1. После распада Советского Союза перед Азербайджаном, так же как и перед другими республиками бывшего СССР, встали задачи по трансформации экономики и социальной сферы, строительству демократической системы политического и государственного управления. Все эти задачи азербайджанскому государству пришлось решать на фоне полномасштабной войны, которая началась с Арменией из-за контроля над Нагорным Карабахом. В силу этого обстоятельства обеспечение военной безопасности и армейского строительства стали для АР приоритетными.
2. Ошибки, допущенные во внешней и внутренней политике правительством А. Эльчибея, к осени 1993 г. обернулись не только поражением Азербайджана, но также чрезмерно обострили социально-экономическую ситуацию в стране. Только возращение в политику Г. Алиева позволило избежать полного краха.
3. Поражение на первом этапе карабахского противостояния вынудило Азербайджан кардинальном образом пересмотреть политику военной безопасности страны. Ключевыми направления военной политики страны с этого момента стали: поиск политических и военных союзников, закупка необходимых для вооруженных сил страны боевых систем, налаживание работы республиканского военно-промышленного комплекса, а также решение социальных и гуманитарных проблем, связанных с обеспечением военной безопасности.
4. Взявшись за решение проблемы поиска военных и политических союзников, Азербайджан поставил перед собой несколько целей: во-первых, найти партнеров, готовых поддержать его в вопросе карабахского урегулирования; во-вторых, сотрудничать со странами, способными поддержать действия Азербайджана на международной арене, когда он будет отстаивать свои региональные и глобальные экономических интересы; в-третьих, взаимодействовать с державами, стремящимися содействовать АР в противостоянии угрозам «нового типа» (наркоторговля, терроризм, торговля людьми, экологические проблемы). В течение 1994-2011 гг. азербайджанское политическое и военное руководство сумело благодаря этому выстроить довольно эффективную модель взаимодействия с зарубежными партнерами, призванную обеспечить успешное функционирование системы военной безопасности страны как в мирное, так и в военное время.
5. При осуществлении политики военно-технического сотрудничества с зарубежными странами Азербайджан стремился не только покупать те или иные боевые системы у различных стран, но и наладить с этими государствами дружественные и союзнические отношения. В благодарность за такое отношение Азербайджан не только своевременно оплачивает поставляемый товар, но и оказывает всеобъемлющую политическую и экономическую помощь своим партнерам на региональном и глобальном уровне, правда, не в ущерб собственным национальным интересам.
6. Наличие политической воли и финансовых возможностей позволили Азербайджану активно решать проблему создания собственного военно-промышленного комплекса. При этом важно, что страна идет на активное привлечение зарубежных военных технологий в свое военное производство, исходя не столько из политической или финансовой целесообразности, сколько из потребностей вооруженных сил в современных боевых системах. Прямым следствием этого стал рост боевых возможностей Национальной армии Азербайджана, что, несомненно, придется учитывать всем странам, имеющим в регионе Южного Кавказа политические, экономические и военные интересы.
7. Реализация политики военной безопасности Азербайджана в 1994-2011 гг. не только свелась к вопросам финансирования вооруженных сил, приобретения для них различных образцов боевой техники, налаживания работы собственного ВПК, организации взаимодействия с различными акторами международных отношений, но и потребовала доктринального и концептуального обоснования политики национальной и военной безопасности. При этом азербайджанскому политическому и военному руководству приходилось прилагать колоссальные усилия для того, чтобы эта работа не шла под политическим нажимом не только внутренних, но и внешних сил, каждая из которых видела свой путь развития военной организации азербайджанского государства. К концу 2011 г. Азербайджан уже принял значительное количество документов, которые определяют ближайшие перспективы развития системы его национальной и военной безопасности.
8. На формирование политики военной безопасности Азербайджанской Республики заметное влияние оказывает не только неурегулированный конфликт с Республикой Армения, но и кавказская политика «великих» и «региональных» держав, которые исходя из своего видения геополитической ситуации в регионе предпринимают те или иные шаги, направленные на противодействие политическому доминированию своих оппонентов, что формирует вызовы и угрозы системе национальной и военной безопасности АР.
В свою очередь, государства Южного Кавказа - Азербайджан, Грузия и Армения - пытаются, исходя из своей геополитической востребованности и экономической привлекательности, отстаивать собственные интересы в этом сложном, запутанном и порой противоречивом поведении вышеназванных акторов международных отношений.
9. Успехи, достигнутые Азербайджаном в деле поиска союзников, военного строительства и разворачивания военно-промышленного комплекса, позволили азербайджанскому политическому и военному руководству обратиться к решению социальных и гуманитарных вопросов, возникающих в результате обеспечения военной безопасности страны. В результате за последние несколько лет в азербайджанской армии на порядок выросло качество вещевого и продовольственного обеспечения военнослужащих, большое внимание уделяется и медицинской защите солдат и офицеров.
Политическое и военное руководство страны, поддерживаемое обществом, настроено на решение социальных проблем армии, хотя и осознает, что сделать это в полном объеме невозможно, но в то же время оно имеет для решения этой проблемы не только политическую волю, но и финансовые ресурсы.
2. Формирование оборонной политики Азербайджана в контексте геополитики и концептуальных подходов к безопасности в 1994–2011 годы. СПб., 2012 (10 п.л.).
3. Азербайджано-турецкое военно-техническое сотрудничество в 1994–2010 годах // Научные проблемы гуманитарных исследований. № 12. 2010. С. 100–110 (0,8 п.л).
4. Развитие азербайджано-пакистанских связей в военной области в 1994–2010 // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. Вып. 1(19). 2011. С. 104–113 (0,9 п.л.).
5. Взаимодействие Азербайджана и стран Центральной Азии в военной и политической областях в 1994–2010 гг. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. №2 (27). 2011. С. 126–132 (0,8 п.л).
6. Российско-азербайджанское военно-техническое сотрудничество в 1994–2010 гг. // Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып. 3. 2011. С. 79–88 (0,8 п.л).
5. Кавказская политика «великих» и «региональных» держав и военная безопасность Азербайджанской Республики // Вестник Академии права и управления. № 24. 2011. С. 159–170 (1,07 п.л).
7. Взаимоотношения Азербайджана и ОДКБ в 1994–2011 гг. // Вестник Томского университета. Серия История. № 4 (16). 2011. С. 98–107 (1,01 п.л.).
8. Сотрудничество Азербайджана и Иордании в военной сфере в 1994–2011 гг. // В мире научных открытий. № 11.3 (23). 2011. C. 896–905 (0,5 п.л.).
9. Еще раз о возможной карабахской войне // Современные проблемы международной и национальной безопасности. Материалы «круглого стола». 11 марта 2010 г. /Под ред. С.М.Виноградовой. СПб., 2010 (0,4 п.л.)
Прочие работы:
1. Единой политики военной безопасности стран СНГ не существует // URL: http://www.analitika.az/articles.php?item_id=20091122094756364&sec_id=9 (23.11.2009) (0,85 п.л.).
2. Азербайджан должен производить и покупать современное оружие // URL: http://www.milaz.info/ru/news.php?id=12704 (10.12.2009) (1,2 п.л).
3. От рабоче-крестьянской Красной Армии до рабоче-крестьянской кадровой армии –– путь в тупик // URL: http://www.milaz.info/ru/news.php?id=13061 (18.12.2009) (0,4 п.л.).
4. Кадры решают все? – Кадры, овладевшие техникой, решают все! // URL: http://www.milaz.info/ru/news.php?id=13815 (12.01.2010) (0,5 п.л.).
Версия на английском языке: Are cadres all-important? — Cognizant cadres are all-important! // URL: http://www.milaz.info/en/news.php?id=4821 (12/01/2010) (0,45 п.л.).
5. «Войну надо вести по-настоящему или не вести ее вовсе» // URL: http://www.milaz.info/ru/news.php?id=14689 (15.02.2010) (0,25 п.л.).
Версия на английском языке: «The war should be made properly or it shouldn’t be made at all» // URL: http://www.milaz.info/en/news.php?id=4862 (0,25 п.л).
6. Есть ли завтра война? Или сказ о том, почему небо никогда не упадет на землю // URL: http://www.milaz.info/ru/news.php?id=15662 (30.03.2010) (1,1 п.л.).