- Предложен подход к анализу систем экологического регулирования антропогенной деятельности, вовлекающей в оборот общественные блага, основанный на оценке полноты интернализации внешних эффектов. Такой подход позволяет включить внешние издержки в оценку конечного результата рассматриваемой деятельности. Данный поход применен в работе к исследованию систем экологического регулирования производственной деятельности и автомобильного транспорта.
- На основании исследования свойств основных инструментов интернализации внешних эффектов от загрязнения, показан их высокий потенциал применения в РФ. Выявлен и обобщен набор инструментов интернализации внешних эффектов передвижных источников, включающий установление стандартов на выбросы передвижных источников и систему транспортных налогов (налогов на автотранспортные средства, платежей за пользование дорожной инфраструктурой, платежей за парковку и налогов на моторные топлива) для управления спросом на передвижение.
- По результатам анализа нормативно-правовой и методической базы российской системы экологического регулирования показана возможность оценки системы экологического регулирования на основе полноты интернализации экономического ущерба от загрязнения, поскольку методические подходы к количественной оценке ущерба от загрязнения во многих российских нормативно-правовых и нормативно-методических документах близки (а в некоторых документах тождественны) западной трактовке внешних эффектов от загрязнения. Для анализа эффективности систем экологического регулирования правомерно оценивать полноту интернализации экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.
- Показана эффективность применения институционального подхода к исследованию системы экологического регулирования производственной деятельности в РФ. Данный подход позволил определить возможности и границы модернизации системы регулирования. Установлено, что сложившийся механизм платы за загрязнение (с низкими ставками, основанный на производственно- хозяйственном нормировании с временными лимитами) превратился в институциональную ловушку, неэффективную устойчивую норму, имеющую самоподдерживающий характер. Выявлены общественные группы, заинтересованные в сохранении существующей системы регулирования, для которых переход к другим системам экологического регулирования связан с утратой части выгод/дополнительными издержками. Показано, что подходы к реформированию механизма платежей надо искать как выход из институциональной ловушки.
- Впервые в отечественной литературе теория внешних эффектов применена к анализу системы экологического регулирования автомобильного транспорта. На основании сопоставления результатов исследований зарубежных ученых и российских оценок ущерба от автомобильного транспорта получены количественные оценки внешних эффектов автотранспорта в крупных городах (в частности, в Москве). Показан низкий уровень интернализации внешних эффектов автотранспорта в крупных российских городах и сформулированы основные направления совершенствования системы экологического регулирования автотранспорта в РФ, включающие меры по сокращению природоемкости отдельных автотранспортных средств и меры по управлению спросом на передвижение на личном автотранспорте путем развития системы транспортных налогов, позволяющих более полно интернализировать внешние эффекты.
- Предложен подход к согласованию интересов в процессе интернализации внешних эффектов автотранспорта на прединвестиционной стадии, основанный на оценке связи между мнениями групп экспертов с помощью метода ранговой корреляции. В результате анализа субъективных мнений экспертов относительно понимания способов разрешения транспортных и экологических проблем Москвы получена упорядоченная оценка вариантов транспортной политики, отражающая общественные предпочтения.
1.Ховавко И.Ю. Ездить нельзя платить (К вопросу об интернализации автотранспортных внешних эффектов) // Экономическая наука современной России.- 2011.- № 4; 0,5 п.л.
2.Ховавко И.Ю. Плата за загрязнение окружающей среды в РФ как институциональная ловушка // Экономические науки.- 2011.- № 6; -0,65 п.л.
3.Ховавко И.Ю. Инструменты интернализации внешних экологических эффектов // Вестник Марийского государственного технического университета, сер. «Экономика и управление». - 2011. № 3 (13), 0,8 п.л.
4.Ховавко И.Ю. Оценка экологических и социальных рисков при кредитовании: опыт международных финансовых институтов // Экономика природопользования. - 20П.-№ 5, 0,9 п.л.
5.Ховавко И.Ю. Экономический ущерб от загрязнения как форма оценки внешних эффектов // Вестник Ставропольского университета. - 2011.-выпуск 75, 0,5 п.л.
6.Ховавко И.Ю. Автомобилизация, сколько будем платить? // ГУУ. Вестник университета. - 2011.- № 5, 0,3 п.л.
7.Ховавко И.Ю. Интернализация внешних экологических эффектов: вопросы теории и практики // Экономика природопользования. - 2011.-№ 3; 0,8 п.л.
8.Ховавко И.Ю. Экологическое регулирование автотранспорта: мировой опыт // ГУУ. Вестник университета. - 2011.- № 1, 0,3 п.л.
9.Ховавко И.Ю. Система экологического регулирования хозяйственной деятельности в РФ: между «плохо» и «очень плохо» // Экономика природопользования. - 2011.- № 1; 0,8 п.л.
10.Ховавко И.Ю. Экологическое регулирование автотранспорта: экономическая теория и практика // Вестник Чувашского Университета, сер. гуманитарные науки. - 2011.- № 1, 0,9 п.л.
11.Ховавко И.Ю. Оценка воздействия на окружающую среду: российский и зарубежный опыт // Вестник Московского Университета, сер. Экономика. - 2010.- № 4, 1 п.л.
12.Ховавко И.Ю., Маликова О.И. Государственное регулирование загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом: российский и зарубежный опыт// Государственная служба. - 2007.- № 3 (47), 1 п.л. (автора 0,9 п.л.);
13.Ховавко И.Ю. Экологическое регулирование рынков моторных топлив.// Вестник Московского Университета, сер. Экономика. -2006.-№ 6, 1.п.л.
14.Ховавко И.Ю. Экологические факторы формирования бензинового рынка России // Вестник Московского Университета, сер. Экономика. -2004.- № 5, 1 п.л.
15.Ховавко И.Ю. Повышение эффективности использования очистных сооружений // Вопросы экономики. - 1985.- № 3, 0,5 п.л.
Монографии, учебные пособия, брошюры, справочные издания:
1.Ховавко И.Ю. Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды в РФ: вопросы теории и практики. - М.: Теис, 2012, 14 п.л.
2.Ховавко И.Ю. Административно-правовые и экономические методы регулирования воздействия на окружающую среду. – М.: Теис, 2009, 12,5 п.л.
3.Социально-экономический потенциал устойчивого развития //под научной редакцией Л.Г. Мельника (Украина) и проф. Л. Хенса (Бельгия) (Международный учебник. Рекомендован Министерством образования и науки Украины). - Сумы: Университетская книга, 2007 70 п.л. (автора 0,6 п.л.)
4.Экономика природопользования // под ред. Папенова К.В. (рекомендован учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям). - М.: МГУ, 2006. - 58 п.л. (автора 0,5 п.л.)
5.Ховавко И.Ю. Экстернальные издержки автотранспорта и опыт их интернализации. - М.: МГУ, 2006, 5,75 п.л.
6.Экономика природопользования // под ред. акад. Хачатурова Т.С. (допущен Госкомитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для студентов экономических специальностей университетов). – М.: МГУ, 1991, (автора 2 п.л.)
7.Жукова И.Ю., Козельцев М.Л., Ходорковская С.В Экономические проблемы охраны окружающей среды. - М.: Знание, 1981, 3,5 п.л. (автора 1,5 п.л.)
Научные статьи и главы в коллективных монографиях:
1. Ховавко И.Ю. Экстернальные эффекты автотранспорта и способы их интернализации //Международный научный журнал «Механизм регулирования экономики». - 2011, № 3, т.2, с.59-63, 0,5 п.л. (журнал ВАК Украины), 0,5 п.л.
2. Ховавко И.Ю. Автомобиль в городе глазами экономиста.// Экономика мегаполисов и регионов. - 2011 № 6 (42), 0,5 п.л.
3. Ховавко И.Ю. Оценка воздействия на окружающую среду в системе экологического регулирования хозяйственной деятельности: сравнительный анализ российского и международного опыта// в монографии «Методы решения экологических проблем». – Сумы: СумГУ, 2010 (автора 0,8 п.л.)
4.Ховавко И.Ю. Экологическое регулирование автотранспорта// в сб. «Экономическая эффективность развития России» под ред. Папенова К.В., М.: МГУ, Теис, 2007, 1 п.л.
5.Ховавко И.Ю. Экономическая теория об экологическом регулировании автотранспорта// Альманах политической экономии. - 2007.- № 1, Государственный университет управления, 0,8 п.л.
6.Ховавко И.Ю. Автомобилизация: кто заплатит по счетам// Бюллетень «Экология и экономика» Центра экологической политики России «На пути к устойчивому развитию России» (выпуск подготовлен совместно с Комиссией по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты РФ).-2007.- № 36, 0,3 п.л.
7.Ховавко И.Ю. Оценка экологического ущерба //в сб. «Экономические проблемы природопользования на рубеже 21 века», М., Теис, 2003, 0,75 п.л.
8.Ховавко И.Ю. Реструктуризация угольной отрасли и метод автоматической классификации//в сб. «Экономические проблемы природопользования на рубеже 21 века», М., Теис, 2003, 1 п.л.
9.Ховавко И.Ю., Маликова О.И. Оценка воздействия системы контроля за загрязнением окружающей среды на величину регионального экологического фонда (на примере г. Подольск Московской области) // в сб. «Экономические проблемы природопользования на рубеже 21 века», М., Теис, 2003, 1п.л. (автора 0,5 п.л.)
10.Ховавко И.Ю., Соловьева С.В. Организация контроля за загрязнением и ее влияние на эффективность механизма платежей (нормирование качества природной среды и система экологического контроля в России)// в сб. «Экономические проблемы природопользования на рубеже 21 века», М., Теис, 2003, 0,5 п.л. (автора 0,25 п.л.)
11.Ховавко И.Ю. Экономическая эффективность использования водных ресурсов в СССР (на польском языке)// Problemy prawno-economiczne, Bielystok, 1992, 0,5 п.л. 12. «Oеkologisch-oеkonomische Bewertung von Projekten» (на немецком языке)// Wissenschaftliche Zeitschrift der Humbolt-Universitaеt Zu Berlin, 1988, № 1, 0.8 п.л.
Статьи в сборниках конференций:
1.Ховавко И.Ю. Проблемы городского транспорта и возможные пути решения. «Круглый стол» журнала «Экономика мегаполисов и регионов». - 2011, № 6 (42), 0,2 п.л.
2.Ховавко И.Ю. Реформирование института платежей за загрязнение – важное направление модернизации российской экономики. Материалы 19 Кондратьевских чтений «Модернизация российской экономики: уроки прошлого, шансы и риски». - М.: Институт экономики РАН, МФК, 2011, 0,1 п.л.
3.Ховавко И.Ю. Внешние экологические эффекты автотранспорта и способы их интернализации в мегаполисе. «Есономiка та менеджмент: перспективи развитку» - Сумы: СумГУ, 2011; 0,1 п.л.
4.Ховавко И.Ю. Что такое экологически и социально ответственный бизнес. 12 Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий, секция 1. - М., ЦЭМИ, 2011. 0,1 п.л.
5.Ховавко И.Ю. Оценка эффективности регулирования воздействия на окружающую среду производственной деятельности в РФ. Материалы международной научно-практической конференции «Национальная экономика России в современных условиях: особенности развития в посткризисный период». – Чебоксары: 2010, 0,5 п.л.
6.Ховавко И.Ю. Оценка экологических и социальных рисков при кредитовании: опыт международных финансовых организаций // в сб. «Инновационные механизмы в экономике природопользования». Материалы третьей Международной конференции «Инновационное развитие экономики России: роль университетов». – М.: 2010, 0,1 п.л.
7.Ховавко И.Ю. Экологические аспекты проектного финансирования. Материалы Ломоносовских чтений 2008 г. «Экономические проблемы природопользования». - М., Теис, 2009, 0,9 п.л.
8.Ховавко И.Ю. Оценка воздействия на окружающую среду в системе экологического регулирования хозяйственной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта. Материалы 10 Международной конференции Российского общества экологической экономики «Экономическая эффективность природоохранной деятельности: Теория и практика». - Москва – Калининград: 2009, 0,15 п.л.
9.Ховавко И.Ю. Российский рынок моторных топлив сегодня и завтра// Материалы 15 Кондратьевских чтений «Есть ли у России несырьевое будущее». - М.: 2008, 0,15 п.л.
10.Ховавко И.Ю. Экологическое регулирование автомобильного транспорта: мировой опыт и российские реалии. Материалы Ломоносовских чтений 2004-2006гг. «Экономические проблемы природопользования». М.: Теис, 2008, 2 п.л.
11.Ховавко И.Ю. Экологическое устойчивое развитие России // К пленарному заседанию Общественной палаты РФ 9 февраля 2007 года. – М.: ОП РФ, 2007, 0,25 п.л.
12.Ховавко И.Ю. Экономическая теория об экологическом регулировании автотранспорта. Материалы конференции «Экономическая эффективность развития России», М., МГУ, 2007, 1 п.л.
13.Ховавко И.Ю. Государственное регулирование рынков моторных топлив (экологический аспект) в сб. международной конференции «Экономика природопользования для устойчивого развития». Минск: 2006 года, 0,2 п.л.
14.Ховавко И.Ю. Социальные и экологические издержки автомобилизации и способы их интернализации. Материалы 14 Кондратьевских чтений «Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия». – М.: 2006, 0,25 п.л.
15.Ховавко И.Ю. Стимулирование повышения эффективности затрат на охрану окружающей среды от загрязнения «Проблемы комплексного совершенствования управления, планирования, финансирования и экономического стимулирования в отраслях промышленности»// М.: МГУ, 1982, 0,2 п.л.