Научная тема: «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЯ - ИМПЕРАТИВНАЯ ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Обоснованны теоретическая актуальность, методологическая правомерность и практическая необходимость концептуальной трактовки «экономики знания» как особого способа производства, в котором процессы генерации, применения и распространения знаний играют доминирующую роль в создании материального, вещного и интеллектуального богатства, а также общепризнанных социальных ценностей. При таком подходе экономика знания означает рост эффективности производства за счет рационального и системного использовании всех видов знаний во всех сферах хозяйственной деятельности. В прикладном аспекте это позволяет отнести финансирование базовых сфер экономики знания к числу наиболее эффективных форм стратегических макроэкономических инвестиций.
  2. Аргументировано определение экономики знания как особой инновационной модели производства в виде взаимодополняемости информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала (использующего эти технологии) и креативного потенциала фирм (реализующего продуктивность первых двух элементов) на фоне социальных сетей, которым в экономике знания предстоит заменить традиционные типы организации рынка. В прикладном аспекте это требует осознания и решения таких специфических проблем экономики знания, как - асимметрия информации, институциональная организация производства и распространения знания, защита интеллектуальной собственности.
  3. Выявлено, что экономика знания формирует новый тип первичного звена производства, который имеет несвойственные для индустриальной стадии производства монетарные потребности (в виде приоритета инвестиций в невещественные виды капитала), которые трудно обеспечить традиционными финансовыми источниками и посредством традиционных финансовых инструментов. В прикладном аспекте это означает, что для фирм, действующих на новых рынках экономики знания, существует тройственная неопределенность - при осуществлении торговых операций, при развитии стартапов (требующих существенного венчурного капитала), при промышленных инновациях (требующих затрат на дополнительные организационные и институциональные нововведения).
  4. Доказано, что структурная трансформация производства в экономике знания превращает «сектор производства знания» в ее основной элемент (в лице главного субъекта экономики знания - инновационно-образовательного центра); вторичными субъектами выступают активные провайдеры этого знания. В прикладном аспекте это означает, что возникает своего рода «неосязаемый капитал», который превышает величину инвестиций, сосредоточенных в рамках «осязаемого капитала», и который становится приоритетным объектом нарастающих инвестиционных потоков, поскольку технический прогресс необратимо смещается в сторону нематериальных активов.
  5. Аргументировано, что включение знания-информации в структуру экономической деятельности в настоящее время приобрело такие масштабы, что стало причиной глубоких структурных и качественных изменений в механизме и темпах функционирования экономики, поскольку структура экономики знаний необходимо включает «сетевую экономику», «глобальную экономику» и «экономику услуг». В прикладном аспекте это означает, что степень развитости каждого из этих элементов выступает объективным критерием системности становления экономики знания.
  6. Раскрыто, что в качестве инновационной модели сферы образовательных услуг в экономике знания выступает «тройная спиралевидная модель» в виде взаимодействия между университетами, индустрией и государством; названная модель может быть интерпретирована как движение от институционального строения социальных сетей к эволюционной модели организации экономических отношений. В прикладном аспекте это означает, что глубинный экономический смысл инновационной трансформации сферы образовательных услуг в условиях экономики знания состоит в оптимальной связи вузовской, промышленной и властной среды. Таким образом, модель тройной спирали позволяет выделить сектор знаний как базовый элемент инновационной экономической системы, который порождает проблему оптимизации взаимодействия трёх принципиально разных механизмов функционирования, присущих каждому из названных секторов.
  7. Охарактеризована трансформация экономической природы «образовательной услуги» по мере реального становления экономики знания, превращающая рынок образовательных услуг в основной элемент системы экономики знания. В прикладном аспекте это означает, что под воздействием глобальных и национальных макроэкономических изменений и новой технологии образования современные рынки образовательных услуг превратились в сложнейшие технические системы, в совокупности образующие самую капиталоемкую отрасль экономики знания.
  8. Выделена основная тенденция, которая характеризует изменения в финансовой структуре расходов на рынке образовательных услуг в соответствии с императивами становления экономики знания и которая сводит их к концентрации на начальной и конечной стадиях образовательного процесса. Следовательно, сфере высшего образования в экономике знания присущи одновременно две тенденции - дифференциация и глобализация рынков образовательных услуг. В прикладном аспекте это означает, что учебно-исследовательские университеты в экономике знания активно участвуют в распределении социальных благ и экономических выгод. Это выражается в том, что именно инновационно-образовательные центры являются инструментами подготовки образованной глобально-мобильной рабочей силы.
  9. Обоснованно, что в индустриальном обществе главным субъектом экономики являлось промышленное предприятие (а доминирующий результат производства был представлен некой материальной, товарной ценностью); в постиндустриальном обществе главным субъектом экономики является информационно-коммуникационный центр (а доминирующий результат производства выступает в виде информационно-коммуникационной технологии); что в экономике знания главным субъектом будет выступать мегакорпо-ративный инновационно-образовательный центр (а доминирующим результатом производства - некое научно-техническое знание). В новой экономике основная часть совокупной рабочей силы представлена занятостью не в сфере материального производства или в секторе распределения материальных благ, а в сфере проектирования, разработки, технологии, маркетинга, продажи и обслуживания этих знаний, что в прикладном аспекте требует проведения соответствующей политики на рынке труда.
  10. Доказано, что для экономической науки приход информационно- коммуникативных технологий стал сигналом актуализации проблем теоретического анализа «нематериального капитала» (нематериальных активов), поскольку именно такой капитал и образует императивную основу производства знаний, развития науки, распространения технических навыков, а также повышения качества человеческого капитала. Экономика знания реализуется посредством специфической производительной триады - знания, инновации и технологии - как базовых факторов экономического роста. Генерация и использование знаний является главным критерием для компаний, отраслей и регионов в аспекте развития экономики и поддержания конкурентных преимуществ. В прикладном аспекте это означает необходимость переосмысления традиционного права собственности и конкурентного механизма использования нематериального капитала, инновации и технологии.
  11. Обоснованно, что основным элементом индустриальной экономики выступают наукоёмкие промышленные предприятия, тогда как основным элементом экономики знания выступают наукоемкие инновационно-образовательные центры, - особого рода предприятия, предоставляющие интеллектуальные услуги по производству, использованию и распространению социально-технических знаний. Степень системной трансформации всех сфер национальной экономики определяется интенсификацией процесса формирования наукоёмких инновационно-образовательных «генераторов», что порождает глобальную иерархию национальных экономик, приводящую к неравномерному развитию в мировом масштабе. В прикладном аспекте это означает, что в экономике знания только подобные центры способны генерировать позитивные макроэкономические эффекты в сферах глобальной конкурентоспособности.
  12. В работе содержатся рекомендации по ускорению формирования российского варианта экономики знания, направленные на обеспечение - равного доступа всех социальных групп к преимуществам информационного общества; переориентации глобальных потоков капитала в базовые сферы экономики знания; повышения значимости муниципальной экономики в преодолении «цифрового разрыва» между различными территориальными образованиями; усиления роли некоммерческих организаций в повышении компьютерной грамотности населения; интенсификации разработки многоуровневых (преимущественно - межотраслевых и межрегиональных) грантовых программ по созданию образовательных технологий, ориентированных на реализацию императивов становления экономики знания. Прикладные выводы работы адресованы федеральным и региональным научно-образовательным центрам и направлены на интенсификацию становления отраслевых и вузовских инновационных технопарков, внедрение инновационных технологий образования, разработку экономического обоснования нормативно-правовой регламентации в сфере охраны интеллектуального права, реализацию налоговых преференций для активных субъектов инновационного процесса, повышение макроэкономического эффекта от внедрения «локальных форм» экономики знания на уровне крупных мегаинновационных инвестиционных проектов.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Гоженко К.Н. Сфера образовательных услуг в экономике знания [Текст]: монография / К.Н. Гоженко. – Москва: Издательство Международный институт системной организации науки, 2010. – 12,5 п.л.

2.Гоженко К.Н. Экономика знания и инновационная трансформация сферы образовательных услуг. [Текст]: монография / К.Н. Гоженко. – Москва: Издательство Международный институт системной организации науки, 2011. – 15,0 п.л.

Брошюры

3. Гоженко К.Н. Экономика знания – императивная основа инноваци онной трансформации сферы образовательных услуг [Текст]: брошюра / К.Н. Гоженко. – М: Международный институт системной организации науки, 2011. – 1,7 п.л.

Публикации в ведущих рецензируемых журналах, определенных ВАК

4.Гоженко К.Н. Концептуально-методологические подходы к анализу экономических основ развития реабилитационно-медицинского сегмента сферы образовательных услуг // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. – Выпуск № 3(13). – 0,5 п.л.

5.Гоженко К.Н. Теоретические характеристики экономики знания // Южный Федеральный Университет «TERRA ECONOMICUS», 2011. - № 4. – 0,5 п.л.

6.Гоженко К.Н. Проблемы генезиса экономики знания // Южный Федеральный Университет «TERRA ECONOMICUS», 2011. - № 4. – 0,5 п.л.

7.Гоженко К.Н. О системе категорий экономики знания // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2011. - № 12 (36). – 0,3 п.л.

8. Гоженко К.Н. Экономика знаний как инновационная система // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2011. - № 12 (36). – 0,4 п.л.

9. Гоженко К.Н. Стоимостные аспекты образовательных услуг в эконо мике знания // Управление экономическими системами (электронный науч ный журнал), 2012. - № 1 (37). – 0,4 п.л.

10.Гоженко К.Н. Сектор образовательных услуг как основа экономики знания // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2012. - № 1 (37). – 0,4 п.л.

11.Гоженко К.Н. Экономика знания как стратегическая цель модернизации Российской экономики // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2012. - № 2 (38). – 0,4 п.л.

12.Гоженко К.Н. Информация и информационные потоки в экономике знания // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2012. - № 2 (38). – 0,4 п.л.

13.Гоженко К.Н. Инновационные инвестиции в экономике знания // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2012. - № 3 (39). – 0,4 п.л.

14.Гоженко К.Н. Проблемы структурного строения экономики знания // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2012. - № 3 (39). – 0,4 п.л.

15.Гоженко К.Н. Вопросы идентификации экономики знания // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2012. - № 4 (40). – 0,4 п.л.

16.Гоженко К.Н. Экономика знания как результат системной трансформации высокотехнологичных секторов // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2012. - № 4 (40). – 0,4 п.л.

17.Гоженко К.Н. Особенности экономики знания как сферы услуг // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2012. - № 1. – 0,5 п.л.

18.Гоженко К.Н. Основные тенденции динамики российской сферы образовательных услуг // Вестник университета управления - 2012. - № 1. – 0,5 п.л.

Публикации в других научных изданиях

19.Гоженко К.Н. Инновационные модели становления экономики знания / Материалы научно-практической конференции «Проблемы социально-экономического развития регионов» 22-24 октября 2007 г. – Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма. – Сочи: Академия ПК, 2007. – 0,5 п.л.

20. Гоженко К.Н. Идентификация экономики знания в условиях глобализации / Материалы научно-практической конференции «Проблемы социально-экономического развития регионов» 22-24 октября 2007 г. – Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма. – Сочи: Академия ПК, 2007. – 0,5 п.л.

21.Гоженко К.Н. Инновационный потенциал экономики знания // Тенденции, проблемы и перспективы развития социально-экономических систем: межвузовский сборник научных трудов. – М.: Международный институт системной организации науки, 2008. – Том 1. – 0,4 п.л.

22.Гоженко К.Н. Специфика сферы услуг в экономике знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2008. - № 4. – 0,6 п.л.

23.Гоженко К.Н. Теоретико-методологические основы анализа экономики знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2009. - № 1. – 0,6 п.л.

24.Гоженко К.Н. Образовательные услуги как приоритетный инструмент экономики знания / Материалы всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития» 16-18 апреля 2009. – Кисловодск: Издательский центр «КИЭП». – 2009. – 0,4 п.л.

25.Гоженко К.Н. Образовательные услуги в глобальной экономике знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2009. -№ 2. – 0,6 п.л.

26.Гоженко К.Н. Анализ структуры экономики знания в системе экономических отношений / Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы посткризисной экономики» 16-20 ноября 2009 г. Часть II -Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма. – Сочи: Академия ПК, 2009. – 0,6 п.л.

27.Гоженко К.Н. Информационное обеспечение экономики знания / Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы посткризисной экономики» 16-20 ноября 2009 г. Часть II - Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма. – Сочи: Академия ПК, 2009. – 0,5 п.л.

28.Гоженко К.Н. Инновационная модель высшей школы в условиях экономики знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИ-ЭП, – 2009. - № 3. – 0,4 п.л.

29.Гоженко К.Н. Сфера образовательных услуг в координатах экономики знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2009. - № 4. – 0,4 п.л.

30.Гоженко К.Н. Специфика инвестиционной политики в экономике знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2010. -№ 1. – 0,4 п.л.

31.Гоженко К.Н. Тенденции развития высшей школы в условиях становления экономики знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2010. - № 2. – 0,4 п.л.

32.Гоженко К.Н. К вопросу о позиционировании реабилитационно-медицинского образования на рынке образовательных услуг / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инновационной экономики в современном обществе» 22 сентября 2010. – Часть 1. – Саратов: Издательский центр «Наука». – 2010. – 0,5 п.л.

33. Гоженко К.Н. Формирование экономики знания в аспекте модерни зации российской экономики // Современные научные исследования. Кисло водск: КИЭП, – 2010. - № 3. – 0,4 п.л.

34.Гоженко К.Н. Теоретические проблемы становления и развития экономики знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИ-ЭП, – 2010. - № 4. – 0,4 п.л.

35.Гоженко К.Н. Организационно-управленческий механизм учреждений высшего образования в системе экономики знания / Материалы Всероссийской конференции «Формирование, развитие и прогнозирование социально-экономических систем: методы и способы управления». Кисловодск, 21-22 апреля 2011 г. – Кисловодск: КИЭП, 2011. – 0,4 п.л.

36.Гоженко К.Н. Специфика организационно-управленческого строения сферы образовательных услуг в экономике знания / Материалы Всероссийской конференции «Формирование, развитие и прогнозирование социально-экономических систем: методы и способы управления». Кисловодск, 21-22 апреля 2011 г. – Кисловодск: КИЭП, 2011. – 0,4 п.л.

37.Гоженко К.Н. Механизм повышения эффективности сферы образовательных услуг в экономике знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2011. - № 1. – 0,4 п.л.

38. Гоженко К.Н. Университет как основное звено образовательной системы в условиях экономики знания // Современные научные исследова ния. Кисловодск: КИЭП, – 2011. - № 2. – 0,4 п.л.

39.Гоженко К.Н. Специфика сферы образования в условиях глобальной конкуренции // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2011. - № 3. – 0,4 п.л.

40.Гоженко К.Н. Современное высшее образование: корпоративный подход // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2011. -№ 4. – 0,4 п.л.

41.Гоженко К.Н. Интеграционный потенциал экономики знания // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП, – 2012. - № 1. – 0,5 п.л.

42. Гоженко К.Н. Системный подход к анализу становления и развития экономики знания / Международная научно-практическая конференция «Наука в современном мире». - Таганрог. - 22 февраля. – 0,5 п.л.

43.Гоженко К.Н. Тенденции глобализации сферы образования в экономике знания / Заочная конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации». – Саратов. - 27 февраля. – 0,5 п.л.

44.Гоженко К.Н. Специфика сферы высшего профессионального образования России в условиях становления экономики знания / III Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной экономики» - 6 марта 2012 г. – Новосибирск. – 0,5 п.л.