- Мироощущение поэта представляет собой определённую систему категорий, среди которых выделяются доминанты, формирующие предметно-образный, сюжетный, тропеический и другие уровни текста. Категории мироощущения представляют собой своего рода «каналы» смысловой энергии, воплощающейся не только в них самих, но и в их знаках.
- Мироощущение Н.Заболоцкого и А.Тарковского невозможно понять вне соотношения с христианской онтологией, космологией, антропологией, сотериологией и аксиологией. В их поэтических мирах в разной степени экспликации присутствует христианский код, обнаружение и интерпретация которого возможна только при условии использования методов духовно-эстетического анализа.
- Художественная практика Н.Заболоцкого 20-х - 30-х годов, а также творчество поэтов его круга является следствием и продолжением того духовного и культурного явления, которое обозначено и в русской, и в западной философии как кризис культуры. Суть этого кризиса заключается в утрате веры и отходе от христианских основ миропонимания.
- Основные категории мироощущения раннего Н.Заболоцкого - «безумие» и «смерть». Само восприятие мира сквозь призму этих категорий обусловлено распадом той картины мира и системы ценностей, которая была задана христианством. Доминирующие категории мироощущения позднего Заболоцкого - «жизнь», «разум», «гармония», что является возвращением к христианским ценностям в их секулярном варианте.
- Одним из главных принципов трансформации действительности в реальность поэтического текста в творчестве раннего Н.Заболоцкого является принцип смысловой метатезы и аксиологической инверсии, который можно рассматривать как одно из частных проявлений принципа «анти-преображения», характерного для целого массива художественных явлений ХХ века.
- Доминантные категории мироощущения А.Тарковского - категории «земное» и «небесное», семантический и аксиологический потенциал которых сформирован христианской картиной мира.
- Центральным принципом художественного метода А.Тарковского, обусловливающим способ трансформации мира, является принцип преображения. Сквозь вещи и явления земного мира в поэзии А.Тарковского просвечивает иное, священное измерение бытия, а человек в его поэзии находится в постоянном поиске этой реальности.
- «Философия слова» А.Тарковского в своих основных интуициях совпадает с положениями философии языка, разработанной в трудах русских религиозных философов С.Булгакова, П.Флоренского, А.Лосева, суть которой заключается в утверждении онтологического статуса языка.
1. Кекова, С. В. Мироощущение Николая Заболоцкого: опыт реконструкции и интерпретации / С. В. Кекова. Саратов : Изд-во СГСЭУ, 2007. 160 с. ISBN 978-5-87309-695-4.
2. Кекова, С. В. Небо и Земля Арсения Тарковского: метаморфозы христианского кода / С. В. Кекова. Саратов : Изд-во СГСЭУ, 2009. 164 с. ISBN 978-5-87309-785-2.
Учебные пособия:
1. Кекова, С. В. Сохранившие традицию. Заболоцкий. Тарковский. Бродский / С. В. Кекова, Р. Р. Измайлов. Саратов : Изд-во «Лицей», 2003. 192 с. ISBN 5-8053-0287-Х.
Публикации в ведущих научных изданиях, определенных ВАК:
1. Кекова, С. В. Концепция «артистической души» Ф. Степуна как «ключ» к постижению абсурдного человека в творчестве поэтов-обэриутов» / С. В. Кекова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып.11 (67). С. 265-268. ISSN 1810-0201.
2. Кекова, С. В. «Эсхатологический миф» и «священный реализм истории» в стихотворениях Арсения Тарковского «Степь» и «Голуби на площади» / С. В. Кекова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 12 (68). С. 265-268. ISSN 1810-020.
3. Кекова, С. В. К вопросу об основном духовно-эстетическом принципе в поэзии А. Тарковского / С. В. Кекова // Известия Саратовского университета. Серия социология. Политология. Саратов, 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 82-85. ISSN 1814-733X, ISSN 1818-9601.
4. Кекова, С. В. Метаморфозы слова в эонотопосе поэтического текста (на материале поэзии А. Тарковского) / С. В. Кекова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Филологические науки. Волгоград, 2009. № 2 (36). С. 210-214. ISSN 1815-9044.
5. Кекова, С. В. К методологии анализа поэтического текста раннего Заболоцкого / С. В. Кекова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Филологические науки. Волгоград, 2009. № 5 (39). С. 202-206. ISSN 1815-9044.
6. Кекова, С. В. Метаморфозы библейского кода в стихотворении Арсения Тарковского «К стихам» / С. В. Кекова // Известия Самарского Научного центра Российской академии наук. Серия Филология и искусствоведение. Самара, 2009. Т. 1 (3). С. 195-199. ISSN 1990-5378.
7. Кекова, С. В. Некоторые аспекты функционирования поэтического образа в раннем творчестве Н. Заболоцкого / С. В. Кекова // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. Саратов, 2009. Т. 9. Вып. 2. С. 76-81. ISSN 1814-733X, ISSN 181-9601.
Статьи в коллективных монографиях, научных журналах,
сборниках научных трудов и материалов научных конференций:
1.Кекова, С. В. Способы организации повествования (стилистические наблюдения) / С. В. Кекова // Анализ литературного произведения : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГУ, 1983. С. 53-61.
2.Кекова, С. В. К специфике функционирования слова в поэтическом языке (на материале раннего творчества Н. Заболоцкого) / С. В. Кекова // Функционирование языковых единиц : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГУ, 1986. С. 84-92.
3.Кекова, С. В. Смысловые метатезы в художественном мире «Столбцов» Заболоцкого / С. В. Кекова // Проблемы истории культуры, литературы, истории и экономической мысли : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГУ, 1986. С. 35-45.
4.Кекова, С. В. Поэтический язык раннего Заболоцкого (реконструкция категорий мироощущения) / С. В. Кекова // Функционирование языка в разных видах речи : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГУ, 1986. С. 93-99.
5.Кекова, С. В. К вопросу о поэтическом языке А. Тарковского / С. В. Кекова // Вопросы стилистики : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГУ, 1988. С. 55-65.
6.Кекова, С. В. Категория смерти в поэтическом языке раннего Заболоцкого / С. В. Кекова // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. Саратов : Изд-во СГПИ, 1990. С. 16-17.
7.Кекова, С. В. Способы формирования денотативной сферы текста в поэтическом языке / С. В. Кекова // Принципы изучения художественного текста. Саратов : Изд-во СГПИ, 1992. С. 24-25.
8.Кекова, С. В. Категория вещи в творчестве В. Набокова / С. В. Кекова // Человек. Культура. История : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во ПАГС, 1997. С. 180-185.
9. Кекова, С. В. Художественный предмет в творчестве обэриутов / С. В. Кекова // Интерпретация художественных отношений текста : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГПИ, 1998. С. 18-26. ISBN 5-87077-102-1.
10. Кекова, С. В. «Незримые лучи» в поэзии Владислава Ходасевича / С. В. Кекова // Интерпретация семантических отношений текста : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГПИ, 2000. С 113-123. ISBN 5-87077-125-0.
11.Кекова, С. В. Метафизика вещи в художественном мире В. Набокова / С. В. Кекова // Русская литературная классика XX века : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГУ, 2000. С. 37-44. ISBN 5-87-077-034-3.
12. Кекова, С. В. Образ слова в поэтическом мире А. Тарковского / С. В. Кекова // Труды педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского. Филология. Лингвистика. Саратов : Изд-во СГУ, 2003. Вып. 2. С.174-181. ISBN 5-292-03092-9.
13.Кекова, С. В. Поэтический текст как коммуникативная проблема / С. В. Кекова // Проблема социально-культурных коммуникаций : сб. науч. тр. Саратов, 2004. С. 107-116. ISBN 5-292-03092-9.
14.Кекова, С. В. Христианский «след» в поэзии Н. Заболоцкого / С. В. Кекова // Православие в контексте истории и культуры. Саратов : Изд-во Саратовской епархии РПЦ, 2005. С. 123-128. ISBN 978-5-98599-049. 15.Кекова, С. В. Слово и логос в поэзии А. Тарковского / С. В. Кекова //Интерпретация семантических отношений текста : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во «Сателлит», 2006. С. 78-85. ISBN 5-901459-54-7.
16.Кекова, С. В. Особенности строения макрообразов в поэзии раннего Заболоцкого. Макрообраз «ребенок» / С. В. Кекова // Південний архів. Філологічні науки: Збірник наукових праць. Випуск ХХХVIII. Херсон: Видавництво ХДУ, 2007. С.52-62.
17.Кекова, С. В. Принцип преображения как основная составляющая творческого метода Арсения Тарковского / С. В. Кекова // Південний архів. Філологічні науки: Збірник наукових праць. Випуск ХХХІХ. Херсон: Видавництво ХДУ, 2007. С. 68-76.
18.Кекова, С. В. Преподавание литературы в вузе как форма духовного образования студентов / С. В. Кекова // Формирование гражданской личности в современной России : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГТУ, 2007. С. 116-121. ISBN 978-5-91272-197-7.
19.Кекова, С. В. От «битвы слов» к «живой основе смысла»: философия творчества Н. Заболоцкого / С. В. Кекова // Философские проблемы художественного творчества : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГК, 2005. С. 45-50. ISBN 5-84841-036-6.
20.Кекова, С. В. «Рыбная лавка» и «Пир» Н. Заболоцкого: опыт «метафизического» анализа / С. В. Кекова // Вопросы структурной, функциональной и когнитивной лингвистики : теория и практика : сб. науч. тр. Саратов : ИЦ «Наука», 2007. С. 148-154. ISBN 978-5-91272-232-2.
21.Кекова, С. В. Стихотворения Н. Заболоцкого «Фигуры сна» и «Бродячие музыканты: опыт «метафизического» анализа / С. В. Кекова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : сб. науч. тр. Саратов : ИЦ «Наука», 2008. С. 87-93. ISBN 978-5-91272-482-4.
22.Кекова, С. В. Антропологический тупик: «человек наизнанку» в искусстве XX века / С. В. Кекова // Философские проблемы художественного творчества : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГК, 2007. С. 62-67. ISBN 978-5-64841-056-2.
23.Кекова, С. В. Литературная критика С. Л. Франка // Философское наследие С. Л. Франка и современность : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГУ, 2008. С. 46-56. ISBN 978-5-91272-475-6.
24.Кекова, С. В. Православное обоснование художественного творчества / С. В. Кекова, Р. Р. Измайлов // Художественное образование : преемственность и традиция : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГК, 2008. С. 296-301. ISBN 978-5-94841-054-8.
25.Кекова, С. В. Кризис искусства в концепции В. Вейдле / С. В. Кекова // Церковь и образование : значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во Саратовской епархии, 2008. С. 75-83. ISBN 978-5-98599-049-2.
26.Кекова, С. В. Стихотворение Н. Заболоцкого «Искушение» : опыт прочтения / С. В. Кекова // Интерпретация семантических отношений текста : сб. науч. тр. Саратов : ИЦ «Наука», 2008. С. 39-66. ISBN 978-5-91272-725-2.
27.Кекова, С. В. Крушение миражей. Философская антропология Федора Степуна / С. В. Кекова // Сибирские огни. № 6. 2008. С. 151-154. ISSN 0131-643.5
28.Кекова, С. В. «Перевернутый мир» Николая Заболоцкого: духовно-эстетический аспект / С. В. Кекова // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции : история и современность : сб. науч. тр. Саратов : ИЦ «Наука», 2008. С. 121-131. ISBN 978-5-91272-571-5.
29. Кекова, С. В. Эонотопос в поэтическом мире А. Тарковского: к проблеме религиозно-философской герменевтики поэтического текста / С. В. Кекова // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. Саратов : Изд-во СГУ, 2008. С. 27-32. ISSN 1814-733X, ISSN 1819-7671.
30. Кекова, С. В. Образ неба в финалах «Столбцов» Николая Заболоцкого / С. В. Кекова // Поэтика финала : межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск : Изд-во НГУ, 2009. С. 99-104. ISBN 978-5-903978-03-8.
31. Кекова, С. В. Стихотворения А. Тарковского «Надпись на книге» и «Рукопись» : опыт «типологической экзегезы» / С. В. Кекова // Церковь, образование, наука: православная культура – основа духовно-нравственного здоровья общества : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во Саратовской епархии, 2009. С. 235-242. ISBN 978-5-98599-072-0.
32.Кекова, С. В. Мироощущение как категория эстетики и теории искусства / С. В. Кекова // Проблемы художественного творчества : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГК, 2009. С. 87-91. ISBN 978-5-94841-054-8.