- Анализ влияния православия на институты власти и гражданского общества предполагает использование разнообразных исследовательских подходов, в том числе исследование культурного и символического капитала православия, его воздействия на восприятие и выражение объектов социального мира, разработку классификации и иерархии ценностей, установление видения деления социального мира, конструирования социальной реальности, а также исследование обоснования Церковью легитимности делений и институтов власти.
- Тенденция изменения в России ценностных ориентаций массового сознания, аналогичная тем, которые происходят в высокоразвитых странах, где все большее значение начинают приобретать ценности самовыражения, сдерживается традиционными религиями России, обладающими собственными ценностными системами и особыми системами взглядов, обладающими долговечностью и устойчивостью. Негативное восприятие верующими мировоззренчески нейтрального государства, нацеленного на модернизацию и демократизацию, связано с традиционными социальными идеалами и ожиданиями, сформированными в предшествующие века, с позиций которых неприемлемы секулярные основоположения общественной морали, рациональные демократические принципы государственного устройства и легитимации власти.
- При трансформации ценностей религии России продолжают совместно поддерживать основные традиционные ценностные установки, духовные и моральные нормы, а также социальные идеалы, отражающие историческое наследие общества. Институционализация межрелигиозного взаимодействия основных российских конфессий на уровне глав и институционализация религиозной практики в границах этнических общностей и разделение сфер влияния между основными религиями в этих границах позволяет минимизировать конкуренцию в религиозной сфере и ограничить последствия религиозного плюрализма.
- По мере возрастания воцерковленности россиян их социально-политическое сознание становится более консервативным, возрастает значение традиционных культурных ценностей, неприятие культурного либерализма и принципов либеральной демократии. Они чаще склоняются к использованию запретительных механизмов. В то же время взгляды на идеальное политическое устройство общества по мере возрастания воцерковленности среди респондентов изменяются мало.
- Символический капитал православия, способствуя сохранению символического порядка, обеспечивает религиозную составляющую легитимации власти, утверждая традиционный институциональный порядок - неконкурентную политическую модель с безусловным односторонним к ней «доверием». Ситуация пребывания в демократическом обществе чужда духовному и культурному опыту православия, которое развивалось в мире, где монархическое государство органически сочеталось с неконкурентной политической культурой и патерналистским обществом. Закрепление этого политического идеала в современном православии препятствует включению церковных структур в общественную жизнь страны и влиянию православия на общество в целом.
- Православная церковь в течение многих веков оказывала значительное влияние на формирование и легитимацию стратификационной структуры российского общества и его политических институтов. Благодаря функции поддержания символического порядка Церковь способствовала символическому укреплению стратификационных делений. Православные ценности, символы, практики и представления о власти создавали основу для признания как данности складывающихся социальных порядков и существующих социальных неравенств. В современной России данные функции начинают все более утрачивать значимость и, вместе с трансформацией социальной структуры и политической системы, обозначенная роль православия будет претерпевать существенные изменения.
- Имеются существенные различия в религиозном опыте, экономическом поведении, отношении к человеку и его правам в традициях восточного и западного христианства, которые сформировались под влиянием как внутренних, так и внешних по отношению к религии факторов. Эти различия в свою очередь обусловили разное влияние восточного и западного христианства на становление институтов власти и историческое развитие России и европейских стран.
- Православная церковь, следуя своему учению и традиции, стремится опираться на институты власти в своей внешней деятельности и следовать в церковно-государственных отношениях принципу симфонии, привлекая к этому другие традиционные религии. Данная практика входит в противоречие с демократическими тенденциями современного мира предполагающими, что влияние религии зависит ни столько от взаимодействия с государством, сколько от ее позиций, доверия и авторитета в гражданском обществе, а также от степени развития собственных религиозных общин.
- Православный приход и иные объединения верующих, являясь одним из значимых элементов в структуре гражданского общества, присутствуют в сферах социальной, образовательной, благотворительной и прочей деятельности. Объединения верующих, отстаивающие традиционные ценностей и религиозно-политические идеалы, права жить в соответствии со своими убеждениями и т.д. - выбор и самодеятельность самих граждан, сфера их самовыражения и гражданской активности. Имеет место институционализация данной деятельности верующих, ставшая возможной благодаря возникновению в ряде приходов условий для реализации верующими своего творческого потенциала.
- Православие, имея объединяющим началом общность убеждений, целей и принципов, порождающих и организующих практики и условия взаимного согласования действий верующих, располагает совокупностью ресурсов, позволяющих состояться системе институциональных отношений взаимного распознавания и признания. Данный социальный капитал, способствующий сотрудничеству между индивидуумами и объединениями, умножению солидарности и внутреннего единства и связи групп верующих, является одной из предпосылок гражданского общества в России.
1.Ситников А.В. Влияние православия на социально-политические трансформации в российском обществе // Этносоциум и межнациональная культура. 2011. № 2. - 1 п.л.
2.Ситников А.В. Конфессиональный фактор в политической модернизации России // Юрист ВУЗа. 2011. №1. - 0,2 п.л.
3.Ситников А.В. Как повлияет изучение религиозной культуры на гражданскую образованность? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Педагогика. Психология. 2011. № 1. - 0,5 п.л.
4.Ситников А.В. Религиозность и политичность россиян // Свободная мысль. 2009. № 10. - 0,6 п.л.
5.Ситников А.В. Повлияет ли религиозное образование на политические ценности россиян? // Социология образования. 2009. №6. - 0,5 п.л.
6.Ситников А.В. Политика и религия. Зависят ли политические взгляды россиян от их религиозных убеждений? // Свободная мысль. 2007. № 5. - 0,5 п.л.
7.Ситников А.В. Влияние православия на политические предпочтения граждан России // Социология власти. 2007. № 3. - 0,5 п.л.
8.Ситников А.В. Православие и демократия. К вопросу о влиянии религиозного фактора на политическое сознание и политическую культуру России // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2004-2005. № 4 (35). - 1 п.л.
9.Ситников А.В. Социокультурные основы становления современной демократии в России: роль христианских ценностей // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 4 (64). - 0,5 п.л.
10.Ситников А.В. Православие и проблемы модернизации России // Религия и право. 2004. №3 (35). - 0,2 п.л.
11.Ситников А.В. Проблема культурно-национальной идентичности в светском государстве // Религия и право. 2005. № 2 (38). - 0,2 п.л.
12.Ситников А.В. Глобализация, современное общество и цели образования в России // Образование и право. - 2004. №6. - 0,4 п.л.
Монографии:
13.Ситников А.В. Русская православная церковь и социально-политические трансформации в российском обществе. М., 2011. - 15 п.л.
14.Ситников А.В. Демократия и православие. Культурный и религиозный факторы социальных изменений в России. М.: Изд-во МГИМО (У) МИД России, 2006. - 14,5 п.л.
Статьи в иных изданиях:
15.Ситников А.В., Метлик И.В. Российское общество перед вызовом глобализации // Новые технологии обучения. Журнал Института инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, Академии международного сотрудничества по креативной педагогике. — Киев-Винница, 2011. Вып. 69. Ч. II. - 1 п.л. (авт. объем - 0,5 п.л.).
16.Ситников А.В. Церковь и гражданское общество в России // Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2011. №4. – 0.8 п.л.
17.Ситников А.В. Права человека и социальное учение православия // Нравственные императивы в праве. 2010. № 4. – 0,2 п.л.
18.Ситников А.В. Право, нравственность и религия в современном обществе // Нравственные императивы в праве. 2010. № 3. – 0,8 п.л.
19.Ситников А.В. Религиозный фактор и политические предпочтения граждан России // Перспективы цивилизации. Философские проблемы: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.Ф.Хрустова и проф. А.В.Шестопала. М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2009. - 1 п.л.
20.Ситников А.В. Межэтническая нетерпимость в российском обществе: некоторые факторы распространения // За гражданское согласие — против нетерпимости и экстремизма. М.: Издательство "Лепта", 2009. - 0,4 п.л.
21.Ситников А.В. Влияние православия на социальную активность и политические ценности граждан России // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2007. № 3. - 1 п.л.
22.Ситников А.В. Религиозное образование в России: основные тенденции в 2008 г // Теология в системе научного знания и образования (материалы общественных слушаний) / Под ред. В.А.Тишкова. М., 2009. - 0,5 п.л.
23.Ситников А.В. Социокультурные и религиозные предпосылки демократического перехода в России // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: Материалы 4 Конвента РАМИ. Т. 3. Время и пространство мировых религий и локальных культур. Локальные культуры и межцивилизационный диалог. М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2007. - 0,5 п.л.
24.Ситников А.В. Этническое и религиозное многообразие как основа стабильности и развития // Единство и многообразие России: Материалы комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам толерантности и свободы совести. М., 2007. - 0,2 п.л.
25.Ситников А.В. Православие и модернизация российского общества // Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2006. №1 (34). – 1 п.л.
26.Ситников А.В. Религия и политическая культура // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24-28 мая 2005 г. Т. 2. М.: Изд-во «Современные тетради», 2005. – 0,2 п.л.
27.Ситников А.В. Духовные предпосылки социально-экономического развития в эпоху глобализации // Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения. Материалы парламентских слушаний 27 мая 2004 г. М.: Издание Государственной Думы РФ, 2005. – 0,2 п.л.
28.Ситников А.В. Проблема культурно-национальной идентичности российского образования в контексте современных демографических тенденций // Образование. 2005. № 6. – 0,8 п.л.
29.Сохранить культурно-национальную идентичность в условиях демографического кризиса // Национальные интересы. 2005. № 3 (38). – 0,3 п.л.
30.Ситников А.В. Современное общество, демократия и православие // Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2005. №2 (31). – 1 п.л.
31.Ситников А.В. Папкова И.А. Православие и политическая ориентация российской молодежи // Отечественные записки. 2006. №3 (30). – 1 п.л. (авторский объем - 0,5 п.л.).
32.Ситников А.В. Тенденции демографического развития и проблема культурно-национальной идентичности // Духовно-нравственные основы демографического развития России: Материалы церковно-общественного форума 18-19 октября 2004 года. М., 2005. – 0,3 п.л.
33.Ситников А.В., Коростелев Д.В. Кряшены в Республике Татарстан: реализация прав на культурную и религиозную жизнь // Единство и многообразие России: материалы Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам толерантности и свободы совести. М., 2007. – 1 п.л. (авторский объем - 0,3 п.л.).
34.Ситников А.В. Социокультурные основания демократии в России и православие // Социальные и культурные процессы в начале XXI века: Сборник научных работ. Вып. II. М.: Изд-во МГИМО–Университет, 2005. – 1 п.л.
35.Ситников А.В. Политическая культура России и православие // Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2004. №4. – 1 п.л.
36.Ситников А.В. Традиции правовой культуры России и проблемы воспитания правосознания в системе образования // Образование. 2004. № 12. – 0,4 п.л.
37.Ситников А.В. К вопросу о многообразии мировоззренческих подходов в образовании // Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования: Материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2002 года). М., 2003. – 0,5 п.л.
38.Ситников А.В. Религиозное образование в свете демократических норм // Образование. 2003. № 9. – 0,2 п.л.
39.Ситников А.В. Религиозное образование и современная наука // Религия и школа в современной России. Документы. Материалы. Выступления. М.: Изд-во «Планета 2000», 2003. – 0,9 п.л.
40.Ситников А.В. Что означает принцип светскости государства?// Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2003. № 4. – 0,2 п.л.
41.Ситников А.В. Знания о религии в обществоведческом образовании школьников // Образование. 2004. № 4. – 0,5 п.л.
42.Ситников А.В. Религиозное образование в демократическом обществе // Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2003. № 4. – 1 п.л.
43.Ситников А.В. Религия и общество в современной России // Государство и религиозные объединения: Материалы научно-практической конференции (25 января 2002 года). М., 2002. - 0,4 п.л.