- В иудейской концепции гармонично переплетаются несколько теорий происхождения государства: теория Божественного договора, патриархальная и теория насилия. Прослеживаются также элементы психологической и органической теорий. Идея Синайского Завета является классическим примером договора о создании государственности впервые. Исходной «материей» будущего государства выступают разобщенные еврейские колена или племена, которым предстоит объединиться в коллектив с единой религиозно-политической идеологией и общеобязательным правом. У евреев изначально отсутствует какой-либо опыт, необходимый для самостоятельного выполнения такой задачи. На момент заключения договора с Богом, они не имели собственной государственности. Традиции других народов, среди которых евреи проживали ранее, значительно отличались от тех, что «прививались» патриархами и Моисеем по требованию Всевышнего. В Ветхом Завете евреи представлены «материей», пока не имеющей единой организации, и готовой ее принять при определенных условиях. В обмен на неукоснительное соблюдение данных им свыше сформулированных норм Торы, евреи приобретают покровительство и режим наибольшего благоприятствования. Патриархальность учения о возникновении еврейской общности прослеживается на протяжении всего Ветхого Завета. Нравственные начала философии иудейского права проходят длительный путь развития от мировоззрения патриархов до талмудистов, и от талмудической эпохи до настоящего времени. Теория насилия сопутствует учению о Синайском договоре. Заключение Божественного договора сопровождается указанием обязательных военных действий, предписанных евреям, без выполнения которых реализация договора не состоится.
- Синайский договор представляет собой системно оформленную идею с формально определенными структурными элементами. Анализ фрагментов Книг Исход и Второзаконие позволяет выделить составляющие компоненты соглашения, которые соответствуют современным представлениям о структуре договора. Преамбула содержит указание инициатора договора, предпосылок и истории отношений между договаривающимися сторонами; основная часть договора перечисляет условия его реализации, взаимные права и обязанности сторон; третья часть устанавливает ответственность за нарушение условий договора. Определена и форма заключения соглашения: она носит устный формализованный и символический характер.
- Ветхозаветное и талмудическое представление об иудейском государстве в корне противоречит идее восточной деспотии. Креационизм иудейской теории обусловил неразвитость идеи сакрализации личности правителя. Ни один народный предводитель не может не только считаться божеством, но и обладать хотя бы частью божественной сущности. Правитель ограничен в своих полномочиях, а деятельность его контролируется Сангедрином, народом и Богом. Дополнительным средством удержания царя от злоупотребления властью является «irat shamaym» или «страх Божий». Он несет ответственность за нарушение Закона Торы и перед Богом, и перед людьми. Креационистская сущность иудейской традиции, не допуская обожествления монарха, обуславливает ограниченность и преходящий характер полномочий земных правителей.
- Ветхозаветная и талмудическая государственно-правовая мысль предусматривает поэтапное формирование государства и совершенного коллективного целого, именуемого в Писании «народом священников». Оптимальной целью выступает создание теократии, а монархия (ограниченная) воспринимается как временная, промежуточная форма правления. Иудейская идея о том, что, договором о построении государства может быть предусмотрена временная форма правления, и переход от нее к постоянной не расценивается как отклонение от условий соглашения, получила развитие только в эпоху Нового времени в учении Г. Гроция о трех формах власти.
- В ветхозаветном учении заложены предпосылки для различных трактовок идеи теократии. Она воспринимается как форма правления и как принцип руководства. Теократическая форма правления подверглась детализации, в результате чего от «боговластия», как прямого правления Бога, отделилась так называемая «иудейская теократия», выступающая проекцией Божественного единовластия в мире человеческом. Она возможна только при наличии и сбалансированном развитии трех составляющих: царь, первосвященник и пророк. Пророческие полномочия позиционируются как первичные по отношению к власти царской и священнической. В задачи пророка входит доведение до сведения людей Божественной воли. Правителю вменяется в обязанность поддержание правопорядка в обществе и защита государства. Первосвященнику предоставляются воспитательные полномочия. Асимметрия в развитии этих ключевых начал приводит к крушению иудейской теократии. Теократический принцип руководства соотнесен в Ветхом Завете с эпохой Судей. Формально, государства еще не существовало, но судьи, обладающие пророческим даром и признанные народом и Богом, управляли от имени Всевышнего.
- Древнеиудейской политико-правовой мысли присуще сочетание демократического характера осуществления власти с монархической формой правления, проявившееся в избрании народом правителя, нежелательности передачи трона по наследству, наличии народного представительства и непосредственной демократии, осуществлении народного вето. Идея о том, что связь монархической формы правления с демократическим характером осуществления власти является гарантией законности и справедливости руководства, а также залогом стабильности и сохранения государства получает развитие в период Средневековья и Нового времени в трудах Ф. Аквинского и Ж. Бодена. Грамотно составленные предписания, сменяемость правителей, избрание должностных лиц, наличие в государстве органов, контролирующих деятельность монарха способны удержать правителей от тирании, ограничив произвол властвующих субъектов.
- В Торе заложена основа для развития идеи конституционализма. Декларируется равенство всех перед законом и верховенство Божественного Закона (Торы) над всеми установлениями человеческими; определяется форма государства; указан порядок образования органов власти, их полномочия и статус и определены пределы произвола государственной власти; сформулирован принцип разделения властей; обозначена необходимость взаимодействия власти и народа, а также активного участия населения в определении политики государства; перечислены естественные и гражданские права индивидов.
- Иудейская концепция развивает идею о двух направлениях разделения властей. В зависимости от задач, которые ставятся перед представителями власти, и способов их осуществления, а также средств воздействия на население, власть делится на светскую и духовную. По способу организации власти и компетенции, разграничиваются законодательная, исполнительная и судебная. Законодательные полномочия Всевышний сохранил за собой, а исполнительные и судебные делегировал человеческим учреждениям.
- Ветхозаветная и талмудическая теория предусматривает существование гражданского общества даже в условиях невозможности создания или сохранения государства. Жизнеспособность данной гипотезы подтверждается опытным путем: в течение многовекового периода евреи смогли сохранить свою культуру и традиции, сформировать свои местные органы управления и контроля за распределением бремени налогообложения внутри общины, оказания помощи нуждающимся; обеспечить образование подрастающего поколения, поддерживать существование учреждений религиозного культа. Указанные обстоятельства подтверждают наличие в иудейской общине элементов структуры гражданского общества: семьи, сферы воспитания и негосударственного образования, собственности и предпринимательства, общественных объединений и организаций, политических партий и движений, негосударственных средств массовой информации, религиозных учреждений. Негосударственные судебные инстанции, под которыми понимались обычный раввинский суд, арбитражный суд и так называемые «суды простых людей», создавались в общинах для того, чтобы избавить иудеев, утративших свое государство, от необходимости обращаться в учреждения правосудия иноверцев.
- С учетом ограничений и оговорок, зафиксированных в Ветхом Завете и талмудических источниках относительно легитимности развязывания и ведения войн, можно выявить критерии допустимости военных кампаний. Такими критериями являются: правомерность оснований, так как великая цель и соответствие нравственным ценностям могут оправдать начало боевых действий; наличие необходимого одобрения: для обязательной войны требуется предписание Всевышнего, а для диспозитивной - разрешение Сангедрина; численность прогнозируемых жертв не должно превышать соотношение 1/6; опасность нарушения Божественного Закона во время ведения боевых действий делает дискреционную войну нежелательной, в то время как в случае обязательной войны такой опасностью можно пренебречь.
- Толкования норм Торы представляют динамику иудейского права, в то время как Пятикнижие отражает его статику. Письменная Тора, по определению, содержит весь комплекс норм (единовременно изданных), предусмотренных для настоящего и будущего времени. Правила поведения, зафиксированные в Торе, становятся доступными людям постепенно. Когда возникают новые правоотношения и появляется потребность в их урегулировании, религиозные правоведы выводят «скрытые» нормы, путем толкования, из соответствующих отрывков Пятикнижия. Официальные комментарии и интерпретации составляют свод Устной Торы - Талмуд.
- Мидраш является одним из ведущих способов иудейского правотворчества (порождающий мидраш). Мидраш способствует восполнению пробелов в праве путем применения аналогии закона и аналогии права и иных приемов толкования при выведении галахи (религиозно-правовой нормы).
- Талмудическая правовая теория позволяет выделить и систематизировать классификации техник толкования. Они не совпадают с классификациями толкований, принятыми в российской теоретико-правовой науке, и требуют иного подхода к формулировке критериев. В зависимости от глубины анализа нормы Торы и широты ее интерпретации следует отделять пшат, как простое разъяснение непосредственного смысла нормы, от драша, как комментария, основанного на уяснении цели и замысла Законодателя, нахождении аналогий для случаев, которые не даны в Торе непосредственно. В зависимости от сущности и происхождения используемых «толковательных средств», правила толкования делятся на: полученные на Синае, логику и драш, и правила семантики языка (аналог грамматического способа толкования, принятого в российской теории права). Такая классификация основана на различии правил, данных правоведам свыше (синайские), те, что возникают естественным путем (пшат и драш), и правила, искусственно созданные людьми (правила семантики языка). В зависимости от того, создает ли мидраш (толкование) галаху или ограничивается подтверждением существующей нормы, разграничиваются мидраш порождающий и мидраш подкрепляющий.
- В теории иудейского права отсутствует кардинальное различие между понятиями закон и норма. В Талмуде и трактатах религиозных правоведов даже отдельные правила поведения, имеющие Божественное происхождение, именуются «закон». Объяснением является возможность выведения из одной заповеди, путем интерпретации, нескольких правил поведения. Заповедь выступает в качестве логической нравственной обобщающей основы. Соотношение заповеди и выводимых из нее новых правил поведения воспринимается как соотношение общего и частного. В процессе правотворчества, нормы, создаваемые религиозными правоведами, называются «галаха». В переводах на русский язык, к ним также применяется термин закон. В указанной особенности усматривается как претензия религиозных правоведов на сопричастность к процессу Божественного законотворчества, так и отсутствие в русскоязычном и ивритском терминологическом лексиконе средств для тождественной передачи значения термина закон.
1. Калинина, Е.В. Методические рекомендации по спецкурсу «Ветхозаветная политико-правовая концепция и ее влияние на формирование государственных и правовых идей в христианстве и исламе» (магистерская программа) / Е.В. Калинина. – Н.Новгород: ННГУ, 2007 г. – 1,3 п.л.
2.Калинина, Е.В., Романовская, В.Б. Методические рекомендации по спецкурсу «История древне-ориентальных учений о праве и государстве» (магистерская программа) / Е.В. Калинина, В.Б. Романовская. – Н.Новгород: ННГУ, 2007 г. – 1,2 п.л.
3.Калинина, Е.В. Методический комплекс по дисциплине «История правовых и политических учений» / Е.В. Калинина. – Н.Новгород: ННГУ, 2008 г. – 1,9 п.л.
4. Калинина, Е.В. Методические рекомендации по дисциплине «История правовых и политических учений» для студентов дневной и заочной форм обучения / Е.В. Калинина. – Н.Новгород: ННГУ, 2008 г. – 0,8 п.л.
5.Романовская, В.Б., Калинина, Е.В. История права зарубежных стран (учебное пособие) / В.Б. Романовская, Е.В. Калинина. – Н.Новгород: ННГУ, 2009 г. – 13,3 п.л.
6.Романовская, В.Б., Калинина, Е.В., Филиппова, Е.С. Религии и право (методический комплекс) / В.Б. Романовская, Е.В. Калинина. Е.С. Филиппова. – Н.Новгород: ННГУ, 2009 г. – 6,9 п.л.
7. Калинина, Е.В., Романовская, В.Б. История государства и права зарубежных стран (методический комплекс) / Е.В. Калинина, В.Б. Романовская. – Н.Новгород: ННГУ, 2010 г. – 2 п.л.
8.Калинина, Е.В. Ветхозаветная и талмудическая политико-правовая концепция. Проекция на иные религиозные учения о власти и праве (монография) / Е.В. Калинина. – М.: Издательство «Юрист», 2011 г., – 15 п.л.
9.Калинина, Е.В. Основы государственно-правового учения иудаизма. Ветхозаветная и талмудическая теория (монография) / Е.В. Калинина. – М.: Издательство «Юрист», 2012 г., – 23 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
10. Калинина, Е.В., Романовская, В.Б. Ветхозаветная доктрина происхождения государственной власти / Е.В. Калинина, В.Б. Романовская // Вестник Самарского государственного экономического университета. Спец. Выпуск «Актуальные проблемы правоведения», №3 (12) 2005 г. – 0,2 п.л.
11. Калинина, Е.В. Специфика древнееврейского представления о правовом положении главы государства и об идеальной форме правления, нашедшего отражение в Пятикнижии и Талмуде / Е.В. Калинина // Вестник ННГУ № 2. – Н.Н., Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007 г. – 0,3 п.л.
12. Калинина, Е.В. Генезис и трансформация древнеиудейского представления об оптимальной форме правления: от теократии к монархии. / Е.В. Калинина // Федеральный журнал «История государства и права», М.:ООО Изд-во «Юрист», №9, 2008 г. – 0,2 п.л.
13. Калинина, Е.В. К вопросу о Ветхозаветной договорной теории происхождения государства / Е.В. Калинина // Вестник ННГУ № 2. – Н.Н., Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008 г. – 0,2 п.л.
14. Калинина, Е.В. Возникновение и природа иудейского государства в ветхозаветном и талмудическом изложении. / Е.В. Калинина // Научно- теоретический журнал «Правоведение», Издательский Дом Санкт- Петербургского государственного университета, май 2010. – 0,3 п.л.
15. Калинина, Е.В., Романовская, В.Б. Древнейшая история конституционализма: библейский опыт. / Е.В. Калинина, В.Б. Романовская // Научно-теоретический журнал «Правоведение» № 3, Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. – 0,3 п.л.
16. Калинина, Е.В. Теория разделения властей: истоки проблемы и ветхозаветное видение системы «сдержек» и «противовесов». / Е.В. Калинина // Федеральный журнал «История государства и права» № 15, 2011. М.: Издательство «Юрист», 2011 г. – 0,3 п.л.
17.Калинина, Е.В. Источники религиозного права: Тора как основной закон древнееврейского государства. / Е.В. Калинина // Федеральный журнал «История государства и права» № 16, 2011. М.: Издательство «Юрист», 2011 г. – 0,3 п.л.
18.Калинина, Е.В. Нравственно-правовые основы Торы / Е.В. Калинина // Журнал «Бизнес в законе» №4, Издательский дом Медиа-ВАК, 2011. – 0,3 п.л.
19.Калинина, Е.В., Белякова, А.М. Мидраш как техника анализа текстов Торы и основа послесинайского правотворчества. / Е.В. Калинина, А.М. Белякова // Журнал «Пробелы в российском законодательстве» №5, Издательский дом Медиа-ВАК, 2011. – 0,3 п.л.
20. Калинина, Е.В. Мифологическая основа теократических воззрений. Манифестационизм и креационизм как основные направления развития религиозной политико-правовой мысли / Е.В. Калинина // Вестник ННГУ № 6, Часть 3. – Н.Н., Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011 г. – 0,2 п.л.
21. Калинина, Е.В., Мигунова, Т.Л. Правовой статус личности в ветхозаветной и талмудической теории / Е.В. Калинина // Мир науки, культуры, образования – Арзамас, 2012 г. – 0,3 п.л.
22. Калинина, Е.В. Ветхозаветное и талмудическое учение о происхождении государства / Е.В. Калинина // Федеральный журнал «История государства и права», М.: Издательство «Юрист», 2012 г. – 0,6 п.л.
23. Калинина, Е.В. Теория войны в ветхозаветной и талмудической концепции / Е.В. Калинина // Федеральный журнал «История государства и права», М.: Издательство «Юрист», 2012 г. – 0,4 п.л.
24.Калинина, Е.В. Категория справедливости и ее реализация в ветхозаветном и талмудическом представлении о правосудии / Е.В. Калинина // Журнал «Бизнес в законе» №2, Издательский дом Юр-ВАК, 2012. – 0,3 п.л.
25.Калинина, Е.В. Модель гражданского общества в иудейской традиции. / Е.В. Калинина // Журнал «Пробелы в российском законодательстве» №2, Издательский дом Юр-ВАК, 2012. – 0,6 п.л.
Иные публикации
26. Калинина, Е.В. Иудея в период персидского правления/ Е.В. Калинина // Право и политика: Сб. статей и тезисов/ Под ред. Г.Г. Бернацкого. Вып. II. – СПб: ООО «Крига», 2003. – 0,3 п.л..
27.Калинина, Е.В. Социально-политические трансформации и изменения в статусе Иерусалима в период исхода колен израилевых из Египта и завоевания Ханаана/ Е.В. Калинина // Сб. Социология социальных трансформаций, Изд-во НИСОЦ, Нижний Новгород, 2003. – 0,2 п.л.
28.Калинина, Е.В., Романовская, В.Б. Политика социальных, религиозных и административных преобразований на территории Иудеи в период персидского и эллинистического правления/ Е.В. Калинина, В.Б. Романовская // Сб. Социология социальных трансформаций, Изд-во НИСОЦ, Нижний Новгород, 2003. – 0,2 п.л..
29. Калинина, Е.В. Иудейское правопонимание в контексте древневосточных политико-правовых доктрин/ Е.В. Калинина // Сб. научных трудов аспирантов и соискателей юристов. Выпуск третий. – Н.Н., Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2003. – 0,3 п.л..
30. Калинина, Е.В., Горылев, А.И. Отличительные особенности государственной власти в Государстве Израиль/ Е.В. Калинина, А.И. Горылев. // Вестник ННГУ, серия «Право», апрель 2003 г. Вып. 1 (6), – Н.Н., Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2003 г. – 0,5 п.л.
31. Калинина, Е.В. Иудейское представление о судебной системе, нашедшее отражение в Талмуде / Е.В. Калинина // Конституция России как основа развития российского права: материалы науч.-практ. конференции. Кострома: КГУ. 2006 г. – 0,7 п.л.
32. Калинина, Е.В. Сангедрин в системе органов власти иудейского государства / Е.В. Калинина // Материалы I региональной межвузовской научно-практической конференции. Н.Н. НФ ИБП, 2006 г. – 0,2 п.л.
33. Калинина, Е.В. Поиск оптимальной формы правления в древнеиудейской политико-правовой философии, отраженный в ТаНаХе и Талмуде / Е.В. Калинина // Сборник межвузовской научно-практической конференции. Н.Н. НФ ИБП, 2008 г. – 0,5 п.л.
34. Калинина, Е.В. К вопросу о феномене города в историческом и политико-правовом контексте. Города-убежища. / Е.В. Калинина // Сборник международной научно-практической конференции 28-29 ноября 2008 г. (Санкт-Петербург), СПбГУП. – 0,2 п.л.
35. Калинина, Е.В. Пути урегулирования «проблемы отцов и детей», предлагаемые в Пятикнижии, а также иных источниках древнего права. / Е.В. Калинина // Сборник международной научно-практической конференции (ноябрь 2008 г., Н.Новгород) Старшее поколение в современной семье. – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, Нижний Новгород, 2009 г. – 0,3 п.л.
36. Калинина, Е.В. Утопическое мировоззрение иудейских и раннехристианских эсхатологических движений. / Е.В. Калинина // Материалы IV региональной межвузовской научно-практической конференции 10 дек. 2008 г. Н.Н. НФ ИБП, 2009 г. – 0,3 п.л.
37. Калинина, Е.В. Основы религиозно-правового учения Торы: ветхозаветная и талмудическая традиции / Е.В. Калинина // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции 10 дек. 2009 г. Н.Н. НФ ИБП, 2010 г. – 0,2 п.л.