- Неоспоримый факт, что существовавшая ранее теория бесконфликтности нанесла огромный вред обществу, так как вместо изучения различия интересов как источника противоречий и социальных конфликтов акцент делался на сближение интересов отдельных общественных групп и слоев, на то, что эти интересы сливаются с интересами общества в целом. Закономерно, что сегодня, когда мощные социальные конфликты практически во всех сферах жизни стали обычным явлением, общество оказалось неспособным достаточно быстро и наиболее безболезненно выйти из конфликтных ситуаций.
- Конфликты могут также различаться по степени зрелости, по характеру и остроте своего разрешения. В зависимости от конкретно-исторических условий и создавшейся ситуации конфликт может иметь тенденцию либо к объективному саморазрешению, либо к позитивному разрешению в результате действия субъективного фактора, либо к обострению, т.е. к его эскалации. В последнем случае происходит вовлечение в противоборство всё больших масс людей, расширение зоны конфликта, переход от «цивилизованных» его форм к более жестким, порой доходящим до вооруженной борьбы и возникновения экстремальной ситуации, когда возникает угроза для самого существования противоборствующих сторон.
- Духовные потребности общества изменяются вместе с изменением социальных и экономических условий жизни его членов и в то же время претерпевают кризис вместе с кризисом экономических или политических сфер деятельности людей. Поэтому линия конфликта, связанная с динамикой потребностей, проходит через формы и способы организации совместной жизни людей. Сами эти способы неверно представлять в качестве некоторой внешней силы по отношению к данному сообществу. Случаи навязывания политического строя имеют место в истории, но лишь в редких случаях они оказывают определяющее воздействие на потребности людей. По большей части эти формы совместной жизни вырабатываются обществом и являются существенной характеристикой образа жизни членов социума. В современной социо-политологической литературе принято деление политических систем на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждый из типов политической системы опирается на определенную сумму духовных ценностей и стереотипов политического поведения, которые и составляют потребности определенного рода.
- Развитие ситуации в Центральной Азии в последние годы свидетельствует о постепенном смещении центра конфликтности в регионе. Если раньше основным конфликтным узлом был Таджикистан, вокруг которого и концентрировались все сопутствующие ему атрибуты военно- политической напряженности (этническая нестабильность, незаконная торговля оружием, наркоторговля, создание частично управляемых боевых формирований, потенциал географической и политической мобильности и т.д.), то теперь, после урегулирования межтаджикского конфликта, можно с полной уверенностью говорить о том, что центр конфликтности начинает постепенно смещаться в другие, близлежащие регионы.
- Посредничество путем переговоров может быть задействовано до того, как конфликт выйдет из-под контроля и перерастет в насилие, т.е. можно с помощью превентивных мер разрешить противоречия в начале их развития. Однако чаще мы видим, что переговоры и посредничество применяются именно для прекращения конфликта. Следовательно, посредник должен пользоваться уважением и доверием международного сообщества, конфликтующих сторон, отличаться беспристрастностью подхода и оценок, быть преданным главной цели, не усматривая ни в конфликте, ни в своем посредничестве никаких выгод для себя, кроме мирного его разрешения.
- До сегодняшнего дня идеологическая и политическая сущность ваххабизма и «Хизб-ут-Тахрир», ставших одним из главных факторов межтаджикского конфликта, ещё не достаточно раскрыты в Республике Таджикистан. По мнению автора, идеологическая и политическая сущность названных религиозных течений, ставших одним из основных источников возгорания гражданской войны в республике, унесшей жизни сотен тысяч безвинных людей, явилась основным механизмом тормоза социально-экономического и политического развития страны на пути строительства демократического общества.
- Дальнейшая разработка и совершенствование теории конфликта может помочь расширить научно-теоретическую базу в области изучения терроризма и, соответственно, содействовать выработке ряда контрмер для противодействия распространению или даже возникновению данного деструктивного социально-политического явления в современном мире.
1. Фаттоев С., Пулатов А.Х. «Конфликт как социальный феномен» //Паёми Донишгохи ДДХБСТ. – Худжанд, 2004. – с.14-18.
2. Фаттоев С. «Природа и соотношение социально-политических противоречий и конфликтов»//Вестник университет. РТСУ. – Душанбе, 2011. №2. – с.154-163.
3. Фаттоев С.С. «Пути и методы решения проблемы конфликтной ситуации в процессе фрагментации внутренних конфликтов»//жур.Известия Академии наук Республики Таджикисан.Серия философии и права. 2011г., № 4. 1 п.л.
4. Фаттоев С. Особенности становления теоретических подходов к анализу социально-политических конфликтов в современном таджикистанском обществе//Вестник университет. РТСУ. – Душанбе, 2011. №4. – с.110-116.
5. Фаттоев С.Соотношение социально-политических противоречий и конфликтов в анализе социальных процессов в таджикистанском обществе// Вестник ТНУ. – Душанбе, 2012. №1 (76). – с.180-185.
МОНОГРАФИИ
1.Фаттоев С. «Дорога к миру необратима» (на тад.языке). – Душанбе: Шарки озод. 1998. – 34 с.
2.Фаттоев С. «Эмомали Рахмонов: единство, мир и созидание наша цель» - Душанбе: Шарки озод. 2000. – 140 с.
3.Фаттоев С. «Социально-политические конфликты в современном обществе» (опыт Таджикистана). – Душанбе: Шарки озод. 2001. – 127 с.
4.Фаттоев С. «Формула мира Президента Размонова». – Душанбе: Шарки озод. 2004. – 180 с.
5.Фаттоев С.С., Расулов К.Р., Гулахмедов М.Г. «Конфликтология» (на тадж.языке). – Душанбе. Шарки озод. 2004. - 178 с.
6.«Социально-политический конфликт и особенности его проявления в государствах СНГ» (на материалах Таджикистана) – Душанбе: Шарки озод. 2005. – 291 с.