Научная тема: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ПРАВА»
Специальность: 12.00.14
Год: 2012
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Концепция эффективности норм административно-деликтного права включает в себя: методологию и методы исследования эффективности норм административно-деликтного права; разработку теоретико-методологического инструментария; использование положений науки административной деликтологии; понятие, виды, критерии и показатели эффективности норм административно-деликтного права; изучение эффективности норм административно-деликтного права в конкретный исторический период; зарубежный опыт достижения эффективности законодательства в области административной ответственности.

2. Предложены фундаментальные понятия и положения, используемые в концепции эффективности норм административно-деликтного права и имеющие значение для определения предмета исследования:

  1. административно-деликтное право - самостоятельная отрасль российского права, совокупность правовых норм, определяющих, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляющих основания и условия административной ответственности, устанавливающих административные наказания, меры предупреждения и профилактики административных правонарушений, регулирующих возникающие в связи с совершением правонарушения административно-деликтные процессуальные правоотношения и деятельность судей, уполномоченных органов, должностных лиц по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях, исполнению постановлений о наложении административных наказаний;
  2. понимание административно-деликтного права как самостоятельной отрасли российского публичного права, включающей в себя материальные и процессуальные нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере административной ответственности, приводит к комплексному изучению эффективности данных норм. Процессуальные нормы административно-деликтного права вне правоотношений, фактом своего существования побуждают субъектов к поведению, соответствующему задачам производства по делам об административных правонарушениях, тем самым выполняют воспитательную функцию, способствуют развитию и совершенствованию правовой культуры, укреплению правосознания, имеют иные способы воздействия, эффективность которых должна учитываться и изучаться;
  3. административно-деликтное законотворчество деятельность органов законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по подготовке и принятию, отмене и замене законов об административных правонарушениях. Исследование эффективности норм административно-деликтного права будет способствовать совершенствованию административно-деликтного законотворчества. Научный подход к разработке административно-деликтных законов, в процессе которого в нормах законодательства об административных правонарушениях (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать, свидетельствует о повышении эффективности норм административно-деликтного права;
  4. научная концепция теории правового качества законов об административных правонарушениях лежит в основе эффективности норм административно-деликтного права;
  5. нормы административно-деликтного права должны эффективно влиять не только на общественные отношения (воздействие на следствие), но и на причину этих отношений - явления внутреннего мира человека (потребности, интересы, идеалы, цели и установки и др.).

3.  В контексте социального развития и социальной конфликтности, учитывая отставание законодательства об административных правонарушениях от стремительно развивающихся социальных отношений, предлагаем рассматривать эффективность норм административно-деликтного права в следующих аспектах:

  1. целевой аспект - это соотношение между целями нормы административно-деликтного права и реально наступившими результатами;
  2. социальный аспект эффективности нормы административно-деликтного права - это соответствие нормы административно-деликтного права социальным интересам. Обусловлен правильным определением цели административного наказания, выбором его вида и содержания, направлен на снижение уровня социально вредной конфликтности в сфере отношений по установлению и применению административной ответственности. Административно-деликтное право, собственно, и предназначено для решения социальных задач. Статья 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет следующие задачи законодательства об административных правонарушениях: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений;
  3. экономический аспект эффективности норм административно-деликтного права выражается в обеспечении экономической выгоды для государства норм административно-деликтного права. Наступление последствий в виде назначения административного наказания должно происходить с наименьшими потерями организационных, материальных, временных ресурсов;
  4. психологический аспект эффективности нормы административно-деликтного права выражается в том, что нормы административно-деликтного права воздействуют, прежде всего, на самого правонарушителя, а также в том, чтобы в силу коммуникативного устройства общественных отношений посредством эмоциональных нагрузок сформировать у других лиц адекватную позицию относительно осознания: совершать или не совершать те или иные административно наказуемые деяния. В связи с этим психологический аспект эффективности включает также степень формирования у конкретных индивидов и их групп активной гражданской позиции, желания добровольно исполнять, соблюдать, использовать или применять те или иные нормы.

Данные аспекты выступают основными критериями, на которых должна основываться деятельность управомоченных субъектов по созданию, изменению или отмене административно-деликтных норм в целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и урегулирования общественных отношений в сфере административной ответственности.

4. Выработке более четких направлений по изучению эффективности норм административно-деликтного права и, следовательно, совершенствованию законодательства об административных правонарушениях будет способствовать выделение видов эффективности норм административно-деликтного права. Классификация эффективности норм административно-деликтного права проводится нами по тем же основаниям, что и классификация норм административно-деликтного права:

  1. по назначению: а) материальные; б) процессуальные. В связи с этим различаются эффективность материальных норм административно-деликтного права и эффективность процессуальных норм административно-деликтного права;
  2. по действию во времени: а) непосредственная; б) перспективная; в) ретроспективная;
  3. по действию в пространстве: а) на территории Российской Федерации в целом; б) на территории субъектов Российской Федерации в частности;
  4. по кругу лиц: позволяет выделить эффективность норм административно-деликтного права, регулирующих административную ответственность физических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц, юридических лиц.

5.   Изучение социальной обусловленности нормы административно-деликтного права, адекватности закрепления ею объективных потребностей и соответствия закономерностям развития административно-деликтных правоотношений позволяет определить ее потенциальную способность воздействовать на регулируемые отношения. Для характеристики данной способности норм права можно использовать термин «потенциальная эффективность». Оценку указанной эффективности следовало бы проводить на основе показателей, характеризующих совершенство нормы с содержательной и формально-юридической стороны, имея в виду внутреннюю безупречную структуру. Однако подчеркнем, эффективность, заключенная в самой норме, существует лишь только как возможность. На основании изложенного выделяем потенциальную (прогнозируемую) и реальную (фактическую) эффективность.

6. Представляется целесообразным, учитывая, что административное и административно-процессуальное законодательство - предмет совместного ведения в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ, а также ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющей, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации, выделить следующие уровни эффективности норм административно-деликтного права:

  1. эффективность норм административно-деликтного права;
  2. эффективность норм административно-деликтного права субъектов РФ;
  3. эффективность отдельной нормы административно-деликтного права.

7.  Различия задач, решаемых на уровне всей системы административно-деликтного права отдельными его нормами, а также функциональных последствий действий административно-деликтного права и отдельных его норм, обусловливают несовпадение методов оценки, критериев и показателей их эффективности. В связи с этим, чтобы изучить эффективность отдельной нормы административно-деликтного права необходимо определить ее цель. Нормы административно-деликтного права направлены на достижение следующих целей: предупреждение совершения новых административных правонарушений правонарушителями (частная превенция); предупреждение совершения новых административных правонарушений иными лицами (общая превенция); разрешение дела на основе соблюдения принципа законности, т.е. лицо привлекается к административной ответственности на основаниях и в порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации; всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, вынесение законного постановления по делу об административном правонарушении; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений - следует признать в качестве основных критериев эффективности норм административно-деликтного права.

8.  Полноценная оценка эффективности норм административно-деликтного права затруднена, если ее критерии не выражены соответствующими показателями, т.е. количественными измерителями, которые предназначены для уяснения качественных характеристик норм административно-деликтного права. Показатели необходимы для измерения количественных параметров, необходимых для оценки реализации имеющих критериальное значение целей этой деятельности. Например, показателем по первому критерию (т.е. предупреждение совершения административных правонарушений лицом, ранее привлеченным к административной ответственности) следует считать повторность совершения административного правонарушения.

Показателем по второму критерию (т.е. предупреждение совершения административных правонарушений иными лицами) следует считать соотношение между количеством лиц, знающих о наличии административно-правового запрета, и количеством лиц, совершивших нарушение данного административно-правового запрета.

Показателем по третьему критерию (т.е. законное постановление по делу об административном правонарушении) следует признать соотношение количества отмененных и измененных постановлений к числу вынесенных как вступивших, так и не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях за определенный период.

9.   Эффективность норм административно-деликтного права зависит от следующих условий:

  1. государственной политики в сфере профилактики, предупреждения и пресечения административных правонарушений;
  2. правового качества законов об административных правонарушениях;
  3. правоприменительной деятельности судей, уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, иных уполномоченных органов и их должностных лиц по возбуждению дела об административном правонарушении, его рассмотрению и вынесению постановления по делу, исполнению постановления по делу;
  4. правовой культуры правоприменителя;
  5. правосознания правонарушителя.

10.  Методика исследования эффективности норм административно-деликтного права включает в себя совокупность следующих действий:

  1. выявление проблемы, заключающейся в неэффективности нормы административно-деликтного права. Данные о существовании социальной проблемы в сфере административной ответственности можно почерпнуть из таких источников, как статистическая отчетность; результаты, полученные в ходе проведения правового мониторинга законодательства об административных правонарушениях; юридическая наука; средства массовой информации;
  2. определение цели нормы административно-деликтного права и степени ее достижения, т.е. соотнесение результатов действия нормы с намеченной целью;
  3. выдвижение гипотез о неэффективности нормы административно-деликтного права;
  4. проведение конкретного социологического исследования, обобщение статистической информации, проведение правового мониторинга законодательства об административной ответственности и др. Для получения количественных результатов эффективности нормы административно-деликтного права необходимо отдельно изучать: эффективность санкции нормы с позиции достижения ею целей частной и общей превенции; эффективность диспозиции нормы с учетом полноты или неполноты правового регулирования отношений в сфере административной ответственности;
  5. обобщение полученных результатов изучения эффективности и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства об административных правонарушениях и улучшению деятельности правоприменительных органов.

11.  Методология исследования эффективности норм административно-деликтного права включает в себя категориальный аппарат исследования; методику изучения эффективности; методы изучения; миропонимание и мировоззрение исследователя, формируемого научной школой, а также правоприменительной практикой.

12.  Методы изучения эффективности норм административно-деликтного права: социально-правовой, анализ, математический, статистический.

13. Процесс познания явлений административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях имеет специфический инструментарий - обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, выступающее разновидностью конкретно-социологического исследования в области правосудия. В связи с этим обобщение судебной практики базируется на методической и методологической основе, характерной для данных исследований.

14.   Непосредственная связь теории и эмпирического исследования осуществляется, прежде всего, через разработку гипотез. Поэтому важное значение приобретает выработка соответствующих гипотез о результатах действия административных наказаний, а также о факторах, влияющих на эти результаты, что является теоретической основой для исследования эффективности правовых средств. Без уяснения понятия эффективности исследуемых санкций и определения показателей, с помощью которых производится измерение их результативности, невозможно эмпирическое изучение действенности административных наказаний. Всестороннее исследование проблемы недостаточной эффективности правовых норм требует по общему правилу выдвижения гипотез, касающихся всех трех основных звеньев механизма правового воздействия - правовых норм, их реализации и состояния правосознания. Увлечение изучением функционирования какого-либо одного звена обычно приводит к неполноте исследования и, соответственно, к односторонности его выводов

15.   Мониторинг административно-деликтных законов и правоприменительной практики (правовой мониторинг), использующий такие инструменты обеспечения высокого качества нормативных правовых актов как социологические исследования, обработка и анализ статистических данных, прогнозирование и моделирование действия будущих законов, комплексная экспертиза законопроектов, рассматривается как важнейший метод изучения эффективности норм административно-деликтного права. В связи с этим, правовой мониторинг определяется как система непрерывного наблюдения, анализа и оценки действия нормативных правовых актов в целях прогнозирования дальнейшего развития законодательства и повышения эффективности его регулирующего воздействия.

16.  Мониторинг эффективности действия административно-деликтного закона - это оценка эффективности юридических запретов, юридических санкций, в том числе их соответствие характеру нарушений и целям их предупреждения, пресечения и наказания.

В перечень индикаторов эффективности действия административно-деликтного закона, которые предстоит выявить, проанализировать и оценить, следует включать:

  1. соразмерность юридических санкций характеру нарушения;
  2. уровень воздействия санкции нормы административно-деликтного права под угрозой наступления для нарушителя неблагоприятных, правоограничительных последствий;
  3. возможность для правоприменителя индивидуализировать юридические санкции применительно к особенностям субъекта нарушения, его свойствам, характеру нарушения, вызываемым им последствиям;
  4. право замены одного вида юридических санкций или мер принуждения на другие, учитывая различные обстоятельства совершения нарушения и исполнения назначенного наказания;
  5. способности юридической санкции комплексно воздействовать на нарушителя в целях недопущения в дальнейшем совершения подобных правонарушений.

Перечень показателей эффективности действия административно-деликтного закона с указанием количественного и временного порядка их измерения:

  1. количество совершенных нарушений определенного вида за определенный период;
  2. количество лиц, освобожденных от ответственности;
  3. количество отмененных в административном или судебном порядке решений о назначении юридической санкции или применении иных мер государственного принуждения по основаниям несоответствия санкции (меры принуждения) характеру нарушения.

Источники данных об индикаторах и показателях эффективности действия административно-деликтного закона - информация исполнительных органов государственной власти (по подведомственности дел об административных правонарушениях), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления; судов; прокуратуры.

17.  Достижению эффективности норм административно-деликтного права способствует наука административной деликтологии, в частности изучение таких явлений, как динамика и структура административных правонарушений; причины и условия административной деликтности; личность правонарушителя; административно-деликтная политика, включающая в себя теорию социально и научно обоснованной деликтолизации деяний; разработка и внедрение системы действенных, справедливых и целесообразных административных наказаний; совершенствование системы предупреждения административных правонарушений.

18.  Эффективность норм административно-деликтного права рассматривается в целевом, социальном, экономическом и психологическом аспектах, в связи с этим предлагается рассматривать следующие основные направления взаимодействия положений науки административной деликтологии и основных направлений изучения предлагаемых аспектов эффективности норм административно-деликтного права:

  1. поскольку целевой аспект эффективности норм административно-деликтного права предполагает соотношение между целями нормы и реально наступившими результатами, то динамика и структура административных правонарушений как явления административной деликтологии и будут показывать реально наступивший результат. Изучение динамики и структуры административных правонарушений возможно при единой системе учета всех административных правонарушений, ведение которого необходимо поручить органу полиции как: а) уполномоченному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел; б) субъекту административной юрисдикции, уполномоченному возбуждать и рассматривать самое большое количество составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  2. социальный аспект эффективности норм административно-деликтного права представляет собой соответствие их балансу социальных интересов, способствование снижению уровня деструктивной, социально вредной конфликтности в сфере отношений или в социальной группе. Значение для выявления эффективности приобретает изучение причин и условий административной деликтности, а также личности правонарушителя;
  3.  организационно-личностный аспект эффективности норм административно-деликтного права связан с изучением правоприменительной деятельности субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (профессиональные качества должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях);
  4.  психологический аспект эффективности норм административно-деликтного права выявляет степень развития личности, ее склонность к девиантному (отклоняющемуся) поведению. Помимо прочего, эффективность норм зависит от того, насколько нормы административно-деликтного права могут содействовать выполнению определенных правил поведения, предусмотренных различными нормативными предписаниями;
  5.  обеспечение эффективности норм административно-деликтного права неотделимо от многоуровневого духовного и ценностного воспитания конкретной личности, от правовой пропаганды, формирования социально-приемлемой «культуры потребностей», от предупреждения правонарушений. Эффективность предупреждения правонарушений, допускаемых нарушителями административно-правовых норм, снижается ввиду ограниченности возможностей средств административно-правового воздействия на допреступные формы их проявления. Правом не в полной мере закреплены взаимные права органов административной юрисдикции по профилактике и предупреждению противоправного поведения;
  6. выводы административной деликтологии служат средством оптимизации нормативно-правовых и организационно-функциональных основ эффективности в борьбе с административными правонарушениями. В свою очередь, эффективность мер административно-правового воздействия, применяемых органами административной юрисдикции, чрезвычайно важна для административной деликтологии. Данные правоприменительной деятельности субъектов административной юрисдикции способствуют изучению состояния, динамики, структуры административной деликтности;
  7.  административная деликтология и эффективные нормы административно-деликтного права должны способствовать формированию административно-деликтной политики и ее дальнейшему развитию. Административно-деликтная политика Российской Федерации и ее субъектов должна получить внешнее закрепление в программах по борьбе с административными правонарушениями, которые должны быть взаимосвязаны с направлениями проводимой уголовной политики. Необходимо четко реализовывать основные направления административно-деликтной политики в административно-деликтном законотворчестве и правоприменительной деятельности субъектов административной юрисдикции.

19.    Изучение эффективности норм административно-деликтного права способствует формированию предмета и методов науки административно-деликтного права, ее основных положений, понятий и принципов.

  1. Наука административно-деликтного права как часть юридической науки и науки административного права представляет собой систему знаний, догм, идей, представлений о механизме и социальной эффективности административно-деликтного правового регулирования отношений в сфере административной ответственности, об истории, закономерностях функционирования и перспективах совершенствования законодательства об административных правонарушениях, теории и практики применения административной ответственности. Особенностью науки административно-деликтного права является развитие в ней отдельного направления, обусловленного конституционным принципом федерализма, изучающего административно-деликтное законодательство субъектов Российской Федерации.
  2. Наука административно-деликтного права подразделяется на два взаимосвязанных друг с другом и представляющих собой неразрывное единство блока: Общую и Особенную части. Объективным критерием такой классификации является само законодательство об административных правонарушениях.
  3. Предметом науки административно-деликтного права выступает: законотворческая и нормотворческая деятельность органов законодательной власти по установлению административной ответственности, норма административно-деликтного права, административно-деликтные правоотношения, практика применения законодательства об административной ответственности, история развития законодательства об административных правонарушениях, зарубежный опыт.
  4. Наука административно-деликтного права оперирует следующими административно-правовыми категориями: «административное правонарушение», «административное наказание», «юридический состав административного правонарушения», «административное принуждение», которые обеспечивают устойчивость и целостность данной науки.

20.   Основанием для исследования эффективности норм административно-деликтного права выступает методология науки административно-деликтного права, которая представляет собой учение о методах познания и о применении методов познания к исследованию норм административно-деликтного права, их непосредственной реализации, административно-деликтных правоотношений, законодательства об административных правонарушениях. Предлагаем следующие методологические значения в познании административно-деликтного права, способствующие выбору методов изучения эффективности его норм:

  • методологическое значение исторического и логического в познании административно-деликтного права. Познание административно-деликтного права предполагает изучение вопросов, связанных с возникновением административно наказуемых деяний, санкций за их совершение; с выделением основных этапов становления и развития административно-деликтного законодательства; с дальнейшими перспективами его становления. Основываясь на принципе историзма, логическое исследование права раскрывает историческую повторяемость его явлений и процессов, их общие принципы движения и развития безотносительно к тем конкретным формам, в которых они выражаются. Логический подход к объяснению административно-правовых явлений предполагает использование методов историзма в науке административно-деликтного права. Рассмотрение основных категорий и институтов административно-деликтного права в их историческом развитии позволяет дать объективную оценку состоянию науки об административных правонарушениях на конкретных этапах развития общества, а также выяснить причины тех недостатков, ошибочных взглядов и трудностей, которые имели место в науке в конкретных исторических условиях;
  • методологическое значение конкретного и абстрактного в познании административно-деликтного права. Каждый из нас имеет свое представление о нормах, регулирующих административно-деликтные отношения, об административных наказаниях, о процессе применения административных наказаний. Изучая на практике реализацию административной ответственности, накапливая эмпирический опыт, мы приходим к следующему этапу исследовательского процесса - формированию абстракций. Абстракция анализирует правовой объект с точки зрения его содержания и формы, системы и структуры, явления и сущности, целого и части. Формируются понятия, в которых фиксируются те или иные результаты познания. Совокупность таких понятий, как административная ответственность, административное правонарушение, административное наказание, производство по делам об административных правонарушениях, административно-деликтные отношения, образует текущий каркас теоретической концепции административно-деликтного права;
  • методологическое значение явления и сущности в познании административно-деликтного права. Нормы административно-деликтного права, административно-деликтные правоотношения, будучи конкретными правовыми явлениями, обладают конкретными правовыми характеристиками и взаимосвязями как между собой, так и с другими правовыми явлениями. Для того чтобы их определить, выявить историческую обусловленность и тенденции дальнейшего совершенствования и развития, необходимо установить и определить их общую сущность.

Сущностное познание административно-деликтного права предполагает обнаружение необходимых внутренних и основных общих признаков таких правовых категорий, как административная ответственность, административное правонарушение, административное наказание, производство по делам об административных правонарушениях.

В качестве принципа методологического подхода утверждается следующее: поскольку административная ответственность как правовое явление производно от государственной власти, то ее исследование должно проводиться на основе системной связи и общности с правоохранительной деятельностью государства.

Необходимо отметить распространение системного государственно-правового подхода на анализ любых проблем административной ответственности, связанных с раскрытием ее содержания, принципов, целей, функций, оснований;

  • методологическое значение содержания и формы в познании административно-деликтного права. Содержание каждой нормы административно-деликтного права есть частичка сущности права. Содержание норм права определяет, в чем состоят веления (дозволения) правовых норм. Сущность административно-деликтного права, или права об административной ответственности приобретает соответствующее содержание в нормах права, их системе и принципах отрасли права.

Содержание нормы административно-деликтного права объективно и реально существует лишь тогда, когда государственная воля «возведена в закон», соответствующим образом оформлена и превращена в результате этого в определенное содержание. Внутренней формой нормы административно-деликтного права является система построения, способ связи частей, которую традиционно называют структурой правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). Внешней формой выражения нормы административно-деликтного права является закон об административных правонарушениях;

  • методологическое значение структуры и элементов в познании административно-деликтного права. Внутренняя структура административно-деликтного права представляет собой определенную связь между его компонентами - институтами права: институтом административной ответственности юридических лиц, институтом административной ответственности должностных лиц, институтом административной ответственности несовершеннолетних, институтом административного наказания, институтом производства по делам об административных правонарушениях и др.

Внешнюю структуру образовывает связь административно-деликтного права с иными отраслями права, такими как конституционное право, административное право, административный процесс, уголовное право и др.;

  • анализ и синтез в познании административно-деликтного права. Сущность административно-деликтного права может быть познана на основе тщательного изучения отдельных правовых проявлений и определения закономерностей их развития, осуществляемого путем анализа. На основе этого формируется как целостное правовое образование - административно-деликтное право, представляющее собой комплекс функциональных связей, характерных только для целостного образования и вне его не существующий;
  • наука административно-деликтного права опирается также и на системный метод исследования. Административно-деликтное право - это целостная система норм права, представляющая неразрывное единство и находящаяся в соединенном состоянии, носящем объективный характер. Элементы, части системного образования объединены рядом содержательных признаков. К ним относятся: противоправные виновные наказуемые деяния в сфере государственного управления, для борьбы с которыми создано административно-деликтное право; санкции, предусматривающие наказание за эти деяния, и др. Административно-деликтное право является также упорядоченной системой, поскольку отдельные ее элементы - нормы и институты - находятся в определенной функциональной зависимости и взаимодействии. Сформулированные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях составы отдельных административных правонарушений представляют собой стройные подсистемы, являясь, в свою очередь, системами по отношению к образующим их элементам. Определенную подсистему образует система административных наказаний;
  • в науке административно-деликтного права применяется социологический метод, суть которого состоит в рассмотрении и исследовании права в непосредственном социальном бытии на основе собранных фактических данных, характеризующих социальную необходимость правового регулирования, его предпосылки, реальное действие, эффективность и т.д. Социология административно-деликтного права направлена на изучение правовой действительности, в частности: а) социальной обусловленности норм административно-деликтного права, закономерностей влияния на административно-деликтное право всей совокупности материальных и духовных факторов, образующих конкретно-историческую обстановку, в которой развивается данная правовая система; б) механизма действия административно-деликтного права и правоприменительной деятельности на различные стороны материальной и духовной жизни общества;
  • одним из методов, который используется в науке об административных правонарушениях, является сравнительно-правовой метод исследования. Подобный метод применяется при сравнении аналогичных норм и институтов отечественного законодательства об административных правонарушениях и законодательства зарубежных государств. Такое сравнение необходимо в целях выработки единой линии, отвечающей требованиям рациональной организации реакции общества на правонарушение.

21.    Эффективность норм административно-деликтного права непосредственно зависит от качества законодательной деятельности в сфере административной ответственности. Предлагаются следующие понятия, выступающие как основание исследования эффективности норм административно-деликтного права и направленные на достижение эффективности его норм:

  1. под административно-деликтным законотворчеством понимается деятельность органов законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по созданию, изменению или отмене правовых норм, закрепляющих задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях; административные наказания и общие правила их назначения, административные правонарушения, уполномоченных органов и их должностных лиц, порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях, исполнения постановлений о назначении административных наказаний;
  2. модернизация законодательства об административных правонарушениях представляет собой процесс обновления, актуализации, стоящих перед обществом задач борьбы с административными правонарушениями, позволяющий мобильно связывать законотворческую деятельность в сфере административной ответственности с социально-экономическими, политическими, правовыми и духовными потребностями общества;
  3. важнейшим фактором призвана стать научно обоснованная административно-деликтная политика, основным направлением которой является изучение причин и условий совершений административных правонарушений, личности правонарушителя, динамики и структуры административной деликтности, разработка эффективных мер предупреждения борьбы с административными правонарушениями, принятие качественных административно-деликтных законов. С помощью ее форм и методов не только должна осуществляться сиюминутная корректировка действующей системы правовых норм для решения самых острых текущих проблем, но и должны определяться долгосрочные ориентиры административно-деликтного регулирования;
  4. документальным воплощением положений политики в сфере борьбы с административными правонарушениями должен стать проект Концепции административно-деликтной политики в Российской Федерации, представляющий собой политико-правовой документ доктринально-прикладного характера. Его основная задача заключается в отражении современного состояния законодательства об административных правонарушениях и законотворческой деятельности в сфере административной ответственности, направлений и перспективных стратегических ориентиров развития законодательства, а также путей повышения эффективности норм административно-деликтного права;
  5. перспективными направлениями повышения эффективности административно-деликтной политики являются информатизация и широкое использование коммуникационных технологий в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых решений. Повсеместное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, автоматизация законопроектной работы выступают важными условиями модернизации законотворчества.

22.   Как элемент теории правового качества закона об административных правонарушениях - эффективность норм административно-деликтного права - есть свойство норм административно-деликтного права, определяемого как качество правовой нормы, характеризующееся фактически достигнутым уровнем целей административно-деликтного закона к нормативно установленным задачам законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.

23.    На основе анализа 79 законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях для обеспечения эффективности норм административно-деликтного права предлагается:

  1. внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, суть которых сводится к лишению права субъектов Федерации устанавливать административную ответственность физических лиц, поскольку составы не имеют «региональной специфики». В настоящее время сложилась правовая ситуация, при которой лица, совершившие тождественные по смыслу административные правонарушения, привлекаются к различным по степени суровости административным наказаниям, равно как и в разных субъектах Российской Федерации за аналогичные административные правонарушения к одному и тому же по степени суровости административному наказанию привлекаются различные по статусу субъекты ответственности. Недифференцированный подход к установлению административной ответственности по вопросам, имеющим региональное значение, в том числе и часто встречающиеся в региональных законах «штампы» федерального законодательства, свидетельствуют о том, что каких-либо стандартов оформления регионального законодательства не существует, и одна из главных причин тому - слабая законодательная техника;
  2. признать законотворческую практику субъектов Российской Федерации, когда устанавливается административная ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов, а потом указанные акты только принимаются, порочной. Такая практика противоречит положениям п. 1 ст. 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что в ведении субъекта РФ находится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В связи с этим необходимо повысить надзор органов прокуратуры.

24.   Анализ действующего законодательства субъектов Российской Федерации, а также сравнительный анализ штрафных санкций за совершение тождественных правонарушений свидетельствуют об отсутствии единого подхода в правотворческой деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации при: определении родовых объектов правонарушений, установлении размеров административных штрафов. В связи с этим предлагаем в целях повышения эффективности норм административно-деликтного права модельный закон об административных правонарушениях на территории субъекта Российской Федерации.

25.   Рассматривая возможности обеспечения эффективной реализации норм административно-деликтного права, предлагаем использовать следующие пути совершенствования предписаний, содержащихся в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • выявление формально-логических противоречий, существующих в административно-деликтном законе, посредством анализа структуры нормативных предписаний в соответствии со статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором они получили формальное закрепление;
  • обеспечение большей доступности административно-деликтного закона для понимания гражданами и правоприменителем посредством единообразного формулирования диспозиций нормативных предписаний, а также использования меньшего числа оценочных понятий и категорий;
  • осуществление более четкой и последовательной систематизации санкций регулятивных предписаний посредством подробного их анализа на предмет соответствия содержащихся в них наказаний степени и характеру совершенного административного правонарушения;
  • повышение эффективности административно-деликтного регулирования общественных отношений путем приведения системы Особенной части КоАП РФ в соответствие с аксиологическим подходом расположения нормативных предписаний внутри раздела.

26.   В целях достижения эффективности норм административно-деликтного права выделяются следующие правовые условия, при соблюдении которых должна формироваться и приниматься качественная норма административно-деликтного права: правильный выбор круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию; своевременность разработки нормы административно-деликтного права; соблюдение принципа справедливости при установлении административной ответственности, соразмерности санкций административно-деликтных норм конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, а также характеру совершенного деяния; соблюдение правил законодательной техники; правосознание.

Норма об административной ответственности тогда является качественной, когда она актуальна и своевременна, удовлетворяется потребность в регулировании отношений, которые необходимо охранять нормами административно-деликтного права.

27.  В основу развития концепции эффективности административно-деликтного права должны быть положены следующие основные элементы: социально и научно обоснованная деликтолизация деяний; разработка системы действенных административных наказаний.

Список опубликованных работ
I.Монографии

1.Рогачева О.С. Административно-правовой статус адвоката в производстве по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах : монография / О.С. Рогачева ; науч. ред. Ю.Н. Старилов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 312 с. (18,9 п. л.)

2.Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права : монография / О.С. Рогачева ; науч. ред. Ю.Н. Старилов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. – 356 с. (22,3 п.л.)

II.Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях

3.Рогачева О.С. Проблема эффективности и качества действия законодательства субъектов РФ об административной ответственности (На примере законодательства Воронежской, Белгородской и Курской областей): Административная ответственность: вопросы теории и практики (восьмые «Лазаревские чтения») / О.С. Рогачева // Государство и право. – 2005. – № 1. – С. 7 (0,1 п.л.).

4.Захарова О.С. Методологические основы исследования эффективности норм административно-деликтного права / О.С. Захарова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2008. – № 1 (4). – С. 97-111 (0,8 п.л.).

5.Захарова О.С. Деликтологические основы изучения эффективности норм административно-деликтного права / О.С. Захарова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. – 2008. – № 2 (5). – С. 117-126 (0,7 п.л.)

6.Захарова О.С. Понятие административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях / О.С. Захарова // Российский судья. – 2008. – № 7. – С. 34-36 (0,5 п.л.).

7.Рогачева О.С. Научно-теоретическая интерпретация категории «эффективность» в административно-деликтном праве / О.С. Рогачева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Право. – 2009. – № 2 (7). – С. 260-275 (0,9 п.л.).

8.Рогачева О.С. Эффективность административно-правовых санкций при применении административной ответственности юридических лиц : методика изучения / О.С. Рогачева // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия Право. – 2010. – 1 (8). – С. 230-238 (0,5 п.л.).

9.Рогачева О.С. Соотношение разграничения и передачи властных полномочий в сфере отношений административной ответственности / О.С. Рогачева. // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. – 2010. – № 2 (9). – С. 113-123 (0,6 п.л.).

10.Рогачева О.С. Разграничение предметов ведения и полномочий как условие эффективности норм об административной ответственности / О.С. Рогачева // Административное право и процесс. – 2010. – № 6. – С. 28-33 (0,3 п.л.).

11.Рогачева О.С. Основные направления изучения эффективности норм административно-деликтного права / О.С. Рогачева // Административное право и процесс. – 2011. – № 1. – С. 13-16 (0,2 п.л.).

12.Рогачева О.С. [Рецензия] / О.С. Рогачева // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. – 2010. – № 1 (8). – С. 575-576. – Рец. на кн. : Административное право : учебный курс / под ред. Р.А. Подопригоры. – Алматы : Налоговый эксперт, 2010. – 368 с. (0,1 п.л.).

13.Рогачева О.С. Юридические условия принятия качественной нормы об административной ответственности / О.С. Рогачева // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. – 2011. – № 1 (10). – С. 220-226 (0,3 п.л.).

14.Рогачева О.С. К вопросу о необходимости модернизации законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях / О.С. Рогачева // Административное право и процесс. – 2011. – № 11. – С. 15-17 (0,5 п.л.).

15.Рогачева О.С. Показатели качества административно-деликтного закона субъекта Российской Федерации и эффективности его реализации (на примере закона Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области») / О.С. Рогачева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2011. – № 2 (11). – С. 288-297 (1,0 п.л.).

III. Научные статьи, опубликованные в материалах международных, всероссийских и межрегиональных конференций

16.Рогачева О.С. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов / О.С. Рогачева // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : проблемы административной ответственности в России : сб. науч. трудов. Н. Новгород : Изд-во Нижегородского государственного университета им. Лобачевского, 2002. – С. 233-241 (0,4 п.л.).

17.Рогачева О.С. Процессуальные проблемы применения административной ответственности / О.С. Рогачева // Российское правовое государство : итоги формирования и перспективы развития : в 5 ч. : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – Часть 3 : Административное, муниципальное, экологическое, земельное и трудовое право. – С. 451-467 (0,8 п.л.).

18.Захарова О. С. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области установления административной ответственности / О.С. Захарова // Юридические записки. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – Вып. 18 : Современный этап развития Российского государства : на пути к «сильному» или правовому государству? – С. 140-152 (0,6 п.л.)

19.Захарова О.С. Административная и муниципальная реформы : основные направления взаимодействия / О.С. Захарова // Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации : материалы V науч.-практ. конф. (Омск, 15-16 ноября 2006 г.). – Омск : Типография «СТИВЭС», 2006. – С. 141-152 (0,6 п.л.).

20.Захарова О.С. Эффективность административно-правовых санкций в сфере общественной безопасности / О.С. Захарова // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Обеспечение общественной безопасности в Центральном федеральном округе Российской Федерации» – Воронеж : Воронеж. ин-т МВД России, 2007. – С. 72-75 (0,2 п.л.).

21.Захарова О.С. Эффективность административных санкций в области дорожного движения / О.С. Захарова // Правотворчество и правоприменение : проблемы теории и практики : материалы междунар. науч.-практ. конф. Липецк : Липецкая газета, 2008. – С. 169-177 (0,5 п.л.).

22.Захарова О.С. Генезис и эволюция достижения эффективности норм административно-деликтного права / О.С. Захарова // Правовые реформы в современной России : значение, результаты, перспективы : материалы науч.-практ. конф., посвященной 50-летнему юбилею юридического факультета Воронеж. гос. ун-та (Воронеж, 20-21 ноября 2008 г.). – Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. – Вып. 5, ч. 2 : Административное и муниципальное право.– С. 135-152 (1,0 п.л.).

23.Рогачева О.С. Сущностные аспекты в изучении эффективности норм административно-деликтного права / О.С. Рогачева // Теория и практика административного права и процесса : материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. (пос. Небуг, 9-11 октября 2009 г.) : в 2 ч. / отв. ред. В.В. Денисенко, А.Г. Эртель. – Краснодар : Кубанькино, 2009. – Ч. 1. – С. 286-295 (0,6 п.л.).

24.Рогачева О.С. Эффективность административно-правовых санкций в сфере административной ответственности юридических лиц : подходы к изучению / О.С. Рогачева // Административная реформа в России : итоги и перспективы : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (Н. Новгород, 12 марта 2010 г.). – Н. Новгород, 2010. – С. 75-81 (0,3 п.л.).

25.Рогачева О.С. О некоторых вопросах административной и уголовной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного Союза и государств – членов Таможенного Союза / О.С. Рогачева // Правовые и административные механизмы функционирования единой таможенной территории : Казахстан, Россия, Белоруссия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Астана: Изд-во КазГЮУ, 2011. – С. 27-38 (0,6 п.л.).

26.Рогачева О.С. Качественное административно-деликтное законотворчество как необходимое условие эффективности норм об административной ответственности / О.С. Рогачева // Теория и практика административного права и процесса : материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной памяти проф. В.Д. Сорокина (пос. Небуг, Краснодарский край, 6-10 октября 2011). – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 230-246 (0,9 п.л.).

27.Рогачева О.С. Подходы к пониманию эффективности норм административно-деликтного права / О.С. Рогачева. // Актуальные проблемы административного права и административного процесса : сб. науч. трудов. (Кутафинские чтения). – М. : : Изд-во МГЮА, 2012. – С. 246-256 (0,5 п.л.).

28.Рогачева О.С. Концепция эффективности норм административно-деликтного права / О.С. Рогачева // Актуальные проблемы законодательства об административных правонарушениях: материальный и процессуальный аспекты : материалы Международной науч.-практич. конф., посвященной памяти Юрия Марковича Козлова и 10-летию вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Козловские чтения»). – М. : : Изд-во МГЮА, 2012. – С. 233-240 (0,5 п.л.).

IV. Научные статьи, опубликованные в иных изданиях

29.Рогачева О.С. Адвокат в производстве по делам о нарушении налогового законодательства / О.С. Рогачева // Студенты в правовой науке : сб. науч. трудов. Вып. 1 : Проблемы и перспективы современного российского права. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1998. – С. 123-144 (0,8 п.л.).

30.Рогачева О.С. Административная юрисдикция налоговых органов и право налогоплательщика на защиту / О.С. Рогачева // Трибуна молодых ученых : проблемы современного правового развития / под ред. Ю.Н. Старилова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – Вып. 2. – С. 139-152 (0,7 п.л.).

31.Рогачева О.С. Административно-процессуальный статус адвоката в производстве по делу о налоговом правонарушении / О.С. Рогачева // Трибуна молодых ученых : субъективные права и законные интересы : теоретические основы и проблемы юридической защиты / под ред. Ю.Н. Старилова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. – Вып. 3, ч. 2. – С. 226-246 (1,0 п.л.).

32.Рогачева О.С. Значение правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации для формирования современной теории административной ответственности / О.С. Рогачева // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 4 : в 3 т. – М. : Изд-во РАЮН, 2004. – Том 3. – С. 470-477 (0,4 п.л.).

33.Рогачева О.С. Законность в применении административной ответственности / О.С. Рогачева // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2004. – С. 468-478 (0,5 п.л.).

34.Рогачева О.С. К вопросу о понятии административной ответственности в современном административном праве / О. С. Рогачева // Проблемы административного и административно-процессуального права : сб. науч. трудов памяти Ю. М. Козлова. – М. : Изд-во МГЮА, 2005. С. 273-289 (0,8 п.л.).

35.Захарова О.С. Эффективность норм административно-деликтного права / О.С. Захарова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. – 2006. – № 1 (1). – С. 151-164 (0,8 п.л.).

36.Захарова О.С. Правовая природа административных комиссий и их место в системе органов административной юрисдикции / О.С. Захарова // Юридические записки : сб. науч. трудов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – Вып. 20 : Гражданское общество и государство в России : обеспечение демократии и правомерности / под ред. Ю.Н. Старилова. – С. 60-71 (0,8 п.л.).

37.Захарова О.С. Законность в юрисдикционной правовой сфере / О.С. Захарова // Правовая наука и реформа юридического образования : сб. науч. трудов. Вып. 21 : «Правовой нигилизм» и «чувство законности» в России : соотношение, значение и формы / под ред. Ю.Н. Старилова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. – С. 50-73 (1,4 п.л.).

38.Захарова О.С. Административно-деликтное право : формирование концепции отрасли права / О.С. Захарова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия : Право. – 2007. – № 1. – С. 143-158 (0,9 п.л.).

39.Захарова О.С. Эффективность административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях : правовые и организационные вопросы / О.С. Захарова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия : Право. – 2007. – № 2. – С. 157-170 (0,8 п.л.).

40.Захарова О.С. Деятельность мирового судьи по подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях / О.С. Захарова // Мировой судья. – 2008. – № 3. – С. 16-19 (0,2 п.л.).

41.Захарова О.С. Административное судопроизводство по делам об административных правонарушениях : к вопросу об эффективности / О.С. Захарова // Личность. Ученый. Учитель : памяти профессора В.С. Основина / под ред. Т.Д. Зражевской. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. С. 205-215 (0,6 п.л.).

42.Рогачева О.С. Проблемы формирования административно-деликтной политики в условиях модернизации государственного управления / О.С. Рогачева // Правовая наука и реформа юридического образования : науч.-практ. журнал. – 2011. – № 1 (24). – С. 29-33 (0,2 п.л.).

43.Рогачева О.С. Методы науки административно-деликтного права / О.С. Рогачева // Юридические записки : науч.-практ. журнал. – 2011. – № 2 (25). – С. 45-56 (0,7 п.л.).

V. Комментарии законодательства, учебные, учебно-методические и справочные пособия

44.Рогачева О.С. Административное право : практикум по учебному курсу «Административное право» / О.С. Рогачева. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 50 с. (3,1 п.л.).

45.Рогачева О.С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / О.С. Рогачева [и др.] ; отв. ред. Э.Н. Ренов. – М. : НОРМА, 2004. – С. 303-309, 311-316, 791-792 (0,8 п.л.).

46.Рогачева О.С. Административная ответственность : учеб. пособие / О.С. Рогачева. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 192 с. (8,7 п.л.).

47.Общее административное право : учебник / О.С. Захарова ; под ред. Ю.Н. Старилова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. гл. 6 (§ 10), гл. 13 (§ 3), гл. 17 (§ 2, 5), гл. 18 (§ 1-4), гл. 19 (§ 1-5), гл. 20, гл. 21, гл. 25, гл. 26 (§ 2, 4, 5, 7, 8), гл. 27, гл. 28 (§ 1, 2, 6, 7). С. 165-167; 394-395; 451-456; 465-468; 473-491; 497-524; 528-582; 662-668; 672-677; 682-691; 695-750; 758-776 (13,5 п.л).

48.Рогачева О.С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / О.С. Рогачева [и др.] ; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М. : Юрайт, 2010. – С. 552-683 (8,0 п.л.).

49.Рогачева О.С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / О.С. Рогачева [и др.] ; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2010. – С. 574-724 (12,5 п.л.).

50.Административное право : практикум / О.С. Рогачева ; под ред. Ю.Н. Старилова. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. – С. 58-65, 82-117, 149-159, 189-196 (3,7 п.л.).

51.Рогачева О.С. Административная ответственность : учеб.-метод. пособие / О.С. Рогачева. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. – 216 с. (13,7 п.л.).

52.Административное право : практикум / О.С. Рогачева ; под ред. Ю.Н. Старилова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. – С. 93-100, 120-141, 154-165, 217-218, 234-240 (3,0 п.л.).