Авторский анализ исследований в избранной объектно-предметной ориентации, позволяет сделать следующие выводы. Понимание природы идентичности в меняющемся мире заключается в том, что личность не просто система введенных в нее конкретной культурой программ социального опыта. Социальные роли осваиваются на фоне предпочтения или избегания их самой личностью. Гендер - это социокультурный конструкт, процесс строительства которого происходит в результате межличностного взаимодействия. Гендерные маркировки субъективности не являются неизменными биологическими маркировками, а социально сконструированы и производятся различными типами властных стратегий. Гендерная идентичность - это многообразие представленных мужчиной и женщиной идентификационных моделей, проявления мужского и женского стилей и способов взаимодействия, создающих и воспроизводящих определенную культуру гендерных отношений в обществе.
2. По убеждению автора, институализация гендерной культуры является органической частью «культурной схемы», структурирующей не только индивидуальные цели, но и определяющей гендерные идентичности и «картины мира». В культуру органически вписан «гендерный образ» социальной реальности, который не сводим только лишь к «феминистской» и «патриархатной» картинам мира. Проведенный в диссертации анализ обнаруживает особенности: замкнутость и обособленность мужской и женской культур. Именно эти замкнутые культуры должны трансформироваться в гендерную культуру как социальный институт, который призван воспроизводить, конструировать новую социальную реальность.
Демократические институты власти в новых реалиях современной России и сами акторы этого процесса способны создать условия гармоничного сосуществования природы двух половых культур, а само противостояние использовать как новый энергетический импульс для развития мысли о природе человека, его идентичности, свободе, для поиска адекватных форм бытия в современном социокультурном пространстве человека.
Проблема формирования гендерной культуры, отраженная в конкретной социальной форме историчности, позволяет определить основную особенность институционального подхода, заключающуюся в ориентации на анализ социальной действительности как диалектически противоречивого процесса субъектно-объектных и субъект-субъектных отношений и на этой основе появляется возможность осмыслить и конкретизировать гендерную культуру как социальный институт с его реальными носителями, основными детерминантами и механизмами взаимодействия объективных и субъективных факторов. Тем самым, создается перспектива для развернутой научно-обоснованной характеристики функционирования и развития общества на конкретно-историческом этапе.
3. Субъектный подход в исследовании идентичности личности предполагает очерчивание индивидом своей границы компетенции, ответственности, часто этот процесс сопровождается противоречивыми тенденциями. Механизм разрешения противоречий субъекта лежит в основе специфической социокультурной методологии общества. Сообщество выступает как субъект, как сообщество-субъект, т.е. как состоящий из связанных друг с другом людей, составляющих это сообщество. Специфика такого субъекта заключена в том, что он как бы погружен в субкультуру данного сообщества. Развитие, усложнение межсубъектного (интерсубъектного) диалога диалога обновляет культуру, формирует новых людей, с обновленной идентичностью. В результате проведенного анализа диссертант приходит к заключению, что постструктуралистский взгляд на проблему обретения субъектом новой идентичности, есть поиски и осознание потребности «стать тем, кто ты есть». Новый ракурс теоретического видения представляется более эффективным средством решения проблемы адекватной гендерной идентичности человека.
4. Радикальные трансформации в ценностно-нормативных основаниях социальной реальности современного общества сопровождаются процессами глубоких изменений в гендерной идентификации и самоидентификации личности. Существующие неравенства между мужчинами и женщинами имеют тенденцию к сглаживанию по нескольким направлениям: 1) повышение уровня образования женщин; 2) расширение сферы профессиональной деятельности женщин; 3) распространение контрацепции; 3) возрастание автономии женщин в супружеских отношениях.
Подобное гендерное выравнивание оказало влияние на трансформации, подчас неожиданные, в сфере мужской идентичности. Если в ХIХ в. в европейском общественном сознании появился так называемый женский вопрос, то теперь можно говорить о появлении особого «мужского вопроса».
Диссертант акцентирует внимание на безусловном значении социокультурных установок и существующих нормативных ценностей в личностном процессе гендерной идентификации. В процессе функционирования в обществе личность использует пути формальной и неформальной идентификации, каждая из которых выполняет своеобразную социальную функцию включения личности в формальные и неформальные общественные структуры.
5. Структурно-функциональная роль традиционной культуры в воспроизводстве гендерной идентичности, является определяющей среди всех других социальных факторов (экономических, политических и т.д.) формирующих идентичность. Процессы демократизации и гуманизации общества детерминируют изменение нормативной социальной системы, что в свою очередь отражается на процессах производства и воспроизводства легитимных социальных моделей поведения и конструирования современных идентичностей. Социальные изменения определяют модификацию гендерной системы, повседневных практик гендерных отношений. Демократизация общества, происходящая в условиях индивидуализации и плюрализации жизненных стилей, актуализирует появление современных гендерных норм, ведет к изменениям в доминирующих социокультурных паттернах, влияет на отношение традиционного общества к норме и отклонению от неё. Исследование автором процессов конструирования гендерных норм позволяет объяснить механизмы и формы контроля повседневных практик гендерного поведения, и создает возможность формирования оптимальных социальных условий для успешной социальной интеграции индивидов и социальных групп, толерантных общественных отношений.
6. Авторское рассмотрение гендерной идентичности через призму культурной травмы приводит к более широкой объяснительной модели: этническая идентичность - это не только культурная матрица обычаев и традиций, языка, фольклора, но это и во многом осмысление собственного опыта существования в культуре, когда она подвержена давлению, притеснению со стороны другой культуры. Моральные гендерные стереотипы, функционируя в рамках определенной культуры, имеют тенденцию изменяться, если в самой культуре происходит ряд изменений.
Рассматривая войну как очень сильный травмирующий фактор, диссертант доказывает, что несмотря на распространенную маркировку войны как маскулинного мира, женские роли на войне многообразны, и война так же невозможна без символических женщин, как не существует она и без символических мужчин. По существующим типологиям женских ролей в культурных сценариях войны сконструированы несколько моделей:
Модель 1. Матери, жены, сестры, возлюбленные благословляют мужчин, легитимируя тем самым их участие в войне, хотя сами борются за мир.
Модель 2. Они выступают в качестве некой награды, которую получают настоящие мужчины. К герою возлюбленная благосклонна, ему посвящаются песни и т.д.
Модель 3. Лучшие женщины любят тех, кто хорошо воюет, выдавая тем самым мужчинам своеобразный сертификат подлинной мужественности.
Модель 4. Напротив, женщины ставят под сомнение маскулинность тех мужчин, которые не принимают участие в войне или ведут себя недостойно.
7. Самоидентификация, современной женщины в чеченском обществе, происходит через взаимодействие, с одной стороны, патриархатных принципов, опирающихся на длительную социальную, историческую и культурную традицию и принципов эгалитаризма - с другой. Сохраняя свои традиционные роли и, во многом считая, их неотчуждаемыми, современная женщина активно примеряет маскулинно маркированную социокультурную территорию. Такое противоречивое начало отражается на ее самоидентификации, внося новые смыслы и установки в социокультурную реальность. Формируется новый стиль отношений между полами, где мужчина вынужден вписываться в меняющийся тип отношений, и тем определять новые стратегии поведения. Повышение правового самосознания женщины, актуализация ею своего социального пространства не может, не отразится на нормативно-ролевой природе межполовых отношений, определяя новую динамику социокультурного развития общества.
8. Характер восприятия мигрантами-чеченцами местного населения, стремление к сближению или дистанцированию, а, в конечном счете, успешность адаптации к новым социальным условиям и эффективная интеграция в принимающее общество происходят как становление и развитие межэтнических отношений, с присущими им особенностями социокультурных институциональных согласований и рассогласований.
9. Социальное положение, взаимодействие чеченских мигрантов и местного населения в местах их вселения в регионах Астраханская область, Краснодарский край, Ставропольский край сопряжены с процессами освоения новой реальности, с необходимостью, в той или иной степени, трансформировать, сохраняя черты этнической ментальности, идентификационное поведение. По данным социологического исследования инокультурная среда, в которой оказываются переселенцы, не является враждебной для них, хотя и в представлениях мигрантов она содержит достаточно высокую степень тревожности в виде настороженного восприятия местными мигрантов, потенциальных и реальных конфликтов между ними. Тем не менее, адаптивные процессы у последних протекают, в целом, довольно успешно, о чем свидетельствуют данные о трудозанятости и оценки материального благополучия.
10. Положение мигрантов-чеченцев, их самоопределение в новой среде, идентификационные предпочтения противоречивы по своим проявлениям, имеют ярко выраженные региональные различия. Не менее существенными являются различия гендерного характера, находящие свое выражение в ощутимой разнице реакций, чувств и отношений к отдельным параметрам своего жизненного существования у мужчин и женщин. Если выразить обобщенно, то уровень более позитивного восприятия реальной действительности у женщин гораздо выше того, что демонстрируют мужчины, а значит, именно, женщины обладают и реализуют более существенный потенциал адаптивности.
1.Курбанова Л.У. Трансформация роли женщины Чечено- Ингушетии в обществе в предвоенный период и в экстремальных условиях Великой Отечественной войны. - Майкоп, 2011. 14,5 п.л.
2.Курбанова Л.У., Петров В.Н. Проблемы и процессы гендерной самоидентификации чеченцев. (Теоретическое и эмпирическое исследование). Краснодар, 2012. 12,09 п.л.
В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки РФ
3.Курбанова Л.У. Традиционная культура и трансформация общества: гендерный аспект // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009, №4 (97). 0,5.л.
4.Курбанова Л.У. Правовая культура как фактор гендерной самоидентификации личности: (социологический аспект). // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010, №3. 0.5 п.л.
5.Курбанова Л.У. К проблеме гендерной идентичности: социокультурный аспект // Научные Ведомости Белгородского университета. 2010, №2 (97). 0.5 п.л.
6.Курбанова. Л.У. Место женщины в социологической концепции Дороти Смит // Научные Ведомости Белгородского университета. 2011, №8. 0,5 п.л.
7.Курбанова Л.У. Роль стереотипов в конструировании и функционировании гендерной идентичности: теоретический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011, Вып. 3. (85). 0,5 п.л .
8.Курбанова Л.У. Гендерная идентичность как теоретическая конструкция в системе гуманитарного знания // Вестник МГУ. Социология. 2012 г. 0,5 п.л.
9.Курбанова Л.У. Процессуальные и структурные аспекты проблемы гендерной идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012, №1. 0,5 п.л.
10. Курбанова Л.У. Влияние психотравм на гендерные особенности идентификационного поведения в чеченском обществе // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2012. № 2. 0,4 п.л.
11. Курбанова Л.У. Правовая культура как фактор гендерной идентификации женщины-чеченки // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2012. № 3. 0,5 п.л.
12. Курбанова Л.У. Внутрироссийские мигранты из Чечни в местах нового вселения: некоторые особенности самоидентификации // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2012. № 4. 0,5 п.л.
В других изданиях
13.Курбанова Л.У. Проблемы формирования российского патриотизма у молодежи Чеченской Республики // Доклады и материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию национальной системы образования Республики Калмыкия. Элиста: Калмыкское книжное издательство, 2003. 0,75 п.л.
14.Курбанова Л.У. Пути формирования культуры межнационального общения у студентов в условиях социально-политического кризиса // Традиционная культура как действенное средство патриотического воспитания, формирования культуры межнационального общения и согласия в студенческой среде: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (21-23 мая, Пятигорск. 2003г.). Пятигорск, 2003. 0,25 п.л.
15. Курбанова. Л.У.Школа как институт социализации личности // Вестник Института проблем образования Министерства общего и профессионального образования Чеченской Республики. Вып. 1. Грозный, 2003. 0,5 п.л.
16. Курбанова Л.У. Вклад народа Чечено-Ингушетии в Победу // Вестник АРИГИ 2004. 1 п.л. (в соавторстве с Е.М. Малышевой).
17. Курбанова Л.У. Патриотизм женщин Чечено-Ингушетии в создании фонда обороны, оказание помощи фронту и Красной Армии (1941-1944 гг.) // Вестник АГУ. 2004, №4. 0,75 п.л.
18. Курбанова Л.У. Этнопедагогическая подготовка будущего учителя национальной школы // Вестник Института проблем образования Министерства общего и профессионального образования Чеченской Республики. 2004, Вып. 2. 0.5 п.л.
19. Курбанова Л.У. Изменение властных установок в семье и проблема гендера // Вестник Института проблем образования Министерства общего и профессионального образования Чеченской Республики. 2006, Вып. 4. 0,5 п.л.
20. Курбанова Л.У. Влияние культуры на конструирование гендерной идентичности // Вестник Института проблем образования Министерства общего и профессионального образования Чеченской Республики. 2006, Вып. 5. 0,5 п.л.
21. Курбанова Л.У. История трансформации роли женщины Чечено-Ингушетии в экстремальных условиях 1-ой половины ХХ века. Грозный, 2004. 2 п.л.
22. Курбанова Л.У. Общественное сознание современной чеченской молодежи: проблемы формирования российского патриотизма // Ежегодный сборник научных статей молодых ученых и аспирантов. Майкоп, 2004. 0,5 п.л.
23. Курбанова Л.У. Технология формирования личности в школе // Вестник Института проблем образования Министерства общего и профессионального образования Чеченской Республики. 2005, Вып. 3. 0,5 п.л.
24.Курбанова Л.У. Кризис духовной культуры и проблема формирования личности в условиях диалога культур // Россия и Восток: Проблема толерантности в диалоге цивилизаций: Материалы IV Международной научной конференции (3-6 мая 2007 г. Астрахань). Астрахань, 2007. В 2 т. Т.1. 0,3 п.л.
25.Курбанова Л.У. Трансформация социальной структуры Чеченского общества и гендерные стереотипы // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы V-го Международного Конгресса (8 – 12 октября 2007 г. Пятигорск), Пятигорск, 2007. 0,2 п.л.
26.Курбанова Л.У. Идеология войны и проблема гендерной идентичности // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции / Отв. ред. А. И. Османов. Махачкала, 2008. 0.2 п.л.
27.Курбанова Л.У. Роль этнопедагогики как интегрирующего фактора воспитания в поликультурной среде // Ксенофобия и другие формы нетерпимости: природа, причины и пути устранения: Международная научно – теоретическая конференция (Санкт- Петербург, 27-28 сентября 2007 г.). СПб., 2007. 0,75 п.л.
28.Курбанова Л.У. Кризис духовной культуры и проблемы гендерной идентификации // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции / Отв. Ред. А. И. Османов. Махачкала, 2008. 0.2 п. л.
29.Курбанова Л.У. Гендерная система межличностного взаимодействия // Диалог культур в изменяющейся России: исторический опыт региона и социокультурная реальность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь, 2008. 0.3 п.л.
30.Курбанова Л.У. «Множественная субъективность» как результат развития методологии постструктурализма: гендерный аспект // Актуальные проблемы философии социально-гуманитарных наук. Ростов- на- Дону, 2008. 0,5 п.л.
31.Курбанова Л.У. Развитие концепции женской субъективности в теории Джудит Батлер // ХХ1 век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов (международный выпуск). Выпуск 11. Пенза, 2008. 0,3 п.л.
32.Курбанова Л.У. Проблемы этнической самоидентификации личности в условиях депортации // Чеченцы в сообществе народов России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 420-летию установления добрососедских отношений между народами России и Чечни. Т. 1. Назрань, 2008 0,5 п.л.
33.Курбанова Л.У. Проблема гендерной идентификации в условиях социальной нестабильности общества (на примере Чеченской республики) // Мужское и мужественное в современной культуре: Научные доклады и сообщения. СПб., 2009. 0.3 п.л.
34.Курбанова Л.У. Культура и гендер: социально-философский аспект Грозный, 2009. 2.п.л.
35.Курбанова Л.У. Философия жизни Г. Зиммеля как отражение дискурса гендера в контексте западноевропейской мысли рубежа Х1Х- ХХ веков // Известия ЧГПИ. 2011, №4. 0,5. п.л.
36.Курбанова Л.У. Повышение правовой культуры женщин как важное условие гражданской идентичности (на основе социологических исследований среди женщин Чеченской Республики). Ежегодный бюллютень: Европейский центр защиты прав человека (EHRAC) European Human Rights Advocacy Centre (EHRAC), LH222 Ladbroke House, 62-66 Highbury Grove, London, N5 2AD, UK, 2011 г. 0,6 п.л.
37.Курбанова Л.У. Гендерные аспекты занятости на рынке труда в Чеченской республике // Наука, образование, инновации: Всероссийская научно-практическая конференция (26-27 ноября 2011 г. Грозный). Грозный, 2011. 0,5. п.л.