;
  • завершения организации системы административной юстиции в виде наименее затратного формирования вертикальной системы административной специализации судей судов общей юрисдикции с вершиной этой системы в лице уже созданной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам.

17. Определены и сформулированы на основе сравнительно-правового анализа закономерности и пути развития российской и зарубежной науки административного и административно-деликтного права, а также выявлены и рассмотрены достоинства и недостатки практики развития профильного законодательства в различных странах. При этом исследовании особо выделен и негативно оценен автором опыт современной Германии (чья прогрессивная в XIX в. правовая модель ответственности за публичные деликты была заимствована полицейским правом Российской империи), которая только в начале XXI в. под прессом требований Евросоюза об унификации законодательства всерьез начала правовую реформу по обособлению друг от друга уголовной и административной ответственности.

18. Обосновано и сформулировано определение науки административно-деликтного права как составной части общего административно-правового (или точнее будет сказать в данном случае несколько шире - публично-правового) блока отечественной юридической науки, назначение которой состоит в исследовании истории возникновения административной «ветви» публично-правовых деликтов, анализе и оценке накопленного опыта функционировния правового механизма административной ответственности, тенденциях и закономерностях его развития, а также в выработке обоснованных рекомендаций по перспективам дальнейшего позитивного реформирования и совершенствования административно-деликтного права и законодательства.

19. Обосновано, сформулировано и структурировано содержание профильного учебного курса «Административно-деликтное право».

20. С учетом положений общей теории права, теории уголовного права и теории административного права о соотношении и взаимосвязи понятий «право» и «закон», «система права» и «система законодательства», а также в результате анализа накопленного эмпирического и научного опыта обоснованы и сформулированы выводы о тесной взаимосвязи теории административно-деликтного права и законодательства об административных правонарушениях, дающей основания для рассмотрения КоАП РФ как нормативного «донора» развития теории административной ответственности и как законодательной основы подотрасли административно-деликтного права.

21. На основании теоретического анализа и критической оценки эмпирического опыта применения и изменения КоАП РФ и развития законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях обоснован вывод о существенных недостатках действующей концепции максимальной централизации законодательной системы и правового механизма административно-деликтного регулирования

22. Обоснован также в этой связи вывод о необходимости разработки и последующего принятия (при безусловном сохранении единства материальных и процессуальных административно-деликтных норм) новой современной редакции КоАП РФ, предусматривающей концептуальное и содержательное редактирование всех разделов кодекса, в том числе:

  • уточнение и конкретизацию концептуальных положений о разграничении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования административной ответственности на основе расширения полномочий субъектов РФ в рассматриваемой сфере;
  • концептуальное уточнение и разграничение статуса должностных лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов административных правонарушений;
  • концептуальное уточнение и коррективы статуса и форм вины юридических лиц как субъектов административных правонарушений;
  • критическое переосмысление и концептуальное уточнение в КоАП РФ видов, характеристик, пределов и сфер применения административных санкций, таких как предупреждение, штраф, дисквалификация, лишение специального права, административное приостановление деятельности, а также исключение из системы административных наказаний «уголовного» по сути административного ареста и одновременное «возвращение» в систему административных наказаний исправительных (или общественных) работ, неоправданно монополизированных УК РФ;
  • критическое переосмысление, концептуальное уточнение и конкретизацию положений о сроках давности рассмотрения дел об административных правонарушениях, об основаниях проведения  административного расследования и т.д. во избежание неконтролируемого последующего пополнения общих правил о таких сроках и основаниях бесконечными исключениями из этих общих правил;
  • существенное расширение процессуальных прав субъектов административных правонарушений, а также участников производства по делам об административных правонарушениях в целом и т.д.

23. На основе проведенного автором комплексного исследования и оценки проблем теории и методологии науки административно-деликтного права и практики развития системы законодательного регулирования административной ответственности были обоснованы и сформулированы авторские положения, выводы, предложения и рекомендации по реформированию остающейся «советской» и во многом устаревшей общей теории и системе российского административного права. Обоснованы также выводы и предложения о необходимости разработки общей концепции реформирования, упорядочения и развития системы административного законодательства.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Кирин А.В. Административно-деликтное право: теория и законодательные основы. М., Норма. 2012. - 464 с. (29 п.л.).

2.Кирин А.В. Развитие института административной ответственности в России. М., Lambert Academic Publishing. 2012. - 160 с. (10 п.л.).

3.Кирин А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. М., Инфра-М. 1998. - 268 с. (14,28 п.л.).

4.Кирин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций: законодательное регулирование и практика отношений государства и инвесторов в Российской Федерации. М., Экономика и жизнь. 1995. - 240 с. (15 п.л.).

Учебные и методические пособия, учебные программы, лекции:

5.Кирин А.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Административно-деликтное право». М., РАНХ и ГС при Президенте РФ. 2011. (1,8 п.л.).

6.Кирин А.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Административный процесс». М., РАНХ и ГС при Президенте РФ. 2011. (1,7 п.л.).

7.Кирин А.В. Регулирование иностранных инвестиций в экономически развитых странах / Учебное пособие (в соавторстве с Д.В.Бакатиным и А.В.Хорошиловой). М., Из-во МГУ. 2001. - 72 с. (4,5 п.л.).

8.Кирин А.В. Органы социалистического государственного управления / Лекция. Академия МВД СССР. 1989. - 24 с. (1,5 п.л.).

9.Кирин А.В. Понятие социалистического государственного управления / Лекция. Академия МВД СССР. 1988. - 20 с. (1,25 п.л.).

10.Кирин А.В. Административная ответственность по законодательству социалистических стран / Учебное пособие по сравнительному правоведению. М., Академия МВД СССР. 1988. ДСП. С. 11-20. (0,6 п.л.).

11.Кирин А.В. Развитие системы управления народным хозяйством социалистических стран / Учебное пособие по сравнительному правоведению. М., Академия МВД СССР. ДСП. 1988. С. 28-36. (0,5 п.л.).

12. Кирин А.В. Программа для ВУЗов МВД СССР по курсу «Административное право» для слушателей из социалистических и развивающихся стран (в соавторстве с Безденежных В.М.). М., УУЗ МВД СССР. ДСП. 1987. - 16 с. (1,0 п.л.).

13.Кирин А.В. Административное право / Методическая разработка к практическим занятиям для слушателей 2 курса. М., Академия МВД СССР. 1987. - 18 с. (1,0 п.л.).

14.Кирин А.В. Административное право / Методическая разработка к практическим занятиям для слушателей из социалистических и развивающихся стран. М., Академия МВД СССР. 1987. - 17 с. (1,0 п.л.).

15.Кирин А.В. Основы управления народным хозяйством социалистических стран / Учебное пособие. М., Академия МВД СССР. 1987. - 52 с. (3 п.л.).

16.Кирин А.В. Использование материалов XXVII съезда КПСС в преподавании курса «Административное право» / Учебное пособие (отв. редактор). М., Академия МВД СССР. 1987. С. 10-15, 24-33. (1,0 п.л.).

17.Кирин А.В. Административное право / Методическая разработка к семинарским занятиям для слушателей 2 курса. М., Академия МВД СССР. 1986. - 36 с. (2,0 п.л.).

18.Кирин А.В. Некоторые особенности преподавания слушателям -иностранцам курса «Советское административное право» / Учебно-методическое пособие. М., Академия МВД СССР. ДСП. 1986. - 20 с. (0,8 п.л.).

19.Кирин А.В. Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Административное право». М., Академия МВД СССР. 1985. -14 с. (0,6 п.л.).

20.Кирин А.В. Учебно-методические материалы к семинарским занятиям по курсу «Административное право». М., Академия МВД СССР. 1985. - 30 с. (1,3 п.л.).

21.Кирин А.В. Сборник учебно-методических материалов по курсу «Советское административное право» к семинарским и практическим занятиям. М., Академия МВД СССР. 1984. - 38 с. (1,6 п.л.).

22.Кирин А.В. Планы семинарских и практических занятий по Общей и Особенной частям советского административного права. М., Академия МВД СССР. 1983. - 32 с. (1,3 п.л.).

23.Кирин А.В. Сборник учебно-методических материалов по курсу «Советское административное право». М., Академия МВД СССР. 1983. -33 с. (1,3 п.л.).

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных научных диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:

24. Кирин А.В. О необходимости разработки новой редакции КоАП РФ / Административное право и процесс. 2012. № 4. (0,5 п.л.).

25. Кирин А.В. Актуальные проблемы реформирования системы административного права / Журнал российского права. 2012. № 3. (0,5 п.л.).

26.Кирин А.В. Концепция должностных лиц в КоАП РФ требует корректив / Вестник Евразийской академии административных наук. 2011. № 4. (0,4 п.л.).

27.Кирин А.В. Презумпция невиновности: спорные аспекты использования в административно-деликтной сфере / Административное право и процесс. 2011. № 11. (0,3 п.л.).

28.Кирин А.В. Этапы развития института административной ответственности в СССР / История государства и права. 2011. № 18 (0,6 п.л.).

29.Кирин А.В. Актуальные проблемы теории административно-деликтного права / Научные труды Евразийской академии административных наук. 2011. Том 4. С. 45-53. (0,5 п.л.).

30.Кирин А.В. К вопросу о «совместном ведении» в сфере административно-деликтного регулирования / Философия социальных коммуникаций. 2011. № 4. (0,3 п.л.).

31.Кирин А.В. Актуальные вопросы развития адмнистративно-деликтного права / Административное право и процесс. 2011. № 11 (0,4 п.л.).

32.Кирин А.В. Развитие административно-деликтного законодательства в переходный постсоветский период / История государства и права. 2011. № 17 (0,3 п.л.).

33.Кирин А.В. Предупреждение и его особая роль как меры административной ответственности / Административное право и процесс. 2011. № 10. (0,3 п.л.).

34.Кирин А.В. Генезис института «маловажных проступков» в дореволюционной праве России / История государства и права. 2011. № 12. (0,3 п.л.).

35.Кирин А.В. Противоречия концептуально-правого статуса ареста как административного наказания / Административное право и процесс. 2011. № 9 (0,3 п.л.).

36.Кирин А.В. Теоретические основы административно-деликтного права / Государство и право. 2010. № 10. С. 26-36. (1 п.л.).

37.Кирин А.В. О необходимости концепции развития административного законодательства Российской Федерации / Вестник Евразийской академии административных наук. 2009. № 4. (0,5 п.л.).

Статьи в иных научных и периодических изданиях:

38. Кирин А.В. Административно-деликтное право в системе науки административного права / Сборник статей Международной научно- практической конференции «Кутафинские чтения: Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России». М., 2012. С. (0,6 п.л.).

39.Кирин А.В. Административно-деликтное право и административный процесс (об актуальности концепции «множества» административных процессов Б.М.Лазарева). Сборник статей «Административно-правовые отношения в условиях модернизации российского государства». М., ИГП АП РФ. 2011. С. 186-204. (1 п.л.).

40.Кирин А.В. Государство и инвесторы. Опыт правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации (в соавторстве с Хорошиловой А.В.) / Право и политика. 2000. № 11. С. 94-97. (0,5 п.л.).

41.Кирин А.В. Государство и инвесторы: кто кого? / Деловой экспресс. 1997. №№ 3-5. (0,9 п.л.).

42.Кирин А.В. Задан вектор правовой реформы / Экономика и жизнь. 1995. № 31 (0,3 п.л.).

43.Кирин А.В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности: кому это нужно? / Деловой экспресс. 1997. № 10. (0,5 п.л.).

44.Кирин А.В. Проблемы формирования законодательной основы реформ в России / Президент - Парламент - Правительство. Вестник РИА «Новости». 1995. № 10. (0,4 п.л.).

45.Кирин А.В. Банкротства и рынок ценных бумаг в России. Экономика и жизнь. 1995. № 29 (0,3 п.л.).

46.Кирин А.В. США и Россия: партнерство, а не помощь. Экономика и жизнь. 1995. № 27 (0,2 п.л.).

47.Кирин А.В. Судьба и проблемы федеральной собственности в Москве. Экономика и жизнь. 1995. № 23 (0,3 п.л.).

48.Кирин А.В. Отсутствие законов тормозит реформы. Экономика и жизнь. 1995. № 11 (0,2 п.л.).

49.Кирин А.В. Новое законодательство о федеральных органах исполнительной власти. Экономика и жизнь. 1994. № 45 (0,3 п.л.).

50.Кирин А.В. «Каменный цветок» за пазухой у Советов не помог им выиграть спор с главой Челябинской администрации. Российские вести. 17 апреля 1993 г. (0.3 п.л.).

51.Кирин А.В. Новая конституция: чего от нее ожидать (интервью) / Аргументы и факты. 1993. № 21. (0,2 п.л.).

52.Кирин А.В. Чужие у себя дома? (интервью) / Третье сословие. 1992. № 3 (0,5 п.л.).

53.Кирин А.В. В защиту аппарата / Деловой мир. 5 - 9 сентября 1991 г. (0,3 п.л.).

54.Кирин А.В. Слово в защиту аппарата / Инженер. 1991. № 12. (0,4 п.л.).

55.Кирин А.В. О компетенции руководящих звеньев министерств юстиции европейских социалистических государств / Сб. «Управление и право». М., Из - во МГУ. 1982. (0,4 п.л.).

Статьи в англоязычных научных и периодических изданиях:

56. Kirin A.V. Establishing a Representative Office in Russia / The Russian Magazine. 1996, June. LA., Сa. 90211, USA. С. 47-49 (0,4 п.л.).

57.Kirin A.V. Concession Law in Russia: near-term forecast / The Russian Magazine. 1995, December. LA., Сa. 90211, USA. С. 66-71. (0,6 п.л.).

58.Kirin A.V. Foreign Investment in Russia / «Euro-Industry 1993» (в соавторстве с Семеновым Н.П.). London W2 2YM. Debrett’s Pbl. 1993. С. 55-61. (0,3/0,3 п.л.).