Научная тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ УРАЛА)»
Специальность: 18.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Архитектура
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

– экоцентрическая концепция архитектурного пространства, как основа   научного направления - экотопологии в архитектуре;

– концептуальные положения  экологического подхода к архитектурному  пространству;

– модель идеализированного объекта исследования – экоцентрического архитектурного пространства как поля взаимодействия человека и  среды;

– начала систематики экопространства и его структура;

– предложения по реализации концепции в теории формообразования, в практике экологизации и моделирования архитектурного пространства, в учебном процессе.

Список опубликованных работ
1. Экология природного и искусственного пространства // Известия вузов. Горный журнал.- 2006. - № 4.- С. 91-98.- 0,65 п.л.

2. Экологизация антропогенных и техногенных пространств // Известия вузов. Горный журнал. – 2007. - № 4. – С. 62-64. (Принята к печати 26.12.2006 г.) – 0,22 п.л.

3. Жилая застройка и экология пространства // Жилищное строительство. – 2007. – № 5. - С. 10-12. – 0,36 п.л.

4. Формирование экологической концепции архитектурного пространства // ACADEMIA. Архитектура и строительство. – 2007. - № 1. – С. 66-69. – 0,35 п.л.

5. Экология архитектурного пространства // Жилищное строительство. – 2007. - №7. – С. 10-12. – 0,35 п.л.

6. Экологической подход к архитектурному формообразованию // Известия высших учебных заведений. Строительство. – 2007. - № 8. – С. 87-91. – 0,43 п.л.

7. Архитектурное пространство: форма или поле?// Известия высших учебных заведений. Строительство. – 2007. - № 10. – С. 67-70. – 0,35 п.л.

8. Ценности и экологические качества пространства // Жилищное строительство. – 2008.- № 1.- С. 23 – 25.- 0,3 п.л.

9. Показатели экологичности архитектурного пространства // Промышленное и гражданское строительство. – 2008.- № 7.- С. 37. – 0, 15 п.л.

10. Формообразование и экологизация архитектурной среды // Жилищное строительство. – 2008.- № 6 .- С. 24 – 25.- 0,2 п.л.

II. Монографии, учебные пособия

11. Архитектурное пространство и экология (монография). – Екатеринбург: Архитектон, 2006. – 297 с. – 18 п. л.

12. Пространственно-временное моделирование архитектурной композиции: учеб. пособие. – Свердловск: СвердАРХИ, 1990. – 95 с. – 5,5 п. л.

13. Пространство-время как категория образного мышления архитектора: учеб. пособие на рус. и англ. языке. – Екатеринбург: Архитектон, 1993. – 79 с. – 4,6 п. л.

14. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма: учеб. пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 1996. – 320 с. Отмечено Грамотой СА России на пятом Российском фестивале «Зодчество – 97». – 17,6 п.л.

15. Композиция архитектурной среды. Глава 5 // Архитектурно-композиционное формообразование: учеб. пособие / под ред. В.И.Иовлева. – Екатеринбург: Архитектон, 2000. – Гл.5. С. 191-248. – 3,5 п. л

16. Введение в проектирование архитектурной среды: учеб. пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2002. – 95 с. – 6 п. л.

III. Методические разработки

17. Кинетическая архитектурно-пространственная композиция. – Свердловск: СвердАРХИ, 1983. – 17 с. – 0,93 п. л.

18. Трансформация образа проектируемого сооружения. – Свердловск: УралАРХИ, 1993. – 40 с. – 1,8 п. л. (Соавтор В.А. Александров).

19. Использование технических средств в начальной научно-творческой работе студентов. – Свердловск: СвердАРХИ, 1979. – 26 с. – 1,2 п.л.

IV.Статьи в научных сборниках и журналах

20. Время – категория архитектурной композиции // Архитектура СССР. – 1983, № 8. – С. 18-19. - 0,4 п. л.

21. К вопросу о моделировании природно-географического фактора в восприятии архитектурной композиции // Методы архитектурной физики в совершенствовании жилой и производственной среды: межвуз. сб. / Моск. архит. ин-т; под ред. Н.С.Алфёрова, Н.М.Гусева, В.А.Блинова, В.М.Слукина. – М., 1980. – С. 38-46. - 0,44 п. л.

22. Основные направления современных психологических исследований архитектурной среды // Исследование вопросов архитектуры и строительства в системе единства учебно-научного процесса архитектурного вуза.: сб. науч. трудов. – Рукопись Сверд. архит. ин-та. – Свердловск, 1984. – Деп. в. ЦНТИ Госгражданстроя СССР: Рег. № 73. – 0,35 п. л.

23. Изучение восприятия композиции конкретной городской среды Свердловска // Архитектура и градостроительство Урала: межвуз. сб. / под. ред. А.Э. Коротковского. – Свердловск, 1988. - С. 129-136. – 0,35 п. л.

24. Психологические уровни в композиционной подготовке архитекторов // Художественно-композиционная подготовка архитекторов и дизайнеров: межвуз. сб. под ред. В.И. Иовлева, А.А. Барабанова, Н.П. Чуваргиной. – Свердловск, 1991. – С. 57-67. – 0,37 п. л.

25. Метафоры финской архитектуры // Архитектон. Известия вузов. – 1994. - № 2. – С. 75-79. – 0,45 п. л.

16. Архитектурная школа в Осло // Архитектон. Известия вузов. – 1995. - № 1-2. – С. 11-18. – 0,6 п. л.

27. Концепция архитектурной формы и творчество А.Э. Коротковского // Семиотика пространства: сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства / под ред. А.А. Барабанова. – Екатеринбург: Архитектон, 1999. – С. 33-40. – 0,85 п. л.

28. Архитектурный хронотоп и знаковость // Семиотика пространства: сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства / под ред. А.А. Барабанова. – Екатеринбург: Архитектон, 1999. – С. 103-114. – 1,6 п. л.

29. Архитектура и бессознательное // Архитектон. Известия вузов. -2002. - № 3. – С. 67-69. – 0,25 п. л.

30. Пульс композиции // Композиционная подготовка в современном архитектурно-художественном образовании: матер. Всерос. науч.-метод. конф./под. ред. А.А. Старикова, В.И. Иовлева. – Екатеринбург: Архитектон, 2003. – С. 62-70. – 0,52 п. л.

31. Человек в зеркале архитектурно-композиционного процесса // Архитектурно-художественная композиция: сб. науч. – метод. тр. /под ред. В.И. Иовлева. – Екатеринбург: Архитектон, 2004. – С. 32-38. – 0,4 п. л.

32. Архитектурно-композиционный процесс и перспективы его изучения // Композиционный чтения имени А.Коротковского: материалы Междунар. научно-методической конференции. – Екатеринбург: Архитектон, 2005. – С. 20-23. – 0,17 п. л.

33. The Chronotope. A Unit of Architectural Language // Architectus. International Journal of Theory, Design, and Practice in Architecture. – St. Paul, Minnesota. - 1992. - №3. –

P. 17-21. - 0,4 п. л.

34. Towards Sign – Symbol Thinking in Architecture // Architectus. International Journal of Theory, Design, and Practice in Architecture. – St. Paul, Minnesota, 1995. - №7. – Р. 3 – 10. – 0,5 п. л.

35. Chronotopogenetics in Architecture // Architecture, Semiotics and Social Sciences. Topogenetics. – Barcelona: Edicons UPC, 1997. – P. 161 – 167. – 0,35 п. л.

36. Профессиональное сознание и подготовка современного архитектора // Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности. Труды общего собр.РААСН 2005 г. / отв. ред. В.Н.Белоусов. – Воронеж: ВГАСУ, 2005. – С. 353 – 357. – 0,2 п.л.

37. Экологическая топология в архитектуре // Архитектон: известия вузов.- 2006.-№15. -Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_03/template_article?ar=TA/ta1.- 0,5 п.л.

38. Архитектурно-экологическое формообразование // Архитектон: известия вузов.- 2006.- №15. - Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_03/template_article?ar=TA/ta1.- 0,6 п.л.

39. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству // Архитектон: известия вузов. - 2006. - № 14. Режим доступа:

http://archvuz.ru//magazine/Numbers/2006_02/template_article?ar=TA/ta77. - № гос. регистрации 0420600020026 ФГП НТЦ «Информрегистр».- 0,5 п.л.

40. Проблемы «оздоровления» архитектурного пространства // Проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна: темат. сб. науч. тр./ под ред С.Г. Шабиева.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.- С. 80 – 82.- 0,2 п.л.

41. Наследие Баухауза и развитие профессионального мышления современного архитектора // BAUHAUS на Урале: от Соликамска до Орска: материалы Междунар. науч. конф. 12-16. 11. 2007. – Екатеринбург: Вебстер, 2008.- С. 120-123.- 0,2 п.л.

42. Форма, поле или сеть? // Архитектурно-художественная композиция: сб. науч.- метод. трудов № 2/ под ред. В.И. Иовлева. - Екатеринбург: Архитектон, 2007. - С. 22 - 28. -0,4 п.л.

V. Тезисы докладов

43. Влияние региональной психологии на процесс формирования архитектурных школ // Научн.-тех. конф. РАИ: тез. докл./ Ростов. архит. ин-т. – Ростов-на-Дону, 1991. – С. 9. – 0,1 п. л.

44. Психоэкология архитектора. Некоторые проблемы и направления развития // Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее: сб. тезисов, докл. республ. науч. конф. / Новосиб. архит. ин-т. – Новосибирск: Пасман и Шувалов, 1993. – С. 111-113. – 0,12 п. л.

45. Новые цели психологических исследований в архитектурной школе // Проблемы высшей школы России на рубеже XXI века: тезисы докл. /ПДНТП, Пенз. отд. СА РСФСР, Пенз. инж. – стр. ин-т. –Пенза, 1994. – С. 22-23. – 0,1 п. л.

46. О развитии художественного мышления в отечественной архитектуре // Архитектура России: межвузов. сб. тезисов докл. республ. конф. / УралАРХИ – Екатеринбург, 1992. – С. 7-8. – 0,1 п. л.

47. Экопсихологический подход в подготовке архитектора // Центральные и регион. архит. школы: тез. докл. Междунар. науч.-метод. конф. / Саратовск. гос. техн. ун-т. – Саратов, 1997. – 0,05 п. л.

48. Социально-психологические проблемы современного города и повышение социального статуса архитекторов // Вторые Татищевские чтения: тез. докл. и сообщ./ Ур. отд. РАН. – Екатеринбург, 1999. – 0,17 п. л.

49. Валеология и развитие городов в новом тысячелетии // Развитие и культура мира: Стратегия и программы. Охрана окруж. среды: тезисы выступл. участн. круг. стола / IV Всемирный конгресс ВФАК ЮНЕСКО 9-13.07.1999 г. – Екатеринбург, 1999. – С. 42-43. – 0,1 п. л.

50. О перспективах изучения психологии города // Третьи Татищевские чтения: тез. докл. и сообщений / Ур. отд. РАН. – Екатеринбург, 2000. – С. 317-319. – 0,17 п. л.

51. Экопространство как объект изучения в архитектурной школе // Развитие региональных архитектурно-художественных школ в контексте историко-культурных традиций: матер. Междунар. науч.-метод. конф. – Казань: КГАСУ, 2005. – С. 199 – 200. – 0, 15 п.л.

52. Towards an Ecological Approach to Sign Processes // Sign Processes in Complex Systems. 7-th International Congress of the International Association for Semiotic Studies (IASS/AIS). -TU Dresden, 1999. – 0,1 п. л.

53. The Structure of a New Architectural Awareness // The Future of the Architect (Mind Land, Society): International Congress. –UPC, Barcelona, 2000. – 0,05 п. л.

54. Architectural Space as a Search of the Mental Energy // Knowledge and Architecture. The architecture of in – difference. III Congres International Architectura 3000. - Barcelona: KHORA II, 2004. - №6. – Р. 101. – 0, 1 п.л.

55. Экологический вектор архитектурного образования // Архитектурное образование на перепутье: выбор траекторий: материалы Междунар. науч. конф. 19.09.2007. – Вологда: ВоГТУ, 2007. – С. 89-90. – 0,07 п.л.