- результирующем аспекте, в качестве какового целесообразно отметить компаративный анализ праздника в векторе системы дуальностей и уточнению их характеристик: обыденность - праздник, вписанности последнего в образ жизни и его элементы, которые образуют квадрант парадигм по: амбивалентности, тождественности, ситуативной сходности, вектору качественности ощущений, перетеканию качественных характеристик из одного компонента образа жизни в другой и др.
- семиотике понятия "праздник", что объясняет его смысл как основания и формы бытия всякой культуры. Наиболее полно, праздник проявляет себя как философско-культурологическая категория, культурный универсум, выступающий в социальном, теоретическом, эмоциональном, технологическом уровнях;
- выявлении многопластовой структуры праздника, в котором участвуют визуальные и звуковые средства, представляющие связную последовательность знаков и кодов, имеющих место в самой жизни или совершенно фантазийных. Выстроенности тела праздника с использованием знаковых систем, нарративов, сюжетов, фабул, образов-масок, мифологем соответствующего оформления пространства, и др., которые в совокупности формируют эмоционально-психологические векторы массового настроя;
- анализе функциональных особенностей праздника, составляющих смысловые полифункиональные блоки, выполняющие определенные действия и воздействия на окружающих. Позитивные функции в точках бифуркации, в качестве каковых могут выступать поля максимального наслоения эмоциональных позиций, что способно трансформироваться в позиции снятия этических норм, в определенной степени переходя в традиции праздничной культуры;
- рассмотрении праздника как семиотического текста культуры, представляющего собой продукт полифункциональной деятельности, обладающего содержательной завершенностью и информационной самодостаточностью. Его семиозис сохраняет, акцентирует и творит сущностные характеристики в той мере, в которой он адекватно интерпретируется и понимается людьми.
- определении, что множественные языки праздника - вербальные и визуальные, создают текст особой сложности, которая углубляется цветовыми и световыми кодами, каждый из которых имеет и информационный, и семиотический смысл. При этом на уровне индивидуального восприятия праздник предельно унифицирует упрощает смыслы и доводит их до символического массового понимания, что демонстрирует его природу, которая и способствует объединению всех присутствующих;
- выявлении того, что в совокупности средств унификацированных смыслов, включается смех как особая специфическая черта, преобразуемая в семиотическую качественную категорию. Специфика «смехового понимания» связана с этническими традициями, оно всегда целостно и избыточно;
- обнаружении и исследовании сущности атмосферы праздника, каковое предстает как особое эмоциональное поле, что одновременно есть эмоциональное основание праздника, его сердцевина, средство воздействия, все компоненты которого формируют безусловное притяжение внутренних компонентов и людей, как носителей и трансляторов полученного и усвоенного настроя; и переводит общее состояние в состояние мощной гедонистичности, усиливаемой волновыми эффектами социального пространства праздника.
- установлении, что природа праздника способна значительно повлиять на изменение культуролого-антропологических параметров человека, в частности, трансформации мышления, которое меняется в избыточное целостное понимание, характеризуемое как радость познания. Выстроенность последнего по субстанциальным и процессуальным параметрам, позволяет личности свободно входить в культуру, расширять степень творческой свободы.
- выявлении, что трансформации мышления, способствует праздничное воображение как особый тип творческой способности, реализуемый в процессах создания новой реальности, в котором совершается переход от духовного к материальному и обратно;
- установлении феноменологии воображения, каковое выступает во взаимосвязи с практикой творчества, реализуемой в момент дистанцирования от конкретной реальности. Личностные трансформации приводят к формированию мощной интракультурной компетентности, которая позиционирует себя как в межнациональной, так и в межстратовой палитрах;
- утверждении, что праздник и праздничная атмосфера, формируемая им, может трактоваться как специфическая лаборатория, преобразующая человека в целостную, позитивно ориентированную личность, способную многократно увеличивать и демонстрировать свои новые качества и способности.
1.Ванченко Т.П. Культуролого-антропологические основания праздника: семантико-семиотические аспекты. М., МГУКИ, 2008. 12 п.л. (монография)
2.Ванченко Т.П. Семантико-семиотические основания праздника. М., МГУКИ, 2006.9,2 п.л. (монография)
3.Ванченко Т.П. Моделирование шоу-программ на телевидении» М:МГУКИ,2001. 5 п. л. (монография)
Статьи, опубликованные в изданиях списка ВАК РФ и материалы международных, Российской, региональных конференций:
4.Ванченко Т.В. Шоу-программа как форма праздника. Вестник МГУКИ, 2006,№ 5. 0,6 п.л.
5.Ванченко Т.П. Текст праздника как объект понимания. М., Вестник МГУКИ. М.. 2008. № 6, 0, 5 п.л.
6.Ванченко Т.П. Смех как семиотическая компонента праздника. М., Вестник МГУКИ. М.. 2008. № 5, 0, 5 п.л.
7.Ванченко Т.П. Трансформация мышления в празднике. Казань, Вестник КГУ. 2008, № 0,6 п.л.
8.Ванченко Т.П. Функциональные основания массового праздника. Казань, Вестник КГУ. 2008, № 0,7 п.л.
9.Ванченко Т.П. Семантика массового праздника. Вестник ТГУ. Тамбов, 2008, № 3. 0,5 п.л.
10.Ванченко Т.П. Трансформация индивидуального воображения в празднике. Вестник ТГУ. Тамбов, 2008, № 4. 0,6 п.л.
11.Ванченко Т.П. Праздник как культуроформирование компетентностных качеств личности. Вестник ТГУ. Тамбов, 2008, № 6. 0,5 п.л.
12.Ванченко Т.П. Шоу-программы на российском телевидении: типология жанра. // Духовные ценности и молодое поколение. Международная научно-практическая конференция. М., МГУК,1998, 0,4 п.л.
13.Ванченко Т.П. К вопросу о культурологическом анализе понятия «шоу» // Современная культура: проблемы и поиски» Международная научно-практическая конференция. М., МГУК,1998, 0,5 п.л.
14.Ванченко Т.П. Социокультурное моделирование массовых праздников // Человек в мире духовной культуры. Международная научно-практическая конференция. М., МГУКИ,1999. 0,3 п.л.
15.Ванченко Т.П. К проблеме зрелищности шоу-программ //Человек в мире духовной культуры. Международная научно-практическая конференция. М., МГУКИ,1999. 0,3
16.Ванченко Т.П. Об использовании метода моделирования в создании КДП. // ХХI век: Духовно-нравственное и социальное здоровье человека. Международная научно-практическая конференция. М.: МГУКИ,2000, 0,8 п.л.
17.Ванченко Т.П. Методологические аспекты анализа телевизионных шоу- программ в пространстве массового праздника // ХХI век: Духовно-нравственное и социальное здоровье человека. Международная научно-практическая конференция. М.: МГУКИ,2001, 0,4 п.л.
18.Ванченко Т.П. Массовые праздники как социальное явление. //Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2003, 0,8 п.л.
19.Ванченко Т.П. Массовые праздники как текст культуры: базовые характеристики. //Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2003, 0,8 п.л.
20.Ванченко Т.П. Сущность и структура массовых праздников. //Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии. Материалы 11 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2005, 0,7 п.л.
21.Ванченко Т.П. Личностные трансформации в пространстве массового праздника. //Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии. Материалы 11 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2005, 0,8 п.л.
22.Ванченко Т.П. Человек в пространстве массового праздника. //Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии. материалы 111 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2007, 0,6 п.л.
23.Ванченко Т.П. Специфика северных русских праздников. // Праздничные культуры Северной России.Мурманск, 2007. 0,4 п.л.
Статьи в электронных изданиях, зарегистрированных в информрегистре РФ
24.Ванченко Т.П. Человек как семантико-семиотическая единица измерения праздника.// Тамбов, ТГУ, ЭНИ «Аналитика культурологии», 2007, № 3. 1 п.л. номер государственной регистрации 0420700022/0116, ISSN 1990-4045. 1 п.л. Режим доступа: http://analiculturolog.ru, свободный.
25.Ванченко Т.П. Удовольствие как семиотичность праздника // Тамбов, ТГУ, ЭНИ «Аналитика культурологии» , 2007, № 3 . 1 п.л. номер государственной регистрации 0420700022/0117, ISSN 1990-4045. 1 п.л. Режим доступа: http://analiculturolog.ru, свободный.
26.Ванченко Т.П. Смысловая основа праздника // Тамбов, ТГУ, ЭНИ «Аналитика культурологии» , 2007, № 3 . номер государственной регистрации 0420700022/0126, ISSN 1990-4045. 1 п.л. Режим доступа: http://analiculturolog.ru, свободный.
27.Ванченко Т.П. Архитектоника массового праздника // Тамбов, ТГУ, ЭНИ «Аналитика культурологии», 2008, № 1 . 1 п.л. номер государственной регистрации 0420800022/0023, ISSN 1990-4045 Режим доступа: http://analiculturolog.ru, свободный.
28.Ванченко Т.П. Семиотика праздника //Тамбов, ТГУ, ЭНИ «Аналитика культурологии» , 2008, № 1 . 1 п.л. номер государственной регистрации 0420800022/0026, ISSN 1990-4045 Режим доступа: http://analiculturolog.ru, свободный.
Другие работы
29.Ванченко Т.П. Анализ структурных компонентов в постановке праздников. //Инновационные технологии обучения КДД: Сб. науч. трудов. М.:МГУКИ,2000. 1 п. л.