- Развита концепция «лабораторного федерализма» - суть которой заключается в том, что децентрализация управления общественным сектором стимулирует инновации в данном секторе экономики. Определены факторы, смягчающие «проблему безбилетника» (издержки по разработке инновационной государственной программы несет один регион, а остальные имеют возможность копировать примеры «лучшей практики», в результате чего подрываются стимулы к инновациям). К указанным факторам относятся, в том числе: временные лаги, которые делают «регион-инноватор» временным монополистом в использовании инновационной программы, привлечение дополнительных государственных и частных инвестиций в регионы-лидеры.
- Систематизированы и дополнены критерии отнесения тех или иных исследований к теории фискального федерализма первого или второго поколения. В работе доказано, что не существует жесткой временной границы между двумя поколениями теории фискального федерализма. Выгоды и издержки, возможности и риски децентрализации государственных расходных и доходных полномочий рассмотрены с точки зрения теории фискального федерализма как первого, так и второго поколения.
- Разработана авторская классификация блочных трансфертов, созданная по трем ключевым характеристикам: отраслевой или межотраслевой характер, наличие либо отсутствие требования о софинансировании со стороны региона, наличие либо отсутствие установленного перечня направлений (условий) финансирования в рамках одной отрасли. Исходя из различных сочетаний данных трех признаков выделено 8 типов блочных трансфертов.
- Выявлены основные направления использования инструментов межбюджетных отношений для проецирования национальной антикризисной политики на субнациональный уровень, которые были применены в развитых и развивающихся странах.
- Доказано, что в период экономического кризиса в России существенно обострилась проблема мягких бюджетных ограничений. Для решения данной проблемы предложено три механизма: развитие института региональных резервных фондов, совершенствование формализации распределения экстренной финансовой помощи субъектам РФ, поддержание ликвидности субнациональных бюджетов льготными казначейскими кредитами.
- Сформулированы предложения по повышению эффективности софинансирования расходов субнациональных властей из федерального бюджета. Предложены меры, направленные на упорядочивание механизма субсидий, увеличение роли дотаций и блочных трансфертов.
- Сформулированы методологические принципы оценки эффективности межбюджетных отношений в субъектах РФ. На их основе разработана методика, базирующаяся на системе сбалансированных показателей. Вся деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ по организации межбюджетных отношений описывается с помощью набора показателей трех стратегических сфер - обеспечение финансовой автономии, финансовое выравнивание, наделение органов местного самоуправления достаточным объемом ресурсов для решения вопросов местного значения.
1.Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России. – М.: Издательство «Дело» РАНХиГС, 2011. – 296 с.
Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ
2.Макроэкономические условия формирования федерального бюджета на 2002 год // Финансы. – № 6, 2001. – С.7–10.
3.Бюджетная политика и межбюджетные отношения в 2004 году // Финансы. – № 10, 2003. – С. 3-5.
4.Межбюджетные отношения: направления совершенствования // Финансы. – № 6, 2004. – С. 3-6.
5.Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами в 2006-2008 годах // Финансы. – № 1, 2006. – С. 3–6.
6.Взаимодействие федерального центра и регионов при проведении антикризисной политики: международный опыт // Вопросы экономики. – № 9, 2009. – С. 110–118
7.Адаптация системы межбюджетных отношений и субнациональных финансов к колебаниям экономической конъюнктуры // Экономическая политика. – № 4, 2009. – С. 171–189
8.Методологические подходы к оценке эффективности межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации // Экономическая политика. - № 1, 2011. – С. 5 – 22.
9.Анализ возможностей совершенствования механизма «отрицательного трансферта» в России // Экономическая политика. - № 3, 2011. – С. 70-80.
10.Оценка расходных потребностей субнациональных бюджетов в целях бюджетного выравнивания // Финансы. – № 6, 2011. – С. 3- 7.
11.О создании федерального фонда развития налогового потенциала в 2011 году // Финансы. – № 8, 2011. С. 3-8.
12.Поддержание ликвидности субнациональных бюджетов льготными казначейскими кредитами // Банковское дело. - № 8, 2011. – С. 24-28.
Публикации в других изданиях
13.Финансовый федерализм // Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000–2007. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – С. 275-311.
14.Создание стимулов к повышению эффективности общественными финансами // Региональное управление в федеративном государстве: Очерки теории и практики / под ред. В.А. Мау, М.Ю. Сеньковской, В.С. Назарова. – М.: Издательство «Дело», АНХ, 2008. – С. 133-158.
15.Внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований// Региональное управление в федеративном государстве: Очерки теории и практики / под ред. В.А. Мау, М.Ю. Сеньковской, В.С. Назарова. – М.: Издательство «Дело», АНХ, 2008. – С. 159-174.
16.Информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления// Региональное управление в федеративном государстве: Очерки теории и практики / под ред. В.А. Мау, М.Ю. Сеньковской, В.С. Назарова. – М.: Издательство «Дело», АНХ, 2008. – С. 175-180.
17.Межбюджетные отношения и субнациональные финансы // Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 30). - М.: ИЭПП, 2009. – С. 77-95.
18.Межбюджетные отношения и субнациональные финансы // Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 31). - М.: Проспект, 2010. – С. 101-118.
19.Межбюджетные отношения и субнациональные финансы // Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 32). - М.: Институт Гайдара, 2011. – С. 72-84.