- Футуризм явился эстетическим и мировоззренческим основанием одной из ветвей русского авангарда, которая может быть рассмотрена как единое культурное пространство, охватывающее различные постфутуристские объединения (экпрессионисты, фуисты, ничевоки, биокосмисты и пр). В начале 1920-х гг. ведущее положение в этой авангардной ветви заняли имажинисты.
- Единое художественное пространство литературы авангарда характеризуется следующими приемами авангардной поэтики:
- сверхтекстовое начало, проявляющееся в наличии сквозных мотивов, общих для произведений авторов разных авангардных направлений;
- поэтика повторов;
- общегрупповой эстетический результат, определенный единством мировоззренческих (авторских) установок;
- стирание границ между программными (документальными) и художественными текстами.
- Фундаментальной идеей русского авангарда является идея неготовости мира, реализованная в плане поэтики как модель неготового текста. Ведущей характеристикой авангарда и следствием присущей ему установки на неготовость становится маргинальность. Текстовая форма состояния мира обнаруживает связь с поэтологией (антропологический ракурс литературной маргинальности) и текстостроением (реализация авторской стратегии творчества: жанровая, общекультурная маргинальность).
- Мировоззренческий ракурс литературной маргинальности проявляется в переоценке центральных и периферийных смыслов, в их аксиологической рокировке, что ведет к замене статусного положения универсалий культуры на универсалии цивилизации в мировосприятии и эстетике искусства авангарда первой трети ХХ века. Доминантными среди обширного набора универсалий, востребованных литературой авангарда, становятся авто, телеграф, синема.
- Антропологический ракурс литературной маргинальности проявляет себя поэтологическим актом демонстративного творческого поведения, сюжетом самоидентификации поэтического субъекта, элементами которого становятся:
- негация как тип самоопределения поэта на фоне социума;
- мотив безумия;
- мотив шутовства;
- мотив самоубийства
- Важным антропологическим моментом литературы авангарда является активная автометаописательная интенция, смешивающая художественную реальность и действительность, массовую и элитарную культуры.
- Жанровая маргинальность авангардного текста актуализируется в демонстративном профанировании жанрового канона (антижанр), в создании фрагментарных текстов, реанимации забытых, создании принципиально новых (иногда одноразовых) жанровых форм.
- Развитие литературного авангарда не может быть представлено лишь как эволюционная или поступательная модели, в которых авангард необратимо сменяется авангардизмом. Русский литературный авангард первой трети ХХ века мировоззренчески и поэтически балансирует на грани авангарда и авангардизма, допуская возвратные художественные явления.
1.Тернова Т.А. Феномен маргинальности в литературе русского авангарда: имажинизм / Т.А. Тернова – Воронеж: Изд-во «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. – 192 с. (12 п.л.).
2.Тернова Т.А. Национальная ментальность и национальные литературы в (пост)имперскую эпоху / П.А. Бороздина, М.К. Попова, Т.А. Тернова. – Воронеж, 2006. – 176 с. / С. 64-85, С. 120-133 (11,0 п.л. / 2,1 п.л.).
Научные статьи в изданиях, рецензируемых ВАК РФ
3.Тернова Т.А. «Словесная жизнь» в ситуации смены культурных кодов (Русский кубофотуризм) / Т.А. Тернова // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – № 2. – С.143-158.
4.Тернова Т.А. Жанр как парадокс: модели маргинального жанрообразования в русском имажинизме / Т.А. Тернова // Вестник ВГУ: Серия Филология. Журналистика. – 2010. – № 1. – С. 103-110.
5.Тернова Т.А. Семиотика безумия в литературе русского авангарда / Т.А. Тернова // Вестник Челябинского ГУ. Серия Гуманитарные науки. № 21 (202). – Вып. 45. – 2010. – С. 134-139.
6.Тернова Т.А. Ab actu ad potentiam (От действительного к возможному): поэтология русского футуризма / Т.А. Тернова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Вып. 5 (85). – 2010. – С. 302-305.
7.Тернова Т.А. Поэтика неготовости в русском литературном авангарде футуристической линии развития / Т.А. Тернова // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 1 (13). – С. 14-24.
8.Тернова Т.А. Экспрессионизм с имажинистской доминантой И. Соколова / Т.А. Тернова //Вестник Воронежского государственного университета. Серия Филология. Журналистика. – 2011. – № 1. – С. 80-84.
9.Тернова Т.А. Проблема национального и инонационального в модернизме и авангарде / Т.А. Тернова //Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2011. – Т. 11. – Вып. 2. – С.56-64.
10.Тернова Т.А. Художественная инновация в «мемориальной» парадигме: «маргинальное» в осмыслении российского постмодернизма / А.А. Житенев, Т.А. Тернова // Вестник Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. – 2011. – Вып. 3 (15). – С. 139-145.
11.Тернова Т.А. Телеграф как универсалия в литературе русского авангарда (футуристический вектор развития) / Т.А. Тернова // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серия Филол. науки. – 2011. – № 2 (56). – С. 109-112.
12.Тернова Т.А. От имажинизма к советской литературе: тема русскости в произведениях А. Мариенгофа периода Великой Отечественной войны / Т.А. Тернова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2011. – № 2 (24). – С. 229-233.
13.Тернова Т.А. Цикл А. Мариенгофа «Поэмы войны» в контексте литературы 1941–1945 гг. / Т.А. Тернова // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – Вып. 8 (100). – С. 193-198.
14.Тернова Т.А. Библейский сюжет в имажинистском текстостроении / Т.А. Тернова // European Social Science Gournal. – 2011. – № 10. – С. 226-235.
15.Тернова Т.А. Авангард футуристической линии развития как целостное эстетическое явление / Т.А. Тернова //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2011. – № 4. – С. 200-206.
16.Тернова Т.А. В. Шершеневич как театральный и кинокритик / Т.А. Тернова // Вестник Татарского ГГПУ. – 2011. – № 3 (25). – С. 211-214.
17. Тернова Т.А. Заголовочно-финальный комплекс сборника Б. Земенкова «Стеарин с проседью: Военные стихи экспрессиониста» / Т.А. Тернова // Вестник Нижегородского ГУ. – 2012. – № 1 (1). – С. 316-321.
18.Тернова Т.А. Память жанра и преодоление жанра: сонеты-послания в поэзии авангарда футуристической линии развития / Т.А. Тернова // Вестник Челябинского ГУ. – Серия Гуманитарные науки. – № 2 (256). – Вып. 62. – 2012. – С. 113-117.
Публикации в других изданиях
19.Тернова Т.А. Пространство культуры в русском имажинизме (роман А. Мариенгофа «Циники») / Т.А. Тернова // Проблема национальной идентичности в литературе и гуманитарных науках ХХ в. Лекции и материалы Зимней школы: В 2 т. – Т. 2. – Воронеж, 2000. – С. 189-193.
20.Тернова Т.А. Комическое в поэтике имажинизма / Т.А. Тернова // Труды молодых ученых ВГУ. – Воронеж, 2001. – Выпуск 1. – С. 389-395.
21.Тернова Т.А. Синтетическое начало книги стихов Б.Лившица «Патмос» / Т.А. Тернова // XIV Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры: В 2 т. – Т. 2. – Москва, 2002. – С.365-367.
22.Тернова Т.А. «Лик» и «маска» в литературе русского постсимволизма / Т.А. Тернова // Русская литература и философия: постижение человека: Материалы Второй Всероссийской научной конференции (Липецк, 6-8 окт 2003 г.). – Липецк, 2004. – С.212-220.
23.Тернова Т.А. «Вл. Нарбут последователен до конца...» (Литературные манифесты и декларации на страницах воронежского журнала «Сирена») / Т.А. Тернова // Материалы конференции к 60-летию ВГУ. – Воронеж, 2004. – С.138-146.
24. Тернова Т.А. Материалы к спецкурсу «Русский футуризм» / Т.А. Тернова – Воронеж, 2004. – 19 с. (1,2 п.л.).
25.Тернова Т.А. Поэтика фрагмента в литературе русского постмодернизма (на материале творчества Е. Гуро, М.Харитонова) / Т.А. Тернова // Культура «пост»: диалог культур и цивилизаций. – Воронеж, 2005. – С. 254-270.
26. Тернова Т.А. История русской литературы ХХ века (1920-1930-е гг.): Учебное пособие и планы практических занятий / Т.А. Тернова. – Воронеж, 2005 – 16 с. (1 п.л.).
27.Тернова Т.А. Ремифологизация и демифологизация в русском имажинизме (поэма А.Мариенгофа «Развратничаю с вдохновением») / Т.А. Тернова // Литература в диалоге эпох-4: материалы Международной конференции, 21-24 сент. 2006. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2006. – С.348-352.
28.Тернова Т.А. Экспрессионизм по-имажинистски И. Соколова / Т.А. Тернова // XIX Пуришевские чтения: Переходные периоды в мировой литературе. – М.: МПГУ, 2007. – С. 235-236.
29.Тернова Т.А. Неклассическое восприятие города в цикле А. Мариенгофа «Парижские стихи» / Т.А. Тернова // Художественный текст: Варианты интерпретации: Материалы XII межвузовской научно-практической конференции (18-19 мая 2007 г.) – Бийск, 2007. – Часть 2. – С. 254-259.
30.Тернова Т.А. Демифологизация и ремифологизация как сюжетообразующие интенции в поэзии Анатолия Мариенгофа (поэмы «Развратничаю с вдохновением» и «Поэма четырех глав») / Т.А. Тернова // Русская литература ХХ века: Теория и практика. Вып. 6. – Санкт-Петербург, 2007. – С.3-12.
31.Тернова Т.А. Нижний Новгород в автометаописаниях А.Мариенгофа (поэма «Развратничаю с вдохновением», «Роман без вранья») / Т.А. Тернова // Нижегородский текст русской словесности: Межвузовский сборник научных статей (18-20 октября 2007 г.). – Нижний Новгород: НГПУ, 2007. – С. 328-333.
32.Тернова Т.А. Автометаописательный смысл заглавия поэмы А. Мариенгофа «Анатолеград» / Т.А. Тернова //Slavica Gandensia (Бельгия). – 2007. – № 34. – С. 227-235.
33.Тернова Т.А. Диалог с массовой культурой в сборнике А. Мариенгофа «Витрина сердца» / Т.А. Тернова //Эйхенбаумовские чтения-6: Материалы юбилейной научной конференции. Вып. 6. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 163-167.
34.Тернова Т.А. Автометаописание в акмеизме и имажинизме / Т.А. Тернова // Осип Мандельштам и феноменологическая парадигма русского модернизма. – Воронеж, 2008. – С. 128-141.
35.Тернова Т.А. Пьесы Н. Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца» и эстетика имажинизма / Т.А. Тернова // Образ реальности в русской литературе ХХ-ХХ1 вв.: Сб. ст. – Серия «Литературные направления и течения»: Вып. 13. – СПб.: СПбГУ, 2008. – С. 3-12.
36.Тернова Т.А. Прецедентность творчества В. Маяковского в поэзии А. Мариенгофа имажинистского периода / Т.А. Тернова // Мова i культура: Научное издание. – Вып. 10. – Т. 3. – Киев (Украина): Видавничий дiм Дмитра Бураго, 2008. – С. 143-148.
37.Тернова Т.А. Очерк Артема Веселого «Дорога дорогая»: проблематика и эстетика перехода / Т.А. Тернова // Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма: Седьмые Веселовские чтения: Межвузовский сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – С. 5-11.
38.Тернова Т.А. Фрагментарность как способ создания текста в поэме А. Мариенгофа «Руки галстуком» / Т.А. Тернова // А. Твардовский и русская поэма ХХ века. – Воронеж: ВГУ, 2008. – С. 252-257.
39.Тернова Т.А. «Клиштер идеологии» как сюжетная ситуация в романе А. Мариенгофа «Циники» / Т.А. Тернова // Институты власти в языке, литературе и журналистике России. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. – С. 74-80.
40.Тернова Т.А. Беспамятство как традиция в эстетике русского имажинизма / Т.А. Тернова // Память литературы и память культуры: механизмы, функции, репрезентации. – Воронеж: ВГУ, 2009. – С. 27-38.
41.Тернова Т.А. Проблема памяти в структуралистском и постструктуралистском освещении / Т.А. Тернова // Память литературы и память культуры: механизмы, функции, репрезентации. – Воронеж: ВГУ, 2009. – С. 176-182.
42.Тернова Т.А. Шутовство как универсалия в эстетике русского имажинизма / Т.А. Тернова // Универсалии русской культуры. – Воронеж: ВГУ, 2009. – С. 496-507.
43.Тернова Т.А. Мотив самоубийства в лирике И. Игнатьева / Т.А. Тернова // Труды молодых ученых ВГУ. – 2009. – Вып. 1-2. – С. 289-292.
44.Тернова Т.А. «Новый автобиографизм»: к постановке проблемы / Т.А. Тернова // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: Художественный опыт XIX-XX веков. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. – С. 200-203.
45.Тернова Т.А. Финская тема в творчестве Е. Гуро / Т.А. Тернова // Инновации и традиции в современном образовании: Материалы интернет-конференции 20 февраля – 20 марта 2010 г. – Старый Оскол, 2010. – С. 320-326.
46.Тернова Т.А. Социология НЭПа в романе А. Мариенгофа «Циники» / Т.А. Тернова // НЭП в истории культуры: от центра к периферии: сб. ст. участников международной научной конференции (Саратов, 23-25 сент. 2010 г.). – Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. – С. 140-147.
47.Тернова Т.А. Национальное и инонациональное в поэзии имажинистов / Т.А. Тернова // Русский язык в диалоге культур: материалы международной научной конференции. – В. 3 ч. – Ч. 2. – Воронеж: ВГАСУ, 2010. – С. 91-97.
48.Тернова Т.А. Синема как универсалия цивилизации в поэзии русского авангарда / Т.А. Тернова // Универсалии русской литературы. 2 – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2010. – С. 335-346.
49.Тернова Т.А. Тенденция жанровой маргинализации в повести А. Платонова «Сокровенный человек» / Т.А. Тернова // Андрей Платонов в идеологическом и художественном контекстах своего времени. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2010. – С. 34-44.
50.Тернова Т.А. Басня как маргинальный жанр в литературе русского авангарда / Т.А. Тернова // Научный вестник ВГАСУ. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. – Вып. 6. – С. 57-66.
51.Тернова Т.А. Опус как элемент заголовочного комплекса в поэзии русских футуристов / Т.А. Тернова // Актуальные проблемы филологии: Материалы научной (заочной) конференции. – Вып. 4. – Барнаул-Рубцовск: АлтГУ, 2010. – С. 232-238.
52.Тернова Т.А. Социо-культурный аспект личностной маргинальности в трактовке О. Брика / Т.А. Тернова // Поэтика и фоностилистика: Бриковский сборник. Выпуск 1: Материалы международной научной конференции «I-е Бриковские чтения: Поэтика и фоностилистика» (Москва: МГУП, 10-12 февраля 2010 года) / отв. ред. Г.В. Векшин. – М.: МГУП, 2010. – С. 339-346.
53.Тернова Т.А. Национальное и фольклорное в восприятии А. Туфанова / Т.А. Тернова // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. IХ. – Воронеж, 2010. – С. 127-134.
54.Тернова Т.А. Приемы героизации образа: Денис Давыдов в поэме А. Мариенгофа «Денис Давыдов» / Т.А. Тернова // 1812 год в истории России и русской литературы. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2010. – С. 173-182.
55. Тернова Т.А. Баллада как маргинальный жанр в поэзии авангарда / Т.А. Тернова // Русская поэзия: проблемы стиховедения и поэтики: Сб. ст. – Орел: ПФ «Картуш», 2010. – С. 63-69.
56. Тернова Т.А. Неоромантизм в раннем творчестве В. Маяковского / Т.А. Тернова // Научный вестник ВГАСУ. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. – Вып. 7. – Воронеж: Воронежский ГАСУ. – С. 57-64.
57.Тернова Т.А. Имажинизм в литературной истории Воронежа / Т.А. Тернова // Жизнь провинции как феномен духовности: Сб. ст. по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. – Нижний Новгород: Изд-во «Книги», 2011. – С. 88-94.
58.Тернова Т.А. История и практика русского футуризма / Т.А. Тернова // Труды молодых ученых ВГУ. – 2010. – № 1-2. – С. 193-201.
59. Тернова Т.А. История отечественной литературы ХХ века, 1920-1930-е гг. Рекомендуемая литература. Планы практических занятий / Т.А. Тернова. – Воронеж, 2011 – 14 c. (0,76 п.л.).
60.Тернова Т.А. Поезд как универсалия цивилизации в русском литературном авангарде (футуристический вектор развития) / Т.А. Тернова // Чтение: рецепция и интерпретация: Сб. науч. ст. – Гродно (Белоруссия): ГрГУ им. Я. Купалы, 2011. – С. 44-51.
61. Тернова Т.А. Два типа эмоциональности в поэтическом сборнике «От мамы на пять минут» / Т.А. Тернова // Память разума и память сердца: Материалы Всероссийской научной конференции (Воронеж, 22-23 апреля 2011 г.) – Воронеж: Наука-ЮНИПРЕСС, 2011. – С.227-234.
62.Тернова Т.А. Русский футуризм в школьном изучении / Т.А. Тернова // Филологические записки. – Воронеж, 2010-2011. – Вып. 30. – С. 342-348.
63.Тернова Т.А. Игра в смерть: сюжетообразующая роль мотива самоубийства в творчестве А. Мариенгофа / Т.А. Тернова // Русская литература и философия: постижение человека: Материалы Третьей Всероссийской научной конференции (Липецк, 8-10 октября 2009 г.): В 2 т. / Отв. ред. В.А. Сарычев, Я.В. Сарычев. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2011. – Т. 2. – С. 100-106.
64.Тернова Т.А. Богоборчество или веростроительство: мировоззренческие основания литературы авангарда футуристической линии развития / Т.А. Тернова // ХХ век как литературная эпоха: Сб. ст. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. – С. 56-65.
65.Тернова Т.А. Оценка творчества В. Хлебникова как индикатор эстетической ситуации: «юбилейная» анкета самиздатовского журнала «Обводной канал» (1986) / Т.А. Тернова // ХХ век как литературная эпоха: Сб. ст. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. – С. 176-182.
66.Тернова Т.А. Инверсионный характер универсалий в литературе русского авангарда: универсалия цивилизации «авто» в поэзии футуристической линии литературного развития / Т.А. Тернова // Универсалии русской литературы. 3. – Воронеж: ООО НПЦ «Научная книга», 2011. – С. 55-69.
67. Тернова Т.А. Стихотворение Б. Дерптского «Бегство» в контексте имажинизма («Железный путь», 1923 г.) / Т.А. Тернова // Воронежское краеведение: традиции и современность: Материалы научно-практической конференции 28 ноября 2010 г. – Воронеж: Полиграф-Н, 2011. – С. 122-126.
68.Тернова Т.А. Дискуссия о «новых языках в искусстве» на страницах самиздатовского журнала «Часы» (1988): к вопросу о способах моделирования литературной традиции / Т.А. Тернова // V мiжнароднi севастопольськi Кирило-мефодiiвськi читання: збірник наукових праць. – Севастополь (Украина): «Гит пак», 2011. – С. 104-110.
69.Тернова Т.А. Мотив самоубийства в поэме А. Мариенгофа «Руки галстуком» / Т.А. Тернова // Эйхенбаумовские чтения-7. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – С. 104-108.
70.Тернова Т.А. Поэтические публикации А. Мариенгофа на страницах воронежского журнала «Сирена» / Т.А. Тернова // «Воронежский текст» русской культуры: Сб. ст. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. – С. 122-126.
71.Тернова Т.А. Журнал «Сирена»: эстетическая утопия В. Нарбута / Т.А. Тернова // Филологическая регионалистика. – 2011. – № 2. – С. 36-38.