Научная тема: «РЕЖИССЕРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Р.В. БОЛЕСЛАВСКОГО И Л. СТРАСБЕРГА 1920-Х – 1950-Х ГОДОВ КАК ОПЫТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО»
Специальность: 17.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Научная новизна исследования определяется тем, что в нём впервые произведен анализ режиссуры и педагогики Болеславского и Страсберга как опыта развития системы Станиславского в широком культурно-историческом контексте; существенно расширены представления о работе Лабораторного театра, театра «Груп» и Актёрской студии, деятельность которых является важнейшим сквозным сюжетом истории американского театра ХХ века.
  • Режиссерско-педагогическое творчество Болеславского и Страсберга впервые рассматривается как комплексное явление, включающее в себя их постановочную деятельность, вопросы практического воспитания актера и разработку теоретических положений актерского творчества.
  • Теоретическое осмысление предмета исследования проводится с опорой на практический опыт автора диссертации как режиссера и театрального педагога.
Список опубликованных работ
в ведущих научных рецензируемых изданиях:

1.Черкасский С.Д. Станиславский и йога: опыт параллельного чтения // Вопросы театра. Proscaenium. 2009. № 3-4. С. 282-300. (1,5 п.л.)

2. Черкасский С.Д. Йогические элементы системы Станиславского // Вопросы театра. Proscaenium. 2010. № 1-2. С. 252-270. (1,3 п.л.)

3. Черкасский С.Д. Гамлет, Страсберг и актеры: к переводу названия книги Ли Страсберга “A Dream of Passion” // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 140. С. 126-135. (0,8 п.л.)

4. Черкасский С.Д. К вопросу о логике развития системы Станиславского, или Время читать Страсберга // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. № 4. С. 39-56. (0,9 п.л.)

5. Черкасский С.Д. Система Станиславского и Метод Страсберга: опыт сравнительного анализа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 143. С. 143-150. (0,6 п.л.)

6. Черкасский С.Д. Союз балета и драмы: пантомима «Брачное покрывало» Шницлера в Лабораторном театре Ричарда Болеславского // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. 2011. № 2 (26). С. 253-269. (0,7 п.л.)

7. Черкасский С.Д. «Мадам» и Система Станиславского: четверть века американской театральной педагогики М.А. Успенской // Вопросы театра. Proscaenium. 2011. № 3-4. С.254-263. (0,7 п.л.)

8. Черкасский С.Д. Тренинг по Станиславскому в театральной педагогике Ли Страсберга периода театра «Груп» (начало 1930-х годов) // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 37 (252). Филология. Искусствоведение. Вып. 61. C. 181-187. (0,6 п.л.)

9. Черкасский С.Д. Развитие системы Станиславского в американских уроках Ричарда Болеславского // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2011. № 6 (44). С. 219-224. (0,5 п.л.)

Монография:

10.Черкасский С.Д. Валентин Смышляев – актер, режиссер, педагог. СПб.: СПбГАТИ, 2004. 91 c. (4,5 п.л.)

Публикации в других изданиях:

11.Черкасский С.Д. Четыре тысячи семьсот одиннадцать вопросов. Режиссерская школа М.В.Сулимова // Петербургский театральный журнал. 1998. № 15, С.107-111. (1,1 п.л.)

12.Черкасский С.Д. Специфика американского театрального образования // Театральное образование на пороге третьего тысячелетия: Материалы международной научно-практической конференции 11-14 мая 2000 года. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2000. – С.65-69. (0,25 п.л).

13.Черкасский С.Д. Учитель моего Учителя // Театрально-музыкальный альманах. Сезон 1999-2000. Красноярск: Отд. СТД, 2001. С.2-11.; 6 ил (1,2 п.л.)

14.Черкасский С.Д. Линия наследования, или кто учил моего учителя // Театрально-музыкальный альманах. Сезоны 2000-2001, 2001-2002. Красноярск: Отд. СТД, 2002. С.2-14.; 7 ил. (1,6 п.л.)

15.Черкасский С.Д. Путешествие к корням: наша театральная родословная // Культурное пространство путешествий. Материалы научного форума 8-10 апреля 2003 г. Санкт Петербургский государственный университет, Центр изучения культуры. СПб., 2003. С.154-158. (0,3 п.л.)

16.Tcherkasski S. St.Petersburg School of Directing // The Director in the Theatre World. Annual Conference of International Federation for Theatre Research. 22-27 May, 2004. Abstracts. St.Petersburg: SPBGATI, Meyerhold Centre, 2004. P. w/n. (0, 05 п.л.)

17.Черкасский С.Д. Режиссура Сулимова, или Предощущение педагогики // Сулимов М.В. Посвящение в режиссуру / Вступ. ст. и составл. – Черкасский С.Д. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 5-60. (6,5 п.л.)

18.Tcherkasski S. The Seagull in the Mirror of the System of Stanislavsky // Workshop Program. World Festival of Drama Schools. UNESCO Chair. International Theatre Institute (ITI), 2004. P. 30-32. (0,2 п.л.)

19.Черкасский С.Д. Петербургская театральная школа в международном контексте. Опыты взаимодействия // Театр и школа. СПГАТИ-225 лет. Материалы юбилейной международной научно-практической конференции 27 марта 2004 г. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006. С 8-12. (0,3 п.л)

20.Tcherkasski S. No Fuzz, no Feathers // RADA’s Magazine. 2007. № 2. P. 8-9. (0,2 п.л.)

21.Черкасский С.Д. Станиславский и Страсберг – оппоненты или единомышленники? // Театральная жизнь 2008. № 2. С. 49-51. (0,3 п.л.)

22.Черкасский С.Д. Английская «Утиная охота» // Театральная жизнь 2008. № 1. C. 107-110. (0,6 п.л.)

23.Tcherkasski S. Stanislavsky System – first 100 years // Stanislavski in Finland. Colloquium Program 4-5 April 2009. Tampere: Center for Practice as Research in Theatre, 2009. P. w/n. (0,05 п.л.)

24. Tcherkasski S. Fundamentals of the Stanislavski System and Yoga Philosophy and Practice // Stanislavski Studies: peer-reviewed eJournal, presenting world-class scholarship on subjects related to the work of Konstantin Stanislavski. 2012. № 1 / Intr. Anatoly Smeliansky. URL: http://stanislavskistudies.org/category/issues/issue-1/ (дата обращения 6.02.2012) (1,7 п.л.)