Научная тема: «СИСТЕМА ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.»
Специальность: 07.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • На протяжении XVIII и первой половины XIX в. учеб­ные заведения готовили не только военных, но и гражданских чинов­ников. Для многих небогатых дворян и детей разночинцев это была единс­твенная возможность получения высшего образования, включения в государственную службу и общественную жизнь. Обучение в привилегированных военно-учебных заведениях (например в Сухопутном корпусе) преследовало две цели: подготовить не только военных офицеров, но и гражданских чиновников.
  • Характерной чертой многих военно-учебных заведений со времён П.И. Шувалова (середина ХVIII в.) была так называемая «многопредметность», которая была следствием стремления подготовить чиновника "широкого профиля". Исследователи прошлого считали это очень существенным недостатком в деятельности военных корпусов.
  • Во второй половине ХVIII века наблюдались следующие тенденции в развитии профессионального военного образования: дальнейшая специализация военного образования; гуманизация содержания; разворачивание системы стимулов обучения; придание обучению планово-организующего начала; выделение необходимых приоритетов в подготовке будущих офицеров. Эти тенденции в той или иной степени  продолжали проявляться и в XIX в.
  • До середины ХVIII века имела место всесословность обучаемых, то есть дворянские дети обучались вместе с детьми разночинцев. Но это, по взглядам большинства представителей правящего класса того времени, подрывало устои самодержавия. Такой "демократизм", введённый Петром I, был вызван потребностями быстро растущей и постоянно воюющей армии. Потомки Петра I на троне постепенно отказались от привлечения разночинцев в военно-учебные заведения.
  • В первой половине XVIII в. дворянство с большой неохотой посы­лало своих детей учиться по причине того, что обучение носило принудительный характер, и, в основном, школа комплектовалась под угрозой ослушникам «потеряния чести и живота». У большинства кадетов было желание уклониться от этой повинности - отсюда побеги, симуляция, нежелание учиться и т. п. Дворянство не видело практической целесообразности в этом обучении, так как та или иная степень родовитости позволяла получить чины и без обра­зования. Чтобы избежать этого, уже в конце XVIII в.  было принято решение в корпусах готовить молодежь не только для службы в армии и на флоте, но также и давать гражданское образование, что сразу повысило рейтинг данных учебных заведений.
  • С середины  XVIII в. и вплоть до последней трети века XIX  военно-учебные заведения были дворянскими по своему составу и только поражение в Крымской войне и торжество здравого смысла в ходе реформ 60-70-х годов привели к постепенному изменению социального состава военно-учебных заведений, к их демократизации.. Это дало возможность улучшить подготовку офицеров во всех типах военно-учебных заведений.
  • Вплоть до начала XIX в. немногочисленные  военно-учебные заведения управлялись по личному усмотрению своих непосредственных начальников. Отсутствовала унификация, как в вопросах организации учебного процесса, так и в характере обучения и воспитания кадет. Централизованное управление было осуществлено только после создания в начале "Совета о военных училищах», а затем "Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗа)".
  • К середине XIX века в России сложилась система подготовки офицеров, объединяющая 23 кадетских корпуса, которые подразделялись на 5 групп. Были сформулированы основные правила приема и выпуска, внутреннее устройство учебных заведений, а также определены задачи физического, нравственного и интеллектуального развития кадетов. Впервые выделяются как самостоятельные учебные заведения, осуществлявшие подготовку молодежи к поступлению в военно-образовательные учреждения, готовившие офицеров.
  • Большую часть XVIII и в первой четверти XIX столетия считалось, что военная служба, поглощавшая гражданскую, в глазах правительства, общества и народа стояла как бы выше гражданской. Считалось, что человек, пригодный к ней, будет пригодным и к гражданской государственной службе. Кроме того, практически не существовало разделения управленческого труда. Статус офицера в глазах верховной власти был выше статуса любого другого специалиста. Ему оно готово было поручить какое угодно дело, и на каком угодно поприще государственной деятельности. В силу этого с определённой натяжкой можно утверждать, что Пажеский корпус - это первое учебное заведение России, готовящее управленцев - государственных чиновников.
  • Всю первую половину XIX  в. идёт быстрый рост числа кадетских корпусов. Они становятся главной формой подготовки офицерских кадров и гражданских служащих. На середину XIX века кадетские корпуса были открыты во многих губернских городах. Причем многие корпуса создавались не только за казенный счет, но и за счет средств обучаемых, а также на пожертвования. Пик в развитии кадетских корпусов приходится на 1845 г. (их 19), когда на эту форму подготовки офицерских кадров было обращено особое внимание. Кадетские корпуса имели и благотворительное значение, давая возможность получать образование и содержание детям неимущих и умерших офицеров и дворян.
  • В первой трети XIX в. военными кадетские корпуса были только по названию, а на деле это были заведения типа среднего общеобразовательного. Основную массу учебных дисциплин в них составляли общеобразовательные предметы.
  • Благодаря военным реформам 60-70-х годов, была создана достаточно эффективная и самобытная система подготовки офицерских кадров. Постепенно происходила демократизация состава учащихся, в них увеличивалась роль разночинцев. Это не было следствием политики правительства, а было неизбежным обстоятельством, вызываемым потребностями армии. Эта демократизация пошла на пользу военно-учебным заведениям.
  • К 1880 г. военные прогимназии утратили своё значение. По программам общеобразовательных дисциплин они стали близкими к средней школе. Прогимназии потеряли право производить своих выпускников в офицеры и стали подготовительными учебными заведениями, готовящими молодых людей к поступлению в офицерские училища.
  • Военная контрреформа Александра III (1882 г.) не вызывалась какими то серьёзными обстоятельствами и носила скорее политический, чем военно-учебный характер. Это была уступка императора реакционерам, которые в хорошем и глубоком образовании видели угрозу существующему строю.
  • Война явилась могучим ускорителем военно-технического прогресса, что имело своим следствием появление многочисленных новых военных специальностей. Специалистов нового профиля и начали готовить различные специальные школы и курсы офицеров. Требования к подготовке этих зачастую уникальных военных специалистов были качественно иными. Часто чисто военная составляющая была вторична и не существенна. Требовались инженерные, научные знания по целому спектру наук - математике, физике, сопромату, химии, металловедению, электротехнике, логистике, языкам, фотографии, географии, аэронавтике и многим другим наукам. Процесс этот шёл во всём мире, и Россия была не исключением.
  • В пореформенный период, особенно в начале XX в., происходит медленный процесс модернизации военно-учебных заведений, более пристальное внимание обращается на состав воспитателей и преподавателей, происходит постоянный поиск такого содержание преподавания, который бы обеспечивал и чисто военную подготовку, и достаточно широкую общеобразовательную. На работу военно-учебных заведений большое влияние оказывает общая внутренняя политика.
  • В педагогическом процессе в военно-учебных заведениях доре­волюционной России ведущая роль принадлежала педагогу, воспитате­лю. Именно на него возлагалась ответственность за формирование личности, требовалось создание реальных условий всестороннего формирования воспитанника с позиций передовой науки того времени. Педагог как центральная фигура педагогического процесса выделяется как носитель цели и передовых идеалов, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.
Список опубликованных работ
I . Монографии:

1. Система военных образовательных учреждений в России XVIII – начала XX вв. И.А. Уваров. – Смоленск: Смоленская городская типография, 2010. Монография – 427 с., табл.

2. Техническая модернизация русской армии во второй половине XIX- начале XX вв. И.А. Уваров. – Смоленск: Смоленская городская типография, 2011. Монография – 431 с., табл.

3. Военная интеллигенция дореволюционной России XVIII – начала XX вв. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Saarbrucken, Germany. - 345 с.

II. Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованные ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Система комплектования военно-учебных заведений в XIX веке. Вестник ГУУ. Москва. № 22. 2010. – С. 253-259.

2. Пётр I – основоположник военного образования в России. // Вестник Поморского университета. Архангельск. 10/ 2010. – С. 95-101.

3. Исторические предпосылки формирования системы военного образования в России ХVIII – начала ХХ веков. ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет. № 5 (54). Ростов-на-Дону. 2010. – С.110-113.

4. Подготовка офицеров российской армии в годы Первой мировой войны. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 5. Тамбов. 2011. Часть III – С.156-161.

5. Быт и нравы учащихся военно-учебных заведений России XIX - начала XX вв. Известия Смоленского государственного университета. № (15). Смоленск. 2011. – С. 206-213.

6. Социальный состав военно-учебных заведений России в конце XIX-начале XX вв. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. № 3 (37). Саратов. 2011. – С.174-176.

7. Организация военного образования в России во второй половине XIX – начале XX вв. (в соавтор.). // Вестник Академии права и управления. № 25. Москва. 2011. – С.111-118.

8. Влияние отечественной военно-научной мысли на развитие военных образовательных учреждений XVIII-начала XX веков. / Казанская наука. Сборник научных статей № 9 (1). Казань. 2011. - С. 270-272.

9. Поощрения и наказания в военно-учебных заведениях России в XVIII – XIX вв. // Нижегородское образование. № 3. Нижний Новгород. 2011. – С. 202-208.

10. Военная интеллигенция – Пажеский корпус. Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. № 3.- 2012. - С. 21-29.

11. Система подготовки офицеров новых военно-технических специальностей в российской армии в конце XIX –начале XX вв. Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. № 4. 2012. - С. 82-93.

12. Подготовка военных летчиков в России в начале XX века. Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону. № 5. 2012. С. 77-81.

III. Статьи, тезисы:

1. Сущность и специфика нравственного воспитания курсантов академии. / Повышение эффективности познавательной деятельности обучаемых: Методический сборник. № 1. – Смоленск: Типография ВА ПВО СВ, 1995. – С. 50-54.

2. Гуманизация воинского воспитания в военно-учебных заведениях дореволюционной России. Материалы межрегиональной научной конференции «Проблемы гуманизации образования в вузе». – Смоленск: Типография ВА ПВО СВ, 1997. – С. 280-283.

3. Развитие патриотического сознания воспитанника военно-учебного заведения как проблема формирования его духовного мира. //Материалы межвузовской научной конференции «Государственно-патриотическая идеология и проблемы ее формирования». – Смоленск: Типография ВА ПВО СВ, 1997. – С. 160-164.

5. Смоленский кадетский корпус. // Край Смоленский: гуманитарный научно-популярный литературно-художественный журнал. – 1997. – № 3-4. – С. 9-13 .

6. О некоторых аспектах духовного воспитания будущих офицеров дореволюционной России. Материалы городской межвузовской молодежной научно-практической конференции «Судьба России в XX веке: история и современность». – Смоленск: Типография ВА ПВО СВ, 1998. – С. 197-199.

7. Государственно-патриотическое воспитание в высшем учебном заведении: исторический аспект. // Материалы международной научно-практической конференции. – Вып. 1. – Смоленск: Смоленский регион IPA, 2001. – С. 89-92.

8. Артиллерийский и шляхетный кадетский корпус. ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». 2007. - 25 с.

9. Первые военно-учебные заведения России. // ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». 2007. - 45 с.

10. Место кадетских корпусов в системе подготовки офицерских кадров в XVIII веке ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». 2008. -23 с.

11. Пажеский корпус - первое элитарное учебное заведение России. ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». 2009. - 13 с.

12. Офицерский корпус дореволюционной России: национально-исторические особенности формирования. // Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук». – Смоленск: Типография ВА войсковой ПВО ВС РФ. 2010. – С.149-154.

13. Развитие системы военного образования в России в свете реформ Д.А. Милютина. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Государство, власть, управление и право: история и современность» – Москва. 2010. – С. 229-233.

14. Специальные военные училища российской армии в ХIХ веке. Молодой ученый: ежемесячный научный журнал. № 12(23). Чита. 2011.- С.27-32

15. Попечение о военно-учебных заведениях: история и современность. // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Смоленск. 2011. – С. 230-236.

16. Реформа военно-учебных заведений России в 80-е годы XIX века: воссоздание кадетских корпусов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 26-27 мая 2011 года – Смоленск: Городская типография; ВА ВПВО ВС РФ, 2011. – С.182-184.

17. Система подготовки офицеров для флота России в XIX - начале XX вв. // Материалы VIII международной научно-практической конференции "Современные проблемы гуманитарных и естественных наук". Москва - 2011. - С.133-137.

IV. Учебные пособия:

1. Нравственное воспитание в военной школе России первой половины XVIII – XIX – начала XX веков: учебное пособие. – Смоленск: Типография ВА ПВО СВ, 1997. – 148 с.