- Литературно-публицистическая деятельность патриарха Никона во многом определялась жизненными обстоятельствами его биографии. Общение с современниками через запечатленное на бумаге слово было для патриарха необходимостью и ремеслом. Послания патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу находятся на разных ступенях перехода от официальных документов, деловой прозы к публицистическим посланиям; Никон использует такие виды эпистолярного жанра, которые, с одной стороны, тесно связаны с приказным делопроизводством, с другой, порывают со строгими требованиями делового письма и свободно взаимодействуют с традиционной книжной культурой. Письма Никона царю свидетельствуют о совершенном владении автором приемами, законами и нормами русско-византийской эпистолярной техники.
- Письма сочувствовавших Никону греков к нему «спровоцировали» московского владыку уподобить его ответные послания греческим образцам и применить в них хорошо знакомые московскому патриарху стилистические средства и широкие возможности поздневизантийской эпистолярной схемы. Составленные в традициях официальных грамот к высокопоставленным духовным лицам послания Никона к представителям греческой Церкви - газскому митрополиту Паисию Лигариду и восточным патриархам превратились в публицистические послания, в которых владыка изложил своих взгляды на актуальную проблему современности о разделении церковной и светской властей. Послания патриарха Никона к грекам отразили характерные для второй половины XVII века процессы активного взаимодействия жанров деловой письменности между собой.
- Рукописная история посланий патриарха Никона восточным святителям показывает бытование на русской почве списков как протографа авторского текста посланий, так и протографа переводов посланий Никона грекам с греческого языка на русский. Но на русском (до и после перевода) и греческом (1 список) языках сохранилась только грамота Никона патриарху Константинопольскому Дионисию (более 20 списков XVII-XIX веков). Рукописная история послания патриарха Никона газскому митрополиту Паисию Лигариду представлена «жизнью» протографа перевода послания Никона греку с иностранного (латинского или греческого) языка (13 списков XVII-XIX веков), а не списка с автографом патриарха Никона (РГАДА ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 3, л. 144-152). Переписка Никона с греками отражает процесс бытования на русской почве в XVIII-XIX веках посланий как единого комплекса эпистолярных текстов, объединенных тематически и адресатами.
- Анализ содержания и стилистических особенностей посланий патриарха Никона к царю позволил описать способы авторского самовыражения и поведения автора. Так называемые «образы» Никона, органично связанные с характерным для литературы XVII века возрастанием личностного начала, усилением роли автора, позволяют ему в конкретных ситуациях «перевоплощаться» на письме, для достижения конкретных целей и эмоционально-дидактического воздействия на адресата «исполнять» определенную роль, используя для этих целей традиционный «набор» словесно-художественных средств и литературных приемов. Так, «образы» домостроителя и просителя о царской милости связаны с жанрами чисто деловой переписки; собственно литературная традиция определила особенности «образа» страстотерпца; смешение делового письма и литературной традиции произошло при реализации «образов» защитника царской чести и молитвенника о государевой душе. Документы «дела» патриарха Никона показывают, что не только авторское, но и внешнее поведение Никона было организовано в соответствии с его «образами».
- Принципы работы патриарха Никона с разными типами источников не выходят за рамки средневековой письменной традиции. Священный текст и библейская топика присутствует в эпистолярных сочинениях патриарха Никона на разных уровнях; автор ведет себя как типичный книжник, продолжая многовековую традицию древнерусской книжности обращения к авторитетным текстам-образцам для адекватного понимания создаваемого сочинения. В работе с законодательным источником Никон предпочитает делать цитаты-выписки и точно его обозначать. В то же время, используя способы работы с источниками, характеризующие новую культурную модель и ярко проявившиеся в работе справщиков Печатного двора (изменение структуры текста в сторону ее увеличения и расширения смыслов; критическое отношение к авторитетному тексту, выражавшееся в грамматической и лексической его правке; компиляция заимствований из разных типов источников; выбор источника цитирования путем сравнения нескольких из них), Никон встраивал древнейшие методы и приемы работы средневековых авторов в русло современной ему культурной традиции.
- Видения патриарха Никона в структуре его эпистолярных сочинений продолжают традицию русской публицистики XVII века и помогают автору выразить свое отношение к одному из важнейших вопросов современности - о качествах светского правителя и православного пастыря; острой публицистической направленностью видения Никона напоминают видения его современников - старообрядческих авторов. Публицистическая и полемическая направленность видений патриарха Никона обусловила и разные способы включения автобиографических рассказов об откровениях свыше в ткань собственного повествования.
- Анализ келейных библиотек патриарха Никона, состав которых реконструируется по документам «дела» Никона, путей формирования личных книжных собраний Никона в Воскресенском и Ферапонтовом монастырях показывает, что содержание библиотек патриарха не только отражает уровень его образованности и начитанности, но и позволяет установить конкретные источники его сочинений и духовные основания культурно-реформаторской деятельности.
- В основу создания духовно-назидательных сочинений патриарх Никон положил традиционный для средневековой культуры составительский принцип, который в каждом конкретном случае способствовал реализации важной для средневековой книжной культуры тенденции возрождения «памяти слова» и «памяти текста». Завещание-устав патриарха Никона для братии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря сохранилось в одном списке конца XVII века (РГБ, Музейное собр. № 9427, л. 485 об.-493 об.). Сочинение компилятивное и состоит из четырех частей, каждая из которых до включения в состав завещания представляла собой самостоятельное произведение со своей рукописной традицией. Никон создал композиционно завершенное произведение завещательно-уставного характера, ориентируясь на игуменские уставы-завещания византийской литературной традиции.
- «Наставление царю» сохранилось в единственном списке с автографом патриарха Никона: его рукой сделаны вставки из книг Священного Писания и печатной Кормчей (РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 298а-393 об.). Обнаружение мной главного источника «Наставления» «Нравственных правил» Василия Великого - позволило охарактеризовать методы работы патриарха с сочинением каппадокийского святителя и увидеть намеренную ориентацию автором своего произведения на широко распространенную форму средневековой культуры - сборник. Сборник патриарха Никона по форме и структуре в определенной мере соответствовал традиции печатных книг богословского и полемического характера, выходивших в середине XVII века на Московском печатном дворе и продолжал традицию популярных в Древней Руси памятников византийской политической мысли, излагавших средневековые общественно-политические концепции и представления о государственной и церковной власти, которые были адресованы светскому правителю.
- Окружные послания патриарха Никона, изданные на Московском печатном дворе в 1656 году, несмотря на разное содержание, имеют сходство в построении (разделены на две самостоятельные части), в составительском принципе организации материала и в подборе хорошо известных современникам Никона источников для понимания и усвоения широкой аудиторией излагаемых автором религиозно-обрядовых и нравственных идей. Изложение о троеперстии в окружном послании Никона о Крестном монастыре базировалось на текстах о кресте, читаемых на литургии. Темы греха и покаяния в окружном послании о моровой язве патриарх Никон раскрыл в традиции библейского и святоотеческих учений о наказании свыше грешников мором и стихийными бедствиями. В условиях активного влияния на русский быт и мировоззрение современников Никона западной религиозной культуры проблемы чистоты веры и обрядов, сохранения православного образа жизни ярко раскрылись в его окружных посланиях пастве.
1. Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита / Подг. текста к изданию С.К. Севастьяновой / Под редакцией Е.В. Крушельницкой. СПб.: Алетейя, 2001. – 448 с. – 14 п.л. (Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях. Вып. 6).
2. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона» / Отв. ред.: член-корреспондент РАН Е.К. Ромодановская; редколлегия: Г.М. Зеленская, Б.Л. Фонкич. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 520 с. – 32,5 п.л.
3. Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты / Науч. ред. член-корреспондент РАН Е.К. Ромодановская. М.: Индрик, 2007. – 776 с. – 99,0 п.л.
Статьи в изданиях, на момент представления работы в диссертационный совет входивших в список изданий ВАК РФ:
4. Севастьянова С.К. Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, 2004. № 7 (32). С. 42-48. – 1,0 п.л.
5. Севастьянова С.К. Завещание-устав патриарха Никона // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2004. Вып. 2 (39). Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология). С. 138-144. – 1,0 п.л.
6. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу (1652-1658 гг.) // Вестник КрасГАУ (Красноярского государственного аграрного университета). Научно-технический журнал. Красноярск, 2005. Вып. 7. С. 334-343. – 0,7 п.л.
7. Севастьянова С.К. Послания патриарха Никона к грекам – его сторонникам // Вестник Иркутского государственного технического университета. Иркутск, 2005. № 3 (23). Т. 2. С. 25-29. – 0,5 п.л.
8. Севастьянова С.К. Окружное послание патриарха Никона о Кийском кресте // Вестник Красноярского государственного университета. Красноярск, 2005. № 6. Серия: Гуманитарные науки. С. 103-109. – 0,5 п.л.
9. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона к грекам и традиции поздневизантийской эпистолографии // Сибирский филологический журнал. Научное издание. Новосибирск, 2008. № 2. С. 5-16. – 0,5 п.л.
10. Севастьянова С.К. Келейные книги патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре // Библиотековедение. М., 2009. № 5. С. 48-52. – 0,4 п.л.
11. Севастьянова С.К. Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона в «переходной» культуре России XVII в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. СПб., 2009. № 2 (26). Серия: филология. С. 7-13. – 0,4 п.л.
12. Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона в православной памяти культуры: традиционные методы работы с текстами Священного Писания // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2009. № 1. Серия: Филология. – 0,5 п.л.
Статьи в других изданиях:
13. Севастьянова С.К. Литературная деятельность патриарха Никона (Проблемы изучения) // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания: Сб. науч. ст. к 70-летию академика Н.Н. Покровского / Отв. ред. член-корр. РАН Е.К. Ромодановская. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2000. С. 92-97. – 0,5 п.л.
14. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона. 1605-1651 годы» // Труды Рубцовского индустриального института. Рубцовск: РИО РИИ, 2001. Вып. 10: Гуманитарные науки. С. 189-185. – 1,0 п.л.
15. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона. (1652 год)» // Познание и культура: Сб. матер. науч. конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2001. С. 139-164. – 1,5 п.л.
16. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона. 1667-1672 гг.» // Клио. СПб., 2001. № 2. С. 39-52. – 1,0 п.л.
17. Севастьянова С.К. К вопросу об автобиографическом повествовании в челобитных патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (1667-1676 гг.) // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. / Сост. и науч. ред. Г.М. Зеленская. М.: Северный паломник, 2002. С. 37-40. – 0,5 п.л.
18. Севастьянова С.К. «Перехваченные грамоты»: послания патриарха Никона к восточным патриархам // Чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева (Москва, 15-16 октября 2003 г.): Материалы. М., ИВИ РАН, 2003. С. 42-45. – 0,5 п.л.
19. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря. 1672 г. // Труды Рубцовского индустриального института. Рубцовск: РИО РИИ, 2003. Вып. 11: Гуманитарные науки. С. 198-213. – 1,0 п.л.
20. Севастьянова С.К. Грамота патриарха Никона о Крестном монастыре. Старообрядческая редакция // Там же. С. 214-234. – 1,0 п.л.
21. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря. 1668-1670 гг. // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Т. 56. С. 582-595. – 1,0 п.л.
22. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря. 1671 год // Человек и мир человека: Материалы всерос. науч. конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2004. Вып. 1. С. 393-413. – 1,0 п.л.
23. Севастьянова С.К. Переписка патриарха Никона с иконийским митрополитом Афанасием // Древняя Русь. 2004. № 3. С. 87-100. – 1,0 п.л.
24. Севастьянова С.К. Духовное завещание патриарха Никона // Патриарх Никон и его время: Сб. науч. тр. / Отв. ред и сост. Е.М. Юхименко. М., 2004. Труды ГИМ. Вып. 139. С. 226-247. – 1,0 п.л.
25. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря. 1667 год // Там же. С. 247-276. – 1,0 п.л.
26. Севастьянова С.К. Грамоты новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь // Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 254-298. – 1,0 п.л.
27. Севастьянова С.К. Переписка новгородского митрополита Никона с царем во время путешествия в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа (март-июль 1652 г.) // Там же. С. 299-329. – 1,0 п.л.
28. Севастьянова С.К. Переписка патриарха Никона с греками // Вторые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева (Москва, 28-29 октября 2004 г.): Материалы. М., ИВИ РАН, 2004. С. 84-96. – 0,7 п.л.
29. Севастьянова С.К. Грамота патриарха Никона о Крестном монастыре // Ставрографический сборник. Кн. 3: Крест как личная святыня: Сб. ст. / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С.В. Гнутовой. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2005. С. 336-403. – 2,0 п.л.
30. Севастьянова С.К. Переписка новгородского митрополита Никона с царем Алексеем Михайловичем // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. / Сост. Г.М. Зеленская; Науч. ред. Г.М. Зеленская, Н.А. Кочеляева. М.: Лето, 2005. С. 46-57. – 0,5 п.л.
31. Севастьянова С.К. Поучительные сочинения патриарха Никона // Там же. С. 58-70. – 1,0 п.л.
32. Севастьянова С.К. Послания новгородского митрополита Никона о Новгородском восстании 1650 года. Публикация текстов // Там же. С. 273-286. – 0,5 п.л.
33. Севастьянова С.К. Святейший Патриарх Никон. Наставление царю. Публикация текста // Там же. С. 287-318. – 1,0 п.л.
34. Севастьянова С.К. Святейший Патриарх Никон. Духовное завещание-устав. Публикация текста // Там же. С. 318-329. – 1,0 п.л.
35. Севастьянова С.К. Выписки о Кресте и крестном знамении из Грамоты патриарха Никона о Крестном монастыре в старообрядческом сборнике из собрания Е.В. Барсова // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI-XX вв.: Сб. науч. ст. к 75-летию академика Н.Н. Покровского / Отв. ред. член-корр. РАН Е.К. Ромодановская. Новосибирск. Изд. СО РАН, 2005 (Археография и источниковедение Сибири; Вып. 24). С. 274-288. – 0,5 п.л.
36. Севастьянова С.К. Художественные образы патриарха Никона в переписке с царем Алексеем Михайловичем. Образы патриарха и духовного наставника царя // Человек и мир человека: Сб. матер. всерос. науч. конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2005. Вып. 2, ч. 1. С. 350-397. – 2,0 п.л.
37. Севастьянова С.К. Образ патриарха Никона в переписке с царем Алексеем Михайловичем: проситель и благодарный получатель царской милости // Духовные истоки русской культуры: Матер. всерос. научно-практической конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2005. Ч. 1. С. 324-352. – 2,0 п.л.
38. Севастьянова С.К. Бiблiйнi тексти та ïхнi джерела в посланнях патр:арха Нiкона (про методи працi автора «перехiдноï» доби) // Людина в культурi росiйського барокко: Мiжнародна наукова конференцiя. Москва, 28-30 вересня 2006 р. Тези доповiдей. Киïв, 2006. С. 118-122. – 0,4 п.л.
39. Севастьянова С.К. Библейские источники в переписке патриарха Никона с современниками // Человек и мир человека: Сб. ст. всерос. науч. конф. Рубцовск: РИО РИИ, 2006. Вып. 3, ч. 1. С. 311-335. – 1,5 п.л.
40. Севастьянова С.К. Малоизвестный трактат Григория Синаита в трудах патриарха Никона // Там же. С. 336-351. – 1,0 п.л.
41. Севастьянова С.К. О келейных библиотеках патриарха Никона // Исторические традиции русско-сирийских культурных и духовных связей: миссия антиохийского патриарха Макария и дневники архидиакона Павла Алеппского. К 350-летию посещения патриархом Макарием Антиохийским и архидиаконом Павлом Алеппским Москвы – Четвертые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева (Москва, 9-10 ноября 2006 г.): Материалы. М., ИВИ РАН, 2006. С. 90-123. – 1,0 п.л.
42. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу (1652-1658 гг.) // Никоновский сборник: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. А.Г. Авдеев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 99-125. – 1,0 п.л.
43. Севастьянова С.К. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (1673 год) // Там же. С. 126-179. – 1,0 п.л.
44. Севастьянова С.К. Эпистолярные сочинения Патриарха Никона в традиции русского барокко // Человек в культуре русского барокко: Сб. ст. по матер. междунар. конф. ИФ РАН Москва, Историко-архитектурный музей «Новый Иерусалим». 28-30 сентября 2006 г. М.: ИФ РАН, 2007. С. 285-298. – 1,0 п.л.
45. Севастьянова С.К. Малоизвестный трактат Григория Синаита в трудах патриарха Никона // Пятые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева. Россия и православный Восток: новые исследования по материалам из архивов и музейных собраний (Москва, 30-31 октября 2007 г.): Материалы. М., ИВИ РАН, 2007. С. 85-107. – 1,0 п.л.
46. Севастьянова С.К. «Перехваченная» грамота патриарха Никона вселенским патриархам (1665-1666) годы // Человек в пространстве и времени культуры: Сб. ст. по матер. всерос. науч. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». Барнаул-Рубцовск: АГУ; РИО РИИ, 2008. С. 135-278. – 5 п.л.
47. Sevastyanova S.K. The Rhetoric of Patriarch Nikon (as the example of the correspondence with contemporaries) // Там же. С. 436-453. – 1,0 п.л.
48. Севастьянова С.К. Особенности текстопостроения духовно-назидательных сочинений патриарха Никона // Культура и текст: Культурный смысл и коммуникативные стратегии: Сб. науч. ст. / Под ред. Г.П. Козубовской. Барнаул: БГПУ, 2008. С. 88-101. – 0,5 п.л.
49. Севастьянова С.К. Тема государевой чести в эпистолярных сочинениях патриарха Никона // Киïвська Академiя. Киïв, 2008. Випуск 5. С. 154-167. – 1,0 п.л.
50. Севастьянова С.К. Традиции келейной исихастской литературы в монастырском уставе преп. Иосифа Волоцкого и их развитие в завещании-уставе патриарха Никона // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель: Сб. ст. М.: Северный паломник, 2008. С. 87-100. – 1,0 п.л.
51. Севастьянова С.К. Библейская цитата и фрактата в посланиях патриарха Никона царю // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте / Отв. ред. академик РАН Н.Н. Покровский / Институт филологии СО РАН. Новосибирск: Наука, 2008. С. 244-259. – 1,0 п.л.
52. Севастьянова С.К. Риторика патриарха Никона в переписке с современниками // Шестые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева: Материалы. М., ИВИ РАН, 2008. С. 109-129. – 1,0 п.л.
53. Севастьянова С.К. Мотивы агиографии в челобитных патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (к вопросу о взаимовлиянии литературы и документа) // Сюжет, мотив, история: Сб. науч. ст. / Ин-т филологии СО РАН. Новосибирск: Наука, 2009 (Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы; Вып. 8). С. 47-58.
54. Севастьянова С.К. Рассказ патриарха Никона 1661 года о видении и повествование об этом конца XVII века // Пространственно-временные перекрёстки культуры: Сб. ст. и матер. всерос. науч. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». Барнаул-Рубцовск: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2009. С. 252-256.
55. Севастьянова С.К. Представления патриарха Никона о царе и способы их выражения: на материале посланий владыки к царю Алексею Михайловичу из Воскресенского монастыря // Там же. С. 411-420.