- Словообразовательная метафора выделяется как особая подсистема в лексико-словообразовательной системе языка, а именно является разновидностью лексической метафоры, поскольку обладает ее основными системными и функциональными свойствами. Она «примиряет» лексическое и словообразовательное значение (и - шире - лексическую и словообразовательную семантику), так как образование словообразовательной метафоры происходит при изменении морфологической структуры слова.
- СМ как особый лексико-словообразовательный подкласс слов занимает центральную позицию среди производных с образным значением: являясь результатом образного переосмысления прямого значения мотивирующего, она отграничивается, во-первых, от производных, усваивающих переносное значение производящего, во-вторых, от производных со значением подобия, характеризующих предмет через эксплицитное сравнение, выраженное аффиксально. Кроме того, к СМ не относятся производные с экспрессивной мотивацией, сохранившие только фомальную связь с мотивирующим, но не связанные с ним семантически.
- Системность словообразовательных метафор лежит в плоскости лексической, а не словообразовательной семантики: как особый семантический класс слов СМ почти не обнаруживает закономерностей, свойственных производной лексике, в частности, не представляется возможным выстроить какую-либо словообразовательную типологию СМ. В связи с этим словообразовательная метафора рассматривается прежде всего как феномен лексической семантики.
- Словообразовательная метафора обладает следующими систем-ными свойствами: а) словообразовательная метафора более антропо-центрична, чем метафора лексическая, так как, во-первых, формируется по преимуществу в рамках антропоморфных моделей («человек → человек»; «предмет → человек», «человек → предмет»), а во-вторых, в качестве производящих основ выступают в основном слова, так или иначе связанные с человеком; б) степень смысловой связи производного и производящего обусловливает различные функциональные свойства СМ и сниженную стилистическую маркированность; в) СМ обладает невысоким деривационным (словообразовательным и семантическим) потенциалом.
- Синхроническая и диахроническая производность словообразова-тельных метафор не всегда совпадают: во многих случаях их история - это история утраты прямого значения производного и семантическая переориентация между производным и производящим (когда метафорическое значение производного мотивируется не прямым значением этого же производного, а прямым значением производящего слова). Кроме того, часть СМ является результатом семантического или словообразовательного калькирования.
- Словообразовательные метафоры, возникшие в результате утраты прямого значения, отражают историю развития лексического состава русского языка: они сохраняют память о прямом значении слов, а также об истории формирования некоторых словообразовательных типов. Данный способ возникновения СМ оказывает существенное влияние на формирование лексической системы в целом, поскольку в метафорическое пространство языка вовлекаются новые слова и значения, расширяются ассоциативные связи между как между отдельными словами, так и между лексическими объединениями.
- Динамический характер СМ проявился прежде всего в движении в сторону стилистически сниженных ресурсов языка и постепенном закреп-лении за СМ характеризующей функции (номинативная функция свойственна незначительному числу производных с метафорической мотивацией), что служит обогащению экспрессивно-оценочной системы языка.
1.Козинец С.Б. Словообразовательная метафора в русском языке. – М.-Саратов: Научная книга, 2009. – 242 с. (15, 18 п.л.).
Статьи, опубликованные в изданиях списка ВАК
2.Козинец С.Б. Словообразовательная метафора: пересечение лексической и словообразовательной систем // Филологические науки.– 2007.– № 2. – С. 61-70 (0,6 п.л.).
3.Козинец С.Б. Словообразовательная метафора и смежные с ней явления // Русский язык в школе. – 2007.– № 2. – С. 68-72 (0,4 п.л.).
4.Козинец С.Б. Классификация словообразовательных метафор по степени их семантической связи с производящим // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 21. – Челябинск, 2008. – C. 86-90. (0,3 п.л.).
5.Козинец С.Б. Почему афиша не афиширует, а вуаль не вуалирует // Русская речь. – 2008. – № 5. – С. 70-73. (0,3 п.л.).
6.Козинец С.Б. Реализация метафорического потенциала языка в словообразовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. Искусствоведение. – 2008.– № 6. – С. 246-251 (0,5 п.л.).
7.Козинец С.Б. Семантический потенциал словообразовательных метафор // Вопросы когнитивной лингвистики. – Тамбов, 2009. – № 1. – С. 79-86 (0, 75 п.л.)
8.Козинец С.Б. Соотношение метафорического и метонимического значений в производном слове // Русский язык в школе. – 2009.– № 4. – С. 91-93 (0,3 п.л.).
Статьи, тезисы докладов, учебные пособия
9. Козинец С.Б. Проблема изучения семантических отношений в комплексных единицах словообразования // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза.– Саратов: Изд-во СПГИ, 1997. – С. 87. (0,1 п.л.)
10.Козинец С.Б. Проблема изучения семантических отношений в комплексных единицах словообразования // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза.– Саратов: Изд-во СПГИ, 1997. – С. 87. (0,1 п.л.)
11.Козинец С.Б. Словообразовательная мотивированность сложных слов-метафор // Содержание и конструирование дисциплин в педвузе.– Саратов: Изд-во СПГИ, 1998. – С. 56-57. (0,25 п.л.)
12. Козинец С.Б. Факторы развития переносных значений в словообразовательном гнезде // Материалы второй Всерос. науч. конф. «Русский язык: прошлое, настоящее, будущее». Ч. 2. – Сыктывкар, 1999.– С. 68-75. (0,5 п.л.)
13. Козинец С.Б. Факторы развития переносных значений в гнёздах деструктивных глаголов // Предложение и слово. Доклады и сообщения Междунар. науч. конф.– Саратов: Изд-во СПГИ, 1999.– С. 128-132 (0,4 п.л.).
14. Козинец С.Б. Проблема развития переносных значений в словообразовательном гнезде // Актуальные проблемы лингвистики в вузе и в школе: Материалы 3-й Всерос. Школы молодых лингвистов: М.–Пенза, 1999. – С. 111-112. (0,2 п.л.).
15. Козинец С.Б. Усвоение переносных значений возвратными глаголами // Предложение и слово: парадигматический, текстовый и коммуникативный аспекты: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во СПГИ, 2000. – С. 69-73. (0,4 п.л.).
16. Козинец С.Б. К вопросу о типах метафорического переноса в сфере глагольной лексики // Актуальные проблемы психологии и лингвистики: Материалы 4-й Всерос. школы молодых лингвистов. – М.-Пенза, 2000. – С. 115-118. (0,3 п.л.).
17. Козинец С.Б. Как устроено словообразовательное гнездо? (К проблеме структурно-семантических отношений производных слов) // Язык и мышление: Психологический и лингвистический аспекты. Материалы Всерос. науч. конф. – М.-Пенза, 2001.– С. 94-99. (0,5 п.л.).
18. Козинец С.Б. Семантические отношения производных в отглаголь-ных словообразовательных гнёздах // Теория языкознания и русистика: Наследие Б.Н. Головина: Сб. статей по материалам междунар. науч. конф.– Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. – С. 165-168. (0,3 п.л.).
19. Козинец С.Б. Частичная метафора в русском языке // Предложение и слово: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.– С. 416-421. (0,5 п.л.).
20. Козинец С.Б. О разграничении и объёме понятий коннотация и коннотативное значение // Труды Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.– Вып. 2. Филология. Лингвистика. – С. 85-92. (0,6 п.л.).
21. Козинец С.Б. Сложные слова с образной мотивацией // Русский язык: исторические судьбы и современность: 2-й Междунар. конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы.– М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – С. 279-280. (0,2 п.л.).
22. Козинец С.Б. Экспрессивная глагольная метафора в русском языке / // Язык и мышление: Психологический и лингвистический аспекты. Материалы 4-й Всерос. науч. конф. – М.-Пенза, 2004. – С. 129-131. (0,25 п.л.).
23. Козинец С.Б. Экспрессивная метафора в лексической системе русского языка //Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. 7.– Владикавказ: Изд-во Северо-Осет. гос. ун-та, 2005. – С. 219-224. (0,5 п.л.).
24. Козинец С.Б. Десемантизация приставок как фактор развития словообразовательной глагольной синонимии в русском языке // Лингвистика и поэтика 2: Сб. науч. трудов. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2005. – 36-42. (0,5 п.л.).
25. Козинец С.Б. Лексико-семантические процессы в метафорическом поле музыка // Русский язык и литература рубежа ХХ-ХХI веков: Специфика функционирования: Всерос. науч. конф.– Самара: Изд-во СамПГУ, 2005.– С. 71-74. (0,3 п.л.).
26. Козинец С.Б. Производные слова с экспрессивной мотивацией // Предложение и слово: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во СГУ, 2006.– С. 187-194. (0,6 п.л.).
27. Козинец С.Б. Метафорические процессы в словообразовании (на материале отсубстантивных глаголов, наследующих переносное значение) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. 8.– Владикавказ: Изд-во Северо-Осет. гос. ун-та, 2006.– C.323-329. (0,5 п.л.).
28. Козинец С.Б. Системные свойства сложных существительных с метафорической мотивацией // Научное наследие Б.Н. Головина и актуальные проблемы современной лингвистики: Сб. статей по материалам междунар. науч. конф.– Н.Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 2006. – С. 206-207. (0,25 п.л.).
29. Козинец С.Б. Реализация метафорического потенциала языка в словосложении // Русский язык: исторические судьбы и современ-ность: 3-й Междунар. конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы.– М.: Изд-во МГУ, 2007. – С. 218. (0, 2 п.л.).
30. Козинец С.Б. Структурно-семантические особенности метафори-чески мотивированных сложных существительных // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты. Материалы VII Междунар. науч. конф. – М.-Ульяновск, 2007.– С. 93-94. (0,125 п.л.).
31. Козинец С.Б. Понятия «живая» метафора и генетическая метафора в лексической и словообразовательной семантике // Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. Т.1. Текст и контекст в языковедении. Ч.1. – М.: МГПУ, 2007. – С. 144-148. (0,3 п.л.).
32. Козинец С.Б. Диахронический подход к изучению словообразо-вательной метафоры // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. 9.– Владикавказ: Изд-во Северо-Осет. гос. ун-та, 2007.– C. 243-245. (0,3 п.л.).
33. Козинец С.Б. К вопросу о способах развития словообразовательной метафоры // Вопросы структурной, функциональной и когнитивной лингвистики: теория и практика. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 20-24. (0,3 п.л.)
34. Козинец С.Б. Словообразовательный потенциал производных с метафорической мотивацией // Русская словесность в контексте мировой культуры: Материалы Междунар. науч. конф. РОПРЯЛ. – Н.Новгород: Изд-во НГУ, 2007. – С. 194-197. (0,4 п.л.)
35. Козинец С.Б. Типы словообразовательных метафор по степени их семантической связи с производящим // Русское и сопоставительное языкознание: тенденции и перспективы развития: Сб. статей Междунар. науч. конф. – Алматы, 2007. – С. 10-13. (0,3 п.л.)
36. Козинец С.Б., Полянина Е.В. Лексикология: терминологический словарь и библиография: Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков по курсу «Лексикология». – Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. – 98 с. (6,125 п.л.)
37. Козинец С.Б. Исторический аспект изучения словообразовательной метафоры // Предложение и слово: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008.– С. 429-433 (0,4 п.л.).
38. Козинец С.Б. О деривационной активности глагольных словообра-зовательных метафор // Активные процессы в современной грамматике. – М., 2008. – С. 97-100. (0,3 п.л.)
39. Козинец С.Б. Словообразовательная метафора в современном русском языке: тенденции развития // Активные процессы в современном русском языке. – Н.Новгород: Издатель Ю.А.Николаев, 2008. – С. 111-115. (0,4 п.л.)
40. Козинец С.Б., Полянина Е.В. Метафорические процессы в русском языке конца XX – начала XXI веков // Активные процессы в современном русском языке. – Н.Новгород: Издатель Ю.А.Николаев, 2008. – С. 182-187. (0,45 п.л.)
41. Козинец С.Б. Деривационные возможности словообразовательной метафоры // Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика, 2008. – Вып. 2. – Т. 8. – С. 8-15. (0,7 п.л.)
42. Козинец С.Б. Утрата первичного значения производного слова как фактор развития словообразовательных метафор // Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика, 2009. Вып. 1. Т. 9. – С. 18-27. (1 п.л.)