Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»
Специальность: 08.00.05
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • разработана методология определения стратегии инновационного развития региона с учетом природно-ресурсного, человеческого, экономического, научного, социального, инвестиционного потенциалов и других факторов, ориентированная на обоснование концептуальных положений государственной социально-экономической политики, направленной на сокращение межрегиональной дифференциации по уровню инновационного развития, на выработку механизмов оптимизации федерального и регионального управления модернизацией экономики в ЮФО и в его субъектах;
  • обоснован тезис о том, что модернизацию не следует рассматривать как феномен, обладающий только позитивным потенциалом, который можно использовать как фактор социально-экономического развития: для значительной части экономических субъектов структурно-технологическая модернизация несет серьезные угрозы, поэтому необходимо рассматривать как свойственные ей позитивные возможности развития, так и механизмы возникновения новых проблемных ситуаций;
  • систематизированы индикаторы, определяющие уровень инновационного развития региона. Дана количественная оценка инновационного потенциала (человеческого потенциала и затрат на инновации), инвестиционного климата (инфраструктуры и инвестиций), результативности инновационной деятельности (влияние результатов инновационной деятельности на развитие производства и создание передовых производственных технологий) ЮФО и его субъектов;
  • вскрыты причины медленного перехода ЮФО к инновационной экономике (невостребованность экономики округа к инновациям и неэффективное управление подготовки, отбора и реализации инновационных проектов) и дана количественная оценка роста дифференциации между субъектами ЮФО по уровню инновационного развития; показано, что в большинстве его субъектов модернизационные процессы проходят медленно, их природно-ресурсный, экономический, трудовой и научный потенциал не используется в полной мере, дифференциация увеличивается как между отдельными субъектами, так и между территориями округа;
  • обоснован тезис о том, что переход к масштабному и регулярному инновационному развитию экономики - это не одноразовая акция, а постоянная составляющая экономики, ее организаций и предприятий, стремящихся не только выживать, но и развиваться в рыночной (конкурентной) среде, и он требует времени и определенной подготовки: создания новых технологий, низких налогов для перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, средств для стимулирования спроса и создания новых технологий. В то же время в перспективе в ЮФО нецелесообразно восстанавливать простаивающие мощности в прежних масштабах и пропорциях, так как многие простаивающие мощности, созданные еще в СССР, неэффективны, неконкурентоспособны; разрозненные инновации способны только на «заплатки» на старых, физически изношенных производственных мощностях, а не на коренную смену технологических цепочек; многие отрасли и подотрасли уже прошли «точку невозврата» к конкурентоспособному уровню и на их месте необходимо создавать новые компании и отрасли практически с нуля;
  • выявлены трудности формирования научного потенциала фундаментальных исследований в вузах: приоритет научных исследований над преподаванием нередко ведет к снижению качества преподавания, а «ускоренное» оснащение научным оборудованием вузов для выполнения исследований ставит в неравное, отстающее положение их учебно-методическую базу. Это требует соответствующей корректировки Федеральной программы развития исследований в высшей школе на основе поиска разумного компромисса между научными исследованиями и образовательным процессом;
  • предложен авторский подход к типологии инновационного развития экономики ЮФО и его субъектов, учитывающий положение в экономическом и геополитическом пространстве России. Выделены особенности пространственного инновационного развития субъектов или групп субъектов (в том числе формирование зон опережающего развития и территориально-промышленных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики округа (химии, нефтехимии, машиностроении, сельском хозяйстве) с использованием высокомеханизированных, ресурсосберегающих и экологически чистых инновационных технологий. Это будет способствовать дальнейшему развитию туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания сервисных услуг на территориях округа с благоприятными природно-климатическими условиями и развитию транспортно-логистических узлов и транспортной сети;
  • предложен новый подход к инновационной модернизации ЮФО, целью которого является создание подотраслей в виде сети связанных конкурентоспособных технологий прежде всего в фармакологии, производстве экологически чистого продовольствия и др., организационной основой которых должны стать инновационно-технологические кластеры в рамках особых экономических зон с особым налогообложением. Однако, учитывая отсталость технологического уровня отечественных инновационных структур от мирового уровня, целесообразен первоначальный масштабный экспорт технологии, лицензий и патентов с последующим обслуживанием этих производств отечественным инновационным потенциалом;
  • определены приоритеты государственной и региональной социально-экономической политики для активизации модернизационных процессов. Обоснованы направления и задачи государственной и региональной политики в ЮФО и в его субъектах, разработаны механизмы федерального и регионального регулирования инновационного развития.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Луковцева А.К. Социально-экономическое развитие Южного федерального округа Российской Федерации: проблемы модернизации: Монография. – М.:, ИТК «Дашков и К°», 2012. – 24 п.л.

2. Луковцева А.К. Особенности развития основных отраслей экономики Южного федерального округа в современных условиях: Монография.- М.: ВГНА, 2011. – 6 п.л.

3. Налоговая политика и налоговое администрирование как инструмент государственного регулирования экономики Российской Федерации.- М.: ВГНА, 2011. – 30 п.л., в т.ч. автор. – 2 п.л.

4. Луковцева А.К. Развитие малых и средних предприятий в Южном федеральном округе: Монография.- М.: ВГНА, 2010. – 4 п.л.

5. Организационно-экономические аспекты формирования системы бюджетирования как института совершенствования управлением государственными финансами.- М.: ВГНА, 2010. – 30 п.л., в т.ч. автор. – 9 п.л.

Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

6. Луковцева А.К. Современные проблемы развития туризма в России. // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2010.-№4(26).- 1,3 п.л.

7. Луковцева А.К. Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях. // Экономика и управление.– 2010.- №12(62).- 1,5 п.л.

8. Луковцева А.К. Методологические основы исследования трудового потенциала. // Экономика. Налоги. Право. -2010.- №6.- 1,3 п.л.

9. Луковцева А.К. Роль трудовых отношений в условиях модернизации экономики России. // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2010.-№4(26).- 0,9 п.л.

10. Луковцева А.К. Малое и среднее предпринимательство в стратегии модернизации Южного Федерального округа. // Экономика. Налоги. Право. -2011.- №1.- 1 п.л.

11. Луковцева А.К. Современное состояние инновационного малого и среднего предпринимательства в России. // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2011.-№1.- 1 п.л.

12. Луковцева А.К. Зарубежный опыт организации малого и среднего инновационного бизнеса. // Аудит и финансовый анализ. -2011.- №1.- 0,9 п.л.

13. Луковцева А.К. Особенности инновационного потенциала Южного федерального округа России. // Экономика. Налоги. Право. -2011.- №3.- 0,9 п.л.

14. Луковцева А.К. Инновации как важнейший фактор модернизации экономики. // Экономика и управление.– 2011.- №5(67).- 1,1 п.л.

15. Луковцева А.К. Инвестиции - основной фактор модернизации экономического развития. // Аудит и финансовый анализ. -2011.- №3.- 0,7 п.л.

16. Луковцева А.К. Изменение структуры и динамика развития основных фондов в Южном федеральном округе (ЮФО). // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2011.-№3(29).-1 п.л.

17. Луковцева А.К. Инвестиционная политика в Южном федеральном округе. // Экономика. Налоги. Право. -2011.- №4.- 1,4 п.л.

18. Луковцева А.К. Иностранные инвестиции в экономику Южного федерального округа. // Экономика. Налоги. Право. -2011.- №5.- 0,4 п.л.

19. Луковцева А.К. Ресурсный потенциал населения как фактор обеспечения модернизации социально-экономического развития Южного федерального округа. // Экономика. Налоги. Право. -2011.- №6.- 1,8 п.л.

20. Луковцева А.К. Тенденции и направления стратегии модернизации экономического развития территорий и субъектов Южного федерального округа. // Экономика. Налоги. Право. -2012.- №1.- 1,8 п.л.

21. Луковцева А.К. Состояние и проблемы развития туризма в Южном федеральном округе. // Бизнес в законе. -2012. -№2. -1,8 п.л.

Статьи в других журналах

22. Луковцева А.К. Рынок труда и кадровые агентства. Современные проблемы управления человеческими ресурсами: Материалы конференции. М.: ВГНА, - 2005. - 1.п.л.

23. Луковцева А.К. Государственная поддержка экспорта страны. Вестник ВГНА. - 2006, №1. - 0,7 п.л.

24. Луковцева А.К. Консолидация налоговой ответственности (международный опыт применения). Вестник ВГНА. - 2007, №1. - 1,1 п.л.

25. Луковцева А.К. Основные проблемы территориального развития России. Вестник ВГНА. - 2008, №2. - 1 п.л.

26. Луковцева А.К. Влияние экономического неравенства на развитие национальной инновационной системы. Вестник ВГНА. - 2009, №1. - 2,3 п.л.

27. Луковцева А.К. Основные проблемы экономической безопасности северокавказского федерального округа. Вестник ВГНА. - 2010, №2. - 1,7 п.л.

28. Луковцева А.К. Привлечение инвестиций в экономику России. Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: Сборник научных трудов. Вып.43/ Под ред.чл.корр. РАН Окрепилова В.В.-СПб.: ИПРЭ РАН, 2010. – 1 п.л.