Научная тема: «ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ТРАНСФОРМАЦИЯ В ХРИСТИАНСКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Рассмотрена методологическая основа изучения представлений о бессмертии через призму особенностей духовной культуры в конкретную историческую эпоху. Доказано, что уникальность древнегреческой культуры заключается в том, что именно в ней идея бессмертия была не только поставлена как проблема, но и получила свое рациональное объяснение;
  2. Идея бессмертия представлена как философская идея, которая имплицитно включается в  образ конкретного исторически сложившегося типа мировоззрения. Установлено, что мировоззрение древних греков менялось не только под влиянием политических, экономических, культурных и религиозных факторов, но и зависело от характера представлений о посмертном существовании. Противоречия в сознании, связанные с восприятием жизни и посмертного существования, глубоко отразились и в мировоззрении, и в культуре Древней Греции.  Доказано, что феномен бессмертия - это конструкция культуры, которую невозможно осмыслить и интерпретировать вне конкретного историко-культурного контекста.
  3. Раскрывается и обосновывается положение, что идея бессмертия является  духовно-нравственным феноменом культуры Древней Греции. Рассмотрена тесная связь  представлений  о посмертии с нравственными основаниями человеческого бытия;  
  4. Показано, что бессмертие человека неотделимо от философской модели его восприятия. Какова модель человека, таково и его бессмертие. Приведенная в работе реконструкция позволяет сделать вывод, что в древнегреческой культуре человек осознает себя в двух антропологических моделях: древней модели души и новой модели личности. В первой модели смерть - это переход из одного мира в другой и лишение жизни, во второй - острые переживания личностью состояния лишенности. Именно осознание смерти в двух разных антропологических моделях и порождает страх перед смертью и ее драматические переживания;
  5. Доказано, что в дофилософской духовной культуре греков будущая жизнь представляла собой  скорее продолжение существования, а не бессмертие. Идея воздаяния, зародившаяся в эпосе,  создала необходимые предпосылки и почву для дальнейшей эволюции сознания, максимально способствуя пробуждению индивидуальной рефлексии и оказавшее генезисное воздействие на формирование философии;
  6. Обосновано, что переход от традиционных форм мироощущения к  философско-индивидуалистическому рационализму проявляется в придании идее посмертного существования морально-нравственного значения,  а идея воздаяния является двигателем духовной культуры Древней Греции; представления человека о справедливости и воздаянии базируются именно на  морально-нравственных воззрениях о посмертии;
  7. Представлена идеологическая трансформация религиозного миросозерцания греков в орфизме в качестве семантической инверсии мистерий в честь Диониса. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что орфики выразили в античных философских понятиях древнейшую идею, далеко выходящую за пределы греческой культуры и исторической Греции. Доказано также, что древнегреческой культуре было чуждо притязание быть нормативной инстанцией познания, но ее эмоциональная сфера необходимо обусловливала аспект познаваемого;
  8. Отмечена роль Орфических мистерий в становлении метафизических и эмпирических начал греческого рационализма. В работе доказано, что решающая заслуга эволюции мировоззрения по отношению к вопросам нравственного порядка в греческой культуре принадлежит, главным образом, мистериям и мистическим теологам. Именно Орфические мистерии ввели в религиозное миросозерцание элементы философского мышления. Они не только подготовили философское восприятие важнейших вопросов бытия, но и оказали огромное влияние как на природу и специфику философского знания, так и на культуру в целом. Именно в мистериях мы находим социокультурные условия непрерывной духовной эволюции греков;
  9. Обосновано, что с точки зрения морали, идея реинкарнации давала возможность более удовлетворительного разрешения проблемы божественной справедливости, чем это позволила сделать концепция наследственной вины или посмертного наказания в загробном мире;
  10. Проанализирована преемственность в развитии идеи бессмертия от мифо-обыденных канонов восприятия  до рационального философского учения. Доказано, что уже в мифической форме в древнегреческой культуре были поставлены все кардинальные вопросы мироздания с проблемами единства и множества, распадения и воссоединения, гибели и возрождения;
  11. Рассмотрено, что учение о бессмертии выросло и развилось у древних философов на религиозной почве, на религиозных основаниях, и имело более характер религиозного, традиционного догмата, нежели собственно научного исследования;
  12. Подчеркивается, что в представлениях Платона душа - не бессмертное творение, а божественное начало, в себе самом заключающее бессмертие. Она не получает бессмертие от Творца, а носит его в себе самой, как свою сущность. Бессмертие души не в богоподобии, а в самом ее божественном существе. Таким образом, Платон во многом предвосхищает христианскую трактовку божественной сущности души;
  13. Обосновано, что в центре христианства оказался платоновский Логос, вочеловечившийся, чтобы принять на себя грехи людей. Смешение элементов античной философии с ветхозаветным учением не привело к каким-нибудь новым результатам. Оно не смогло разорвать философского круга, в котором вращались Пифагор и Платон и, возобновляя их усилия, только расширили его;
  14. Показано, что христианское учение о воскресении основано на мировоззренческой традиции античной философии и культуры. Тем самым обусловливается главная особенность представлений о бессмертии в древнегреческой культуре как неотъемлемого базисного элемента формирования, существования и развития не только античной, но и  европейской культуры и модели личности;
  15. Выявлены факторы формирования христианских представлений о бессмертии, а также тенденция и динамика их развития. В работе проведено исследование, направленное на установление причин доминирования античных представлений о посмертии в христианской традиции;
  16. Установлено, что морально-нравственный аспект бессмертия является классическим показателем развития духовности, поскольку  для древних греков  это даже не проблема, а само собой  подразумевающаяся аксиома, некая культурообразующая установка.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Обидина, Ю. С. Представления о бессмертии души в культуре древней Греции [Текст] : становление, эволюция, трансформация в христианское воскресение / Ю. С. Обидина - Йошкар-Ола : Изд-во МарГУ, 2007. 288 с. : ил.

2. Обидина, Ю. С. Учение о бессмертии души в концепциях античных философов [Текст] / Ю. С. Обидина - Йошкар-Ола : Изд-во МарГУ, 2005. - 146 с.

3. Обидина, Ю. С. Развитие идеи бессмертия в античности с древнейших времен до утверждения христианства [Текст] / Ю. С. Обидина - Йошкар-Ола : Изд-во МарГУ, 2003. - 180 с.

Статьи, входящие в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в РФ, рекомендованные ВАК:

4. Обидина, Ю. С. Влияние орфических представлений о бессмертии души на философскую мысль античности [Текст] / Ю. С. Обидина // Философские науки. – 2004. - № 8. - С. 14-21.

5. Обидина, Ю. С. Представление о бессмертии души в культе Диониса [Текст] : взаимодействие рационального и иррационального / Ю. С. Обидина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Социально-экономические науки и искусство». – 2006. - № 2 (15). - С. 41-46.

6. Обидина, Ю. С. Метемпсихоз в ранней греческой философии [Текст] : восточное влияние или эволюция традиционных представлений? / Ю. С. Обидина // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. -2006. - № 3. - С. 74-80.

7. Обидина, Ю.С. Роль Элевсинских мистерий в оформлении учения о бессмертии у древних греков [Текст] / Ю. С. Обидина // Вестник Поморского университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». – 2006. - № 6. - С. 140-143.

8. Обидина, Ю. С. Идея бессмертия в орфических мистериях как оппозиция полисной идеологии [Текст] / Ю. С. Обидина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Социально- экономические науки и искусство». - 2008. - № 8 (32). – С. 52-57.

9. Обидина, Ю. С. Эволюция представлений о природе души в древнегреческом сознании [Текст] / Ю. С. Обидина // Вестник Нижегородского государственного университета. Сер. «Социология. Психология. Философия». – 2008. - № 6. – С. 328-332.

10. Обидина, Ю. С. Пифагор и его школа [Текст] : соотношение религиозной мистики и математического рационализма / Ю. С. Обидина // Личность. Культура. Общество. – 2008. – Т. Х, вып. 5/6 (44/45). – С. 353-359.

Статьи в зарубежных изданиях:

11. Obidina, J. S. Verovanija drevnich grekov o dushe umershego cheloveka / J. S. Obidina // Acta historica posoniensis VIII. – Bratislava, 2008. – S. 10-16.

Статьи и другие публикации:

12. Обидина, Ю. С. Представления о смерти и душе в культуре архаической и классической Греции [Текст] / Ю. С. Обидина. - Йошкар-Ола, 2000. – 22 с. – Деп. в ИНИОН РАН 14.08.2000. - № 55864.

13. Обидина, Ю. С. «Жизнь» после смерти в античном менталитете [Текст] / Ю. С. Обидина. - Йошкар-Ола, 2000. – 20 с. – Деп. в ИНИОН РАН 14.08. 2000. - № 55865.

14. Обидина, Ю. С. Роль мистических культов в осуществлении идеи воздаяния в древнегреческой культурной традиции [Текст] / Ю. С. Обидина // Исторический процесс : истоки, перипетии, перспективы. – М. ; Йошкар-Ола, 2001. - Вып. 1. - С. 48-57.

15. Обидина, Ю. С. Проблема происхождения мистических культов в отечественной историографии [Текст] / Ю. С. Обидина // Марийский Археографический Вестник. - Йошкар-Ола, 2001. - № 11. - С. 97-102.

16. Обидина, Ю. С. Развитие представлений о смерти как фактор формирования духовной культуры древней Греции [Текст] / Ю. С. Обидина // Исторический процесс : истоки, перипетии, перспективы : межвуз. сб. / под общ. ред. В. Л. Горбашова. – М. ; Йошкар-Ола, 2001. – Вып. 2. - С. 151-166.

17. Обидина, Ю. С. Идея воздаяния в ранней греческой традиции [Текст] : о проблеме эволюции представлений о смерти и бессмертии в гомеровском эпосе / Ю. С. Обидина // Историк и его дело. Серия памяти профессора В. Е. Майера : межвуз. сб. науч. тр. / УдГУ. - Ижевск, 2003. – Вып. 2. - С. 85-89.

18. Обидина, Ю. С. Роль женщины в мистических культах древней Греции [Текст] / Ю. С. Обидина // Гендер в экономике, политике, истории и культуре : материалы межвуз. конф. - Йошкар-Ола, 2002. - С. 59-65.

19. Обидина, Ю. С. Миф о Дионисе как отражение перехода от матриархата к патриархату в архаической Греции [Текст] / Ю. С. Обидина // Гендер в экономике, политике и культуре : материалы межвуз. конф.- Йошкар-Ола, 2003. - С. 72-79.

20. Обидина, Ю. С. Идея воздаяния в древнегреческой традиции [Текст] / Ю. С. Обидина // Μνημα : сб. науч. тр., посвящ. памяти проф. В. Д. Жигунина. – Казань, 2002. - С. 368-373.

21. Обидина, Ю. С. Танаталогия раннехристианских писателей : к проблеме влияния античной традиции на христианские представления о бессмертии [Текст] / Ю. С. Обидина // Историк и его дело : сб. науч. ст., посвящ. 85-летию со дня рождения проф. В. Е. Майера (1918-1985) / УдГу. - Ижевск, 2003. - Спец. вып. - С. 104-115.

22. Обидина, Ю. С. Соотношение рационального и мистического в учении Пифагора о бессмертии души [Текст] / Ю. С. Обидина // Credo new. – 2004. - № 1 (37). - С. 70-79.

23. Обидина, Ю. С. Отражение представлений о душе и смерти в культе мертвых в античной традиции [Текст] / Ю. С. Обидина // Европа : Междунар. альм. / Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2004. – Вып. IV. - С. 5-13.

24. Обидина, Ю. С. Развитие идеи метемпсихоза в ранней греческой философии [Текст] / Ю. С. Обидина // Credo new. – 2004. - № 3. - С. 60-76.

25. Обидина, Ю. С. Учения о бессмертии души в неопифагорейской и неоплатоновской философии [Текст] / Ю. С. Обидина // Credo new. – 2005. - № 1. - С. 77-88.

26. Обидина, Ю. С. Идея бессмертия в Элевсинских мистериях [Текст] / Ю. С. Обидина // Историк и его дело. Серия памяти профессора В. Е. Майера : межвуз. сб. науч. тр. / УдГУ. – Ижевск, 2005. – Вып. 4. - С. 95-102.

27. Обидина, Ю. С. Метемпсихоз в философской доктрине Платона [Текст] / Ю. С. Обидина // Актуальные проблемы всеобщей истории : межвуз. сб. - Йошкар-Ола, 2006. - С. 12-24.

28. Обидина, Ю. С. Некоторые аспекты представления о бессмертии души в концепциях современной науки [Текст] / Ю. С. Обидина // История, антропология, краеведение, философия. Теология, культурология, политология и методика их преподавания : альм. соврем. науки и образования. – Тамбов, 2007. - № 2. - С. 195-197.

29. Обидина, Ю. С. Идейные истоки христианского представления о бессмертии [Текст] / Ю. С. Обидина // Актуальные проблемы всеобщей истории : межвуз. сб. / МарГУ. – Йошкар-Ола, 2007. – С. 3-12.

30. Обидина, Ю. С. Два эсхатологических мифа в диалоге Платона «Федон» [Текст] / Ю. С. Обидина // Научно-педагогическое наследие В. Ф. Каховского и проблемы истории и археологии : материалы науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2007. – Кн. 1. - С. 58-66.

31. Обидина, Ю. С. Отражение идеи бессмертия в погребальных обычаях и обрядности древних греков [Текст] / Ю. С. Обидина // Вестник МГПИ им. Н. К. Крупской. – Йошкар-Ола, 2007. – С. 182-188.

32. Обидина, Ю. С. Концепция переселения душ у элеатов и Эмпедокла [Текст] / Ю. С. Обидина // Вестник Мар. гос. ун-та. - Йошкар-Ола, 2008. - Вып. 2. - С. 10-14.

33. Обидина, Ю. С. Влияние греческих идей о посмертной жизни души на римскую традицию [Текст] / Ю. С. Обидина // Историк и его дело : судьбы ученых и науч. шк. – Ижевск, 2008. – С. 442-451.

34. Обидина, Ю. С. Идея воздаяния в греческой традиции [Текст] / Ю. С. Обидина // Античность в современном измерении // Тезисы докладов Всероссийской научной конференции, посвящ. 35-летию науч. кружка «Античный понедельник» (Казань, 14-16 нояб. 2001 г.). – Казань, 2001. - С. 121-123.

35. Обидина, Ю. С. Проблема происхождения идеи метемпсихоза у древних греков в исторической науке [Текст] / Ю. С. Обидина // VII Тарасовские чтения : тез. докл. (Йошкар-Ола 14 мая 2004 г.) / МГПИ им. Н. К. Крупской. – Йошкар-Ола, 2006. – С. 8-10.

36. Обидина, Ю. С. Рациональное и мистическое в учении Пифагора о бессмертии души [Текст] / Ю. С. Обидина // Историческое знание : теорет. основания и коммуникатив. практики : тез. Всерос. науч. конф. (Казань, 5–7 окт. 2006 г.). – Казань, 2006. - С. 327-330.

37. Обидина, Ю. С. Проблема суицида в современных научных исследованиях и в реальной жизни [Текст] / Ю. С. Обидина // Государственное управление: центр-регион (проблемы экономики, социологии и права). - Йошкар-Ола, 2000. - С. 88-93.

38. Обидина, Ю. С. Древние языки как средство изучения европейской культуры [Текст] / Ю. С. Обидина // Современные технологии обучения иностранным языкам : материалы IV республик. науч.-практ. конф. - Йошкар-Ола, 2000. – Вып. IV. - С. 49-51.

39. Обидина, Ю. С. Специфика преподавания зарубежной истории на факультете культуры и искусств МарГУ [Текст] / Ю. С. Обидина // Актуальные проблемы истории и литературы : материалы республик. межвуз. науч. конф., V Тарасовские чтения. - Йошкар-Ола, 2001. - С. 134-137.

40. Обидина, Ю. С. Женский вопрос в античности [Текст] / Ю. С. Обидина // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе : материалы Междунар. науч. конф. (Иваново, 25-26 июня 2002 г.) : в 2 ч. / Иван. гос. ун-т. - Иваново, 2002. - Ч. 2 : История, социология, язык, культура. - С. 219-222.

41. Обидина, Ю. С. Мистические культы в общественной и частной жизни древней Греции [Текст] : традиции и инновации в преподавании курса «История древней Греции» / Ю. С. Обидина // Проблемы преподавания истории древнего мира и средних веков в высшей школе : материалы семинара-совещ. (Казань, 8-10 окт. 2001 г.). - Казань, 2002. - С. 69-75.

42. Обидина, Ю.С. Гендерные аспекты в античной мифологии [Текст] : роль богинь дев в гармонизации окружающего мира / Ю. С. Обидина // Гендерные исследования в гуманитарных науках : материалы 3 межвуз. конф. - Йошкар-Ола, 2004. - С. 80-84.