Научная тема: «ПРОБЛЕМА САМООБОЖЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
Специальность: 09.00.13
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В работе проанализировано героическое (аристократическое) европейское миросозерцание; установлено, что одним из его основных представлений является представление о выходе человека за пределы своей природы в сторону природы божественной; это представление свойственно исключительно миросозерцанию героическому, в противовес негероическому сознанию, целью которого является обретение полноценной человечности; герой же, изначально будучи полноценным человеком, стремится усилием своей воли достичь либо сущностного, либо функционального тождества с божеством, т.е. самообожения.
  2. Представление о самообожении было составной частью европейской языческой культуры; оно было тесно связано с представлением о героической судьбе как акте свободного выбора смерти и следующего за ней обожения; это представление наиболее четко зафиксировано в героическом германском язычестве; самообожение имело одновременно как узко индивидуальный (самообожение личности, достижение телоса героической личности), так и космический смысл, поскольку самообожившийся усилием собственной воли герой, принимая в конце времен вторую смерть, становится частью восстановления миропорядка и возрождения мира.
  3. В работе был выявлен возникший в Новое время конфликт между языческим представлением о самообожении как акте проявления свободной воли и христианским представлением о теозисе как слиянии воли человека с волей Бога в подчинении этой воле и приобщении к божественным энергиям; этот конфликт осознается в культуре раннего Нового времени в результате распада целостного средневекового мировоззрения и reductio ad absurdum ренессансного гуманизма, и стремление к языческому самообожению трактуется как гибельный путь европейского человека. Начиная с Нового времени, самообожение представляется не частью восстановления миропорядка, но частью разрушения христианского мироустройства.
  4. Применение концепта самообожения позволило выдвинуть новое прочтение философского конфликта трагедий Уильяма Шекспира, центром которого является поиск самообожения героями драматурга; в работе также показано, что именно у Шекспира заимствует языческое представление о самообожении Достоевский (ср. самоубийство Кириллова); одновременно Достоевский наиболее четко формулирует концепт самообожения и тем самым снова вводит его в контекст европейской культуры, предлагая для него традиционное христианское и гуманистическое разрешение в признании человеком своей человечности.
  5. В работе также показано, что традиционное решение проблемы, предложенное Достоевским, контрастирует с новым, аметафизическим и антитрансцендентным взглядом на преодоление человечности, постулированным, но детально не разработанным Ницше; в заключение рассмотрены иные возможности выхода за пределы человечности, частично постулированные еще в начале Нового времени в философской антропологии Шекспира, но актуализированные и расширенные в европейской культуре ХIХ-XXI вв. (анимализм, оборотничество, вампиризм).
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в периодических изданиях, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук:

1.Бузина Т.В. Воля в русском фольклоре: свобода и произвол // Вестник Тамбовского государственного университета, № 5 (61), 2008, сс. 200-207, 0,7 п.л.

2.Бузина Т.В. Философия самообожения и влияние романтизма в творчестве Ф.М. Достоевского (Иван Карамазов, Люцифер и Жан Сбогар) // Вестник Волгоградского государственного университета, 2 (8), 2008, сс. 73-76, 0,5 п.л.

3.Бузина Т.В. Божественные амбиции героев литературы. Шекспир, романтизм, модерн, постмодерн. // Космополис, осень 2008, № 3 (22), сс. 11-23, 1 п.л.

4.Бузина Т.В. Смена культурной парадигмы: смерть человека героического // Философия и культура, № 5 (17), 2009, сс. 9-15, 0,7 п.л.

5.Бузина Т.В. Обожение в философской и богословской традициях. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, № 12, 2009, сс. 168-183, 0,9 п.л.

6.Бузина Т.В. Свобода, судьба и самообожение в древнерусской литературе. // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 10, 2009, сс. 164-169, 0,7 п.л.

7.Бузина Т.В. Самообожение – сквозной сюжет Уильяма Шекспира // Вестник Тамбовского государственного университета, № 2 (92), 2010, сс. 167-172, 0,5 п.л.

8.Бузина Т.В. «Записки из Мертвого дома» - русский народ не-богоносец // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, № 10, 2010, сс. 134-143, 0,5 п.л.

9.Buzina T. Рецензия на монографию: Olga Meerson, Dostoevsky´s Taboos. – Slavic and East European Journal, 42, 1998, pp.756-757, 0,1 п.л.

10.Бузина Т.В. Самообожение мелкого беса в «Записках из подполья» Ф.М. Достоевского. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. № 1, том 1, 2011. СС. 22-30, 0,5 п.л.

11.Бузина Т.В. Самообожение в германском героическом эпосе. // Знание. Понимание. Умение. Вып. 2, 2011, СС. 174-179, 0,5 п.л.

12.Бузина Т.В. Вторая смерть – от самообожения к самоуничтожению. // Идеи и идеалы, 2011, №3 (9), т.1, сс. 88-100, 1 п.л.

13.Бузина Т.В. Философия свободы Шеллинга и ее влияние на Ф.М. Достоевского: жажда самообожения как источник зла в мире. // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 10. Улан-Удэ, 2011, сс.109-116, 0,5 п.л.

14.Бузина Т.В. Translation, translation environment and social order: Russian translations of Shakespeare. // Гуманитарные исследования, 2011, № 3 (39), сс. 207-213, 0,5 п.л.

15.Ковалевская Т.В. Место категории «самообожение» в истории европейской культуры. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Вып. 17, 2011, сс. 31-37, 0,5 п.л.

Монографии, учебные и учебно-методические пособия, разделы в коллективных монографиях:

16.Бузина Т.В. Самообожение в европейской культуре. СПб., 2011, 18,5 п.л.

17.Бузина Т.В. Достоевский. Динамика судьбы и свободы. М., 2011, 18 п.л.

18.Buzina T. Dostoevsky and Social and Metaphysical Freedom. The Edwin Mellen Press, 2003, 326 p., 16 п.л.

Иные публикации соискателя:

19.Бузина Т.В. Народная эсхатология в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” // Материалы межвузовской научной конференции, Новокузнецк, 1996, сс. 47-55, 0,5 п.л.

20.Бузина Т.В. Мотивы русских духовных стихов в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура, № 6, СПб., 1996, сс. 62-81, 1 п.л.

21.Бузина Т.В. Православие и проповедь истинной веры: монологи Шатова в «Бесах» // Достоевский и мировая культура, № 17, М., 2003, сс. 110-124, 1 п.л.

22.Бузина Т.В. Dostoevsky and Schelling’s Philosophy of Freedom // Достоевский и Германия. Международное значение творчества Достоевского. Материалы XI Симпозиума Международного общества Достоевского, Баден-Баден, 2001, pp.14-15, 0,1 п.л.

23.Buzina T. Two Fates: Zosima’s Bow and What Rakitin Said // A New Word on The Brothers Karamazov (Northwestern University Press: Evanston, Ill, 2004), pp. 68-73, 0,4 п.л.

24.Buzina T. “The Gambler”: the Journey from Destiny to Chance and the Deterioration of the Self // Тезисы XII Симпозиума Общества Достоевского, Женева, 2004, p. 109, 0,1 п.л.

25.Бузина Т.В. «Братья Карамазовы». Дополнения к комментарию. // Достоевский. Дополнения к комментарию. Под ред. Т.А.Касаткиной. Москва, Наука, 2005, сс.543-554, 0,7 п.л.

26.Бузина Т.В. Обычай поминовения за упокой при жизни, его трансформация и связь с покаянной дисциплиной. // Достоевский. Дополнения к комментарию. Под ред. Т.А.Касаткиной. Москва, Наука, 2005, сс.555-561, 0,5 п.л.

27.Бузина Т.В. Иван Карамазов и Жан Сбогар: романтизм в «Братьях Карамазовых» // Тезисы XIII Симпозиума Международного общества Достоевского, Будапешт, 2007, pp.60-61, 0,1 п.л.

28.Бузина Т.В. Достоевский в американской культуре и литературоведении. // Достоевский и ХХ век. В 2-х тт. М., Наука, 2007, т.2, сс. 317-335, 1 п.л.

29.Бузина Т.В. Романтизм в творчестве Ф.М. Достоевского. // F. M. Dostoevsky in the Context of Cultural Dialogues.Ф.М.Достоевский в контексте диалогического взаимодействия культур. A Collection of Articles Based on the Papers Presented at the 13th Symposium of the International Dostoevsky Society (Budapest, 2007). Edited by Katalin Kroó and Tünde Szabó. Budapest, 2009, pp. 64-74, 1 п.л.

30. Бузина Т.В. Клейкие листочки и оторванный листок: перевернутый романтический топос в «Братьях Карамазовых». // Слово, грамматика, речь. Вып. 11. М., Макс-пресс, 2009, сс. 121-129, 0,5 п.л.

31.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Европейский средневековый героический эпос» (1,4 п.л.) -http://www.internet-school.ru/school/Lesson/678050

32.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Творчество В. Шекспира» (3,32 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/687790

33.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Роман Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и натуральная школа» (2,8 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/715661

34.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание": философский роман в детективной форме» (2,1 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/520050

35.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Преступление Раскольникова и теория Раскольникова» (2,1 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/711884

36.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова» (2,1 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/717076

37.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Евангельские мотивы в романе "Преступление и наказание"» (2,1 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/718306

38.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Преступление и наказание в романе Достоевского» (2,2 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/729114

39.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Идиот"» (1,75 п.л.) - http://www.internet-school.ru/school/Lesson/194485

40.Бузина Т.В., Абелюк Е.С. (методическое обеспечение). Интерактивный Интернет-урок «Роман "Идиот" и этика Ф.М. Достоевского» (1,75 п.л.) -http://www.internet-school.ru/school/Lesson/194671

41.Бузина Т.В. От скрытой непредвзятости к попытке открытой всеохватности: американская литература на страницах советских и российских учебников. // Россия и США на страницах учебников: опыт взаимных репрезентаций. Журавлева В.И., Курилла И.И., ред. Издательство ВолГУ, 2009, сс. 83-105. (рецензия Марка Х. Титера в газете “The Moscow News” от 21 июня 2010 г.: http://themoscownews.com/critic/20100621/187886096.html?referfrommn)

42.Buzina T. Saying Prayers for the Dead over the Living: Ancient Custom, Its Transformation and Significance of The Brothers Karamazov. // New Russian Dostoevsky: Reading for the Twenty-First Century. Carol Apollonio, ed. Bloomington, Indiana: Slavica Publishers, 2010, pp. 249-256, 0,5 п.л.

43.Бузина Т.В., Вагизова Ф.А., Семенюк Е.В. «История, литература и культура Великобритании»: опыт создания междисциплинарного электронного ресурса. // Слово. Грамматика. Речь. Вып. 12. М., 2010, сс. 270-280, 0,3 п.л. с. илл.

44.Бузина Т.В. Перевод в контексте пересечения культур. // Иностранный язык как гуманитарная дисциплина. Материалы международной научно-практической конференции. 24 февраля 2011 г. М., 2011. СС. 61-62, 0,1 п.л.

45.Бузина Т.В. На путях самообожения у Достоевского и Шекспира. Ставрогин, Гамлет, принц Гарри // Достоевский и мировая культура, № 27, СПб.: Серебряный век, 2010, cc. 142-154, 0,5 п.л.

46. Ковалевская Т.В. (Бузина). Человекобожие у Достоевского и проблематика самообожения в европейской культуре. // Достоевский и мировая культура, №28, М.: Издатель Ст. Корнеев, 2012, стр.74 - 86, 0,5 п.л.