Научная тема: «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ»
Специальность: 08.00.10
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Развита концепция «лабораторного федерализма» - суть которой заключается в том, что децентрализация управления общественным сектором стимулирует инновации в данном секторе экономики. Определены факторы, смягчающие «проблему безбилетника» (издержки по разработке инновационной государственной программы несет один регион, а остальные имеют возможность копировать примеры «лучшей практики», в результате чего подрываются стимулы к инновациям). К указанным факторам относятся, в том числе: временные лаги, которые делают «регион-инноватор» временным монополистом в использовании инновационной программы, привлечение дополнительных государственных и частных инвестиций в регионы-лидеры.
  2. Систематизированы и дополнены критерии отнесения тех или иных исследований к теории фискального федерализма первого или второго поколения. В работе доказано, что не существует жесткой временной границы между двумя поколениями теории фискального федерализма. Выгоды и издержки, возможности и риски децентрализации государственных расходных и доходных полномочий рассмотрены с точки зрения теории фискального федерализма как первого, так и второго поколения.
  3. Разработана авторская классификация блочных трансфертов, созданная по трем ключевым характеристикам: отраслевой или межотраслевой характер, наличие либо отсутствие требования о софинансировании со стороны региона, наличие либо отсутствие установленного перечня направлений (условий) финансирования в рамках одной отрасли. Исходя из различных сочетаний данных трех признаков выделено 8 типов блочных трансфертов.
  4. Выявлены основные направления использования инструментов межбюджетных отношений для проецирования национальной антикризисной политики на субнациональный уровень, которые были применены в развитых и развивающихся странах.
  5. Доказано, что в период экономического кризиса в России существенно обострилась проблема мягких бюджетных ограничений. Для решения данной проблемы предложено три механизма: развитие института региональных резервных фондов, совершенствование формализации распределения экстренной финансовой помощи субъектам РФ, поддержание ликвидности субнациональных бюджетов льготными казначейскими кредитами.
  6. Сформулированы предложения по повышению эффективности софинансирования расходов субнациональных властей из федерального бюджета. Предложены меры, направленные на упорядочивание механизма субсидий, увеличение роли дотаций и блочных трансфертов.
  7. Сформулированы методологические принципы оценки эффективности межбюджетных отношений в субъектах РФ. На их основе разработана  методика, базирующаяся на системе сбалансированных показателей. Вся деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ по организации межбюджетных отношений описывается с помощью набора показателей трех стратегических сфер - обеспечение финансовой автономии, финансовое выравнивание, наделение органов местного самоуправления достаточным объемом ресурсов для решения вопросов местного значения.
Список опубликованных работ
Монография

1.Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России. – М.: Издательство «Дело» РАНХиГС, 2011. – 296 с.

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ

2.Макроэкономические условия формирования федерального бюджета на 2002 год // Финансы. – № 6, 2001. – С.7–10.

3.Бюджетная политика и межбюджетные отношения в 2004 году // Финансы. – № 10, 2003. – С. 3-5.

4.Межбюджетные отношения: направления совершенствования // Финансы. – № 6, 2004. – С. 3-6.

5.Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами в 2006-2008 годах // Финансы. – № 1, 2006. – С. 3–6.

6.Взаимодействие федерального центра и регионов при проведении антикризисной политики: международный опыт // Вопросы экономики. – № 9, 2009. – С. 110–118

7.Адаптация системы межбюджетных отношений и субнациональных финансов к колебаниям экономической конъюнктуры // Экономическая политика. – № 4, 2009. – С. 171–189

8.Методологические подходы к оценке эффективности межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации // Экономическая политика. - № 1, 2011. – С. 5 – 22.

9.Анализ возможностей совершенствования механизма «отрицательного трансферта» в России // Экономическая политика. - № 3, 2011. – С. 70-80.

10.Оценка расходных потребностей субнациональных бюджетов в целях бюджетного выравнивания // Финансы. – № 6, 2011. – С. 3- 7.

11.О создании федерального фонда развития налогового потенциала в 2011 году // Финансы. – № 8, 2011. С. 3-8.

12.Поддержание ликвидности субнациональных бюджетов льготными казначейскими кредитами // Банковское дело. - № 8, 2011. – С. 24-28.

Публикации в других изданиях

13.Финансовый федерализм // Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000–2007. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – С. 275-311.

14.Создание стимулов к повышению эффективности общественными финансами // Региональное управление в федеративном государстве: Очерки теории и практики / под ред. В.А. Мау, М.Ю. Сеньковской, В.С. Назарова. – М.: Издательство «Дело», АНХ, 2008. – С. 133-158.

15.Внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований// Региональное управление в федеративном государстве: Очерки теории и практики / под ред. В.А. Мау, М.Ю. Сеньковской, В.С. Назарова. – М.: Издательство «Дело», АНХ, 2008. – С. 159-174.

16.Информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления// Региональное управление в федеративном государстве: Очерки теории и практики / под ред. В.А. Мау, М.Ю. Сеньковской, В.С. Назарова. – М.: Издательство «Дело», АНХ, 2008. – С. 175-180.

17.Межбюджетные отношения и субнациональные финансы // Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 30). - М.: ИЭПП, 2009. – С. 77-95.

18.Межбюджетные отношения и субнациональные финансы // Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 31). - М.: Проспект, 2010. – С. 101-118.

19.Межбюджетные отношения и субнациональные финансы // Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 32). - М.: Институт Гайдара, 2011. – С. 72-84.