2. Непременными условиями развития правового регулирования территориального устройства России выступают обеспеченность территориальной целостности и неприкосновенности государственной территории, реализация суверенитета Российской Федерации на всей ее территории. Передача части полномочий Российской Федерации как международным организациям, так и субъектам Российской Федерации должна способствовать качественному росту эффективности их осуществления и не может быть истолкована как ограничение прав суверенного государства или нарушение целостности его суверенитета. Соблюдение государством общепризнанных принципов и норм международного права исключает возможность правомерного нарушения его территориальной и пространственной целостности. Прогнозируется формирование модели постоянного государственно-планетарного партнерства как урегулированного правом процесса согласования национальных интересов с всеобщими (планетарными), национальных интересов различных государств, а также осуществления и защиты суверенных прав (включая территориальное верховенство) государства в условиях глобализации.
3. Предлагаемая концепция развития правового регулирования территориального устройства Российской Федерации основана на непреходящей социально-правовой ценности государства, его территории и границ. При этом система территориального устройства Российской Федерации не охватывает всю ее территорию, а государственной территорией не исчерпывается пространственный потенциал России.
Территориальное устройство государства предлагается рассматривать как часть государственного устройства (государственного строя), представляющую собой систему территориальных единиц в государстве, включающую, во-первых, разделение территории государства на составляющие, определение их правового статуса и границ (территориальное деление), во-вторых, динамику создания, преобразования, изменения границ и упразднения территориальных единиц (территориальные процессы). Образование всех территориальных единиц государства осуществляется в целях всестороннего развития и охраны территории, наилучшего использования территориального потенциала государства во благо общества и личности.
4. Аргументируется рассмотрение всех видов изменений территориальных единиц государства, осуществляемых по воле государства и общества, в рамках родовой категории «территориальные процессы». Выделены основные виды территориальных процессов, в частности, государственно-территориальный, административно-территориальный, муниципально-территориальный и специальный территориальный процессы, направления их реализации, а также стадии государственно-территориального и муниципально-территориального процессов. Предлагается предоставление больших возможностей для участия населения в территориальных процессах на основе единства социально-правовых ценностей, знания нормативных возможностей преобразования территориального устройства и готовности к реализации данных возможностей, а также защите территории страны народом России.
5. Обосновывается необходимость выработки отвечающей современным потребностям страны концепции территориального развития Российской Федерации как программного документа. Территориальное развитие государства включает следующие основные составляющие: 1) расширение территории государства либо создание условий для ее расширения путем присоединения территории иностранного государства (его части) в соответствии с международным и национальным правом государства; 2) интеграцию новой либо малоосвоенной территории в общегосударственное пространство; 3) совершенствование внутреннего территориального устройства государства; 4) защиту территориальной целостности и обеспечение неприкосновенности территории государства.
Определен комплекс мер правового обеспечения территориального развития России, в частности разработка нового универсального Классификатора объектов территориального деления на базе ОКАТО и ОКТМО с учетом лучшего опыта России; законодательное установление обязательного введения разделов, комплексно характеризующих территориальный аспект, во все виды прогнозных, плановых и оперативных документов, разрабатываемых и принимаемых на федеральном уровне.
6. Предложено объединение совокупности специальных территориальных единиц, формируемых для решения специальных задач путем осуществления полномочий органов публичной власти в определенной сфере отношений, в особый вид территориального устройства государства (компонент его системы) - специальное территориальное устройство России учитывая возрастание численности и роли таких единиц в организации территории государства (как в России, так и в зарубежом). Аргументируется недопустимость отождествления системы территориального устройства Российской Федерации с ее базовыми компонентами, прежде всего государственно-территориальным устройством. Обосновывается, что диалектика соотношения административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации и территориальной организации местного самоуправления исключает их отождествление, но обуславливает взаимосвязанность с предопределенностью административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации территориальной организацией местного самоуправления на его территории.
7. Выявлен оптимальный сценарий совершенствования правового регулирования территориального устройства Российской Федерации посредством юридического прогнозирования с учетом инструментария правового мониторинга. Прогноз основан на анализе влияния трех основных факторов территориального развития (социально-экономического, политико-стратегического и пространственного) на правовое регулирование территориального устройства России и связан с конкретизацией правовых ориентиров совершенствования территориального устройства, заданных Конституцией Российской Федерации; определением пределов правового регулирования территориального устройства Российской Федерации; разработкой правовых механизмов развития территориального устройства Российской Федерации. Названные факторы оказывали постоянное и определяющее влияние на территориальное устройство России, его правовое регулирование, сам состав территории и формы взаимодействия центральных и региональных органов в истории России.
Доминирование политико-стратегического фактора порождало проблемы превалирования административного аспекта территориального развития над экономическим и политического - над правовым, а также социально-экономической разобщенности страны даже при достижении политико-правового единства. Прогнозируется поиск баланса влияния социально-экономического и политико-стратегического факторов, возрастание воздействия пространственного фактора на территориальное устройство России и его правовое регулирование.
8. Междисциплинарный подход к разработке проектов совершенствования территориального устройства обуславливает обязательность их правовой оценки как основной предпосылки их практической реализации. Правовая оценка предусматривает не только сопоставление соответствующего проекта с действующей правовой системой, но и юридический прогноз будущего развития оцениваемого института территориального устройства, что позволяет определить эффективность планируемого изменения правового регулирования территориального устройства Российского государства. В прогнозе социально-экономической составляющей последствий территориальных процессов целесообразно применение оценки регулирующего воздействия. Рост влияния правового фактора на территориальные преобразования связан, в частности, с расширением использования элементов региональной демократии, обеспечением недискриминации, соблюдением гарантий прав территориальных сообществ и граждан в современных государствах, а также решением возникающих между центром и регионами проблем посредством диалога при условии возможности правомерного применения силы государством для сохранения своей целостности.
9. Обосновывается продуктивность использования метода моделирования в исследовании территориального устройства любого современного государства исходя из многовариантности моделей территориального устройства. Основными моделями территориального устройства предлагается считать унитарную, муниципальную, унитарно-региональную (регионалистскую), федерированно-региональную (переходную к федерации), централизованную федеративную, децентрализованную (классическую) федеративную, союзную (переходную от конфедерации к федерации) модели. Делается вывод о тенденции к стиранию границ между моделями территориального устройства государств и межгосударственных объединений (на примере соотношения децентрализованных федераций, союзных государств и конфедераций).
Модель территориального устройства конкретного государства образует сочетание черт различных «идеальных» моделей. Так, Российская модель территориального устройства сочетает черты различных теоретических моделей территориального устройства (регионалистской, муниципальной, унитарной) при преобладании федеративных черт. Данное сочетание не делает ее неэффективной или «неправильной», а отражает специфику развития России. Снижению отклонения функционирования системы территориального устройства от ее нормативной модели способствуют выработка и укоренение в индивидуальном и общественном сознании концептуальных основ модели территориального устройства.
10. Сформулированы основные признаки субъекта Российской Федерации, а также комплекс предложений по совершенствованию законодательства об изменении субъектного состава Российской Федерации. Предложения направлены, в частности, на установление критериев обоснованности объединения субъектов Российской Федерации, определение правового положения административно-территориальной единицы с особым статусом, созданной в результате образования нового субъекта Российской Федерации, регламентацию участия высших органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации в разработке проекта федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Российской Федерации, определение сбалансированных сроков принятия основных правовых актов нового субъекта Федерации. Обосновывается преобразование организации межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в направлении увеличения их числа при уменьшении территории функционирования каждой ассоциации, что создаст социально-экономические и культурно-психологические предпосылки для усиления межрегиональной кооперации и продолжения тенденции объединения ряда субъектов Российской Федерации по решению их жителей.
11. Предлагаются концепции федеральных законов, регулирующих территориальное устройство России. Во-первых, разработана концепция базового федерального конституционного закона о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации на основе которого предложено принятие специальных федеральных конституционных законов об изменении конституционно-правового статуса конкретного субъекта Российской Федерации, исходя из прямого конституционного установления (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).
Во-вторых, совершенствование правовых основ государственно-территориального устройства Российской Федерации, необходимость урегулирования возникающих территориальных споров между субъектами Федерации предопределяют потребность в принятии федерального закона об изменении границ субъектов Российской Федерации, концепция которого предложена в работе.
В-третьих, в условиях отсутствия системности и единства подходов региональных законодателей к правовому регулированию административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации аргументирована концепция федерального закона об основах административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, что позволит отражать региональную специфику при обеспечении необходимой унификации и системности такого регулирования.
12. Совершенствование модели территориальной организации местного самоуправления основывается на необходимости правового обеспечения оптимальных условий для эффективного решения вопросов местного значения с точки зрения обеспечения наилучшего качества жизни населения при соразмерности затрат и гарантированности участия жителей в принятии ключевых решений. Приоритеты развития прогнозируемой модели формулируются государством исходя из демографического потенциала муниципальных образований и социально-экономической базы, в том числе перспектив территориального развития с учетом необходимости стабилизации территориальной организации местного самоуправления в России. Предложено выделение, как минимум, восьми типов муниципальных образований: в дополнение к определенным в законодательстве сельскому и городскому поселениям, городскому округу, внутригородскому муниципальному образованию, муниципальному району предлагается установление таких типов муниципальных образований как малое сельское поселение, специальное городское поселение, городская агломерация, компетенцию которых целесообразно дифференцировать.
13. Макрорегионы (образования, объединяющие территории нескольких субъектов Российской Федерации) могут способствовать территориальному развитию России как специальные территориальные единицы. Учитывая исторический опыт России придание им статуса государственно-территориальных единиц наряду или вместо субъектов Российской Федерации не отвечает задачам развития России. Основы статуса и организации специальных территориальных единиц, формируемых в целях обеспечения территориального развития (включая макрорегионы), целесообразно урегулировать в едином федеральном законе. Аргументирована также продуктивность формирования управленческих округов как специальных территориальных единиц территориально крупных субъектов Российской Федерации для решения задач социально-экономического развития, координации государственного управления и межмуниципального сотрудничества.
1. Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы / А.Н. Чертков. - М.: ИЗиСП, 2009. - 343 с. 17 п.л.
2. Чертков А.Н. Развитие правового регулирования территориального устройства России: историко-теоретический аспект / А.Н. Чертков. - Брянск, 2011. - 434 с. 21 п.л.
3. Чертков А.Н. Законодательное регулирование в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. - М.: Юстицинформ, 2005. - 224 с. 14 п.л.
4. Чертков А.Н. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий. - М.: Юстицинформ, 2006. - 127 с. 8 п.л.
5. Чертков А.Н. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / А.Н. Чертков. - М.: Юстицинформ, 2006. - 535 с. 33,5 п.л.
6. Чертков А.Н. Правовые аспекты изменения субъектного состава Российской Федерации / А.Н. Чертков. - Брянск: РИО БГУ, 2007. - 160 с. 5,7 п.л.
7. Чертков А.Н. Правовые проблемы современного российского федерализма. Учебное и научно-практическое пособие. – Брянск: Курсив, 2006. – 162 с. 10,9 п.л.
8. Чертков А.Н. Концепция развития конституционного законодательства / А.Н. Чертков (в соавторстве с А.Е. Постниковым, Л.В. Андриченко, В.И. Васильевым, Н.М. Колосовой, А.В. Павлушкиным, Е.Е. Никитиной, Л.Н. Васильевой, Н.Е. Егоровой) // Концепция развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. - М.: Эксмо, 2010. - С. 123 - 163. 5,5 п.л.
9. Чертков А.Н. Концепция развития законодательства в области федеративных отношений/ А.Н. Чертков (в соавторстве с Т.Я. Хабриевой, Л.В. Андриченко, В.О. Елеонским, В.А. Сивицким) //Концепция развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М.: Городец, 2004. - С. 151 - 167. 1 п.л.
10. Чертков А.Н. Рекомендации об организации взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами государственной власти / А.Н. Чертков // Административная реформа в субъектах Российской Федерации. Научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - М.: Контракт, 2008. - С. 192 - 195. 0,25 п.л.
11. Чертков А.Н. Правовое обеспечение территориальной целостности и государственного единства России / А.Н. Чертков // Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации. Научно-практическое пособие / отв. редактор В.Г. Вишняков. - М.: Юридическая литература, 2005. - С. 138 - 163. 1,3 п.л.
Публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, ведущих изданиях иностранных государств:
12. Чертков А.Н. Территориальные преобразования как процессы (на примере преобразования муниципальных образований в России) // Держава i право. - 2011. - № 54. - С. 161 - 167. 0, 4 п.л.
13. Чертков А.Н. Правовые модели территориального устройства государства //Порiвняльне конституцiйне право. - 2011. - № 12. - С. 34 1- 349. 0, 4 п.л.
14. Чертков А.Н. Практика Конституционного Суда Российской Федерации и динамика федеративных отношений // Журнал Российского права. - 2011. - № 10. С. 109 - 115. 0,5 п.л.
15. Чертков А.Н. Конституционно-правовые средства обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации // Российская юстиция. - 2011. - № 4. - С. 7 - 10. 0,5 п.л.
16. Чертков А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица // Журнал российского права. - 2011. - № 1. - С. 76 - 81. 0,5 п.л.
17. Чертков А.Н. Государственный суверенитет России: свойство государства, основа народовластия и гарантия территориальной целостности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2010. - № 6. - С. 67 - 74. 0,7 п.л.
18. Чертков А.Н. Территориальное устройство Московского государства // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 10. - С. 54 - 57. - 0, 45 п.л.
19. Чертков А.Н. Территориальное устройство Древнерусского государства: правовые основы //История государства и права. – 2010. - № 21. – С. 34-36. 0, 3 п.л.
20. Чертков А.Н. Правовое регулирование территориального развития СССР в период Великой Отечественной войны // Журнал российского права. - 2010. - № 5. - С. 138 - 144. 0,6 п.л.
21. Чертков А.Н. Публично-властная природа местного самоуправления и государственной власти как основа их соотношения // Политика и общество. - 2010. - № 7. - С. 61 - 73. 1 п.л. (в соавторстве с Полещенко Д.А.).
22. Чертков А.Н. Законодательное регулирование территориального устройства Российской Федерации: проблемы и решения // Журнал российского права. - 2009. - № 12. - С. 22 - 30. 0,5 п.л.
23. Чертков А.Н. Правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации как пространственного предела их территории // Журнал российского права. - 2009. - № 9. - С. 17 - 25. 0,5 п.л.
24. Чертков А.Н. Территориальный аспект правового обеспечения социально-экономического развития России// Федерализм. - 2009. - № 3. - С. 59 - 74. 1 п.л.
25. Чертков А.Н. Перспектива расширения способов изменения субъектного состава Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 78 - 87. 1 п.л.
26. Чертков А.Н. Развитие договорного аспекта федеративных отношений в условиях современной России // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 3. - С. 97 - 105. 0,5 п.л.
27. Чертков А.Н. Проблемы правового регулирования регионального развития Российской Федерации // Федерализм. - 2007. - № 4. - С. 117 - 134. 1п.л. (в соавторстве с Андриченко Л.В.)
28. Чертков А.Н. Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: проблемы конституционно-правового оформления // Государство и право. - 2007. - № 8. - С. 23 - 30. 0,9 п.л.
29. Чертков А.Н. Зарубежный опыт разграничения предметов ведения федерации и субъектов федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2006. - № 4. - С. 44 – 49. 0,6 п.л.
30. Чертков А.Н. Возможности совершенствования субъектного состава Российской Федерации: правовые аспекты // Журнал российского права. - 2005. - № 11. - С. 31 - 39. 0,5 п.л.
31. Чертков А.Н. Конституционные основы и правовые проблемы российского федерализма // Представительная власть ХХI век. - 2005. - № 3. - С. 129 - 148. 0,5 п.л.
32. Чертков А.Н. Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения: содержательный и юридико-технический аспекты // Федерализм. - 2005. - № 3. - С. 129 - 148. 1,2 п.л.
33. Чертков А.Н. Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы // Журнал российского права. - 2005. - № 3. - С. 100 - 126. 2 п.л. (в соавторстве с Андриченко Л.В., Домриным А.Н., Сивицким В.А.).
34. Чертков А.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. - 2005. - № 2. - С. 3 - 11. 2 п.л. (в соавторстве с Вишняковым В.Г., Андриченко Л.В., Боголюбовым С.А., Васильевой Л.Н., Гравиной А.А. и др.).
35. Чертков А.Н. Как работает механизм федерального законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Федерализм. - 2004. - № 4. - С. 69 - 87. 1 п.л.
36. Чертков А.Н. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. - 2004. - № 8. - С. 3 - 10. 0,7 п.л.
37. Чертков А.Н. Об основных правовых проблемах федерализма в современной России и путях их решения // Федерализм. - 2004. - № 2. - С. 73 - 96. 1,25 п.л.
38. Чертков А.Н. Четкость и единообразие конституционно-правовых понятий и разграничение компетенции // Журнал Российского права. - 2004. - № 2. - С. 34 - 39. 0,55 п.л.
39. Чертков А.Н. Федеральные законы, определяющие основы правового регулирования в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. – 2002. - № 10. - С. 103 - 111. 0,7 п.л.
40. Чертков А.Н. Древнерусская федерация. Первый опыт федерализма в России // Журнал российского права. - 2000. - № 2. - С. 162 - 173; № 3. - С. 152 - 159. 1,5 п.л.
Публикации в иных источниках:
41. Чертков А.Н. Российская империя и ее регионы: историко-правовой взгляд // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 4. - С. 45 - 48. 0,4 п.л.
42. Чертков А.Н. Административно-территориальный процесс как часть территориального процесса в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 9. - С. 11 - 13. 0,45 п.л.
43. Чертков А.Н. Мониторинг законодательства об изменении субъектного состава Российской Федерации и практики его применения // Законодательство и экономика. - 2010. - № 3. - С. 7 - 16. 0,5 п.л.
44. Чертков А.Н. Правовое регулирование территориального устройства Российской Федерации: проблемы и решения. Москва, 25 ноября 2009. - М.: РАП, 2009. - С. 125 - 131. 0,5 п.л.
45. Чертков А.Н. Категория «территориальное устройство государства» в категориально-понятийном аппарате юридической науки // Власть и общество: грани взаимодействия. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право, управление-2009». - М.: ГУУ, 2010. - С. 163 - 167. 0,4 п.л.
46. Чертков А.Н. Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации конституционно-правовыми средствами // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 10-13 марта 2010 г. / отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: «Издательский дом РоЛиКС», 2010. - С. 233 - 236. 0,3 п.л.
47. Чертков А.Н. Договоры в регулировании отношений между органами государственной власти Российской Федерацией и ее субъектов // Договор: правовые и экономические аспекты. Сборник научных трудов. Вып. 7. - М.: МИЭП, 2009. - С. 44 - 50. 0,5 п.л.
48. Чертков А.Н. Внедрение метода моделирования в юридические исследования территориального устройства государства как проявление научного прогресса // Правовые проблемы научного прогресса. Материалы заседания Международной школы молодых ученых-юристов. Москва, 28-30 мая 2009 г. - М., 2010. - С. 124 - 130. 0,5 п.л.
49. Чертков А.Н. Понятие и признаки федерации как формы политико-территориального устройства // Политика и общество. - 2009. - № 4. - С. 8 - 20. 1 п.л. (в соавторстве с Кистриновой О.В.).
50. Чертков А.Н. Реформирование федеративных отношений и гармонизация федерального законодательства о компетенции федеральных и региональных органов государственной власти // Право и политика. - 2007. - № 1. - С. 78 - 89. 1,2 п.л.
51. Чертков А.Н. Основные направления федеративной реформы в России: правовые аспекты // Политика и общество. - 2007. - № 10. - С. 54 - 67. 1,6 п.л.
52. Чертков А.Н. Задачи федеративной реформы и их решение как основа эффективного регионального развития России // Вестник Института Кенана в России. - 2007. - Выпуск 11. - С. 69 - 77. 0,6 п.л.
53. Чертков А.Н. Механизм разграничения полномочий между федеральными и региональными органами и повышение эффективности осуществления государственной власти // Законодательство и экономика. - 2007. - № 1. - С. 5 – 11. 0,7 п.л.
54. Чертков А.Н. Компетенция органов государственной власти в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // Право: история, теория, практика. Сборник статей и материалов. Вып. 11. - Брянск: БГУ, 2007. - С. 18 - 27. 0,5 п.л.
55. Чертков А.Н. Правовое обеспечение целостности Российской Федерации/ Влияние международного права на национальное законодательства. Материалы Международной школы-практикума молодых ученых-юристов. - М., 2007. - С. 124 - 130. 0,45 п.л.
56. Чертков А.Н. Правовые проблемы федеративной реформы в России // Российское законодательство в современных условиях. Материалы IV научно-практической конференции 10 октября 2006 г. - Брянск: БГУ, 2006. - С. 181 - 196. 0,7 п.л.
57. Чертков А.Н. Опыт образования Пермского края в свете законодательного обеспечения механизма образования новых субъектов Российской Федерации // Сборник материалов аналитического управления аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. - М., 2006. - С. 55 - 61. 0,4 п.л.
58. Чертков А.Н. Введение временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации // Право и политика. - 2006. - № 8. - С. 58 - 66. 1 п.л.
59. Чертков А.Н. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Право и политика. - 2006. - № 2. - С. 29 - 35. 0,9 п.л. (в соавторстве с Плюгиной И.В.)
60. Чертков А.Н. Федеральное и региональное законодательство в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: проблема соотношения и гармонизации // Государственное управление и местное самоуправление. - 2006. - № 3. - С. 57-65. 0,55 п.л.
61. Правовое регулирование федеративных отношений и обеспечение интересов России // Правовое обеспечение национальных интересов. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 25-26 октября 2005 г. - М., 2005. - С. 161 - 172. 0,5 п.л.
62. Практика Конституционного Суда Российской Федерации в решении правовых проблем федеративных отношений // Право и политика. - 2005. - № 10. - С. 58 - 65. 0,8 п.л.
63. Чертков А.Н. Гармонизация федерального и регионального законодательства в сфере совместного ведения: накопленный опыт, механизмы, критерии, превенция разрушения единства правового пространства России // Право и политика. - 2005. - № 1. - С. 48 - 60. 1 п.л.
64. Чертков А.Н. Качество законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации как условие их эффективности // Проблемы эффективности законодательства в современных условиях. Материалы круглого стола. РПА Минюста России. Москва, 21 апреля 2005 г. - М., 2005. - С. 117 - 121. 0,5 п.л.
65. Чертков А.Н. Гармонизация основных законов субъектов Российской Федерации как основы системы законодательства субъектов Российской Федерации на примере конституций республик в составе Российской Федерации // Политика и общество. - 2004. - № 5. - С. 17 - 26. 1 п.л.
66. Чертков А.Н. Проблема договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами // Право и политика. - 2004. - № 5. - С. 49 - 60. 1,25 п.л.
67. Чертков А.Н. Совершенствование федерального законодательства об организации государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и политика. - 2004. - № 3. - С. 17 - 27. 1.1 п.л.
68. Чертков А.Н. Формирование в России сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов // Представительная власть ХХI век. - 2004. - № 3. - С. 38 - 40. 0,4 п.л.
69. Чертков А.Н. О принципе единства государственной власти в российском государственном праве/ Конституция как символ эпохи. В 2 т. Под ред. С.А.Авакьяна. Т. 1 - М.: МГУ, 2004. - С. 249 - 255. 0,5 п.л.
70. Чертков А.Н. Развитие федеративных отношений в Российской Федерации// Патриот Отечества. - 2003. - № 4. - С. 29 - 31. 0,3 п.л.
71. Чертков А.Н. Конституционная модель и законодательное регулирование разграничения компетенции в Российской Федерации // Конституция и законодательство Российской Федерации: Материалы международной научно-практической конференции ИЗиСП. - М., 2003. - С. 273 - 287. 0,65 п.л.
72. Чертков А.Н. Конституция России и проблема асимметричности Российской Федерации // Конституция Российской Федерации, конституционная реформа и реформа отраслевого законодательства: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия Конституции Российской Федерации. - Брянск: БГУ, 2003. - С. 58 - 69. 1,4 п.л.
73. Чертков А.Н. Процедура согласования проектов федеральных законов с субъектами Российской Федерации в Государственной Думе // Парламентские процедуры: российские проблемы и зарубежный опыт: Материалы научной конференции. Москва 21-23 марта 2002 г. Под. ред. С.А.Авакьяна. - М.: МГУ, 2003. - С. 283 - 291. 0,5 п.л.
74. Чертков А.Н. Значение сферы совместного ведения для демократизации и повышения эффективности федеративных отношений в России // Юридический мир. - 2002. - № 9. - С. 48 - 52. 0,5 п.л.
75. Чертков А.Н. Проблемы регулирования сферы совместного ведения законодательством субъектов Российской Федерации: порядок, формы, вопросы юридической техники // Юридический мир. - 2002. - № 7. - С. 50 - 55. 0,65 п.л.
76. Чертков А.Н. Порядок учета законных интересов субъектов Российской Федерации в процессе федерального законодательного регулирования сферы совместного ведения // Представительная власть ХХI век. - 2002. - № 2-3. - С. 36 - 40. 0,65 п.л.
77. Чертков А.Н. О реформе Федерального Собрания Российской Федерации // Право и политика. - 2001. - № 6. - С. 14 - 19. 0,7 п.л.
78. Чертков А.Н. Асимметрия субъектов Российской Федерации // Субъекты Российской Федерации: законодательство, организация управления. Сб. научных трудов - М.: Ран ИНИОН, 2000. - Вып. 6. - С. 15 - 40. 2 п.л.