- В работе проанализировано героическое (аристократическое) европейское миросозерцание; установлено, что одним из его основных представлений является представление о выходе человека за пределы своей природы в сторону природы божественной; это представление свойственно исключительно миросозерцанию героическому, в противовес негероическому сознанию, целью которого является обретение полноценной человечности; герой же, изначально будучи полноценным человеком, стремится усилием своей воли достичь либо сущностного, либо функционального тождества с божеством, т.е. самообожения.
- Представление о самообожении было составной частью европейской языческой культуры; оно было тесно связано с представлением о героической судьбе как акте свободного выбора смерти и следующего за ней обожения; это представление наиболее четко зафиксировано в героическом германском язычестве; самообожение имело одновременно как узко индивидуальный (самообожение личности, достижение телоса героической личности), так и космический смысл, поскольку самообожившийся усилием собственной воли герой, принимая в конце времен вторую смерть, становится частью восстановления миропорядка и возрождения мира.
- В работе был выявлен возникший в Новое время конфликт между языческим представлением о самообожении как акте проявления свободной воли и христианским представлением о теозисе как слиянии воли человека с волей Бога в подчинении этой воле и приобщении к божественным энергиям; этот конфликт осознается в культуре раннего Нового времени в результате распада целостного средневекового мировоззрения и reductio ad absurdum ренессансного гуманизма, и стремление к языческому самообожению трактуется как гибельный путь европейского человека. Начиная с Нового времени, самообожение представляется не частью восстановления миропорядка, но частью разрушения христианского мироустройства.
- Применение концепта самообожения позволило выдвинуть новое прочтение философского конфликта трагедий Уильяма Шекспира, центром которого является поиск самообожения героями драматурга; в работе также показано, что именно у Шекспира заимствует языческое представление о самообожении Достоевский (ср. самоубийство Кириллова); одновременно Достоевский наиболее четко формулирует концепт самообожения и тем самым снова вводит его в контекст европейской культуры, предлагая для него традиционное христианское и гуманистическое разрешение в признании человеком своей человечности.
- В работе также показано, что традиционное решение проблемы, предложенное Достоевским, контрастирует с новым, аметафизическим и антитрансцендентным взглядом на преодоление человечности, постулированным, но детально не разработанным Ницше; в заключение рассмотрены иные возможности выхода за пределы человечности, частично постулированные еще в начале Нового времени в философской антропологии Шекспира, но актуализированные и расширенные в европейской культуре ХIХ-XXI вв. (анимализм, оборотничество, вампиризм).
1.Бузина Т.В. Воля в русском фольклоре: свобода и произвол // Вестник Тамбовского государственного университета, № 5 (61), 2008, сс. 200-207, 0,7 п.л.
2.Бузина Т.В. Философия самообожения и влияние романтизма в творчестве Ф.М. Достоевского (Иван Карамазов, Люцифер и Жан Сбогар) // Вестник Волгоградского государственного университета, 2 (8), 2008, сс. 73-76, 0,5 п.л.
3.Бузина Т.В. Божественные амбиции героев литературы. Шекспир, романтизм, модерн, постмодерн. // Космополис, осень 2008, № 3 (22), сс. 11-23, 1 п.л.
4.Бузина Т.В. Смена культурной парадигмы: смерть человека героического // Философия и культура, № 5 (17), 2009, сс. 9-15, 0,7 п.л.
5.Бузина Т.В. Обожение в философской и богословской традициях. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, № 12, 2009, сс. 168-183, 0,9 п.л.
6.Бузина Т.В. Свобода, судьба и самообожение в древнерусской литературе. // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 10, 2009, сс. 164-169, 0,7 п.л.
7.Бузина Т.В. Самообожение – сквозной сюжет Уильяма Шекспира // Вестник Тамбовского государственного университета, № 2 (92), 2010, сс. 167-172, 0,5 п.л.
8.Бузина Т.В. «Записки из Мертвого дома» - русский народ не-богоносец // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, № 10, 2010, сс. 134-143, 0,5 п.л.
9.Buzina T. Рецензия на монографию: Olga Meerson, Dostoevsky´s Taboos. – Slavic and East European Journal, 42, 1998, pp.756-757, 0,1 п.л.
10.Бузина Т.В. Самообожение мелкого беса в «Записках из подполья» Ф.М. Достоевского. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. № 1, том 1, 2011. СС. 22-30, 0,5 п.л.
11.Бузина Т.В. Самообожение в германском героическом эпосе. // Знание. Понимание. Умение. Вып. 2, 2011, СС. 174-179, 0,5 п.л.
12.Бузина Т.В. Вторая смерть – от самообожения к самоуничтожению. // Идеи и идеалы, 2011, №3 (9), т.1, сс. 88-100, 1 п.л.
13.Бузина Т.В. Философия свободы Шеллинга и ее влияние на Ф.М. Достоевского: жажда самообожения как источник зла в мире. // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 10. Улан-Удэ, 2011, сс.109-116, 0,5 п.л.
14.Бузина Т.В. Translation, translation environment and social order: Russian translations of Shakespeare. // Гуманитарные исследования, 2011, № 3 (39), сс. 207-213, 0,5 п.л.
15.Ковалевская Т.В. Место категории «самообожение» в истории европейской культуры. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Вып. 17, 2011, сс. 31-37, 0,5 п.л.
Монографии, учебные и учебно-методические пособия, разделы в коллективных монографиях:
16.Бузина Т.В. Самообожение в европейской культуре. СПб., 2011, 18,5 п.л.
17.Бузина Т.В. Достоевский. Динамика судьбы и свободы. М., 2011, 18 п.л.
18.Buzina T. Dostoevsky and Social and Metaphysical Freedom. The Edwin Mellen Press, 2003, 326 p., 16 п.л.
Иные публикации соискателя:
19.Бузина Т.В. Народная эсхатология в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” // Материалы межвузовской научной конференции, Новокузнецк, 1996, сс. 47-55, 0,5 п.л.
20.Бузина Т.В. Мотивы русских духовных стихов в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура, № 6, СПб., 1996, сс. 62-81, 1 п.л.
21.Бузина Т.В. Православие и проповедь истинной веры: монологи Шатова в «Бесах» // Достоевский и мировая культура, № 17, М., 2003, сс. 110-124, 1 п.л.
22.Бузина Т.В. Dostoevsky and Schelling’s Philosophy of Freedom // Достоевский и Германия. Международное значение творчества Достоевского. Материалы XI Симпозиума Международного общества Достоевского, Баден-Баден, 2001, pp.14-15, 0,1 п.л.
23.Buzina T. Two Fates: Zosima’s Bow and What Rakitin Said // A New Word on The Brothers Karamazov (Northwestern University Press: Evanston, Ill, 2004), pp. 68-73, 0,4 п.л.
24.Buzina T. “The Gambler”: the Journey from Destiny to Chance and the Deterioration of the Self // Тезисы XII Симпозиума Общества Достоевского, Женева, 2004, p. 109, 0,1 п.л.
25.Бузина Т.В. «Братья Карамазовы». Дополнения к комментарию. // Достоевский. Дополнения к комментарию. Под ред. Т.А.Касаткиной. Москва, Наука, 2005, сс.543-554, 0,7 п.л.
26.Бузина Т.В. Обычай поминовения за упокой при жизни, его трансформация и связь с покаянной дисциплиной. // Достоевский. Дополнения к комментарию. Под ред. Т.А.Касаткиной. Москва, Наука, 2005, сс.555-561, 0,5 п.л.
27.Бузина Т.В. Иван Карамазов и Жан Сбогар: романтизм в «Братьях Карамазовых» // Тезисы XIII Симпозиума Международного общества Достоевского, Будапешт, 2007, pp.60-61, 0,1 п.л.
28.Бузина Т.В. Достоевский в американской культуре и литературоведении. // Достоевский и ХХ век. В 2-х тт. М., Наука, 2007, т.2, сс. 317-335, 1 п.л.
29.Бузина Т.В. Романтизм в творчестве Ф.М. Достоевского. // F. M. Dostoevsky in the Context of Cultural Dialogues.Ф.М.Достоевский в контексте диалогического взаимодействия культур. A Collection of Articles Based on the Papers Presented at the 13th Symposium of the International Dostoevsky Society (Budapest, 2007). Edited by Katalin Kroó and Tünde Szabó. Budapest, 2009, pp. 64-74, 1 п.л.
30. Бузина Т.В. Клейкие листочки и оторванный листок: перевернутый романтический топос в «Братьях Карамазовых». // Слово, грамматика, речь. Вып. 11. М., Макс-пресс, 2009, сс. 121-129, 0,5 п.л.
31.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Европейский средневековый героический эпос» (1,4 п.л.) -http://www.internet-school.ru/school/Lesson/678050
32.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Творчество В. Шекспира» (3,32 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/687790
33.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Роман Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и натуральная школа» (2,8 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/715661
34.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание": философский роман в детективной форме» (2,1 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/520050
35.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Преступление Раскольникова и теория Раскольникова» (2,1 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/711884
36.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова» (2,1 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/717076
37.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Евангельские мотивы в романе "Преступление и наказание"» (2,1 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/718306
38.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Преступление и наказание в романе Достоевского» (2,2 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/729114
39.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Идиот"» (1,75 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/194485
40.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Роман "Идиот" и этика Ф.М. Достоевского» (1,75 п.л.) -http://www.internet-school.ru/school/Lesson/194671
41.Бузина Т.В. От скрытой непредвзятости к попытке открытой всеохватности: американская литература на страницах советских и российских учебников. // Россия и США на страницах учебников: опыт взаимных репрезентаций. Журавлева В.И., Курилла И.И., ред. Издательство ВолГУ, 2009, сс. 83-105. (рецензия Марка Х. Титера в газете “The Moscow News” от 21 июня 2010 г.: http://themoscownews.com/critic/20100621/187886096.html?referfrommn)
42.Buzina T. Saying Prayers for the Dead over the Living: Ancient Custom, Its Transformation and Significance of The Brothers Karamazov. // New Russian Dostoevsky: Reading for the Twenty-First Century. Carol Apollonio, ed. Bloomington, Indiana: Slavica Publishers, 2010, pp. 249-256, 0,5 п.л.
43.Бузина Т.В., Вагизова Ф.А., Семенюк Е.В. «История, литература и культура Великобритании»: опыт создания междисциплинарного электронного ресурса. // Слово. Грамматика. Речь. Вып. 12. М., 2010, сс. 270-280, 0,3 п.л. с. илл.
44.Бузина Т.В. Перевод в контексте пересечения культур. // Иностранный язык как гуманитарная дисциплина. Материалы международной научно-практической конференции. 24 февраля 2011 г. М., 2011. СС. 61-62, 0,1 п.л.
45.Бузина Т.В. На путях самообожения у Достоевского и Шекспира. Ставрогин, Гамлет, принц Гарри // Достоевский и мировая культура, № 27, СПб.: Серебряный век, 2010, cc. 142-154, 0,5 п.л.
46. Ковалевская Т.В. (Бузина). Человекобожие у Достоевского и проблематика самообожения в европейской культуре. // Достоевский и мировая культура, №28, М.: Издатель Ст. Корнеев, 2012, стр.74 - 86, 0,5 п.л.