Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ В ИСКУССТВЕ И ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА»
Специальность: 09.00.13
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концептуальное введение времени в стратегии моделирования художественного образа визуальных и проектных практик ХХ века стало фактором становления новой сущности художественного произведения ХХ века как поля пространственно-временных рекомбинаций.
  2. Философские концепции времени конца XIX - первых десятилетий ХХ века инспирировали переосмысление времени в авангардной теории искусства и художественно-проектные эксперименты по визуализации временных концептов. Так, философия длительности А. Бергсона и в целом бергсонизм как новое философское мироощущение сыграли решающую роль в становлении художественного видения ХХ века и нового образа времени- становления в искусстве. Однако для формирования концептуального ландшафта времени ХХ века существенен и «обратный» процесс воздействия художественных практик на философскую рефлексию времени. В качестве примера исследован поворот к видимому и новому пластическому образу временности в феноменологии М. Мерло-Понти, основанной на философском переосмыслении опыта живописи.
  3. В авангардной философии искусства и художественно-проектной практике сформировались имманентные идеи времени, коррелирующие новейшим естественнонаучным, математическим и философским концепциям.
  4. Философия времени позволяет по-новому осознать и объяснить сложное взаимодействие и комплементарность историзирующих и авангардных тенденций в становлении искусства и архитектуры ХХ века и выделить общие культурно-временные модели для авангарда и неоклассических тенденций (например, «новый классицизм» как опыт философско-художественной рациональности ХХ века). Пространственно-временная концепция выступает основой новой типологии художественных процессов ХХ века.
  5. Пространственно-временная концепция является фундаментальным фактором осознанного выбора стратегий современного средообразования, а временной опыт искусства ХХ века сущностно интенсифицирует современное мышление, сообщая ему сложную политемпоральную организацию и чувствительность к пространственно-временным многообразиям.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Теория искусств. Категория времени в архитектуре и изобразительном искусстве. Минск: Издательство Белгосуниверситета, 2005. - 104 с. (6 п.л.)

2.Становление пространственно-временной концепции в искусстве и проектной культуре ХХ века. Минск: Издательство Белгосуниверситета, 2010. - 223 с. (12 п.л.)

3.Эль Лисицкий: геометрия времени. М.: Арт-родник, 2010. - 96 с. (6 п.л.)

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для обнародования результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

4.О программе и составе иконостасов XVII - XVIII веков // Советское славяноведение. 1988. - № 2. - С. 70 - 84. (0,8 п.л.)

5.Философия классического в искусстве и проектной культуре модернизма // Вопросы философии. - 2009. - N 6. - С. 47-59. (0,7 п.л.)

6.Искусство длительности: философия Анри Бергсона и художественный эксперимент // Логос. - 2009. - №3. - С. 185-203. (1 п.л.)

7. «Реконструкция времени» как философия классического формообразования // Философские науки. - 2009. - №12. - С. 76-92. (0,9 п.л.)

8.Кубизм и длительность // Искусствознание.- 2010. - № 1-2. - С. 455 – 472. (0,8 п.л.)

9.Меж-временье: критика искусства в становлении этической философии Эмманюэля Левинаса (1940-е гг.) // Историко-философский ежегодник´2009. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - С. 195-218. (1,2 п.л.)

10.Длительность и гипостазис: Бергсон, Левинас и художественное переживание времени // Вопросы философии. - 2010. - № 6. - С. 33 – 44. (0,7 п.л.)

11.Визуальная пангеометрия: Эль Лисицкий в становлении пространственно-временнóй концепции искусства авангарда // Искусствознание.- 2010.- № 3-4. С. 386 – 399. (0,7 п.л.)

12.Мерло-Понти и Сезанн: к становлению феноменологии видимого // Историко-философский ежегодник´2010. - М.: Центр гуманитарных инициатив. 2011. - С. 171 – 204. (1,5 п.л.)

13.«Держаться вплотную к видимому»: философия и искусство времени // Вопросы философии. - 2012. - № 6 (в печати). (0,9 п.л.)

14.Beyond the Holy City: Symbolic Intentions in the Avant - Garde Urban Utopia // The Real and Ideal Jerusalem in Jewish, Christian and Islamic Art / Ed. by B. Kuhnel. ─ Jerusalem: The Hebrew University of Jerusalem, 1998. ─ P. 565 - 575. (1,2 п.л.)

15.Dream and Experiment: Time and Style in 1920s Berlin Émigré Magazines: Zhar Ptitsa and Milgroym (with Susanna Marten-Finnis) // East European Jewish Affairs. - 2005 (December). - vol. 35. - No 2. - P. 225 – 245. (1,3 п.л.)

16.El Lissitzky – Jewish as Universal: From Jewish Style to Pangeometry // Ars Judaica: The Bar-Ilan Journal of Jewish Art. - 2007. - Vol. 3. - P. 53-72. (1.2 п.л.)

17.Transnationale Öffentlichkeit und Dialog im Russischen Berlin. Die Avantgarde-Zeitschrift Vešč – Gegenstand – Objet // Osteuropa. - Marz, 2008. - S. 37 – 49 (with Susanne Marten-Finnis) (0,8 п.л.)

Разделы в коллективных монографиях и статьи в других научных журналах

18.К “грамматике” предметного ансамбля // История культуры и поэтика: Сб. ст. / Академия наук СССР. Институт славяноведения и балканистики. Под ред. Л.А. Сафроновой. ─ М.: Академия наук СССР, 1989. - С. 27 - 29. (0,1 п.л.)

19.Категория изменчивости в интерпретации городской среды // Х Всесоюзная конференция по логике, методологии и философии науки. ─ Минск, 1990. ─ С. 170 - 172. (0,2 п.л.)

20.История и время градостроительного произведения // История и культура: Сб. ст. / Академия наук СССР. Институт славяноведения и балканистики. Под ред. Л.А. Сафроновой. ─ М.: Наука, 1991. ─ С. 82 - 84. (0,1 п.л.)

21.Произведение искусства в архитектурном пространстве барокко // Nou gotikos iki Romantismo: Сб. ст. / Red.: I. Vaisvilaite. ─ Vilnius: Academia, 1992. ─ P. 245 - 262. (0,8 п.л.)

22. Проблема времени в западноевропейском урбанизме второй половины XIX века // Диалог культур: Сб. ст. / Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Институт высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета; Под ред. И. Е. Даниловой. ─ М.: РГГУ и ГМИИ им. А.Пушкина, 1994. ─ С.117 - 131. (0,8 п.л.)

23.Современное искусство - история продолжается // Милле К. Современное искусство Франции. Под. ред. И.Н.Духан. Пер.с франц. Л.П. Морозова, А.М. Дудина, А. В. Жук, С.М. Артюшевская. ─ Минск: Пропилеи, 1995. ─ С. 6 - 13. (0,6 п.л.)

24.Культурная политика versus многообразия культурных миров // Диалог культур и культурная политика: Сб. ст. / Международный центр культуры, искусства и коммуникаций; Сост. И.Н.Духан.- Минск, 1998. - С. 14 - 38. (0,8 п.л.)

25.О художественном времени градостроительной композиции // Введение во храм: Сб. ст. в честь И. Е. Даниловой / Под. ред. Л.И. Акимовой. ─ М.: Языки русской культуры, 1998. ─ С. 428 - 441. (0,8 п.л.)

26.Становление утопического пространства в архитектуре ХХ века. // Россия -Германия. Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века / Под. ред. И.Е. Даниловой. - М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2000. - С. 295 - 323. (1,2 п.л.)

27.Тень бытия: искусство и Эмманюэль Левинас // Евреи в меняющемся мире. Сб. науч. ст. /Латвийский университет; Редкол.: Г. Брановер и др. - Рига, 2000. - С. 45-59. (0,6 п.л.)

28.Барнетт Ньюман, Onement I // Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной Конференции по иудаике / Институт славяноведения РАН, Центр «Сэвер». М.: Институт славяноведения; редколл.: В. В. Мочалова и др. – М.: Институт славяноведения РАН, 2001. - С. 264-276. (0,6 п.л.)

29.Италия в итальянском дизайне // PRO-дизайн. - 2001, № 3. - С. 24-26. (0,2 п.л.)

30.Архитектура как символическая форма // Архитектурное образование: глобальные тенденции и региональные традиции: Сб. науч. ст. /Редкол.: Г. Г. Баранец и др. - Минск: Белорусский национальный технический университет, 2002. - С. 20-24. (0,2 п.л.)

31.Эль Лисицкий и монтаж времени // PRO-дизайн. - 2002. - №4. - С. 33-37. (0,4 п.л.)

32.Эль Лисицкий, еврейский стиль, авангард // Материалы 11й Международной Междисциплинарной Конференции по Иудаике / Институт славяноведения РАН, Центр «Сэвер»; Институт славяноведения РАН; Редколл.: В. В. Мочалова и др. – М., 2004. - С. 313-341. (0,8 п.л.)

33.От varieta к утопии: образы пространства Минска XVI – XX веков // Научные труды Государственного института управления и социальных технологий БГУ /Редкол.: П. И. Бригадин и др. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2004. - С. 147 – 174. (1 п.л.)

34.Эммануэль Левинас и тотальность искусства // Вестник Еврейского университета (Иерусалим – Москва). - 2004, 9 (27). - С. 237 – 251. (0,8 п.л.)

35.Творчасць, тэхналогii, вiртуальнае (в соавторстве с Анатолием Гринбергом) // Мастацтва. - N 4. - 2006. - С. 2. (0,1 п.л.)

36.Эль Лисицкий и русско-еврейско-немецкий авангард // Русско-еврейская культура / Отв ред. О. В. Будницкий. - М.: Роспэн, 2006. - С. 453-472. (0,9 п.л.)

37.Проектирование образа времени // Научные труды Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета /Редкол.: П.И. Бригадин и др. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. - С. 460-481. (1 п.л.)

38.Искусство и философия: необходимость взаимодействия (в соавторстве с А. А. Легчилиным) // Искусство и философия. Материалы международной конференции, посвященной столетию со дня рождения Ж.-П. Сартра и Э. Левинаса / Белорусский государственный университет; Под. ред. И. Н. Духана и А. А. Легчилина. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. - С. 7-10. (0,2 п.л.)

39.Заметки на полях «Реальности и ее тени» // Искусство и философия. Материалы международной конференции, посвященной столетию со дня рождения Ж.-П. Сартра и Э. Левинаса / Белорусский государственный университет; под. ред. И. Н. Духана и А. А. Легчилина. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. С. 206-213. (0,3 п.л.)

40.Музэй у кантэксце сучаснай культуры // Мастацтва. - 2007. - №1. - С. 3-5. (0,2 п.л.)

41.Авангард и «авангарды» в искусстве и проектной культуре 20 века (введение) // АВАНГАРД И КУЛЬТУРЫ: ИСКУССТВО, ДИЗАЙН, СРЕДА. Сб. ст. / ЮНЕСКО, / Белорусский государственный университет; Под. ред. И. Н. Духана. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. - С. 12-20. (0,3 п.л.)

42.Утопическое в средообразовании авангарда // АВАНГАРД И КУЛЬТУРЫ: ИСКУССТВО, ДИЗАЙН, СРЕДА. Сб. ст. / ЮНЕСКО, Белорусский государственный университет; под. ред. И. Н. Духана. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. - С. 183-193. (0,4 п.л.)

43.Введение // Michelangelo Pistoletto / Gianna Nannini. Il Terzo Paradiso. Каталог выставки. - 2008. - С. 24-25. (0,2 п.л.)

44.Гульні розуму ці пошук універсалій. З рэдакцыйнага “Круглага стала” па пытаннях тэорыі мастацтва. Тэкст дыскусыі // Мастацтва. – 2008. № 2. - С.4-11. (0,3 п.л.)

45. Каллиграф, или актуальность классического // Павел Семченко. Мелодиография. Каталог выставки произведений. - Минск: Артия Групп,

2008. - С. 49. (0,1 п.л.)

46.Эммануэль Левинас и возможность искусства // Кафоликия / Сб. научн. трудов. Под ред. А. В. Данилова. - Минск, 2009. - С. 104-111. (0,5 п.л.)

47.Пространство, время, стиль в архитектуре и искусстве второй половины ХIХ века // Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Российская академия архитектуры и строительных наук; НИИ теории архитектуры и градостроительства; под ред. И. А. Азизян. – Санкт-Петербург: Коло, 2009. - С. 218-249. (1,2 п.л.)

48.Классические формы и порядок времени // Архитектура и строительство. - 2009. - № 3. - С. 68-74. (0,7 п.л.)

49.Чувственная геометрия: этюд к философии классической пропорциональности // Архитектура и строительные науки. - 2009. - C. 7 – 11. (0,2 п.л.)

50.Perspectiva artificialis, антиперспективизм и время // Культура, эпоха и стиль: клас. искусство Запада. Сб. ст. / Государственный институт искусствознания РАН. - М.: , 2010. - С. 368-400. (1,5 п.л.)

51.Minsk: Art-Time-Space. Prospect of the Architectural and Artistic Exposition at the Millennium Dome. - Minsk: Minsk City Executive Committee; London: Millennium Dome, 2000. - 24 p. (1,2 п.л.)

52.The Ethics of Representation and Modern Art // Ethics and Literature. /Ed. by D. Gelhard. - Cambridge (Mass.), 2001. - Р. 92-107 (0,8 п.л.)

53.Zwei Utopien - Kunst und Architektur in Belarus // Wostok Spezial (Belarus im Zentrum Europas). - Berlin, 2002. - S. 20-24. (0,2 п.л.)

54.Baroque City: the Conception of Time and History // Acta Academiae Artium Vilnensis. - 2001. - Vol. 21. - P. 263-277. (0,7 п.л.)

55.Constructivism, Russian-German Expressionism: Concept and Style of El Lissitzky´s Works in 1920s Berlin // Staatsbibliotek zu Berlin, Neuerwerbungen der Ostasienabteilung. - 2005 (Sonderheft 10). – S. 53-70. (0,8 п.л.)

56.El Lissitzky and the search for New Jewish Art // Jewish artists and Central-Eastern Europe / Ed. by J. Malinowski. – Warszawa: DiG, 2010. - S. 290 – 298. (0,4 п.л.)

57.Centre national d’art contemporain: avant-garde et imaginaire // Art press. – 2011. – N 385. - P. 61 – 68. (0,3 п.л.)

58.Lissitzky’s Path to Pressa: Space-Time Concept, Montage, Show // Die Pressa, Internationale Pressausstellung Köln 1928 /Hg. S. Marten-Finnis und M. Nagel. -Bremen: Edition lumière, 2012.- S. 161 – 217 (2,7 п.л.)