Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Профессиональная устойчивость офицера ВВ МВД РФ представляет собой системное качество личности, обусловленное взаимоотношениями структурных составляющих системной триады «личность - профессия - общество» и состоящее в способности в течение длительного времени адекватно соответствовать требованиям профессиональной деятельности в процессе своего карьерного роста. Применительно к конкретной специальности профессиональная устойчивость обусловливает ее сущностную, интегральную характеристику как общую способность к инициированию и регуляции целенаправленной активности, самореализации, самоутверждению и непрерывному самосовершенствованию в процессах образования, профессионального становления и социального взаимодействия. Становление профессиональной устойчивости в образовательной среде и практической деятельности представляет собой сложный системный процесс, характеризующийся взаимодействием траекторий личностного развития, профессионализации, социализации, межличностной профессиональной коммуникации и профессионального взаимодействия.

2. Образовательная среда формируется на основе, разработанной в рамках исследования концепции, включающей уточнение понимания профессиональной устойчивости, ее структуры и функций, ряд определенных педагогических принципов, методологических оснований, теоретических положений, методических подходов, феноменологических и эмпирических обоснований, а также соответствующую педагогическую модель образовательной среды (ее структурные компоненты, функциональные связи, педагогические условия и средства.).

При разработке педагогической концепции формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ в образовательной среде целесообразно учесть исторический педагогический опыт развития средового подхода, имеющиеся теоретико-методологические модели образовательной среды, а также результаты систематизации и обобщения отечественного и зарубежного опыта профессиональной подготовки офицерских кадров.

3. Образовательная среда современного военного института, обеспечивающая высокий уровень профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ,  должна предусматривать основные функции, выполняемые офицером ВВ МВД РФ в процессе своей профессиональной деятельности (служебно-боевая, социально-правовая, воспитательно-педагогическая, административно-служебная, организационно-управленческая, общественно-политическая, административно-хозяйственная), а также широко вариативные условия ее выполнения, находящиеся в диапазоне от обычных (нормальных) до экстремальных.

Уровень профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ в процессе ее формирования детерминируется факторами: удовлетворенностью выбранной профессией и профессиональной деятельностью; адекватной профессиональной направленность личности, интегральным уровнем сформированности профессионально важных и профессионально значимых качеств, в первую очередь - личностных; толерантной направленностью и адекватной структурой мотивации профессиональной деятельности.

4. Создание специализированной практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей формирование профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ, целесообразно осуществлять на основе комплексного применения общих и специальных (ранней профессионализации; непрерывности профессиональной подготовки; психологического контроля профессиональной пригодности; педагогического мониторинга состояния профессиональной устойчивости и т.д.) педагогических принципов, ориентированных на специфику подготовки и профессиональной деятельности офицера ВВ МВД РФ. Кроме этого, в образовательной среде должны быть созданы определенные педагогические условия: наличие адекватной педагогической направленности различных педагогических работников и иных лиц (например, командиров), включенных в субъектную часть данной среды; наличие четкой концепции развития данной среды, соответствующей педагогической концепции формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ.

5. Становление профессиональной устойчивости в образовательной среде и практической деятельности представляет собой сложный системный процесс, характеризующийся взаимодействием процессов личностного развития, профессионализации, социализации, межличностной профессиональной коммуникации и профессионального взаимодействия.

Профессиональную подготовку офицера ВВ МВД РФ целесообразно рассматривать как длительный непрерывный процесс, не ограничивающийся рамками получения профессии в военном вузе, а продолжающийся в течение всего периода профессионального становления всей профессиональной деятельности. В силу этого в структуру образовательной среды, обеспечивающей формирование профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ, целесообразно включить четыре основных составляющих: образовательную среду системы начального, общего и дополнительного образования образовательных учреждений; образовательную среду базового высшего учебного военного заведения; образовательную среду боевого подразделения; образовательную среду учреждений повышения квалификации, переподготовки.

6. Теоретико-педагогическая модель формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ предусматривает циклический, периодически и по мере необходимости (в зависимости от ситуации) повторяющийся процесс, включающий пять стадий: мотивирования к изменениям; когнитивного накопления; рефлексии и индивидуального самоопределения; формирования соответствующей компетентности, отработки необходимых умений и навыков; закрепления и практического применения.

К основным детерминантам формирования профессиональной устойчивости офицера ВВ МВД РФ в образовательной среде относятся следующие факторы: ценностно-мотивационные, деятельностно-результативные, оценочно-рефлексивные, регулятивный, коммуникативно-организаторские, статусно-ролевые. Неравномерность и разновременность их воздействия и изменения определяет индивидуальные особенности становления профессиональной устойчивости офицеров и задает необходимую вариативность педагогического взаимодействия и организации образовательного процесса.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Кучер В.А. Теоретико-педагогические основы формирования образовательной среды подготовки офицерских кадров. Монография. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2008. – 120 с.

2. Кучер В.А. Толерантность и интолерантность. Монография. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2009. – 128 с.

3. Кучер В.А., Бургун В.Г. Профессиональная устойчивость офицера как цель воспитания и обучения курсанта. Монография. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2010. – 128 с. (авт. вклад – 70 %).

Учебные и методические пособия

4. Кучер В.А. Тренинг толерантности для курсантов вуза ВВ МВД России. Учебное пособие. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2005. – 45 с.

5. Кучер В.А. Перспективы развития военно-политической и экономической обстановки в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации (Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия – Алания) на ближайшую (до 2010 г.) и долгосрочную (до 2015 г.) перспективу. / Кучер В.А. Коновалов А.В. Под общ. ред. С.М. Теммоева. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2007. – 66 c. (авт. вклад – 60%).

6. Кучер В.А. Методологические основы строительства и развития ВВ МВД России. Учебное пособие / НИиРИО. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2009. – 67 с.

7. Кучер В.А. Тренинг адаптации для курсантов вуза ВВ МВД России. Учебное пособие. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2010. – 50 c.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

8. Кучер В.А. Факторы, влияющие на состояние профессиональной устойчивости офицерских кадров ВВ МВД России. // Дискуссия. – Екатеринбург, 2011. – № 5. – С.25 – 27.

9. Кучер В.А. Толерантность как компонент профессиональной устойчивости// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск, 2011. – № 2. – С.347 – 351.

10. Кучер В.А. Сравнительный анализ педагогических моделей образовательной среды В.А. Ясвина и В.И. Панова. // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2011. – №5. – С. 90 – 98.

11. Кучер В.А. Оценка профессиональной устойчивости офицерских кадров внутренних войск МВД России. // Дискуссия. – Екатеринбург, 2011. – № 6. – С.108 – 113.

12. Кучер В.А. Особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов в военно-образовательной сфере // Ученые записки университета им. Лесгафта – Сп-б., 2011. – №8 (78) – С.110 – 115.

13. Кучер В.А. Профессиональная устойчивость как фактор формирования личности офицера МВД РФ // Современные исследования социальных проблем. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. – №2. – С.142 – 143.

14. Кучер В.А. Культура толерантности в профессиональной подготовке военнослужащих внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2011. – №9. – С.242 – 249.

15. Кучер В.А. Теоретико-методологические подходы к пониманию образовательной среды // Дискуссия. – Екатеринбург, 2011. – № 8. – С.94 – 97.

16. Кучер В.А. Структурная и функциональная организация образовательной среды формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ // Теория и практика общественного развития: сетевой журнал 2011. URL: http://teoria-practica.ru/-6-2011/pedagogics/kucher.pdf.

17. Кучер В.А. Общепедагогические принципы и подходы создания образовательной среды для формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ. // Известия ЮФУ. – Ростов-на-Дону, 2011. – №10. – С.185 – 192.

Статьи и тезисы

18. Кучер В.А. Толерантность как условие сотрудничества и саморегуляции служебно-боевой деятельности//Материалы Международной научно-практической конференции «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе» – Екатеринбург, 2003. – С.213 – 216.

19. Кучер В.А. Предпосылки формирования этнической толерантности курсантов ВВ МВД России в условиях вуза//Психолого-педагогические исследования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва – Челябинск: Издательство «Образование», 2003. – С.260 – 262.

20. Кучер В.А. Формирование коммуникативной толерантности в процессе профессиональной подготовки курсантов//Сб. трудов руководящего и научно-педагогического состава Северо-Кавказского военного института ВВ МВД России. – Вып. 3. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2003. – С. 81 – 86.

21. Кучер В.А. Воспитание культуры толерантности в процессе профессионального обучения курсантов//Актуальные проблемы современной науки: сборник статей 4 Международной конференции молодых ученых Ч.31-А. – Педагогические науки. – Самара: Издательство СамГТУ, 2003. – С.78 – 79.

22. Кучер В.А. Формирование коммуникативной толерантности в процессе профессиональной подготовки курсантов. Материалы Международной научно-практической конференции «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе» – Екатеринбург 2003. – С.765 – 769.

23. Кучер В.А. Использование педагогического мониторинга при формировании толерантности//Сб. трудов руководящего и научно-педагогического состава Северо-Кавказского военного института ВВ МВД России. – Вып. 4. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2004. – С.85 – 90.

24. Кучер В.А. Коммуникативная толерантность учащихся//Традиции и инновации в социальной педагогике: материалы научно-практической конференции. Самара: Издательство «Самарский университет», 2004. – С.101 – 103.

25. Кучер В.А. Толерантность курсантов в контексте профессионального образования //Сб. трудов руководящего и научно-педагогического состава Северо-Кавказского военного института ВВ МВД России. – Вып. 5. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2005. – С.85 – 90.

26. Кучер В. А. Толерантность военнослужащих в контексте профессионального образования//Материалы I Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика – 2006» Том 2. – Педагогические науки. – Днепропетровск: Наука и обозрение, 2006. – С.25 – 27.

27. Кучер В.А. Формирование профессиональной устойчивости офицера во внутренних войсках МВД России в ходе реформы//Сб. трудов руководящего и научно-педагогического состава Северо-Кавказского военного института ВВ МВД России. – Вып. 6. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2006. – С.85 – 90.

28. Кучер В.А. Проблемы формирования профессиональной устойчивости офицера в ходе реформы военной школы//Материалы IV Международной научно-практической конференции «Будущие проблемы современной науки» Том 11. – Педагогические науки. – София. «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2008. – С.58 – 61.

29. Кучер В.А. Правовой вопрос борьбы с терроризмом//Актуальные проблемы противодействия преступности в современных условиях Материалы международной научно-практической конференции Том 3. – Нальчик. МиВ Котляровых «Плоиграфсервис», 2008. – С.207 – 210.

30. Кучер В.А. Проблемы подготовки офицерских кадров в свете двухуровневого образования//Проблемы совершенствования преподавания социально-гуманитарных наук на этапе перехода на новую систему высшего образования. – Владикавказ: СКГМИ (ГТУ), 2008. – С.59 – 61.

31. Кучер В.А. Личностно-ориентированный подход в системе высшего образования//Материалы XI Международной научно-практической конференции «Новейшие научные достижения» Том 11. – Педагогические науки. – София. «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – С. 30 – 33.

32. Кучер В.А. Проблема двойственности исламского духовного образования на Северном Кавказе/ Национальные проекты и сбережение нации. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – С.720 – 721.

33. Кучер В.А. Коррупция в обществе как следствие качества системы образования.// Тенденции развития юридической науки в современных условиях: материалы I-й Международной научно-практической конференции по юридическим наукам. – Горловка, 2010. – С.126 – 130.

34. Кучер В.А. Образовательная среда подготовки офицерских кадров//Материалы VII Международной научно-практической конференции «Дни науки – 2011» Том 15. – Педагогические науки. – Прага. Печатный дом «Education and Science», 2011. – С.44 – 47.

35. Кучер В.А. Содержание анкеты эмпирического исследования профессиональной устойчивости курсантов и офицеров внутренних войск МВД России//Психология и педагогика: традиционные взгляды и новые тенденции. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново: Научная мысль, 2011. – С. 54 – 59.

36. Кучер В.А. Характеристика образовательной среды школы по В.А. Ясвину// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сб. материалов 19 Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – С.172 – 177.

37. Кучер В.А. Вопрос профессиональной устойчивости военнослужащих в сфере военного образования//Наука и современность – 2011. Сб. материалов IX Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – С.209 – 213.

38. Кучер В.А. Проблемы преобразования системы отечественного военного образования//Проблемы и перспективы развития образования в России. Сб. материалов VIII Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – С.329 – 333.

39. Кучер В.А. Толерантность как компонент профессиональной устойчивости офицера МВД//Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты //Материалы международной научно-практической конференции. – Пенза – Ереван – Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – С.49 – 52.

40. Кучер В.А. Профессиональная устойчивость офицера как результат реформы военного образования//Сб. научных статей «Педагогика и психология в России: вчера, сегодня, завтра. Выпуск 3» г. Барнаул: Издательство «Сизиф», 2011. – С. 57 – 61.

41. Кучер В.А. Общая организация эксперимента по организации образовательной среды для формирования профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД России//Психология. Социология. Педагогика. – М.: 2011. – № 2. – С.10 – 12.

42. Кучер В.А. Проблемы профессиональной подготовки офицеров вооруженных сил РФ. // Проблемы и перспективы развития образования в России//Сб.материалов IX Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – С.70 – 75.

43. Кучер В.А. Соотношение технологической модели педагогического мониторинга с моделью процесса формирования коммуникативной толерантности у курсантов ВВ МВД России//Психология. Социология. Педагогика. – М.: 2011. – № 6. – С.12 – 14.

44. Кучер В.А. Нравственная культура офицера ВВ МВД России//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сб. материалов XXI Международной научно-практической конференции.– Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – С.157 – 160.

45. Кучер В.А. Ключевые положения концепции образовательной среды формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ//Актуальные вопросы современной науки: материалы XI Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим и педагогическим наукам. – Горловка, 2011. – С.135 – 140.

46. Кучер В.А. Переход от философии и педагогики «ненасилия» к толерантности в обучении военнослужащих // Международной научной конференции «Научное лето – 2011». – Киев, 2011. – С.74 – 76.

47. Кучер В.А. О некоторых аспектах подготовки офицеров внутренних войск// Современная психология и педагогика: исследования и разработки. Сб. докладов Международной научной заочной конференции. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – С.204 – 210.

48. Кучер В.А. Об опыте подготовки офицеров и сотрудников МВД РФ//Материалы XII Международной научно-практической конференции «Новости научного прогресса» Т. 11. – Педагогические науки. – София. «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – С.6 – 9.

49. Кучер В.А. Результаты формирования в образовательной среде профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД РФ//Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы педагогики и психологии». – Новосибирск: НП «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. – С.127 – 133.

50. Кучер В.А. Анализ понятия профессиональной устойчивости в контексте «устойчивости»//Материалы Международной научно-практической конференции « Передовые научные разработки – 2011» Том 15. – Педагогические науки. – Прага. Печатный дом «Education and Science», 2011. – С.38 – 41.

51. Кучер В.А. Направления исследований и определения образовательной среды// Психология. Социология. Педагогика. – М.: 2011. – № 7. – С.26 – 28.

52. Кучер В.А. Принцип народности в работах К.Д.Ушинского.// Материалы Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика – 2011». Т. 6. – Педагогические науки. – Прага. Печатный дом «Education and Science», 2011. – С.34 – 38.

53. Кучер В.А. Профессиональная устойчивость и ПВК военнослужащего//Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология и педагогика». – Челябинск: Издательство ООО «Матрица», 2011. – С.30 – 33.

54. Кучер В.А. Теоретико-методологические подходы к изучению профессиональной устойчивости и опыт их применения к офицерам внутренних войск МВД России//Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика». – Челябинск: Издательство ООО «Матрица», 2011. – С.13 – 18.

55. Кучер В.А. Профессиональная устойчивость офицеров МВД России//Сб. научных трудов «Современные вопросы науки XXI век. Часть 1» г. Тамбов: Издательство «ТРОО», 2011. – С.75 – 76.

56. Кучер В.А. Подходы к определению понятий профессиональной устойчивости// Педагогический журнал – Ногинск: Издательство «АНАЛИТИКА РОДИС», 2011. – №1. – С.83 – 96.

57. Кучер В.А. Субъектно-деятельностный подход к образовательной среде// Проблемы и перспективы развития образования в России. Сб. материалов XI Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – С.193 – 196.

58. Кучер В.А. Удовлетворенность трудом как компонент профессиональной устойчивости//Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции «Информационно-образовательная среда современного вуза». – Чебоксары: НИИ Педагогики и психологии, 2011. – С.62 – 65.