- дана характеристика концепта «советская кинематография» ХХ в. как социокультурного феномена и выявлены факторы, влияющие на содержательную сторону изучаемой проблемы: правовые, исторические, философские, культурологические. Советский художественный экран рассмотрен как способ общения человека с миром культуры, как элемент создаваемой новой жизни. Обосновано понимание «российского кино» как особого социально-культурного пространства в контексте целостной характеристики культурного феномена отечественной кинематографии;
- определены базовые методологические основы исследования кинематографии как продукта культуры, способного оказывать воздействие на формирование основ мировоззренческого, эстетического и других направлений социума и личности;
- показано, что феноменологическая методология преодолевает ограниченность современной рационалистической методологии, дополняет логические формы и методы познавательной деятельности кинематографии эмоциональными вчувствованиями в основания кинокультуры как способа бытия кинематографического феномена. Герменевтические способы анализа отечественной кинематографии позволяют исследователю преодолеть культурную удаленность в смысловом единстве российской культуры ХХ в. через интерпретацию и понимание кинотекстов (фильмов) и объединить проблемы их истолкования с общими проблемами понимания киноязыка;
- выявлены структурно-функциональные основы природы кинематографии, в которой кинематографический продукт - фильм обеспечивает наличие напряжённой равновесности материальных и идеальных сущностей высокого уровня сложности, при котором развивающаяся система (социум и человек) постоянно «учитывает» опережающий характер предстоящих изменений. То есть, мир, где данная равновесность осознаётся и целенаправленно преобразуется, есть мир человека;
- исследованы сущность и природа генезиса и развития отечественной кинематографии с учетом персонифицированных позиций;
- обозначена область операциональности преобразований материально-идеальных сущностей, в качестве которого выступает социокультурное пространство, вне которого мир представлен человеку как своего рода топологическая константа. Погружённые в культуру как в естественную среду пребывания, люди подчиняются воздействию универсальных законов, выступающих в виде объективных детерминаций человеческого мира, и, стимулированные им созидают разномасштабный мир смыслообразовательных значений и субъективностей кинобытия;
- выявлена полифункциональность отечественной кинематографии исследуемого периода, которая в полной мере отразила средства киновыразительности, ставшие в 90-е гг. ХХ в. ведущими: режиссерское и актерское мастерство, монтаж, звук и цвет, благодаря новым технологиям производство аппаратуры, пленки и т. д. Рассмотрено развитие российской кинематографии постсоветского периода как художественно-культурного процесса, органически связанного с предыдущей отечественной историей и современными общественно-политическими и культурными условиями жизни страны;
- проанализированы особенности истории, современного состояния и перспектив отечественной киноиндустрии на Кубани, которые трансформировались в нормативную сторону культуры, в соответствии с чем трансформируются и ценности социокультурного пространства края.
1.Лубашова, Н. И. Феномен отечественной кинематографии в социокультурном прострастве России ХХ в. Монография. [Текст]. – Краснодар, 2008. – 22,25 п.л.
2.Лубашова, Н. И. Кино в истории России: культурологический аспект. Монография [Текст]. – Краснодар, 2003. – 18,8 п.л.
3.Лубашова, Н. И. Кинематограф на Кубани: история и современность. Монография [Текст]. – Краснодар, 1999.– 6,5 п.л.
Научные статьи в изданиях, рекомендуемые ВАК РФ
4.Лубашова, Н. И. Фильм как форма современного художественного текста [Текст] // Культурная жизнь юга России. – 2007. – № 2. – 0,4 п.л. (г. Краснодар).
5.Лубашова, Н. И. Кинематография как художественно-образный феномен культуры [Текст] // Культурная жизнь юга России. – 2008. – № 2. – 0,4 п.л. (г. Краснодар).
6.Лубашова, Н. И. Отечественная кинематография в социологическом измерении [Текст] // Социологические исследования. – 2009. – № 1, – 0,5 п.л.
7.Лубашова, Н. И. Специфика формирования теории отечественной кинематографии в начале ХХ в. [Текст] // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 1 – 0, 5 п.л.
8.Лубашова, Н. И. Апперцепция как дистиктивность теории отечественного кино [Текст] // Вопросы культурологи. – 2009. – № 1, 0, 4 п.л.
9.Лубашова, Н. И. Аудиовизуальная культура и современность [Текст] //Культурная жизнь юга России. – 2004. – № 2. – 0,3 п.л. (г. Краснодар). Лубашова, Н. И. Становление российского кино в эстетическом дискурсе [Текст] // Культурная жизнь юга России. – 2005. – № 3. – 0,5 п.л. (г. Краснодар).
10.Лубашова, Н. И. Из истории отечественного киноведения начала ХХ в. [Текст] // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002. – № 11. – 0,5 п.л. (г. Ростов – на – Дону).
11.Лубашова, Н. И. Кинематограф в системе общего образования [Текст] //Искусство в школе. – 2003. – № 1. – С. 0,4 п.л. (г. Москва).
12.Лубашова, Н. И. Документы Государственного архива Краснодарского края о становлении кинематографа на Кубани. 1890 – 1920-е гг. [Текст] //Отечественные архивы. – 2003. – № 2. – 0,8 п.л. (г. Москва).
Статьи в электронных изданиях, зарегистрированных в информрегистре РФ
13.Лубашова, Н. И. Структурно-функциональная природа кинематографии. [Текст] – Тамбов, СЭНИ Аналитика культурологии. –2008. – № 2 (11) 1,0 п.л., номер гос. Рег. 0420800022, ISSN 1990-4045
14.Лубашова, Н. И. Кино в социокультурном пространстве. [Текст] – Тамбов, СЭНИ Аналитика культурологии. –2008, № 2 (11) 1, 2 п.л., номер гос. Рег. 0420800022, ISSN 1990-4045
15.Лубашова Н. И. Критериальная дуальность бифуркации развития отечественной кинематографии: анализ и прогностика. [Текст] – Тамбов, СЭНИ Аналитика культурологии. – 2008, № 2 (11) 1,4 п.л., номер гос. Рег. 0420800022, ISSN 1990-4045
Статьи в сборниках научных трудов, материалы международных, Российских, регги ональных конференций
16.Лубашова, Н. И. Социально-культурное пространство как условие формирования феномена отечественной кинематографии [Текст] //Межкультурная коммуникация в сфере социально-культурной деятельности. – Краснодар, 2008, 0,4 п.л.
17.Лубашова, Н. И. Проблема киноязыка в культуре современной России [Текст] // Региональные культуры современности. – Орел, 2007. – 0,4 п.л.
18.Лубашова, Н. И. Современное кино как знаково-символическая система [Текст] // Семиотика культуры и искусства. Т. 2. – Москва – Краснодар, 2007. 0,7 п.л.
19.Лубашова, Н. И. Интегративный характер российского кино [Текст] // Интеграция науки и образования. – Краснодар, 2006. – 0,5 п.л.
20.Лубашова, Н. И. Кинолюбительство на Кубани в контексте исторического времени второй половины ХХ в. [Текст] // Вестник КГУКИ. – № 1. – 2005. 0,5 п.л.
21.Лубашова, Н. И. Новый взгляд на вопросы культурологии [Текст] // Вестник КГУКИ. – № 1 (6). – 2004. – 0,4 п.л.
22.Лубашова, Н. И. К вопросу о методологии исследования российского экрана в контексте культурологического знания [Текст] // Вестник КГУКИ. – 2003. – № 1 (4). – 0,6 п.л.
23.Лубашова, Н. И. Культурная и социальная основы кинематографических функций [Текст] // Народная культура: личность, творчество, досуг: Сб. статей и материалов. – Омск, 2003. – 0,3 п.л.
24.Лубашова, Н. И. «Кинематография» как учебная дисциплина в вузе культуры [Текст] // Интеграция науки и образования: социокультурное проектирование. – Краснодар, 2003 г. – 0,3 п.л.
25.Лубашова, Н. И. Отечественное киноведение: образовательный аспект [Текст] //Гуманитарное образование в современном вузе. – Краснодар, 2002. 0,3 п.л.
26.Лубашова, Н. И. Социология российского кино в контексте прикладной культурологии [Текст] // Современная культурология: предмет, методология и методика. – Краснодар, 2002. – 0,4 п.л.
27.Лубашова, Н. И. Дети чужого мира (Российское киноискусство в эмиграции) [Текст] // Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. – Нальчик, 2001. – 0,3 п.л.
28.Лубашова, Н. И. Отечественное киноискусство в пространстве российской культуры конца ХХ в. [Текст] // Тенденции развития Российской культуры ХХI в. – Краснодар, 2001. – 0,3 п.л.
29.Лубашова, Н. И. Проблемы региональной кинокультуры: анализ и перспективы [Текст] // Материалы III Всероссийского научно-практического семинара «Досуг. Творчество. Культура» Сибирского филиала Российского института культурологии. – Омск, 2000. – 0,3 п.л.
30.Лубашова, Н. И. Вчерашняя история российского кино [Текст] // Проблемы современных исторических знаний. – Пермь, 2000. – 0,4 п.л.
31.Лубашова, Н. И. Отечественная кинематография в контексте культуры Кубани 20-х гг. [Текст] // Духовная жизнь и культура российской провинции. – Белгород, 2000. – 0,3 п.л.
32.Лубашова, Н. И. Видеоарт постсоветского пространства: региональный аспект [Текст] // Материалы юбилейного сборника Минского государственного университета культуры. – Минск, 1999. – 0,3 п.л.
33.Лубашова, Н. И. Становление кинематографии на Кубани [Текст] // Кубань: проблемы культуры и информатизации. – 1999. – № 4. – 0,3 п.л.
34.Лубашова, Н. И. Современная кинематография как культурно-исторический феномен [Текст] // Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы. – Краснодар, 1998. – 0,4 п.л.