Научная тема: «РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СОБЫТИЙНО-ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Экзистенциально-гуманистическое направление воспитания детей, сформированное на гуманистических идеях философии экзистенциализма и экзистенциальной антропологии, связывает воспитание с экзистенциальной сущностью человека, решает проблему смысло-значимого наполнения жизни формирующейся личности в процессе познания, творчества и общения. Данное направление как один из мировоззренческих базисов воспитания позволяет выявить имманентную логику ценностного самоопределения растущего человека как основу его жизнеспособности и через эту логику рассмотреть движущие силы, тенденции его жизнестроительства. Осмысление педагогом воспитания как со-бытия ориентирует его в воспитательной практике учреждения дополнительного образования детей на организацию совместной событийной ценностно-творческой деятельности, реализацию диалоговых форм педагогического взаимодействия, актуализирующих сознательный поиск, «завоевание и присвоение» личностью смыслов и целей.

2. Воспитательная система учреждения дополнительного образования детей обладает потенциалом, включающим педагогический, организационно-управленческий, информационный, содержательный, программно-методический ресурсы, воспитательные возможности и средства, способствующие нахождению каждым воспитанником зоны успешности, позитивного видения жизненных перспектив в познании и творчестве, осознанию личного ресурса успешности как средств достижения жизненных целей.

3. Понятийно-категориальный аппарат уточняет терминологическое пространство проблемы и представлен общими («воспитательная система учреждения дополнительного образования детей», «развитие воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей»), определяющими смысловой круг рассматриваемой проблемы, и специальными («событийная детско-взрослая воспитательная общность», «событийная ценностно-творческая деятельность», «воспитательное событие», «система социального творчества и проектирования социально-культурных событий») понятиями, отражающими специфику исследуемого процесса:

3.1. Воспитательная система учреждения дополнительного образования детей как сложное социально-педагогическое образование (явление) функционирует в соответствии с законами общественного развития (открытая социальная система), реализует педагогические задачи общества с учетом традиций внешкольной работы и специфики современного дополнительного образования детей (педагогическая система). Воспитательная система - это эффективная, управляемая целостность, включающая развивающуюся во времени и пространстве упорядоченную совокупность компонентов: системно-целевой (цели, идеи, принципы, научно-осознанные интересы специалистов); системно-элементный (единичные субъекты, совокупные субъекты); системно-структурный (внутренние связи и зависимости между элементами данной системы, позволяющие получить представление о внутренней организации исследуемой системы); системно-функциональный (роль системы в целом и его компонентов); системно-ресурсный (ресурсы и возможности, требующиеся для развития системы); системно-интегративный (совокупность интегративных свойств системы, обеспечивающих её целостность и уникальность); системно-коммуникационный (внешние связи системы с окружающей средой); системно-исторический (пройденные этапы, современное состояние, возможные перспективы развития). Воспитательная система эволюционно развивается во времени и имеет детерминированный результат.

3.2. Развитие воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей - целенаправленно организованный педагогическим коллективом процесс качественного преобразования воспитательной системы в уникальную событийную детско-взрослую воспитательную общность. Воспитательная система в своем развитии проходит ряд этапов: разработка концепции, моделирование воспитательной системы, проектирование интегративных процессов, формирование ценностно-смыслового поля межличностного взаимодействия субъектов, поддержание воспитательной системы в устойчивом состоянии, перестройка системы при возникновении дезинтегрирующих явлений.

3.3. Событийная детско-взрослая воспитательная общность - это совокупный субъект совместно-распределительной воспитательной деятельности, объединяющий самостоятельных людей, несовпадающих по уровню развития (воспитанников, педагогов, родителей и других взрослых), способных к построению субъект-субъектных отношений и объединенных совместной творческой активностью, общим процессом развития и способностью к осознанию системы ценностных отношений внутри общности.

3.4. Событийная ценностно-творческая деятельность - творческая активность субъекта, имеющая в своем основании познание себя, мира, связи с миром в опыте внешней практической деятельности и внутренних процессов поиска, оценки, выбора целей и средств жизнетворчества.

3.5. Воспитательное событие - как интегративная единица воспитательного процесса, обладающая высоким «потенциалом экзистенциальности», реализующая функции заботы и придания смысла на основе помогающих отношений.

3.6. Система социального творчества и проектирования социально-культурных событий ¾ совокупность совместных личностно и социально-значимых творческих замыслов педагогов, воспитанников и их родителей.

4. Событийно-интегративный подход обеспечивает включение в гуманитарную парадигму воспитания экзистенциальной проблематики, определяет смысло-ориентированный характер воспитательной системы, обращающий человека к ценностям, способам и смыслам бытия; по сущностным характеристикам подход строится на идеях системно-синергетического, событийного, ценностного подходов в их рефлексивно-преобразующей функции.

Событийно-интегративный подход как методологическое основание концепции развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей предполагает: рассмотрение процесса развития воспитательной системы как процесса интеграции, проявляющейся на системном уровне - в стремлении ее элементов к упорядоченности, движении к целостности; на внутрисистемном - в сплочении детско-взрослой общности, интеграции технологий, обусловливающих согласование действий субъектов; на личностном - жизнеспособность как интегративное свойство человека.

В качестве интегативного элемента системы выступает воспитательное событие, во-первых, как организационно-содержательная основа сохранения традиций и создания новых в системе социального творчества и проектирования социально-культурных событий; во-вторых, как способ сплочения общности на основе наполненного смыслом дела; в-третьих, как способ деятельностной интеграции ребенка в полноценную жизнь общества.

5. Авторская концепция развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей, разработанная на основе событийно-интегративного подхода, дает целостное представление об основных идеях, целях, принципах, содержании и способах организации воспитательного процесса, роли в нем событийной детско-взрослой воспитательной общности, окружающего социума; раскрывает перспективы и пути стабильного функционирования данной системы.

Ядро концепции составляют:

  • ведущая идея исследования (событийно-интегративный подход обеспечивает экзистенциально-гуманистическую направленность воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей и способствует ее развитию с целью реализации социального заказа на жизнеспособную личность) и частные идеи (незавершимость воспитания человека, сотворчество как приоритетная цель-ценность, событийная основа жизнедеятельности детей и взрослых), обеспечивающие системность знаний о сущности и динамике воспитательной системы;
  • закономерности (ценностно-целевые ориентиры развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей закономерно зависят от характера общественно-исторических, социокультурных и социально-экономических отношений в обществе; уровень сплоченности событийной детско-взрослой воспитательной общности и этапы развития воспитательной системы взаимообусловлены; при реализации совокупности технологий закономерно происходит ценностное самоопределение каждого субъекта (педагога, воспитанника, родителя), обеспечивающие устойчивые тенденции развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей;
  • принципы развития воспитательной системы: базовые принципы: социальной открытости (готовность воспитательной системы к партнерству); динамизма (все свойства объекта рассматриваются как изменяющиеся); регионализма (адаптивность к особенностям региона); государственно-общественного управления воспитанием (консолидация усилий органов государственной власти и общественности в решении проблем воспитания); принципы качественного преобразование: принцип антропогенеза (движение субъекта в событийном пространстве), принцип формогенеза (становление со-бытийной детско-взрослой воспитательной общности, способной к самоорганизации), принцип нормогенеза (нормы приобретают личностно значимый характер); принципы взаимодействия: принцип со-бытия (организация пространства культуросообразного со-бытия»), принцип диалогизма (социально-ценностная обусловленность взаимодействия, заключающегося в отношении к Другому как к "Ты"), принцип ценностно-смыслового равенства (регулятив субъект-субъектного взаимодействия), принцип ориентации на самоограничения (детерминация человеческого поведения ценностями), принцип рефлексии (рефлексия как механизм смыслопоисковой активности субъекта), принцип позитивного партнерства и творческой самореализации (атмосфера равноправия и взаимопонимания стимулирует творческую активность воспитанника), принцип воспитания успехом (успешность как необходимое условие психологического благополучия воспитанника, включения его в деятельность, развития ценностных ориентаций), отражающих сущность закономерностей как ориентира для разработки приоритетной стратегии развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей;
  • процессная модель воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей, выступающая прогностическим основанием и структурно отражающая относительно самостоятельные блоки: концептуально-целевой отображает подсистему целей и идей (ведущая и частные идеи); структурно-функциональный включает основные компоненты (системно-целевой, системно-элементный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-ресурсный, системно-интегративный, системно-коммуникационный, системно-исторический) системы, функциональную направленность их деятельности; программно-содержательное и технологическое обеспечение; динамический включает этапы развития воспитательной системы с учетом ресурсов и возможностей учреждения; результативный определяет динамику воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей в соответствии с разработанными критериями (на межсистемном, внутрисистемном, личностном уровнях).

6. Эффективность развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей с позиций событийно-интегративного подхода обеспечивают социально-педагогические условия, стимулирующие реализацию потенциала учреждения дополнительного образования детей:

  • стимулирование процесса развития воспитательных систем учреждений дополнительного образования детей всех видов на региональном уровне;
  • расширение сети социальных партнеров с целью реализации приоритетных направлений воспитания;
  • обеспечение интеграции науки и практики как формы сопряжения и решения теоретических и прикладных проблем воспитания в регионе;
  • повышение профессиональной компетентности руководящих (готовность руководителя к адаптивному управлению) и педагогических (готовность педагога к переходу из привычного режима деятельности в режим педагогических событий) кадров;
  • создание системы социального творчества и проектирования социально-культурных событий как воспитательного комплекса с целью самоутверждения, самоопределения и самореализации воспитанника в пространстве «группа» → «учреждение» → «город» → «социум».

7. Совокупность технологий включает технологию компетентностной подготовки педагогов-организаторов событийного пространства как целенаправленного воздействия на педагога в аспекте формирование его готовности к организации воспитательных событий; технологию ценностного самоопределения воспитанника как совокупности специально выбранных методов, форм и средств осуществления поиска цели-ценности, проявления индивидуальности воспитанника; технологию сотрудничества с семьей как субъектом событийной общности, ориентированную на укрепление отношений сотрудничества как педагогического альянса.

Список опубликованных работ
I. Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.Болотова, М.И. Педагогические условия воспитания нравственной ответственности у подростков в дополнительном образовании детей (в свете идей В.А. Сухомлинского) / М.И. Болотова, Г.И. Биушкин // Вест. Оренб. гос. ун – та. – Оренбург, 2007. - №2(65). – С.12-18. (0,3 п.л. / авт.0,37 п.л.)

2.Болотова, М.И. Со-бытие как основа воспитательного пространства детско-взрослой общности / М.И. Болотова // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание). – Новосибирск, 2008. - №1. –.С. 318-326. (0,56 п.л.)

3.Болотова, М.И. Семья и учреждения дополнительного образования детей: грани сотрудничества / М.И. Болотова // Знание. Понимание. Умение. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2008.- №2.- С. 79-84. (0,37 п.л.)

4.Болотова, М.И. Со-бытие как основа воспитания / М.И. Болотова // Философия образования. – Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2008. - №1 (22). – С. 219-227. (0,56 п.л.)

5.Болотова, М.И. Проектирование событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей: цели и содержание / М.И. Болотова // Вестник университета: ГОУВПО «Государственный университет управления», Москва, 2009. №16. – С. 18-21. (0,5 п.л.)

6.Болотова, М.И. Интеграция воспитательных потенциалов семьи и учреждений дополнительного образования детей / М.И. Болотова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: педагогика и психология. - Киров: Издат. центр ВятГГУ, 2009. - №3 (3).- С. 94-98. (0,62 п.л.)

7.Болотова, М.И. Проектирование событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей: цели и содержание / М.И. Болотова // Вестник университета: ГОУВПО «Государственный университет управления», Москва, №16, 2009. – С. 18-21. (0,37 п.л.)

8.Болотова, М.И. Ценностно-парадигмальное поле событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования / М.И. Болотова // Вестник университета: ГОУВПО «Государственный университет управления», Москва, 2009. - №32. – С. 14-17. (0,37 п.л.)

9.Болотова, М.И. Психолого-педагогическое сопровождение событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей / М.И. Болотова, А.Д. Насибуллина // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание). – Новосибирск, 2009.- №11. – С. 210-218. (0,56 п.л./авт. 0,28 п.л.)

10.Болотова, М.И. Философско-педагогические детерминанты создания со-бытийной общности семьи и учреждения дополнительного образования / М.И. Болотова // Вестник Бурятского Государственного Университета. – Улан-Уде: Издательство Бурятского госунивеситета, 2010.- №1. - С. 7-13. (0,44 п.л.)

11.Болотова, М.И. Гносеологическое обоснование соотношения социального и нравственного в интегративном процессе социально-нравственного воспитания / М.И. Болотова, Н.В. Чуклова // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание). – Новосибирск, 2010. - №3. – С.168-176. (0,56 п.л./авт. 0,44 п.л.)

12.Болотова, М.И. Формирование социального здоровья ребенка во взаимодействии семьи и учреждения дополнительного образования / М.И. Болотова, Л.М. Степанова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Челябинск, 2011. - №13. – С. 130-134. (0,62 п.л./авт. 0,32 п.л.)

13.Болотова, М.И. Событийно-интегративный подход как методологическая стратегия развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей / М.И. Болотова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара, 2011. – Том 13, №2 (5). – С. 1035-1041. (0,44 п.л.)

14.Болотова, М.И. Научно-методическое обеспечение развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей / М.И. Болотова // Вестник университета: ГОУВПО «Государственный университет управления». - Москва, 2011. - № 18. – С. 11-14. (0,5 п.л.)

15.Болотова, М.И. Воспитательная система учреждения дополнительного образования детей как фактор ценностного самоопределения личности / М.И. Болотова // Вестник университета: ГОУВПО «Государственный университет управления». - Москва, 2011. - № 23. – С12-17.(0,37 п.л.).

16.Болотова, М.И. Ценностное самоопределение воспитанника как результативно-целевая основа воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей / М.И. Болотова // Педагогический журнал Башкортостана. – Уфа: Издательство: БГПУ, 2012. - № 6. – С. 118-127. (0,63 п.л.)

II. Монографии

17.Болотова, М.И. Событийная общность семьи и учреждения дополнительного образования детей: актуальность, сущность, осмысление проектирования: коллективная монография / М.И. Болотова / Педагогика: семья-школа-общество: коллективная монография / [Е.Н. Абузярова, О.Ю. Афанасьева, С.А. Барамзина и др.]; под общей ред. проф.О.И. Кирикова. – Книга 11. – Воронеж: 1. ВГПУ, 2007. – С. 367-375. (0,56 п.л.)

18.Болотова, М.И. Патриотическое воспитание в семье и образовательных учреждениях: коллективная монография / М.И. Болотова, М.Г. Елагин / Педагогика: семья-школа-общество: коллективная монография / под общей ред. проф.О.И. Кирикова. – Книга 12. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С.195-205. (0,67 п.л.)

19.Болотова, М.И. Экзистенциально-гуманистические ориентиры развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей: монография / М.И. Болотова – Оренбург: Изд-во «Детство», 2011. – 184 с. ISBN 978-5-9903037-1-3 (11,5 п.л.)

20.Болотова, М.И. Теория и практика развития воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей: монография / М.И. Болотова. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2011. – 300 с. ISBN 978-5-9903037-2-0 (18,5 п.л.)

III. Учебно-методические пособия

21.Болотова, М.И. Профессиональная образовательная программа повышения квалификации к аттестации методистов учреждения дополнительного образования детей / М.И. Болотова, Л.П. Безуглова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. – 42 с. (2,6 п.л.)

22.Болотова, М.И. Технология коллективной творческой деятельности в системе дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / М.И. Болотова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 79 с. (4,9 п.л.)

23.Болотова, М.И. Традиции семейного воспитания: метод. пособие / М.И. Болотова – Оренбург: Детство, 2005. – 91с.(5,7 п.л.)

24.Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: методическое пособие / М.И. Болотова. - Москва: Изд-во «Спутник +», 2005. -54 с. (3,4 п.л.)

25.Болотова, М.И. Хрестоматия произведений В.А. Сухомлинского по проблеме воспитания нравственной ответственности детей во внешкольной работе: учебное пособие / М.И. Болотова, Г.И. Биушкин. - Оренбург: Изд-во ГУК «ОМЦНТ», 2006. – 104 с. (6,5 п.л./авт. 3,25 п.л.)

26.Болотова, М.И. Понятийно-терминологический аппарат В.А. Сухомлинского по проблеме воспитания нравственной ответственности детей во внешкольной работе: методическое пособие / М.И. Болотова, Г.И. Биушкин. - Оренбург: Изд-во ГУК «ОМЦНТ», 2006. – 106 с. (6,5 п.л./авт. 3,3 п.л.)

27.Болотова, М.И. Реализация идей В.А. Сухомлинского по нравственному воспитанию подростка в системе дополнительного образования детей: учебное пособие / М.И. Болотова, Г.И. Биушкин. - Оренбург: Изд-во ОГПУК «ОМЦНТ», 2007. – 134 с. (8,38 п.л./авт. 5 п.л.)

28.Болотова, М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учебное пособие / М.И. Болотова, О.Г. Тавстуха, А.И. Щетинская. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 388 с. (ГРИФ УМО) ISBN 5-85859-317-8 (24,25 п.л./авт. 8 п.л.)

29.Болотова, М.И. Слагаемые успеха семейного воспитания: книга для заботливых родителей и детей: методические рекомендации / М.И. Болотова. - Оренбург: Детство, 2007. – 40 с. (2,5 п.л.)

30.Болотова, М.И. Формирование готовности педагога дополнительного образования к созданию событийного воспитательного пространства: методическое пособие / М.И. Болотова – Оренбург: Изд-во «Пресса», 2007. – 66 с. (4,1 п.л.)

31. Болотова, М.И. Дополнительная образовательная программа «Событийная педагогика: сущность и современные тенденции» / М.И. Болотова. – Оренбург: Изд-во «Пресса», 2007. – 23с. (1,44 п.л.)

32.Болотова, М.И. Патриотическое воспитание в региональной системе дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. - Оренбург: Изд-во «Детство», 2008. - 92с. (по заказу министерства образования Оренбургской области) (5,75 п.л.)

33.Болотова, М.И. Адаптивное управление учреждением дополнительного образования детей: методическое пособие / М.И. Болотова. - Оренбург: Детство, 2008. -100 с. (6,25 п.л.)

34.Болотова, М.И. Новые ценности воспитания: тезаурус для педагогов, воспитателей, педагогов-организаторов, методистов / М.И. Болотова – Оренбург: Детство, 2008. – 88 с. (5,5 п.л.)

35. Болотова, М.И. Программа областной очно-заочной школы для родителей «Ребенок, родитель, общество: путь к успеху» / М.И. Болотова. – Оренбург: Детство, 2009. – 28 с. (1,75 п.л.)

36. Болотова, М.И. Технология ценностного самоопределения воспитанника в со-бытии: методическое пособие / М.И. Болотова, А.И. Щетинская. – Оренбург: Детство, 2010. – 100с. (6,25/авт. 5 п.л.)

IV. Статьи в научных журналах

37. Болотова, М.И. Как определить характер и уровень досуга? / М.И. Болотова // Актуальные проблемы современной науки. – М., 2005. - №2. – С. 104-107. (0,25 п.л.)

38. Болотова, М.И. Сущность и структура событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей / М.И. Болотова // Внешкольник Оренбуржья. - Оренбург: Изд-во ОДТДМ, 2008. - №3. – С. 32-35. (0,62 п.л.)

39. Болотова, М.И. Основы патриотического воспитания в семье и учреждении дополнительного образования детей с учетом этнопедагогики / М.И. Болотова //Внешкольник Оренбуржья. - Оренбург: Изд-во ОДТДМ, 2008. - №6 . – С. 12-17. (0,4 п.л.)

40. Болотова, М.И. Семейный клуб как событийная детско-взрослая общность: событийно-интегративный подход / М.И. Болотова // Национальные приоритеты России/научный журнал. – Омск: ООО изд. Центр «Омский научный вестник», 2009. - №1,- С. 145-150. (0,4 п.л.)

V. Статьи, представленные по результатам участия в отечественных и зарубежных конференциях

41. Болотова, М.И. Социальные и нравственно-эстетические основы воспитания родителей в УДО / М.И. Болотова // Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы: сборник статей междунар. научн.-прак. конф. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 27-33. (0,4 п.л.)

42. Болотова, М.И. Семейное воспитание в системе дополнительного воспитания детей / М.И. Болотова // Философские, технические, методологические и социальные аспекты преподавательской, научной и производственной деятельности в сфере сервиса: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9. – Самара, 2004. –С.160-166. (0,43 п.л.)

43. Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования //Актуальные проблемы современной культуры детства: сборник научных материалов. – Челябинск: ЧГАИ, 2004. – С. 26-31. (0,4 п.л.)

44. Болотова, М.И. Событие как духовное взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования детей / М.И. Болотова // Современное образование и глобализация: опыт, проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции. - в 3 ч. – Ч.1: Инновации с современном образовании / под общ. ред. В.В. Нефедова, Ю.В. Нефедова, И.П. Белова. – Оренбург: Издательский центр «Скорпион», 2007. – 150 с., С.25-29. (0,3 п.л.)

45. Болотова, М.И. Потенциал системы дополнительного образования детей по разрешению социально-педагогических проблем семьи / М.И. Болотова //Здоровье семьи – 21 век: сборник материалов XII международной научной конференции (Израиль, г. Нетания). – Пермь: ОТ и ДО, 2009. – С. 117-228. (0,68 п.л.)

46. Болотова, М.И. Организация психолого-педагогического сопровождения работы с родителями дошкольников в учреждении дополнительного образования детей / М.И. Болотова, В.С. Дайлидене // Образование и семья: проблемы сопровождения: материалы международной научно-практической конференции 27-28 марта 2008 года, Часть I. Санкт-Петербург / под общей редакцией И.А. Хоменко – СПб. – 2008. – С. 121-130. (0,6 п.л. / авт. 0,3 п.л.)

47. Болотова, М.И. Роль и направления деятельности дополнительного образования детей по сохранению и укреплению социального здоровья семьи / М.И. Болотова, Т.И. Меерзон // Здоровье семьи – XXI век: материалы XIII международной научной конференции.– Пермь: ОТ и ДО, 2009. – С. 100-105. (0,43 п.л. / авт. 0,35п.л.)

48. Болотова, М.И. Основные направления социально-педагогической поддержки семьи в учреждении дополнительного образования детей / М.И. Болотова, А.Д. Насибуллина // Здоровье семьи – XXI век: материалы XIV международной научной конференции. – Пермь: ОТ и ДО, 2010. - С. 79-82. (0,4 п.л. / авт. 0,3 п.л.)

49. Болотова, М.И. Социальное взаимодействие с семьей в профильной школе информатики в дополнительном образовании детей / М.И. Болотова, Ю.А. Щетинский //Социальное партнерство в образовании как фактор развития современного образования: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Улан-Уде: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. – С. 73-75.

50. Болотова, М.И. Семья как социально-ценностная общность бытия ребенка / М.И. Болотова, Е.В. Харитонова // Здоровье семьи – XXI век: материалы XIV международной научной конференции. – Пермь: ОТ и ДО, 2011. - С. – 63-65. (0,3 п.л. / авт. 0,25 п.л.)

51. Болотова, М.И. Воспитание в системе дополнительного образования детей: традиции и перспективы / М.И. Болотова // Воспитание современной молодежи: социальное сотрудничество: материалы международного симпозиума. - Актобе: Актюбинский государственный институт, 2011. – С.18-23. (0,43 п.л.)

52. Болотова, М.И. Новый подход к воспитанию в системе дополнительного образования детей: мат-лы VII Международной научно-практической конференции «Образование и наука без границ – 2011» Вып. 18. Педагогические науки / М.И. Болотова, Е.В. Харитонова. – Польша: Пшемышль: Наука и общество. – С. 75-78. (0,25/авт. 0,19 п.л.)