- Связана с преодолением ограничений технологического описания образовательной деятельности, присущего системе педагогических исследований и разработок, ограничений социологического представления системы образования как общественного института, и рассмотрением образовательной проблематики в синтетическом социально-антропологическом подходе, который позволяет в единой логике описывать антропологический эффект образовательной практики и требования к её технологической и институциональной организации.
- Социально-антропологический подход к описанию практики открытого образования как практики развития человеческого потенциала позволяет развернуть серию комплексных исследований и разработок в сфере открытого образования, посвящённых нормированию технологий, схем управления и эффектов нового поколения образовательных программ. Одновременно этот подход позволяет понимать современный кризис содержания и форм массового образования как кризис не только образовательной парадигмы, но и социального института.
- Показана также преемственность современных педагогических поисков, в том числе поисков философских оснований для появления новых требований к системе образования, с социально-философской и философско-антропологической традицией, представленной во всей истории европейской философии. Выделены социально-антропологические основания для разворачивания современных образовательных практик, что позволяет в дальнейшем сформировать адекватный методологический и понятийный аппарат для организации конкретных прикладных (психолого-педагогических) исследований и разработок в области технологий и институтов современного образования.
1.Попов А.А. Социально-философские аспекты современных программ откры-того образования // Философия образования. Новосибирск, 2007. №3(20) . С. 83-88.
2.Попов А.А. Философско-историческая оппозиция культурного и индивиду-ального в педагогической антропологии // Вестник Томского государственного уни-верситета. Томск, 2007. № 305. С. 42-46.
3.Попов А.А., Проскуровская И.Д., Рожкова Е.С. Постановка сквозных компе-тенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2007. № 303. С. 32-34.
4.Попов А.А. Социально-антропологические основания практик современного образования // Философия образования. Новосибирск, 2008. №2 (23). С. 255-261.
5.Попов А.А., Проскуровская И.Д. «Схема» и «символ»: на пути к не-дискурсивной концепции мышления // Философия науки. Новосибирск, 2008. №2 (37). С 18-32.
6.Попов А.А. Институализация процессов культурной трансляции в россий-ском образовании // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2008. № 307. С. 38-42.
7.Попов А.А. Практическое мышление как основание современного юноше-ского образования // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2008. № 308. С. 49-52.
8.Попов А.А. К основаниям построения отечественной теории компетенций // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2008. № 312. С. 48-50.
9.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Философско-методологические основания практик педагогики и антропологии самоопределения // Философия образования. Новосибирск, 2008. №4 . С. 24-38.
Монография:
10.Попов А.А. Философия открытого образования: социально-антропологичес¬кие основания и институционально-технологические возможности. Монография. Томск: Бия, 2008. 279 с.
Публикации в других научных изданиях:
11.Попов А.А. Философско-педагогический подход в сфере культурной транс-ляции / Философия образования и традиции русской школы. Сборник материалов конференции. СПб., 1995. С. 120-122.
12.Попов А.А. Развитие онтологических представлений и идея человека / Цен-ности в современном мире. Сборник научных трудов. Кемерово, 1995. С. 43–49.
13.Попов А.А., Лозинг В.Р. Специфика организации учебной деятельности в системе развивающего образования // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1996. № 3-4. С. 51-55.
14.Попов А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопре-деления / Тьюторство: идея и идеология. Сборник научных трудов. Томск, 1996. С. 49-56.
15.Попов А.А. Культурная региональность индивидуальности в контексте ин-дивидуально ориентированной антропопрактики / Индивидуально ориентированная педагогика. Сборник научных трудов. Москва – Томск, 1997. С. 44-52.
16.Попов А.А. Педагогика и тьюторство в пространстве трансцендентной ре-альности / Педагогика самоопределения и проблемный поиск свободы. Монографи-ческий сборник. Барнаул, 1997. С. 18-38.
17.Попов А.А. Социально-философские основания системной модели педаго-гической деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кан-дидата философских наук. Томский государственный университет. Томск, 1999. 26 с.
18.Попов А.А. Культура постмодернизма как основание образовательных тех-нологий формирования «открытого общества» / Школа и открытое образование. Сборник научных трудов. Москва-Томск, 1999. С. 30-34.
19.Попов А. А. Метафизика как гуманитарная практика антропологического представления / Педагогика самоопределения и гуманитарные практики. Моногра-фический сборник. Барнаул, 1999. С. 48-60.
20.Попов А.А. Педагогика самоопределения: социально-технологический кон-текст проекта (на пути к дидактике открытого образования) / Педагогика самоопре-деления и гуманитарные практики. Монографический сборник. Барнаул, 1999. С. 98-119.
21.Попов А.А. Педагогика как «дизайн-практика» оформления региона самооп-ределения / Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализа-ции. Сборник научных трудов. Томск, 2000. С. 89-95.
22.Попов А.А. Образовательная политика и означение жизненного пространст-ва / Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению. Сборник научных трудов. Томск, 2000. С. 269-274.
23.Попов А.А. Индивидуальность и знание: современные обусловленности / Открытое образование и региональное развитие: проблемы современного знания. Сборник научных трудов. Томск, 2000. С. 31-34.
24.Попов А.А., Щедровицкий П.Г., Эльконин Б.Д. и др. Социальный статус со-временного знания: круглый стол / Открытое образование и региональное развитие: проблемы современного знания. Сборник научных трудов. Томск, 2000. С. 38-57.
25.Попов А.А. Категориальные технологические начала педагогики самоопре-деления / Введение в педагогику самоопределения. Монографический сборник. Томск, 2001. Вып.3. С. 14-29.
26.Попов А.А., Блинов Г.Н. К представлениям о возрасте в педагогике самооп-ределения из рамок СМД-подхода / Введение в педагогику самоопределения. Моно-графический сборник. Томск, 2001. Выпуск 3. С. 38-46.
27.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Анализ современного состояния и концеп-туальные основания изменения системы повышения квалификации в сфере образо-вания / Управление профессиональным развитием в системе повышения квалифика-ции. Монографический сборник. Томск, 2002. С. 79-94.
28.Попов А.А., Проскуровская И.Д., Поломошнова Т.А. К программе исследо-вания феноменальных антропологических результатов в системах открытого образо-вания / Диагностика изменений в образовании. Монографический сборник. Томск, 2002. С. 31-48.
29.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогика самоопределения: контуры системной организации теории / Открытое образование и региональное развитие: образование как сфера интересов инновационных сообществ. Сборник научных тру-дов. Томск, 2002. С. 51-74.
30.Попов А.А. Пятый человек / Материалы Сибирской философской школы. 26-28 октября 2001 г. Новосибирск, 2002. С. 89-111.
31.Попов А.А. Самоопределение – это философия поколения / Поколенческий дискурс в практиках самоопределения. Сборник научных трудов. Томск: ТГПУ, 2002. С. 144-241.
32.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Понятие образовательной задачи в контек-сте теории педагогики самоопределения / Образование XXI века: достижения и пер-спективы. Сборник научных трудов. Рига, 2002. С. 99-117.
33.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения / Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст: Материалы Международной научной конференции. М., 2002. С. 216-221.
34.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Опыт консультационного сопровождения образовательной реформы регионального уровня / Консультационное сопровожде-ние образовательных проектов. Методическое пособие. Томск: ЦПКЖК, 2002. С. 69-104.
35.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Основы педагогики самоопределения / Се-тевые программы повышения квалификации. Часть I. Инновационные педагогиче-ские практики. Томск: UFO-пресс, 2002. С. 79-82.
36.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая деятельность в системах гуманитарного образования: технология построения образовательных программ / Сетевые программы повышения квалификации. Часть II. Педагогическая деятель-ность в инновационных практиках. Томск: UFO-пресс, 2002. С. 117-121.
37.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Проектирование региональных образова-тельных систем / Сетевые программы повышения квалификации Часть IV. Управле-ние изменениями в образовании. Томск: UFO-пресс, 2003. С.137-142.
38.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Возможности поколения и индивидуальные шансы: Модульная организация гуманитарно-управленческого образования юношей. Москва-Томск: Дельтаплан, 2003. 192 с.
39.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Практики расширения возможностей в ин-ституционально-антропологической перспективе // Архэ. Культуротехнический аль-манах. Выпуск 4. Гуманитарная Россия: координаты становления. Томск: Дельта-план, 2003. С. 30-37.
40.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Понятие образовательной задачи / Педаго-гика развития: ключевые компетентности и их становление. Материалы IX научно-практической конференции. Красноярский государственный университет. Красно-ярск, 2003. С. 275- 290.
41.Попов А.А. Развитие человеческого потенциала: правовые рамки и управ-ленческие практики / Материальная база сферы культуры. Форум «Стратегии регио-нального развития». Социальные и гуманитарные стратегии. Научно-информационный сборник. Выпуск 4. Казань: РГБ, 2003. С. 66-76.
42.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Г.П. Щедровицкий и М.К. Мамардашвили: на пути к не-дикурсивной концепции мышления / Чтения памяти Г.П. Щедровицко-го 2002-2003 гг. М.: Школа культурной политики, 2004. С. 21-252.
43.Попов А.А. Антропополитика в контексте культурных и страновых измене-ний // Архэ. Культуротехнический альманах. Выпуск 5. Антропополитика. Томск: Дельтаплан, 2004. С. 208-214.
44.Попов А.А., Проскуровская И.Д. К проблеме этического измерения антро-пополитики // Архэ. Культуротехнический альманах. Выпуск 5. Антропополитика. Томск: Дельтаплан, 2004. С. 157-161.
45.Попов А.А., Анохина Н.В., Балашкина М.Г. Проскуровская И.Д. Шалимов Д.К. и др. Открытая модель дополнительного образования региона. Красноярск. Томск: Дельтаплан, 2004. 279 с.
46.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Человеческий потенциал и управление пространством возможностей // 60-ая параллель. Выпуск 1 (12). Культурное пред-принимательство: бизнес или предназначение. Сургут: Центр культурных инициатив Сургута, 2004. С. 11-15.
47.Попов А.А., Проскуровская И.Д. География человеческих перспектив / Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Обществоз-нание». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. С. 32-46.
48.Попов А.А. Подготовка наследников // Сообщение. Технологический жур-нал для гуманитариев. М., 2005. №3. С. 27-32.
49.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Развитие человеческого потенциала // Со-общение. Технологический журнал для гуманитариев. М., 2005. №10. С. 43-45.
50.Попов А.А., Островский Б.М., Шиянова И.А. Событие тренинга // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. М., 2005. № 37. С. 64-71.
51.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Стратегия развития человеческого потен-циала // 60-ая параллель. Выпуск 2. Сургут: Центр культурных инициатив Сургута, 2005. С. 4-17.
52.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Открытое образование: на пути к новому образовательному институту / От 15-ти и старше: новое поколение образовательных технологий. М., 2006. С. 15-29.
53.Попов А.А., Проскуровская И.Д., Султанова А.В. Образовательные про-граммы нового поколения / От 15-ти и старше: новое поколение образовательных технологий. М., 2006. С. 29-73.
54.Попов А.А. Русские компетенции и тренажеры корпоративных университе-тов // Со-общение. Технологический журнал для гуманитариев. М., 2006. № 9. С. 34-40.
55.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Философско-методологический анализ ан-тропологических результатов открытого образования (на материале педагогики са-моопределения) // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации. Томск, 2006. № 116. С. 5-13
56.Попов А.А. Философско-методологические основания построения совре-менной теории концепций // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации. Томск, 2006. № 116. С.14-23.
57.Попов А.А., Балашкина М.Г. Понятие «культура» в педагогике: философско-исторический аспект // Вестник Томского государственного университета. Бюлле-тень оперативной научной информации. Томск, 2006. № 116. С. 24-32.
58.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Понятие образовательной задачи в контек-сте педагогики самоопределения // Вестник Томского государственного университе-та. Бюллетень оперативной научной информации. Томск, 2006. № 116. С. 33-50.
59.Попов А.А., Проскуровская И.Д., Султанова А.В. География человеческих перспектив. Образовательные технологии нового поколения (учебно-методический комплекс). М.: Стратег.RU, 2006. 380 с.
60.Попов А.А. Проскуровская И.Д., Рожкова Е.С., Стась А.Н. Новая география мира: геоэкономика, геополитика, геокультура. Методические указания по исполь-зованию ИИСС в учебном процессе. Томск: Издательство ТГПУ, 2007. 42 с.
61.Попов А.А, Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. М., 2007. №3. С. 186-199.
62.Попов А.А. Педагогика самоопределения: контуры системной организации теории // Гуманизация образования. Сочи, 2007. № 4. С. 9-13.
63.Попов А.А. Современное юношество и идея образовательной программы: на пути к новой институциональной модели / Педагогика развития: юношеский возраст – вершина детства и/или начало взрослости: материалы конференции. Красноярск: ИЦ Института естественных и гуманитарных наук, 2007. С. 73-82.
64.Попов А.А. Образовательное пространство: социология и технология конст-руирования / Педагогика развития: институциональные переходы в сфере образова-ния: материалы конференции. Красноярск: ИЦ Института естественных и гумани-тарных наук, 2008. С. 67-76.