- Сущность мифического не сводится к мифологии, то есть к мифической речи (тексту), её сюжетно-тематическим или структурно-логическим характеристикам, а состоит в алеаторической протонормативной императивности вещей и явлений, отрываемой в индивидуальном смыслоустанавливающем акте «знамения» как мифического первофеномена.
- Анализ интерпретаций современной мифической речи демонстрирует неустойчивость её мифического статуса, каждый раз требующего истолкования персонально-этического смысла высказываний, в связи с чем целесообразно введение термина «мифоид» для обозначения речи-манифестации мифического.
- Перцепты времени являются структурообразующими для мифического сознания, обусловливая тип персонального или коллективного этоса, конституируемого в процессе истолкования долженствующей реальности «знамений» и «призывов»; индивидуальный и коллективный мифический императив структурируется способом времяощущения.
- Темпоральность мифического, состоящая в ретроспективности мифического предмета и диалектической ретроспективно-проспективной направленности мифического сознания, полноценно воспроизводится в современных культурах на предметном субстрате коллективной истории, выступая основой культурной традиции.
- Современная персональная мифология представляет собой совокупность высказываний или образов, сопровождаемых латентной императивностью; современная коллективная мифология - дискурс, подразумевающий культурно одобряемые императивные смыслы, но не содержащий прямого заявления о долженствовании.
- Миф - модель внеконфессиональной аскезы, имеющая этико-темпоральную природу и организующая способ жизни исторической эпохи; формальная нерефлексивная («естественная») смысловая доминанта коллективного сознания, которая терминологически может быть представлена как «нативный миф культуры».
- Нативный миф познаётся как исторический идеальный тип, конструируемый на основе социокультурных свидетельств и служащий основой интерпретации их латентных императивных значений, организующих этико-темпоральную структуру коллективной повседневности.
- На основе анализа репрезентативных личностных свидетельств эпохи и идеально-типического сходства феноменов интеллигенции, движения толстовства, социально-политического дискурса марксизма в русской культуре XIX - начала XX века можно говорить о становлении нативного мифа «опрощения» как доминанты коллективного сознания, оформленной футуроориентированной и проективной моделью временения.
- В русской (советской) культуре начала конца XIX века - 1960-1970-х годов объективации нативного мифа и его этико-темпоральной структуры обнаруживались в правовой культуре (правовой скептицизм и дискурс «отмирания права») и образовательной практике (скрытая образовательная программа «опрощения», «со-страдания», «аскезы некультурия» и эсхатологизма.
- В процессе объективации нативный миф идеологизируется, система латентных коллективных темпорально-этических убеждений вытесняется внешним институциональным механизмом воспроизводства социокультурной нормы и её изобразительно-символических эрзацев; завершение мифогенеза связано с дезобъективацией и кризисом институционализаций нативного мифа.
- В современной культуре существует тенденция демифизации и псевдо-мифизации, связанная с деятельностью СМИ, что влечёт за собой опасность всесторонней идеологизации коллективного сознания в обществах современного типа.
- Мифотворчество личностей, а не коллективов представляет собой единственную подлинную реальность мифического, конституирующего новые «формы жизни» и типы личностного этоса, этим объясняется неустранимость мифа из пространства современной культуры.
1.Время и этос мифа. Диалектика мифотворчества в русской культуре XIX-XX веков [Текст] / НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – 324 с. – (Новгородский Межрегиональный институт общественных наук ; серия «Монографии» ; вып. 8) + Время и этос мифа. Диалектика мифотворчества в русской культуре XIX-XX веков [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (4,5 Мб). – Режим доступа: http://mion.novsu.ac.ru/display_epublication?id=300250078260, свободный. – Загл. с экрана, [18,4 п.л.];
2.Право и время [Текст] / НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2004. – 168 с. – (Новгородский Межрегиональный институт общественных наук ; серия «Монографии» ; вып. 1) + Право и время [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (2,11 Мб). – Режим доступа: http://mion.novsu.ac.ru/display_epublication?id=300250072014, свободный. – Загл. с экрана, [8,0 п.л.];
Статьи в рецензируемых журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора наук:
3.Аксиомы правосознания И.А.Ильина и темпоральный анализ развития правосознания [Текст] // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки: философия, культурология. – 2003. – № 24. – С. 46–50, [0,5 п.л.];
4.Миф и мифоид. Формы мифического в культурной среде [Текст] // Личность. Культура. Общество. – 2007. – Т. 9, № 3 (37). – С. 232–241, [0,6 п.л.];
5.Культура и миф [Текст] // Вопросы культурологии. – 2007. – № 10. – С. 9–11, [0,5 п.л.];
6.«Этика некультурия» как мировоззренческая проблема [Текст] // Вопросы культурологии. – 2008. – № 2. – С. 32–34, [0,5 п.л.];
7.Личность и миф (о субъекте мифической речи) [Текст] // Вопросы философии. – 2008. – № 6. – С. 56–65, [1 п.л.];
8.Герой и символ. Образ личности в мифическом контексте [Текст] // Вопросы культурологи. – 2008. – № 7. – С. 55–57, [0,5 п.л.];
9.Познание мифического как методологическая проблема [Текст] // Эпистемология & философия науки.– 2008. – Т. XVII, № 3. – С. 182–193, [0,8 п.л.];
Статьи и тезисы в других научных изданиях:
10.Проблемы социальной экологии в традициях русской правовой культуры [Текст] // Бренное и вечное: Экология человека в современном мире. Всероссийская научная конференция 23-24 октября 2001 г. : тезисы докладов и выступлений. Вып. 4. – Великий Новгород, 2001. – С. 124–126, [0,2 п.л.];
11.Диалектика социального и личностного времени как фактор развития правосознания [Текст] / А.П.Донченко // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки: философия, культурология. – 2001. – № 18. – С. 3–9, [0,5 п.л. / 0,25 п.л.];
12.Облик современного мифа [Текст] // Бренное и вечное: политические и социокуьтурные сценарии современного мифа: Материалы Всерос. научн. конф. 11-12 октября 2005 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2005. – С. 233–237, [0, 25 п.л.];
13.Вопрос о предмете мифической речи [Текст] // Бренное и вечное: символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – С. 152–156, [0, 25 п.л.];
14.Образ национального этоса в русской философии и литературе рубежа XIX-XX веков [Текст] // Русская словесность в поисках национальной идеи. Международный научный симпозиум 6-9 июля 2007 г.: Материалы / сост. и общ. ред. А. Н. Долгенко. – Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. – С. 143–147, [0,5 п.л.];
15.Диалектика социального мифотворчества [Текст] // Актуальные проблемы современности сквозь призму философии: Сборник докладов. Выпуск 1 / отв. ред. С. В. Девяткин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007.– (Новгородский Межрегиональный институт общественных наук ; серия «Научные доклады» ; вып. 4) – С. 108-130 + Диалектика социального мифотворчества // Актуальные проблемы современности сквозь призму философии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. (5 Мб). – Режим доступа: http://mion.novsu.ac.ru/display_epublication?id=300250078259, свободный. – Загл. с экрана, [1 п.л.];
16.Миф и идеология. Мифическое в политике [Текст] // Бренное и вечное: социально-мифологическое и политософское измерения идеологии в «массовых обществах»: Материалы Всерос. науч. конф. 9-10 октября 2007 г. / редкол.: А. П. Донченко, Г. Э. Бурбулис, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. Г. Э. Бурбулиса ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – С. 291–294, [0,25 п.л.];
17.О традиции правового скептицизма в русской культуре XIX-XX веков [Текст] // Философия права в России: теоретические принципы и нравственные основания. Материалы международной научной конференции 15-17 ноября 2007 г., Санкт-Петербург / отв. редакторы И. Д. Осипов, В. Ю. Перов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007. – С. 92–94, [0, 2 п.л.];
18.Эстетика небытийственности в мифологии русского декаданса [Текст] // Декаданс в Европе и России: Международная научная конференция 9-10 декабря 2007 г. : Материалы / сост. и общ. ред. А. Н. Долгенко. – Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. – С. 135–140, [0,4 п.л.];
19.Современное мифотворчество как явление внеконфессиональной религиозности [Текст] // Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России: Материалы IV международной научной конференции (Курган, 10-11 апреля 2008 г.). – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. – С. 175–176, [0,15 п.л.];
20.Роль мифического в индивидуально-личностном жизнетворчестве (О мифической алеаторике) [Текст] // Берестень: философско-культурологический альманах / редкол. М. Н. Громов, А. П. Донченко, К. Ф. Завершинский, С. Г. Кара-Мурза, С. А. Маленко, Б. В. Марков, А. Г. Некита ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 2008. – № 2 (2). – С. 135–139, [0,4 п.л.];
21.Роль ритуала в процессе мифизации повседневности // Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира : Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – С. 299–302, [0,25 п.л.];
22.«Идолы и идеалы»: философия В.С.Соловьёва в контексте дискуссий об общественном идеале // Соловьёвские исследования: Периодический сборник научных трудов. – Вып. 17. Онтология, теория познания и социальная философия В.С.Соловьёва. – Иваново, 2008. – С. 165–175, [0,5 п.л.].