- Монументальное церковное искусство Вятки в виде настенных росписей и иконостасов выявлено и введено в научный оборот, что подтверждено результатами научно-исследовательских экспедиций в виде созданной систематизированной и классифицированной базы данных.
- Обследованные 139 храмовых интерьеров Вятской епархии и изученный по ним историко-архивный и строительно-архитектурный материал позволяют отнести монументальную церковную историческую живопись Вятской епархии в сохранившихся памятниках в редких случаях к ХVIII в., в основной массе к XIX - первой четверти ХХ вв. Установлена хронологическая периодизация развития монументальной живописи Вятки, обусловленная особенностями местного храмостроения: Середина XVIII - первая половина XIX вв.Вторая половина XIX - конец XIX вв. Рубеж XIX - XX вв. - 1929 г.
- Установлено, что убранство храмовых интерьеров Вятки периода XIX - начала ХХ вв. было ориентировано на столичные образцы как в содержательном, так и в художественно-стилевых аспектах. Иконографические программы второй половины XIX в. построены на использовании евангельских циклов, часто вторичны и подражательны, используют решения сюжетов Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя. Из столиц на Вятку были привнесены стилевые концепции начала, середины и второй половины XIX в. В росписях третьей четверти XIX в. ощущается незначительное влияние барокко, в ряде храмов сохраняется использование архитектурно-живописного гризайльного декора классицизма первой половины XIX в. Расцвет русского монументального искусства конца ХIХ - нач. ХХ вв. и интерьер Владимирского собора в Киеве оказал значительное влияние на церковное монументальное искусство: в конце XIX в. на Вятке появляются росписи церквей, выполненные в русле религиозно-национального направления. Они создавались профессиональными художниками и финансировались честолюбивым зажиточным купечеством, быстро отзывающимся на новое и модное искусство. Одновременно создавались решения интерьеров, компромиссно сочетающие академическую живопись ХIX в. с разделяющим декором неорусского стиля. Отдельная группа памятников - это росписи, созданные на базе местных исторических реалий, по оригинальной, специально созданной для храма иконографической программе и оговоренном стиле (Успенский собор Трифонова монастыря).
- В XVII - XVIII вв. на Вятке сформировалась иконография местночтимых святых - св. преп. Трифона и блаженного Прокопия Вятских, которая существенно пополнилась памятниками новой иконографии в XIX - нач. XX вв. в настенной живописи. Научная реконструкция иконографических программ 37 памятников монументальной живописи Вятской епархии периода второй половины XIX - нач. XX вв. позволила выявить наличие специфических тем и сюжетов в составах росписей в виде изображений местночтимых святых, житийных циклов, установить топографию из размещений.
- Представлена группа памятников настенной живописи, научно-обоснованная атрибуция которых позволила отнести их происхождение к росписям известных династических артелей села Палех Владимирской губернии (3 памятника) и посада Большие Соли Костромской губернии (15 памятников). Документально подтверждено, что вятские живописцы, не имея сложившейся собственной «школы» и традиций художественного выражения, работали в условиях серьезной конкуренции. Среди приезжих были художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Серпухова, Великого Устюга, Вологды, художественных центров Палеха, Мстеры, Больших Солей.
- Установлено, что распространенным местным явлением стала практика росписи церквей священнослужителями. Важнейшим моментом для церковного искусства Вятской земли было открытие в 1786 г. в Вятской духовной семинарии класса церковной живописи.
- Небольшие приходские храмы украшали росписями местные мастера «из народа». Их характеризует отсутствие понимания общей концепции замысла декорации церковного интерьера и мышление набором отдельно взятых сюжетов, а не в составе иконографической программы. Росписям свойственна пестрота «образцов», включающая произведения художников различных эпох, складывающаяся по принципу «наличия» образцов. Росписи либо архаичны, либо стремятся к «большому» искусству. Колористические решения характеризуются цветовой экспрессией, либо очевидной ограниченностью материалов, наличием незамысловатого декора, отсутствием палеографического компонента.
- Представлена атрибуция подписных датированных интерьеров (9), установлены новые имена мастеров настенной живописи, работавших на Вятке.
1.Кривошеина Н.В. Храмовый интерьер Вятки ХIХ века: полистилистика декоративного убранства [Текст] : // Дизайн. Материалы. Технология : журнал / ГОУВПО «Санкт-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна». – СПб., 2008. – № 4. – С. 88–91. (0.25 п.л.)
2.Кривошеина Н.В. Подписные и датированные храмовые интерьеры Вятки [Текст] : // Дизайн. Материалы. Технология / ГОУВПО «С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна». – СПб., 2010. – № 2 (13). – С. 71–75. (0.3 п.л.)
3.Кривошеина Н.В. Образы произведений В.М. Васнецова как образцы в монументально-декоративном убранстве храмовых интерьеров Вятки рубежа ХIХ – начала XX веков [Текст] : // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета : Филология и искусствоведение : журн. / ВятГГУ. – Киров, 2010. – № 2 (2). – С. 187–190. (0.25 п.л.)
4.Кривошеина Н.В. Специфические темы и сюжеты в декоративном убранстве храмовых интерьеров Вятки XVIII, ХIХ – начала XX веков [Текст] : // Дизайн. Материалы. Технология : журнал / ГОУВПО «Санкт-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна». – СПб., 2010, №3(14) – С. 111 – 113. (0.18 п.л.)
5.Кривошеина Н.В. Особенности монументального церковного искусства Вятки [Текст] : // Ярославский педагогический вестник : журн. – Ярославль : ЯГПУ, 2010. – № 3. – С. 189–192. (0.25 п.л.)
6.Кривошеина Н.В. Программа росписи церкви села Верхолипово – пример оформления вятского храмового интерьера ХIХ в. [Текст] : // Дизайн. Материалы. Технология : журнал / ГОУВПО «Санкт-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна». – СПб., 2010. – № 4 (15). – С. 83–87. (0.3 п.л.)
7.Кривошеина Н.В. Иконографическая программа росписи Троицкой церкви села Верхнеивкино Вятской епархии [Текст] : // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета : Филология и искусствоведение : журн. / ВятГГУ. – Киров, 2010. – № 4 (2). – С. 159–162. (0.25 п.л.)
Монографии и научно-справочные издания:
8.Кривошеина Н.В. Святой преподобный Трифон Вятский чудотворец в иконографии XVII–XX веков [Текст] : (монография). – Киров : Полекс, 2006. – 218 с. (13,6 п.л.)
9.Кривошеина Н.В. «Вятский Палех» в монументальной церковной живописи конца ХIХ века [Текст] : (монография). – Киров : Лобань, 2009. – 152 с. (9.5 п.л.)
10.Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области : материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области [Текст] : (монография) / Е. Л. Скопин, Н. В. Кривошеина. – Вып. 4 : Верхнекамский и Даровской районы. – Киров, 2010. – 356 с. (в соавторстве, 178/11.1 п.л.)
11.Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области : материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области [Текст] : (монография) / Е. Л. Скопин, Н. В. Кривошеина. – Вып. 5 : Верхошижемский район. – Киров, 2011. – 288 с. – (в соавторстве, 144/9 п.л.)
Другие публикации:
12.Кривошеина Н.В. Житийная икона преподобного Трифона Вятского на Чусовой [Текст] : (ст.) // Материалы Международной научно-практической конференции «Взаимодействие культур Европейского Севера: Традиции и современность». – Киров, 2001. – С. 42–46. (0.25 п.л.)
13.Кривошеина Н.В. Проблема содержания древнерусской живописи в искусствоведческом образовании. [Текст] : ст. // Доклады педагогического симпозиума II Международного конгресса студентов, молодых учёных и специалистов «Проблемы молодежного научного творчества». – М. : Науч.-техн. ассоц. «Актуальные проблемы фундаментальных наук», 2002. – С. 31–32. (0.13 п.л.)
14.Кривошеина Н.В. Преподобный Трифон и святитель Николай в настенной живописи Успенского собора Трифонова монастыря города Вятки [Текст] : (ст.) // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве : материалы и исследования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Святитель Николай Чудотворец: проблемы генезиса и эволюции форм почитания, агиографии, иконографии, архитектурные ансамбли», Вологда, 21–24 мая 2004 г. – М. : Сканрус, 2007. – C. 160–161. (0.13 п.л.)
15.Кривошеина Н.В. Новые открытия: житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца (к вопросу иконографии святого преподобного Трифона Вятского) [Текст] : (ст.) // Церковь в истории и культуре России : сб. материалов Междунар. науч. кон., посвящ. памяти преп. Трифона Вятского (1546–1612), Киров, 22–23 окт. 2010 г. – Киров : ВятГГУ (Вят. гос. гуманит. ун-т), 2010. – С. 48–50. (0.2 п.л.)
16.Кривошеина Н.В., Телицына Д.В. Составление свода памятников монументальной церковной живописи Вятки: монументальная церковная живопись Яранского района [Текст] : (ст.) / Н. В. Кривошеина, Д. В. Телицына // Церковь в истории и культуре России : сб. материалов Междунар. науч. кон., посвящ. памяти преп. Трифона Вятского (1546–1612), Киров, 22–23 окт. 2010 г. – Киров: ВятГГУ, 2010. – С. 284–286. (в соавторстве, 3 с. /0.1 п.л.)
17.Кривошеина Н.В. Преподобный Трифон Вятский в настенной живописи Успенского собора Трифонова монастыря в г. Вятке. XIX век [Текст] : (ст.) // Библиотечное краеведение в развитии провинциальной культуры России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Киров, 17–19 нояб. 2004 г.). – Киров, 2004. – С. 173–178. (0.4 п.л.)
18.Кривошеина Н.В. Изображения Трифона Вятского в контексте иконографии преподобных [Текст] : (ст.) // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, 15–16 февр. 2006 г. : в 2 т. / Моск. гуманит.-экон. ин-т, Киров. фил. – Киров : Изд-во Киров. фил. МГЭИ, 2005. – Т. 2. – С. 299–303. (0.3 п.л.)
19.Кривошеина Н.В. Храмовый интерьер: проблемы восприятия и изучения культового искусства [Текст] : (ст.) // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, 15–16 февр. 2006 г. : в 2 т. / Моск. гуманит.-экон. ин-т, Киров. фил. – Киров : Изд-во Киров. фил. МГЭИ, 2006. – Т. 2. – С. 146–148. (0.18 п.л.)
20.Кривошеина Н.В. Декоративное убранство современного храмового интерьера: примитив в иконописи: постановка вопроса [Текст] : (ст.) // Всероссийская научно-техническая конференция «Наука – производство – технологии – экология» : в 8 т. – Киров : ВятГУ, 2007. – Т. 5. – С. 161–164. (0.18 п.л.)
21.Кривошеина Н.В. Павел Львович Парилов: к вопросу о «Вятском Палехе» [Текст] : (ст.) // Всероссийская ежегодная научно-техническая конференция «Наука – производство – технология – экология» : в 7 т. – Киров : ВятГУ, 2008. – Т. 4. – С. 160–163. (0.25 п.л.)
22.Кривошеина Н.В. П. Парилов – художник-монументалист : [Текст] : (ст.) // Сб. статей XIII Всероссийских научных чтений по проблемам древнерусского искусства памяти И. П. Болотцевой. – Ярославль, 2009. – С. 118–126. (0.6 п.л.)
23.Кривошеина Н.В. «Краткая история церковной живописи и иконописи и прейскурант Льва Ивановича Парилова»: к вопросу о «Вятском Палехе» [Текст] : (ст.) // Всероссийская ежегодная научно-техническая конференция «Наука – производство – технология – экология» : в 3 т. – Киров : ГОУ ВПО «ВятГУ», 2009. – Т. 2. – С. 225–227. (0.13 п.л.)
24.Кривошеина Н.В. Анализ книги «Краткая история церковной живописи и иконописи и прейскурант Л. И. Парилова» [Текст] : (ст.) // Сб. статей XIV Всероссийских научных чтений по проблемам древнерусского искусства памяти И. П. Болотцевой. – Ярославль, 2010. – С. 183–193. (0.6 п.л.)
25.Кривошеина Н.В. Житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца из коллекции Пермской государственной галереи [Текст] // Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Общество – наука – инновации» : в 4 т. – Киров : ГОУ ВПО «ВятГУ», 2010. – Т. 1. – С. 250 – 252. – (0.18 п.л.)
26.Кривошеина Н.В. Составление Свода памятников монументальной церковной живописи: вопросы специфики иконографических программ и художественно-стилевых решений [Текст] : (ст.) // Сб. статей XV Всероссийских научных чтений по проблемам древнерусского искусства памяти И. П. Болотцевой. – Ярославль, 2011. – С. 289–298. (0.6 п.л.)
27.Кривошеина Н.В. Проблемы декорации Вятского храмового интерьера в контексте современной истории [Текст] // Общество, наука, инновации (НТК-2011) [Электронный ресурс] : сб. материалов Всерос. науч.-технич. конф. / Вят. гос. ун-т ; отв. ред. С. Г. Литвинец. – Киров, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – 0.25 п.л.)
28.Кривошеина Н.В. Живописное убранство церковного интерьера Вятки: некоторые выводы текущего момента. [Текст] // Общество, наука, инновации (НТК-2011) [Электронный ресурс] : сб. материалов Всерос. науч.-технич. конф. / Вят. гос. ун-т ; отв. ред. С. Г. Литвинец. – Киров, 2012. – 4 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – 0.25 п.л.)
29.Кривошеина Н.В. Монументально-декоративное убранство храма Святой Троицы в селе Русские Краи Кикнурского района: к вопросу о «Вятском Палехе» [Текст] : (ст.) // Православие на Вятской земле : (к 350-летию Вят. епархии) : материалы межрегион. науч. конф. [Киров], 5 дек. 2007 г. / [редкол.: А. Балыбердин [и др.]. – Вятка [Киров] : Буквица, 2007. – С. 253–258. (0.5 п.л.)
30.Кривошеина Н.В., Шангина Т.В. Комплексное описание и анализ декоративного убранства Никольской церкви с. Беляево Кикнурского района [Текст] : (ст.) / Н. В. Кривошеина, Т. В. Шангина // Православие на Вятской земле : (к 350-летию Вят. епархии) : материалы межрегион. науч. конф. [Киров], 5 дек. 2007 г. / [редкол.: А. Балыбердин [и др.]. – Вятка [Киров] : Буквица, 2007. – С. 248–253. (в соавторстве, 6 с./0.18 п.л.)
31.Кривошеина Н.В. Монументально-декоративное убранство храма Владимирской Богородицы села Шапта Кикнурского благочиния Вятской епархии [Текст] : (ст.) / Н. В. Кривошеина, Д. В. Уланова // Православие на Вятской земле : (к 350-летию Вят. епархии) : материалы межрегион. науч. конф. [Киров], 5 дек. 2007 г. / [редкол.: А. Балыбердин [и др.]. – Вятка [Киров] : Буквица, 2007. – С. 244–248. (в соавторстве, 5 с. /0.16 п.л.)
32.Кривошеина Н.В. Бытийная икона преподобного Трифона Вятского [Текст] : (тез.) // Обретение святых [Текст] : материалы регион. науч. конф., Киров, 24 окт. 2001 г. / Вят. епарх. упр. – Киров, 2001. – С. 52–55. (0.25 п.л.)
33.Кривошеина Н.В. Разнообразие и специфика иконографии преподобного Трифона Вятского [Текст] : (ст.) // Православие на Вятской земле : материалы регион. науч. конф., 12–13 янв. 2003 г. – Киров, 2003. – С. 41–48. (0.5 п.л.)
34.Кривошеина Н.В. Бытование икон Трифона Вятского на Чусовой [Текст] : (ст.) // Православие на Вятской земле : материалы регион. науч. конф., 12–13 янв. 2003 г. – Киров, 2003. – С. 37–41. (0.3 п.л.)
35.Кривошеина Н.В. Павел Львович Парилов – художник Успенского собора Трифонова монастыря [Текст] : (ст.) // Православие на Вятской земле : материалы регион. науч. конф., 12–13 янв. 2003 г. – Киров, 2003. – С. 48–53. (0.4 п.л.)
36.Кривошеина Н.В. Монументальная церковная живопись Санчурского района в контексте подписного и датированного храмового интерьера Вятки [Текст] : (ст.) // Обретение святых : материалы регион. науч. конф., 22 окт. 2012 г. – Киров, 2012. – С.186 – 191. – (0.4 п.л.)
37.Кривошеина Н.В., Суворов А.В. Монументальная церковная живопись Санчурского района Кировской области [Текст] / Н. В. Кривошеина, А. В. Суворов. // Обретение святых: материалы регион. науч. конф., 22 окт. 2012 г. – Киров, 2012. – С. 186–191(в соавторстве, 4 с. /0.1 п.л.)
38.Кривошеина Н.В., Даровских Е.В., Телицына Д.В. Монументально-декоративное убранство церкви Вознесения с. Каринка: интерьеры, иконостасы, росписи [Текст] : (статья) / Н. В. Кривошеина, Е. В. Даровских, Д. В. Телицына // Кирово-Чепецк православный : материалы вторых правосл. обл. краевед. чтений, посвящ. 20-летию закладки Всехсвят. храма… / Всехсвят. храм г. Кирово-Чепецка, Кирово-Чепец. Гор. музейно-выст. центр. – Киров : Лобань, 2009. – С. 71–81. (в соавторстве, 10 с. /0.2 п.л.)
39.Кривошеина Н.В. Анализ монументальной живописи храмов Подосиновского района : (статья) // Сохранение исторических объектов и памятных мест Лузского района Кировской области : сб. материалов 3-й обл. науч.-практ. конф., посвящ. Междунар. дню памятников и ист. мест [Лальск, 18 апр. 2010 г.] / Лальский ист.-краевед. музей. – Киров : О-Краткое, 2011. – С. 131–140. (0.6 п.л.)
40.Кривошеина Н.В. Образ преподобного Трифона Вятского: новые открытия церковной живописи [Текст] : (ст.) // Герценка: Вятские записки : [науч. альм.]. – Киров, 2003. – Вып. 4. – C. 32–35. (0.25 п.л.)
41.Кривошеина Н.В. Настенная живопись Успенского собора Трифонова монастыря: к проблеме истории и иконографии житийного цикла преподобного Трифона Вятского в свете последних исследований [Текст] : (ст.) // Герценка: Вятские записки : [науч. альм.]. – Киров, 2004. – Вып. 7. – C. 62–69. (0.5 п.л.)