Научная тема: «ЛИТЕРАТУРНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПАТРИАРХА НИКОНА: ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ АВТОРА СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Литературно-публицистическая деятельность патриарха Никона во многом определялась жизненными обстоятельствами его биографии. Общение с современниками через запечатленное на бумаге слово было для патриарха необходимостью и ремеслом. Послания патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу находятся на разных ступенях перехода от официальных документов, деловой прозы к публицистическим посланиям; Никон использует такие виды эпистолярного жанра, которые, с одной стороны, тесно связаны с приказным делопроизводством, с другой, порывают со строгими требованиями делового письма и свободно взаимодействуют с традиционной книжной культурой. Письма Никона царю свидетельствуют о совершенном владении автором приемами, законами и нормами русско-византийской эпистолярной техники.
  2. Письма сочувствовавших Никону греков к нему «спровоцировали» московского владыку уподобить его ответные послания греческим образцам и применить в них хорошо знакомые московскому патриарху стилистические средства и широкие возможности поздневизантийской эпистолярной схемы. Составленные в традициях официальных грамот к высокопоставленным духовным лицам послания Никона к представителям греческой Церкви - газскому митрополиту Паисию Лигариду и восточным патриархам превратились в публицистические послания, в которых владыка изложил своих взгляды на актуальную проблему современности о разделении церковной и светской властей. Послания патриарха Никона к грекам отразили характерные для второй половины XVII века процессы активного взаимодействия жанров деловой письменности между собой.
  3. Рукописная история посланий патриарха Никона восточным святителям показывает бытование на русской почве списков как протографа авторского текста посланий, так и протографа переводов посланий Никона грекам с греческого языка на русский. Но на русском (до и после перевода) и греческом (1 список) языках сохранилась только грамота Никона патриарху Константинопольскому Дионисию (более 20 списков XVII-XIX веков). Рукописная история послания патриарха Никона газскому митрополиту Паисию Лигариду представлена «жизнью» протографа перевода послания Никона греку с иностранного (латинского или греческого) языка (13 списков XVII-XIX веков), а не списка с автографом патриарха Никона (РГАДА ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 3, л. 144-152). Переписка Никона с греками отражает процесс бытования на русской почве в XVIII-XIX веках посланий как единого комплекса эпистолярных текстов, объединенных тематически и адресатами.
  4. Анализ содержания и стилистических особенностей посланий патриарха Никона к царю позволил описать способы авторского самовыражения и поведения автора. Так называемые «образы» Никона, органично связанные с характерным для литературы XVII века возрастанием личностного начала, усилением роли автора, позволяют ему в конкретных ситуациях «перевоплощаться» на письме, для достижения конкретных целей и эмоционально-дидактического воздействия на адресата «исполнять» определенную роль, используя для этих целей традиционный «набор» словесно-художественных средств и литературных приемов. Так, «образы» домостроителя и просителя о царской милости связаны с жанрами чисто деловой переписки; собственно литературная традиция определила особенности «образа» страстотерпца; смешение делового письма и литературной традиции произошло при реализации «образов» защитника царской чести и молитвенника о государевой душе. Документы «дела» патриарха Никона показывают, что не только авторское, но и внешнее поведение Никона было организовано в соответствии с его «образами».
  5. Принципы работы патриарха Никона с разными типами источников не выходят за рамки средневековой письменной традиции. Священный текст и библейская топика присутствует в эпистолярных сочинениях патриарха Никона на разных уровнях; автор ведет себя как типичный книжник, продолжая многовековую традицию древнерусской книжности обращения к авторитетным текстам-образцам для адекватного понимания создаваемого сочинения. В работе с законодательным источником Никон предпочитает делать цитаты-выписки и точно его обозначать. В то же время, используя способы работы с источниками, характеризующие новую культурную модель и ярко проявившиеся в работе справщиков Печатного двора (изменение структуры текста в сторону ее увеличения и расширения смыслов; критическое отношение к авторитетному тексту, выражавшееся в грамматической и лексической его правке; компиляция заимствований из разных типов источников; выбор источника цитирования путем сравнения нескольких из них), Никон встраивал древнейшие методы и приемы работы средневековых авторов в русло современной ему культурной традиции.
  6. Видения патриарха Никона в структуре его эпистолярных сочинений продолжают традицию русской публицистики XVII века и помогают автору выразить свое отношение к одному из важнейших вопросов современности - о качествах светского правителя и православного пастыря; острой публицистической направленностью видения Никона напоминают видения его современников - старообрядческих авторов. Публицистическая и полемическая направленность видений патриарха Никона обусловила и разные способы включения автобиографических рассказов об откровениях свыше в ткань собственного повествования.
  7. Анализ келейных библиотек патриарха Никона, состав которых реконструируется по документам «дела» Никона, путей формирования личных книжных собраний Никона в Воскресенском и Ферапонтовом монастырях показывает, что содержание библиотек патриарха не только отражает уровень его образованности и начитанности, но и позволяет установить конкретные источники его сочинений и духовные основания культурно-реформаторской деятельности.
  8. В основу создания духовно-назидательных сочинений патриарх Никон положил традиционный для средневековой культуры составительский принцип, который в каждом конкретном случае способствовал реализации важной для средневековой книжной культуры тенденции возрождения «памяти слова» и «памяти текста». Завещание-устав патриарха Никона для братии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря сохранилось в одном списке конца XVII века (РГБ, Музейное собр. № 9427, л. 485 об.-493 об.). Сочинение компилятивное и состоит из четырех частей, каждая из которых до включения в состав завещания представляла собой самостоятельное произведение со своей рукописной традицией. Никон создал композиционно завершенное произведение завещательно-уставного характера, ориентируясь на игуменские уставы-завещания византийской литературной традиции.
  9.  «Наставление царю» сохранилось в единственном списке с автографом патриарха Никона: его рукой сделаны вставки из книг Священного Писания и печатной Кормчей (РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 298а-393 об.). Обнаружение мной главного источника «Наставления» «Нравственных правил» Василия Великого - позволило охарактеризовать методы работы патриарха с сочинением каппадокийского святителя и увидеть намеренную ориентацию автором своего произведения на широко распространенную форму средневековой культуры - сборник. Сборник патриарха Никона по форме и структуре в определенной мере соответствовал традиции печатных книг богословского и полемического характера, выходивших в середине XVII века на Московском печатном дворе и продолжал традицию популярных в Древней Руси памятников византийской политической мысли, излагавших средневековые общественно-политические концепции и представления о государственной и церковной власти, которые были адресованы светскому правителю.
  10. Окружные послания патриарха Никона, изданные на Московском печатном дворе в 1656 году, несмотря на разное содержание, имеют сходство в построении (разделены на две самостоятельные части), в составительском принципе организации материала и в подборе хорошо известных современникам Никона источников для понимания и усвоения широкой аудиторией излагаемых автором религиозно-обрядовых и нравственных идей. Изложение о троеперстии в окружном послании Никона о Крестном монастыре базировалось на текстах о кресте, читаемых на литургии. Темы греха и покаяния в окружном послании о моровой язве патриарх Никон раскрыл в традиции библейского и святоотеческих учений о наказании свыше грешников мором и стихийными бедствиями. В условиях активного влияния на русский быт и мировоззрение современников Никона западной религиозной культуры проблемы чистоты веры и обрядов, сохранения православного образа жизни ярко раскрылись в его окружных посланиях пастве.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита / Подг. текста к изданию С.К. Севастьяновой / Под редакцией Е.В. Крушельницкой. СПб.: Алетейя, 2001. – 448 с. – 14 п.л. (Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях. Вып. 6).

2. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона» / Отв. ред.: член-корреспондент РАН Е.К. Ромодановская; редколлегия: Г.М. Зеленская, Б.Л. Фонкич. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 520 с. – 32,5 п.л.

3. Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты / Науч. ред. член-корреспондент РАН Е.К. Ромодановская. М.: Индрик, 2007. – 776 с. – 99,0 п.л.

Статьи в изданиях, на момент представления работы в диссертационный совет входивших в список изданий ВАК РФ:

4. Севастьянова С.К. Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, 2004. № 7 (32). С. 42-48. – 1,0 п.л.

5. Севастьянова С.К. Завещание-устав патриарха Никона // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2004. Вып. 2 (39). Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология). С. 138-144. – 1,0 п.л.

6. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу (1652-1658 гг.) // Вестник КрасГАУ (Красноярского государственного аграрного университета). Научно-технический журнал. Красноярск, 2005. Вып. 7. С. 334-343. – 0,7 п.л.

7. Севастьянова С.К. Послания патриарха Никона к грекам – его сторонникам // Вестник Иркутского государственного технического университета. Иркутск, 2005. № 3 (23). Т. 2. С. 25-29. – 0,5 п.л.

8. Севастьянова С.К. Окружное послание патриарха Никона о Кийском кресте // Вестник Красноярского государственного университета. Красноярск, 2005. № 6. Серия: Гуманитарные науки. С. 103-109. – 0,5 п.л.

9. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона к грекам и традиции поздневизантийской эпистолографии // Сибирский филологический журнал. Научное издание. Новосибирск, 2008. № 2. С. 5-16. – 0,5 п.л.

10. Севастьянова С.К. Келейные книги патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре // Библиотековедение. М., 2009. № 5. С. 48-52. – 0,4 п.л.

11. Севастьянова С.К. Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона в «переходной» культуре России XVII в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. СПб., 2009. № 2 (26). Серия: филология. С. 7-13. – 0,4 п.л.

12. Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона в православной памяти культуры: традиционные методы работы с текстами Священного Писания // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2009. № 1. Серия: Филология. – 0,5 п.л.

Статьи в других изданиях:

13. Севастьянова С.К. Литературная деятельность патриарха Никона (Проблемы изучения) // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания: Сб. науч. ст. к 70-летию академика Н.Н. Покровского / Отв. ред. член-корр. РАН Е.К. Ромодановская. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2000. С. 92-97. – 0,5 п.л.

14. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона. 1605-1651 годы» // Труды Рубцовского индустриального института. Рубцовск: РИО РИИ, 2001. Вып. 10: Гуманитарные науки. С. 189-185. – 1,0 п.л.

15. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона. (1652 год)» // Познание и культура: Сб. матер. науч. конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2001. С. 139-164. – 1,5 п.л.

16. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона. 1667-1672 гг.» // Клио. СПб., 2001. № 2. С. 39-52. – 1,0 п.л.

17. Севастьянова С.К. К вопросу об автобиографическом повествовании в челобитных патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (1667-1676 гг.) // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. / Сост. и науч. ред. Г.М. Зеленская. М.: Северный паломник, 2002. С. 37-40. – 0,5 п.л.

18. Севастьянова С.К. «Перехваченные грамоты»: послания патриарха Никона к восточным патриархам // Чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева (Москва, 15-16 октября 2003 г.): Материалы. М., ИВИ РАН, 2003. С. 42-45. – 0,5 п.л.

19. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря. 1672 г. // Труды Рубцовского индустриального института. Рубцовск: РИО РИИ, 2003. Вып. 11: Гуманитарные науки. С. 198-213. – 1,0 п.л.

20. Севастьянова С.К. Грамота патриарха Никона о Крестном монастыре. Старообрядческая редакция // Там же. С. 214-234. – 1,0 п.л.

21. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря. 1668-1670 гг. // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Т. 56. С. 582-595. – 1,0 п.л.

22. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря. 1671 год // Человек и мир человека: Материалы всерос. науч. конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2004. Вып. 1. С. 393-413. – 1,0 п.л.

23. Севастьянова С.К. Переписка патриарха Никона с иконийским митрополитом Афанасием // Древняя Русь. 2004. № 3. С. 87-100. – 1,0 п.л.

24. Севастьянова С.К. Духовное завещание патриарха Никона // Патриарх Никон и его время: Сб. науч. тр. / Отв. ред и сост. Е.М. Юхименко. М., 2004. Труды ГИМ. Вып. 139. С. 226-247. – 1,0 п.л.

25. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря. 1667 год // Там же. С. 247-276. – 1,0 п.л.

26. Севастьянова С.К. Грамоты новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь // Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 254-298. – 1,0 п.л.

27. Севастьянова С.К. Переписка новгородского митрополита Никона с царем во время путешествия в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа (март-июль 1652 г.) // Там же. С. 299-329. – 1,0 п.л.

28. Севастьянова С.К. Переписка патриарха Никона с греками // Вторые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева (Москва, 28-29 октября 2004 г.): Материалы. М., ИВИ РАН, 2004. С. 84-96. – 0,7 п.л.

29. Севастьянова С.К. Грамота патриарха Никона о Крестном монастыре // Ставрографический сборник. Кн. 3: Крест как личная святыня: Сб. ст. / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С.В. Гнутовой. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2005. С. 336-403. – 2,0 п.л.

30. Севастьянова С.К. Переписка новгородского митрополита Никона с царем Алексеем Михайловичем // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. / Сост. Г.М. Зеленская; Науч. ред. Г.М. Зеленская, Н.А. Кочеляева. М.: Лето, 2005. С. 46-57. – 0,5 п.л.

31. Севастьянова С.К. Поучительные сочинения патриарха Никона // Там же. С. 58-70. – 1,0 п.л.

32. Севастьянова С.К. Послания новгородского митрополита Никона о Новгородском восстании 1650 года. Публикация текстов // Там же. С. 273-286. – 0,5 п.л.

33. Севастьянова С.К. Святейший Патриарх Никон. Наставление царю. Публикация текста // Там же. С. 287-318. – 1,0 п.л.

34. Севастьянова С.К. Святейший Патриарх Никон. Духовное завещание-устав. Публикация текста // Там же. С. 318-329. – 1,0 п.л.

35. Севастьянова С.К. Выписки о Кресте и крестном знамении из Грамоты патриарха Никона о Крестном монастыре в старообрядческом сборнике из собрания Е.В. Барсова // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI-XX вв.: Сб. науч. ст. к 75-летию академика Н.Н. Покровского / Отв. ред. член-корр. РАН Е.К. Ромодановская. Новосибирск. Изд. СО РАН, 2005 (Археография и источниковедение Сибири; Вып. 24). С. 274-288. – 0,5 п.л.

36. Севастьянова С.К. Художественные образы патриарха Никона в переписке с царем Алексеем Михайловичем. Образы патриарха и духовного наставника царя // Человек и мир человека: Сб. матер. всерос. науч. конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2005. Вып. 2, ч. 1. С. 350-397. – 2,0 п.л.

37. Севастьянова С.К. Образ патриарха Никона в переписке с царем Алексеем Михайловичем: проситель и благодарный получатель царской милости // Духовные истоки русской культуры: Матер. всерос. научно-практической конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2005. Ч. 1. С. 324-352. – 2,0 п.л.

38. Севастьянова С.К. Бiблiйнi тексти та ïхнi джерела в посланнях патр:арха Нiкона (про методи працi автора «перехiдноï» доби) // Людина в культурi росiйського барокко: Мiжнародна наукова конференцiя. Москва, 28-30 вересня 2006 р. Тези доповiдей. Киïв, 2006. С. 118-122. – 0,4 п.л.

39. Севастьянова С.К. Библейские источники в переписке патриарха Никона с современниками // Человек и мир человека: Сб. ст. всерос. науч. конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2006. Вып. 3, ч. 1. С. 311-335. – 1,5 п.л.

40. Севастьянова С.К. Малоизвестный трактат Григория Синаита в трудах патриарха Никона // Там же. С. 336-351. – 1,0 п.л.

41. Севастьянова С.К. О келейных библиотеках патриарха Никона // Исторические традиции русско-сирийских культурных и духовных связей: миссия антиохийского патриарха Макария и дневники архидиакона Павла Алеппского. К 350-летию посещения патриархом Макарием Антиохийским и архидиаконом Павлом Алеппским Москвы – Четвертые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева (Москва, 9-10 ноября 2006 г.): Материалы. М., ИВИ РАН, 2006. С. 90-123. – 1,0 п.л.

42. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу (1652-1658 гг.) // Никоновский сборник: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. А.Г. Авдеев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 99-125. – 1,0 п.л.

43. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (1673 год) // Там же. С. 126-179. – 1,0 п.л.

44. Севастьянова С.К. Эпистолярные сочинения Патриарха Никона в традиции русского барокко // Человек в культуре русского барокко: Сб. ст. по матер. междунар. конф. ИФ РАН Москва, Историко-архитектурный музей «Новый Иерусалим». 28-30 сентября 2006 г. М.: ИФ РАН, 2007. С. 285-298. – 1,0 п.л.

45. Севастьянова С.К. Малоизвестный трактат Григория Синаита в трудах патриарха Никона // Пятые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева. Россия и православный Восток: новые исследования по материалам из архивов и музейных собраний (Москва, 30-31 октября 2007 г.): Материалы. М., ИВИ РАН, 2007. С. 85-107. – 1,0 п.л.

46. Севастьянова С.К. «Перехваченная» грамота патриарха Никона вселенским патриархам (1665-1666) годы // Человек в пространстве и времени культуры: Сб. ст. по матер. всерос. науч. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». Барнаул-Рубцовск: АГУ; РИО РИИ, 2008. С. 135-278. – 5 п.л.

47. Sevastyanova S.K. The Rhetoric of Patriarch Nikon (as the example of the correspondence with contemporaries) // Там же. С. 436-453. – 1,0 п.л.

48. Севастьянова С.К. Особенности текстопостроения духовно-назидательных сочинений патриарха Никона // Культура и текст: Культурный смысл и коммуникативные стратегии: Сб. науч. ст. / Под ред. Г.П. Козубовской. Барнаул: БГПУ, 2008. С. 88-101. – 0,5 п.л.

49. Севастьянова С.К. Тема государевой чести в эпистолярных сочинениях патриарха Никона // Киïвська Академiя. Киïв, 2008. Випуск 5. С. 154-167. – 1,0 п.л.

50. Севастьянова С.К. Традиции келейной исихастской литературы в монастырском уставе преп. Иосифа Волоцкого и их развитие в завещании-уставе патриарха Никона // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель: Сб. ст. М.: Северный паломник, 2008. С. 87-100. – 1,0 п.л.

51. Севастьянова С.К. Библейская цитата и фрактата в посланиях патриарха Никона царю // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте / Отв. ред. академик РАН Н.Н. Покровский / Институт филологии СО РАН. Новосибирск: Наука, 2008. С. 244-259. – 1,0 п.л.

52. Севастьянова С.К. Риторика патриарха Никона в переписке с современниками // Шестые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева: Материалы. М., ИВИ РАН, 2008. С. 109-129. – 1,0 п.л.

53. Севастьянова С.К. Мотивы агиографии в челобитных патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (к вопросу о взаимовлиянии литературы и документа) // Сюжет, мотив, история: Сб. науч. ст. / Ин-т филологии СО РАН. Новосибирск: Наука, 2009 (Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы; Вып. 8). С. 47-58.

54. Севастьянова С.К. Рассказ патриарха Никона 1661 года о видении и повествование об этом конца XVII века // Пространственно-временные перекрёстки культуры: Сб. ст. и матер. всерос. науч. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». Барнаул-Рубцовск: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2009. С. 252-256.

55. Севастьянова С.К. Представления патриарха Никона о царе и способы их выражения: на материале посланий владыки к царю Алексею Михайловичу из Воскресенского монастыря // Там же. С. 411-420.