2. Типовыми познавательными задачами, решаемыми экспериментально, являются задачи, связанные с воспроизведением физического явления, установлением факта зависимости одной физической величины от другой, нахождением значения конкретной физической величины и установлением вида зависимости между физическими величинами. В соответствие им поставлены адекватные познавательные задачи практикума по общей физике, решаемые студентами в ходе его выполнения.
3. Сформулировано понятие обобщенных методов решения выделенных типовых познавательных задач, которые представлены последовательностью взаимосвязанных обобщенных действий, соответствующих логике проведения физических экспериментальных исследований.
4. Методологической основой разработки методической системы обучения студентов исследовательской деятельности является концепция, суть которой состоит в следующем:
- типовые познавательные задачи, решаемые с применением эксперимента, должны стать целями самостоятельного проведения студентами физических экспериментальных исследований в практикумах по курсу общей физики;
- в процессе реализации физического практикума студенты должны овладеть обобщенными методами решения типовых познавательных задач и применять их при планировании и проведении конкретных экспериментальных исследований.
5. Подготовка студентов к самостоятельному проведению физических экспериментальных исследований может быть обеспечена при реализации методической системы, включающей в себя следующие компоненты:
- целевой - студенты, владеющие обобщенными методами экспериментального решения типовых познавательных задач;
- содержательный - знания о физическом эксперименте, умения ставить и решать типовые экспериментальные задачи, владение творческим опытом, понимание значимости и роли эксперимента в физическом познании. Эти элементы опыта находят отражение в разработанной структуре, состоящей из: 1) введения в практикум по общей физике (специально разработанного курса, предшествующего выполнению работ практикума). Учебный процесс в нем организован так, чтобы студенты во время занятий овладели каждым действием, входящим в содержание обобщенных методов решения познавательных задач, и самими обобщенными методами в целом. Для этого они получают опорные знания и многократно выполняют формируемые действия, применяя их; 2) тематических циклов занятий в практикуме по общей физике, на которых студенты получают конкретные исследовательские задания и самостоятельно разрабатывают принципиальные схемы экспериментальных установок для их выполнения, подбирают оборудование (или изучают имеющееся), составляют программу решения поставленной задачи, реализуют ее и обрабатывают полученные результаты самостоятельно выбранным методом;
- процессуальный - методика обучения, при которой студенты все действия, входящие в содержание обобщенных методов, а также всю систему действий, составляющих содержание методов, многократно выполняют самостоятельно, и методика организации занятий по самостоятельному проведению студентами конкретных исследований. Обобщение построено на основе сущностных характеристик эксперимента и многократном повторении действий физиков-экспериментаторов; комплекс дидактических средств, обеспечивающих подготовку студентов к самостоятельному планированию и проведению исследований, состоящий из:
- учебного пособия для студентов «Введение в практикум по общей физике», включающего в себя обоснование опорных знаний, необходимых для правильного однозначного выполнения каждого действия обобщенных методов решения познавательных задач выделенных типов, примеры выполнения действий с опорой на эти знания, справочный материал об экспериментальных средствах, применяемых в физических исследованиях;
- руководства для преподавателей, включающего в себя информацию об особенностях проведения занятий в курсе «Введение в практикум по общей физике», планировании учебного процесса, возможных вариантах выполнения предлагаемых студентам заданий;
- рабочей тетради для студентов, включающей в себя систему упражнений, позволяющую в удобном для студента темпе многократно выполнять те или иные действия, входящие в содержание обобщенных методов решения ПЗ, контрольные задания для проверки сформированности действий и методов в целом. Тетрадь составлена так, что позволяет студенту сократить непродуктивные затраты времени на оформление рабочих отчетов, а преподавателю - на контроль качества работы студента.
1. Смирнов, В.В. Использование стандартных программных пакетов для реализации университетских лабораторных практикумов / В.В. Смирнов // Педагогическая информатика. — 2005. — № 5. — С. 110—118 (0,5 п. л.).
2. Смирнов, В.В. Содержание деятельности по формированию у студентов университетов системы знаний о физических принципах работы компьютера / О.М. Алыкова, В.В. Смирнов // Физическое образование в вузах. — 2006. — Т. 12. № 4. — С. 12—25 (авт. — 0,45 п. л.).
3. Смирнов, В.В. Содержание, организация и принципы построения лабораторного практикума по общей физике в университетах / В.В. Смирнов // Физическое образование в вузах. — 2007. — Т. 13. № 2. — С. 58—69 (0,8 п. л.).
4. Смирнов, В.В. Учителю о подготовке физического эксперимента / В.В. Смирнов // Физика в школе. — 2007. — № 7. — С. 61—69 (0,5 п. л.).
5. Смирнов, В.В. Использование сочетания натурного и виртуального экспериментов при формировании экспериментальных умений у студентов в физическом вузе / В.В. Смирнов // Физическое образование в вузах. — 2008. — Т. 14. № 4. — С. 113—128 (1 п. л.).
6. Смирнов, В.В. Проблемы физического образования и пути их решения в свете материалов Х конференции «Современный физический практикум» / Г.П. Стефанова, М.Б. Шапочкин, Н.В. Калачев [и др.] // Физическое образование в вузах. — 2009. — Т. 15. № 1. — С. 3—14 (авт. — 0,2 п. л.).
7. Смирнов, В.В. Введение в практикум по общей физике: учеб.-метод. комплекс / Г.П. Стефанова, С.В. Анофрикова, В.В. Смирнов // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 2. — С. 83 (авт. — 0,02 п.л.).
8. Смирнов, В.В. Возможности среды Mathcad для моделирования динамики цилиндрических магнитных доменов во вращающемся поле / А.У. Джалмухамбетов, Е.А Джалмухамбетова, В.В. Смирнов // Вестник СГТУ. — 2009. — №2(39). — Вып. 2. — С. 86—92 (авт. — 0,14 п. л.).
9. Смирнов, В.В. Модель обучения студентов университетов самостоятельному проведению экспериментальных физических исследований и результаты ее реализации / В.В. Смирнов // Физическое образование в вузах. — 2011. — Т. 17. № 3. — С. 25—30 (0,4 п. л.).
10. Смирнов, В.В. Управление процессом формирования экспериментальных умений у студентов университетов в ходе выполнения практикума по общей физике / В.В. Смирнов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2011. — № 4 (4). — С. 118—122 (0,3 п. л.).
11. Смирнов, В.В. Реализация комплекта лабораторных работ по основам автоматики и вычислительной технике на базе микроконтроллера Atmega 16 / В.В. Смирнов // Научно-технический вестник Поволжья. — 2011. — №5. — С. 247—252 (0,4 п.л.).
12. Смирнов, В.В. Использование микроконтроллера Atmega 16 для реализации комплекта лабораторных работ по общетехническим дисциплинам / В.В. Смирнов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2011. — № 5 (4). — С. 118—122 (0,3 п. л.).
Монографии
13. Смирнов, В.В. Лабораторный практикум по физике как необходимое условие формирования профессиональных компетенций: моногр. / В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. — 152 с. (10,2 п. л.).
14. Смирнов, В.В. Инновационная модель подготовки студентов к самостоятельному проведению экспериментальных физических исследований: моногр. / В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. — 160 с. (10,7 п. л.).
Учебные и методические пособия
15. Смирнов, В.В. Практикум по техническому конструированию: в 2 ч.: учеб. пособие / В.В. Смирнов, А.М. Лихтер. — Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 1995. — Ч. 1. — 31 с. (авт. — 0,7 п. л.).
16. Смирнов, В.В. Практикум по техническому конструированию: в 2ч.: учеб. пособие / В.В. Смирнов, А.М. Лихтер. — Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 1995. — Ч. 2. — 24 с. (авт. — 0,8 п. л.).
17. Смирнов, В.В. Задачи по физике. Электричество и магнетизм: учеб. пособие / А.М. Лихтер, В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 1999. — Ч. I. — 248 с. (авт. — 7,4 п. л.).
18. Смирнов, В.В. Задачи по физике. Электричество и магнетизм: учеб. пособие / А.М. Лихтер, В.В. Смирнов, Л.И. Кордонец. — Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 2001. — Ч. II. — 247 с. (авт. — 5,2 п. л.).
19. Смирнов, В.В. Физические основы оптико-электронных измерений: учеб. пособие / А.М. Лихтер, В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2005. — 288 с. (авт. — 8,6 п.л.). Гриф НМС по физике для специальности 510400 «Физика».
20. Смирнов, В.В. Введение в практикум по общей физике: учеб. пособие / С.В. Анофрикова, Г.П. Стефанова, В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2006. — 150 с. (авт. — 3 п. л.). Гриф НМС по физике для специальности 510400 «Физика».
21. Смирнов, В.В. Введение в практикум по общей физике. Рабочая тетрадь для студентов / С.В. Анофрикова, Г.П. Стефанова, В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2006. — 80 с. (авт. — 1,6 п. л.). Гриф НМС по физике для специальности 510400 «Физика».
22. Смирнов, В.В. Введение в практикум по общей физике: учеб. пособие для преп. / С.В. Анофрикова, Г.П. Стефанова, В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2006. — Ч. 1. — 21 с. (авт. — 0,4 п. л.).
23. Смирнов, В.В. Введение в практикум по общей физике: учеб. пособие для преп. / С.В. Анофрикова, Г.П. Стефанова, В.В.Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2006. — Ч. 2. — 22 с. (авт. — 0,4 п.л.).
24. Смирнов, В.В. Лабораторный практикум. Физика атомов и атомных явлений / сост. И.В. Водолазская, В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007. — 160 с. (авт.— 4,7 п.л.). Гриф НМС по физике для специальности 510400 «Физика».
25. Смирнов, В.В. Оптико-электронные измерения: лаб. практикум / В.В. Смирнов, А.М. Лихтер. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. — 160 с. (авт. — 4,7 п. л.). Гриф НМС по физике для специальности 510400 «Физика».
26. Смирнов, В.В. Учебные программы по специальности 032200 «Физика». Дисциплины предметной подготовки (электрорадиотехника и ОА и ВТ (физическая электроника)) / В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2004. — С. 98—107 (0,6 п. л.).
27. Смирнов, В.В. Учебные программы по специальности 032200 «Физика». Дисциплины предметной подготовки (общая и экспериментальная физика) / А.М. Лихтер, А.М. Борганцоев, В.И. Коломин, В.В. Смирнов. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2004. — С. 44—72 (авт. — 0,43 п. л.).
Патентный документ и свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ
28. Устройство для демонстрации процесса обработки аналогового сигнала в цифровой код и демонстрации дискретизации аналогового сигнала: пат. на полезную модель 2187888 Рос. Федерация / В.В. Смирнов, О.М. Алыкова. — Заявитель и патентообладатель Астрах. гос. ун-т. — №2009107248; заявл. 10.12.2009; опубл. 27.02.2009. — 4 с.: ил.
29. Виртуальный практикум по общей физике «Измерение и расчет основных свойств монокристаллических пленок феррит-гранатов» / Е.С. Цырульников, А.А. Подгоров, В.В. Смирнов. № гос. регистрации 2006613813 от 03.11.2006; заявл. 07.08.2006.
30. Виртуальный практикум по общей физике «Расчет температурных зависимостей основных параметров монокристаллических пленок феррит-гранатов» / В.В. Смирнов, И.Т. Максудов. № гос. регистрации 2007613646 от 02.07.2007; заявл. 02.07.2007.
31. Виртуальный лабораторный практикум «Исследование влияния физических параметров магнитооптических установок на основе эффектов Фарадея и Керра на их информационные и метрологические характеристики» / В.В. Смирнов, А.М. Лихтер. № гос. регистрации 2007613246 от 06.08.2007; заявл. 6.08.2006.
32. Обучающая программа по физике для студентов всех специальностей / О.М. Алыкова, А.М. Лихтер, В.И. Коломин, В.В. Смирнов. № гос. регистрации 2009614538 от 25.08.2009; заявл. 26.06.2009.
33. Электронный учебно-методический комплекс по курсу общей физики для бакалавров, раздел «Оптика» / В.В. Смирнов, А.С. Гоголкин, К.С. Благовещенков, Э.О. Балбаев. № гос. регистрации 2009614538 от 25.08.2009; заявл. 25.02.2009.
34. Учебно-методический комплекс по курсу общей физики, раздел «Электричество и магнетизм» / В.В. Смирнов, А.С. Гоголкин. № гос. регистрации 209612555 от 21.05.2009; заявл. 27.03.2009.
35. Виртуальная лабораторная работа «Изучение излучения атома водорода. Определение значения постоянной Ридберга» / В.В. Смирнов, А.К. Чернышев, И.К. Чернышев. № гос. регсистрации 209612718 от 28.05.2009; заявл. 14.04.2009.
36. Виртуальная лабораторная работа «Изучение дифракции электронов на кристаллических структурах» / В.В. Смирнов, А.К. Чернышев, И.К. Чернышев. № гос. регистрации 20961719 от 28.05.2009; заявл. 14.04.2009.
37. Виртуальная лабораторная работа «Исследование логических элементов И, ИЛИ, НЕ» / В.В. Смирнов, Р.В. Емельянов, И.Ю. Штригель. № гос. регистрации 2010611645 от 01.03.2010; заявл. 11.01.2010.
38. Виртуальная лабораторная работа «Изучение работы мультиплексора и демультиплексора» / В.В. Смирнов, Р.В. Емельянов, И.Ю. Штригель. № гос. регистрации 2010611648 от 01.03.2010; заявл. 11.01.2010.
39. Виртуальная лабораторная работа «Исследование работы шифратора и дешифратора» / В.В. Смирнов, Р.В. Емельянов, И.Ю. Штригель. № гос. регистрации 2010611853 от 11.03.2010; заявл. 19.01.2010.
40. Виртуальная лабораторная работа «Исследование работы суммирующего и вычитающего счетчиков» / В.В. Смирнов, Р.В. Емельянов, И.Ю. Штригель. № гос. регистрации 2010611854 от 11.03.2010; заявл. 19.01.2010.
41. Виртуальная лабораторная работа «Исследование работы универсального регистра» / В.В. Смирнов, Р.В. Емельянов, И.Ю. Штригель. № гос. регистрации 2010611855 от 11.03.2010; заявл. 19.01.2010.
42. Виртуальная лабораторная работа «Исследование работы полусумматора и полного сумматора» / В.В. Смирнов, Р.В. Емельянов, И.Ю. Штригель. № гос. регистрации 2010611856 от 11.03.2010; заявл. 19.01.20010.
43. Виртуальная лабораторная работа «Изучение работы тритеров различных типов» / В.В. Смирнов, Р.В. Емельянов, И.Ю. Штригель. № гос. регистрации 2010611857 от 11.03.2010; заявл. 19.01.2010.
44. Виртуальная лабораторная работа «Изучение комбинационных схем для заданной логической функции» / В.В. Смирнов, Р.В. Емельянов, И.Ю. Штригель. № гос. регистрации 2010611857 от 11.03.2010; заявл. 19.01.2010.
45. Программа управления микроконтроллером для устройства демонстрации процесса дискретизации аналогового сигнала / В.В. Смирнов, О.М. Алыкова. № гос. регистрации 201061391 от 02.04.2010; заявл. 4.02.2010.
Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных конференций
46. Смирнов, В.В. Повышение эффективности лекционно-демонстрационного эксперимента при использовании компьютерных технологий на примере изучения темы «Магнетизм» / A.M. Лихтер, О.М. Алыкова, В.В. Смирнов // Сборник трудов международной школы-семинара «Новые магнитные материалы микроэлектроники». М., 2004. — С. 63—65 (авт. — 0,1 п. л.).
47. Смирнов, В.В. Использование физического эксперимента и компьютерного моделирования при изучении темы «Магнетизм» курса общей физики в университете / A.M. Лихтер, О.М. Алыкова, В.В. Смирнов // Высокие технологии в педагогическом процессе: тр. V Междунар. науч.-метод. конф. преп. вузов, ученых и спец. (25—26 марта 2004 г.). — Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — С. 376 (авт. — 0,2 п. л.).
48. Смирнов, В.В. Использование деятельностного подхода при реализации лабораторного практикума по основам электроники и вычислительной техники // В.В. Смирнов, О.М. Алыкова // Сборник трудов совещания-семинара «Физика в системе подготовки студентов нефизических специальностей университетов в условиях модернизации образования». 21—25 сент. 2004 г. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2004. — С. 140—142 (авт. — 0,1 п. л.).
49. Смирнов, В.В. Моделирование и натурный эксперимент в современном физическом практикуме / В.В. Смирнов, О.М. Алыкова // Высокие технологии в педагогическом процессе: тр. VI Междунар. науч.-метод. конф. преп. вузов, ученых и спец. (21—22 апр. 2005 г.). — Н. Новгород: ВГИПА, 2005. — С. 63—64 (авт. — 0,1 п. л.).
50. Смирнов, В.В. Разработка учебно-методического комплекса к спецкурсу «Физические основы оптико-электронных измерений» / A.M. Лихтер, В.В. Смирнов, О.М. Алыкова // Физика в системе современного образования (ФССО-05): материалы Восьмой Междунар. конф. — С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — С. 82—83 (авт. — 0,04 п. л.).
51. Смирнов, В.В. Содержание деятельности по экспериментальному нахождению значений физических величин / В.В. Смирнов // Материалы V Международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». — М.: МПГУ, 2006. — С. 261—270 (0,6 п. л.).
52. Смирнов, В.В. Содержание, организация и принципы построения лабораторного практикума по общей физике в университетах / В.В. Смирнов, Г.П. Стефанова, С.В. Анофрикова // Современный физический практикум: сб. тр. IX Междунар. учеб.-метод. конф. Волгоград, 19—21 сент. 2006 г. — Волгоград: Перемена, 2006. — С. 52—53 (авт. — 0,04 п. л.).
53. Смирнов, В.В. Использование оборудования фирмы PHWE при реализации лабораторного практикума по общей физике (на примере Астраханского государственного университета) / В.В. Смирнов // Материалы VI Международной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвящ. 105-летию со дня рожд. А.В. Перышкина. — М.: МПГУ, 2007. — Ч. 2. — С. 96—99 (0,25 п. л.).
54. Смирнов, В.В. Лабораторный практикум по общей физике с использованием оборудования фирмы PHYWE и его методическое обеспечение / В.В. Смирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и средства обучения физике, химии, биологии». 12—13 апр. 2007 г. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007. — С. 59—62 (0,25 п. л.).
55. Смирнов, В.В. Реализация лабораторного практикума по общей физике на базе современного оборудования / В.В. Смирнов // Информатизация образования-2007: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Калуга, 2007. — Т. 1. — С. 342—345 (0,25 п. л.).
56. Смирнов, В.В. Сочетание виртуального и натурного экспериментов при реализации физического практикума «Измерение и расчет основных параметров тонких магнитных пленок» / В.В. Смирнов // Информатизация образования-2007: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Калуга, 2007. — Т. 1 (0,25 п. л.).
57. Смирнов, В.В. Опыт использования оборудования фирмы PHYWE при реализации лабораторного практикума по общей физике / В.В. Смирнов // Физика в системе современного образования (ФССО-07): материалы IX Междунар. конф. — СПб., 2007. — Т. 1. — С. 130—132 (0,19 п. л.).
58. Смирнов, В.В. Курс «Основы физических знаний как научная база изучения технических дисциплин в вузах» / В.В. Смирнов, А.М. Лихтер, О.М. Алыкова // Материалы VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». — М.: МПГУ, 2008. — Ч. 2. — С. 146—148 (авт. — 0,06 п. л.).
59. Смирнов, В.В. Принципы организации и проведения курса «Введение в практикум по общей физике» / В.В. Смирнов // Материалы VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития».— М.: МПГУ, 2008. — Ч. 2. — С. 196—200 (0,3 п. л.).
60. Смирнов, В.В. Формирование экспериментальных компетенций у школьников и студентов при изучении естественнонаучных дисциплин / Г.П. Стефанова, В.В. Смирнов // Материалы VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». — М.: МПГУ, 2008. — Ч. 1. — С. 214—216 (авт. — 0,09 п. л.).
61. Смирнов, В.В. Решение познавательных задач различных типов при реализации курса «Физические основы передачи информации с применением компьютера» / О.М. Алыкова, В.В. Смирнов // Материалы VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». — М.: МПГУ, 2008. — Ч. 1. — С. 254—258 (авт. — 0,15 п. л.).
62. Смирнов, В.В. Роль и содержание физического эксперимента в курсе общей физики для специальностей информационно-математического направления университетов (раздел «Оптика и атомная физика») / О.М. Алыкова, А.Д. Киселёва, А.М. Лихтер, В.В. Смирнов // Материалы X Международной учебно-методической конференции «Современный физический практикум». — Астрахань: Изд. дом МФО; Изд. дом «Астраханский университет», 2008. — С. 97—98 (авт. — 0,03 п. л.).
63. Смирнов, В.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов университета, обучающихся по направлению «Физика» / Г.П. Стефанова, И.А. Крутова, В.В. Смирнов // Материалы научно-методической конференции «Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета» (30—31 марта 2009 г.) — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. — С. 11—14 (авт. — 0,08 п. л.).
64. Смирнов, В.В. Модель обучения студентов университетов методам самостоятельного проведения экспериментальных физических исследований / Г.П. Стефанова, В.В. Смирнов // Физика в системе современного образования (ФССО-09): материалы X Междунар. конф. Санкт-Петербург, 31 мая — 4 июня 2009 г. — СПб., 2009. — Т. 1. — С. 123—124 (авт. — 0,03 п. л.).
65. Смирнов, В.В. Перспективы использования информационных технологий в преподавании общетехнических дисциплин / В.В. Смирнов // Материалы Седьмой Международной заочной научно-методической конференции «Высшее профессиональное образование: современные тенденции, проблемы, перспективы»: в 2 ч. — Саратов: Изд. центр «Наука»,. 2010. — Ч. II. — С. 163—166 (0,25 п. л.).
66. Смирнов, В.В. Методическая система формирования у студентов университетов обобщенных методов планирования и проведения экспериментальных физических исследований / В.В. Смирнов // Физика в системе современного образования (ФССО-11): материалы XI Междунар. конф.: в 2-х т. — Волгоград. Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. — Т. I. — С. 80—83 (0,25 п. л.).
Статьи в других изданиях
67. Смирнов, В.В. Разработка единого подхода к преподаванию общетехнических дисциплин в педагогических вузах / В.В.Смирнов // Преподавание физики в высшей школе — 2001. — № 20. — С. 40—46 (0,3 п.л.).
68. Смирнов, В.В. Использование универсальных учебно-лабораторных комплексов при изучении электрорадиотехники и основ электроники / В.В.Смирнов, О.М. Алыкова // Естественные науки: науч. журн. — Астрахань: Изд-во АГУ, 2003. — № 7 (авт. — 0,2 п. л.).
69. Смирнов, В.В. Спецкурс «Тонкие магнитные пленки» / В.В.Смирнов // Преподавание физики в высшей школе. — 2006. — № 33. — С. 93—95 (0,2 п. л.).
70. Смирнов, В.В. Организация и принципы построения лабораторного практикума по общей физике в университетах / В.В. Смирнов // Южно-российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. — 2006. — № 8(21). — С. 225—229 (0,3 п. л.).
71. Смирнов, В.В. Изучение физических принципов работы компьютера студентами университетов / О.М. Алыкова, В.В. Смирнов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2008. — № 4 (4). — С. 86—94 (авт. — 0,3 п. л.).
72. Смирнов, В.В. Перспективы развития лабораторного практикума по общей физике на базе современного оборудования / В.В. Смирнов // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 10. — С. 38—39 (0,25 п. л.).
73. Смирнов, В.В. Установка для экспериментального изучения передачи информации по инфракрасному каналу связи / О.М. Алыкова, В.В. Смирнов // Успехи современного естествознания. — 2009. — №11 (авт. — 0,06 п. л.).
74. Смирнов, В.В. Моделирование динамики цилиндрических магнитных доменов во вращающемся поле / А.У. Джалмухамбетов, Е.А. Джалмухамбетова, В.В. Смирнов // Прикаспийский журнал «Управление и высокие технологии». — 2009. — №3(7) (авт. — 0,3 п. л.).