- Концепция модернизации межбюджетных отношений включает ряд положений, направленных на обеспечение устойчивости воспроизводственного режима функционирования региональных социально-экономических систем, исходя из идеи взаимной детерминированности уровня социально-экономического развития региона состоянием его межбюджетных отношений, ориентирующей и позволяющей в дальнейшем осуществить прогнозирование траекторий развития макроэкономической системы по императивам преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, базирующемся на парадигме эволюционно-циклического и инновационно-институционального развития.
- Концептуальная модель и алгоритм реформирования бюджетной системы предусматривают расширение собственной доходной базы и оптимизацию долей федеральных и региональных расходов на социальные нужды как стратегические задачи модернизации системы межбюджетных отношений, решение которых позволяет обеспечить устойчивость социально-экономического развития региона. Использование механизма перераспределения федеральных бюджетных средств из фонда финансовой поддержки регионов на развитие их производственной и непроизводственной сфер позволит на основе экономико-математического моделирования оптимизировать величину целевых потоков денежных средств.
- Возрастание роли и расширение сферы действия механизма модернизации межбюджетных отношений находит отражение в развитии представлений о бюджетном процессе как о многоуровневой и динамической системе функционирования и совершенствования субъектно-объектных взаимодействий институтов государства, бизнеса и общества, действенность которых проявляется в обеспечении конкурентоспособности и повышении эффективности функционирования региональных социально-экономических систем.
- Взаимообусловленность региональной экономической политики и системы межбюджетных отношений с учетом прямых и обратных связей основных элементов региональных воспроизводственных процессов позволяет выявить специфику и обеспечить разрешение воспроизводственных, целевых, межфазовых и других противоречий, возникающих при сопряжении федерального и регионального уровней экономической системы.
- Эволюционный анализ взаимосвязи изучаемых процессов показал, что политика федерального центра в сфере оказания финансовой помощи регионам претерпела значительные изменения в течение нескольких последних лет в связи с бюджетными реформами, ориентированными на повышение эффективности взаимодействия регионального и местных бюджетов, на повсеместное внедрение среднесрочного бюджетного планирования, на разработку эффективных моделей распределения финансовых потоков между уровнями бюджетной системы и создание благоприятных условий для экономического развития муниципальных образований.
- Оценка устойчивости бюджета региона требует разработки расчетно-аналитического инструментария, позволяющего методически четко выстроить в функционально-действенной модели модернизации межбюджетных отношений субъектно-объектное взаимодействие их участников и дать параметрическое описание характеристик результативности бюджетного процесса (расчетный коэффициент устойчивости как функционал расчетных коэффициентов бюджетной автономии, бюджетной зависимости, уровня дефицита, деловой активности, уровня налоговых доходов, бюджетного покрытия, бюджетной результативности, бюджетной обеспеченности, социальной защищенности, безопасности и непосредственных показателей доходной и расходной частей бюджета). Это сделает возможным идентификацию характера зависимости устойчивости регионального развития от социальных факторов и её использование при выработке рекомендаций по совершенствованию региональной социально-экономической политики.
- Определение эффективности действия методики распределения средств из фонда финансовой поддержки регионов выявило, что величины индекса бюджетных расходов и налогового потенциала региона, от которых зависит уровень дотационности, оказались подвержены сильному влиянию мирового финансово-экономического кризиса, а анализ структур индексов налогового потенциала и бюджетных расходов позволил выделить компоненты, оказывающие наибольшее влияние на устойчивость экономики региона в целом: стоимость услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, уровень цен и заработной платы в регионе и его налоговый потенциал. Осуществленные на основе корреляционно-регрессионного анализа прогнозные расчеты показали, что наиболее важными факторами являются развитие производственной сферы региона, эффективность налоговых сборов денежных средств, вывод их из теневой сферы.
По специальности 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика
- Процедуры формирования системы перспективных моделей бюджетного процесса базируются на новационном знании о приемах сопряжения индикаторов социально-экономического развития региона и реалий трансформации бюджетного процесса, исходя из ориентации на конечный результат в достижении устойчивости развития российской экономики, что предполагает построение концептуальной модели модернизации межбюджетных отношений в координатах общих ценностных установок, принципов и методов обеспечения конкурентоспособности региона.
- Действующая методика оценки бюджетов субъектов Федерации, отражая уровень социально-экономического развития регионов, дает возможность распределить их по рейтинговому индексу на подгруппы: депрессивные, дотационные, развивающиеся, устойчивые, но не предоставляет информацию о причинах и факторах сложившегося положения, поэтому на ее основе нельзя дать рекомендаций по обеспечению перехода субъекта Федерации в группу регионов с более высокими показателями устойчивости бюджета.
- Проведенная на основе предлагаемой методики рейтинговая оценка регионов Юга России позволила выделить лидеров: Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область, Астраханская область, которые имеют достаточно высокие социально-экономические показатели и относительно устойчивые бюджеты, а последующий корреляционно-регрессионный анализ показывает, что каждый из регионов имеет свою стратегию бюджетной политики: Краснодарский край ориентирован на оптимизацию расходов, Волгоградская область - на оптимизацию доходов своего бюджета, Астраханская область использует стратегию оптимизации доходов и расходов, Ростовская область имеет четко выраженную ориентированность в бюджетной политике на межбюджетные трансферты.
- Сравнительный анализ стратегий оптимизации доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации Юга России выявил высокую зависимость финансовой устойчивости бюджета Ростовской области от межбюджетных трансфертов и низкую кредитоспособность экономики региона, что является причиной низкой среднесрочной бюджетной устойчивости, ограничивающей возможности реализации посткризисной социально-экономической политики региона, и обусловливает необходимость повышения бюджетной эффективности использования существующего ресурсно-воспроизводственного потенциала.
- Сценарий модернизации системы межбюджетных отношений в целях обеспечения устойчивого развития экономики региона может быть сформирован в формате среднесрочного плана бюджетирования на базе упрощенной двухсекторной модели экономики региона с выделением производственной и непроизводственной сфер, что позволит определить необходимые и достаточные условия максимизации производства ВРП и повышении результативности расходов бюджетных средств на социальные нужды.
1. Кюрджиев С.П. Взаимосвязь государственной политики устойчивого развития и налогообложения / Т.В. Игнатова, Л.Н. Кузнецова, С.П. Кюрджиев, В.Э. Скобликов – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2003. – 13,2 п.л. (авторских – 3,3 п.л.)
2. Кюрджиев С.П. Казначейская деятельность в системе государственного регулирования экономики / Т.В. Игнатова, С.П. Кюрджиев, С.В. Солонина – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2003. – 8,75 п.л. (авторских – 2,9 п.л.)
3. Кюрджиев С.П. Экономически устойчивое развитие региона при реформировании межбюджетных отношений: факторы обеспечения и инвестиционно-финансовый механизм повышения результативности управления / С.П. Кюрджиев. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2009. – 14,88 п.л.
4. Кюрджиев С.П. Экономическое обоснование и механизм управления развитием региона в условиях модернизации межбюджетных отношений / С.П. Кюрджиев. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2010. – 11,39 п.л.
5. Кюрджиев С.П. Межбюджетные отношения как механизм финансовой сбалансированности региональной экономической политики муниципального уровня / С.П. Кюрджиев, О.Ю. Паршукова, Ю.А. Гринева – М.: Вузовская книга, 2010. – 7,56 п.л. (авторских – 6 п.л.)
6. Кюрджиев С.П. Современные проблемы управления региональной экономикой /С.П. Кюрджиев, Г.Г. Уварова, Ю.А. Мащенко и др. – Ростов-на-Дону, Академцентр, 2011. – 12 п.л. (авторских - 5,5 п.л.)
Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ
7. Кюрджиев С.П. Внедрение механизмов "нового государственного менеджмента" в российских условиях / С.П. Кюрджиев // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2006, № 12. – 0,5 п.л.
8. Кюрджиев С.П. Международный опыт бюджетных реформ и его применение в России / С.П. Кюрджиев // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2006, № 10. – 0,5 п.л.
9. Кюрджиев С.П. Перспективные модели регионального развития в рамках реформирования бюджетного процесса / С.П. Кюрджиев // Вестник университета (Государственный университет управления), 2008, №9. – 0,6 п.л.
10. Кюрджиев С.П. Государственный контроль в системе управления региональными финансами / С.П. Кюрджиев // Вестник университета (Государственный университет управления), 2008. №10 – 0,5 п.л.
11. Кюрджиев С.П. Алгоритмизация процесса выделения бюджетных средств в системном представлении инвестиционно-финансового механизма управления производственным сектором региональной экономики / С.П. Кюрджиев // Известия ОрелГТУ Серия "Социально-экономические и гуманитарные науки", 2008, №4. – 0,6 п.л.
12. Кюрджиев С.П. О влиянии трансформации межбюджетных отношений на достижение экономически устойчивого развития регионов / С.П. Кюрджиев // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008, №4. – 0,6 п.л.
13. Кюрджиев С.П. Влияние изменения принципов межрегионального распределения бюджетных средств на устойчивость региональных социально-экономических систем / С.П. Кюрджиев // Terra economicus. (Экономический вестник Ростовского государственного университета), 2009, №4., Часть 3. – 0,6 п.л.
14. Кюрджиев С.П. Социально-экономическая политика региона, направленная на переход к устойчивому развитию в условиях модернизации межбюджетных отношений / С.П. Кюрджиев // Terra economicus. (Экономический вестник Ростовского государственного университета), 2010, № 3, Часть 3. – 0,5 п.л.
15. Кюрджиев С.П. Проблемы и перспективы развития процессов взаимодействия и взаимосвязи потоков Федерального бюджета, бюджетов Субъектов РФ и местных бюджетов / С.П. Кюрджиев, О.Ю. Паршукова, Ю.А. Гринева // Terra economicus. (Экономический вестник Ростовского государственного университета), 2010, № 4, Часть 2. – 0,5 п.л. (авт. 0,3 п.л.)
16. Кюрджиев С.П. Использование инструментария БОР в практике управления государственными и муниципальными финансами / С.П. Кюрджиев, О.Ю. Паршукова, Ю.А. Гринева // Финансовые исследования, 2011. № 2. – 0,6 п.л. (авторских - 0,3 п.л.)
17. Кюрджиев С.П. Обеспечение устойчивости развития субъекта Российской Федерации при модернизации межбюджетных отношений / С.П. Кюрджиев. // Экономические и гуманитарные науки, 2011, № 1. – 0,5 п.л.
18. Кюрджиев С.П. Особенности развития и проблемы функционирования системы межбюджетных отношений в федеративных государствах / С.П. Кюрджиев // Вестник университета (Государственный университет управления), 2011. №4. – 0,5 п.л.
19. Кюрджиев С.П. Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления Ростовской области / С.П. Кюрджиев, О.Ю. Паршукова, Ю.А. Гринева // Terra economicus. (Экономический вестник Ростовского государственного университета), 2011, № 3, Часть 2. – 0,8 п.л. (авт. – 0,4 п.л.)
20. Кюрджиев С.П. Возможные варианты модернизации экономической модели здравоохранения в РФ / С.П. Кюрджиев, Ф.С. Бова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2011. № 9. – 0,6 п.л. (авт. – 0,3 п.л.)
21. Кюрджиев С.П. Условия и методы внедрения принципов эффективной страховой медицины в Российской Федерации / С.П. Кюрджиев, С.Н. Татаркин, Ф.С. Бова // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС), 2011. № 4. – 0,8 п.л. (авт. – 0,25 п.л.)
Статьи в научных изданиях, брошюры
22. Кюрджиев С.П. Обеспечение экономической безопасности финансового сектора региона / С.П. Кюрджиев // Управление региональным экономическим развитием Юга России. Доклады и сообщения на международной конференции ноябрь 2000 г. / Отв. Ред. В.Г. Игнатов – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС. 2000. – 0,25 п.л.
23. Кюрджиев С.П. Модульный подход в создании проекта финансовой системы территорий в новых экономических условиях / С.П. Кюрджиев // Теория и практика современных образовательных технологий в системе подготовки государственных служащих. Сборник тезисов докладов и сообщений научно-практической конференции преподавателей СКАГС. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2001. – 0,25 п.л.
24. Кюрджиев С.П. Прозрачность бюджетной сферы как основа оптимизации взаимодействия вертикали власти / С.П. Кюрджиев // Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России (Доклады и сообщения на международной конференции, июнь 2001 г.) Вып. 1. Отв. Ред. В.Г. Игнатов – Ростов-на-Дону. Изд-во СКАГС. 0,3 п.л.
25. Кюрджиев С.П. Фискальная автономия: необходимое условие устойчивого развития / С.П. Кюрджиев // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2003. № 2. – 0,5 п.л.
26. Кюрджиев С.П. Реализация государственной функции по проведению социальной политики в российской модели бюджетного федерализма / С.П. Кюрджиев // Факторы и приоритеты социальной политики трансформационного периода. Сборник тезисов выступлений на научно-практической конференции "Экономические интересы и социальная политика", 15-16 декабря 2005 г. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2005. – 0,25 п.л.
27. Кюрджиев С.П. Факторы, влияющие на оценку эффективности государственного аппарата в условиях реализации национальных проектов / С.П. Кюрджиев // Государственный аппарат и политические реформы в России и Германии (тезисы выступлений на международной конференции, май 2006) / Отв. ред. В.Г. Игнатов, Выпуск второй. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2006. – 0,5 п.л.
28. Кюрджиев С.П. Подходы и инструменты мониторинга эффективности реформ государственного управления / С.П. Кюрджиев // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Выпуск 47. Ростов н/Д.:ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", 2007. – 0,66 п.л.
29. Кюрджиев С.П. Место муниципальных финансов в социально-экономическом развитии территории / Т.В. Игнатова, С.П. Кюрджиев // Финансово-экономические преобразования на современном этапе развития РФ: проблемы и перспективы: Сб. материалов III Всероссийской научно-практической коференции; В 2 т. - Т. I. - Махачкала, 2008. 0,25 п.л.
30. Кюрджиев С.П. Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в процесс реализации национальных проектов / С.П. Кюрджиев, С.Г. Крутова // Национальные проекты и сбережение нации. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – 0,25 п.л.
31. Кюрджиев С.П. Обоснование необходимости и возможности внедрения концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в муниципальных образованиях / С.П. Кюрджиев, А.И. Боташев, Ю.А. Гринева, Д.А. Фролов // ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы». Проект «Формирование системы бюджетирования, ориентированного на результат, в муниципальных образованиях» (Номер регистрации ВНТИЦ 01200906542 от 9.11.2009 г). Научно-технический отчет о выполнении 1 этапа Государственный контракт № П1161 от 27 августа 2009 г. – 11,2 п.л.(авт. – 8 п.л.)
32. Кюрджиев С.П. Обоснование практической адаптации разработанной стратегии бюджетирования, ориентированного на результат, к деятельности органов местного самоуправления / С.П. Кюрджиев, О.Ю. Паршукова, Ю.А. Гринева, А.А. Абрамов, Е.И. Черкашина, А.В. Зинченко // ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы». Проект «Формирование системы бюджетирования, ориентированного на результат, в муниципальных образованиях» (Номер регистрации ВНТИЦ 01200906542 от 9.11.2009 г). Научно-технический отчет о выполнении 3 этапа Государственного контракта № П1161 от 27 августа 2009 г. и Дополнению от 13 апреля 2010 г. № 1/П1161, Дополнению от 27 июля 2010 г. № 2, Дополнению от 15 марта 2011 г. № 3. – 20 п.л. (авт. – 12 п.л.)
33. Кюрджиев С.П. Анализ зависимости устойчивости социально-экономического развития региона от устойчивости его консолидированного бюджета / С.П. Кюрджиев // Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга России): материалы междунар. науч.-практ. конф., 3 апреля 2010 г., Ростов-на-Дону - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. – 0,6 п.л.
34. Кюрджиев С.П. Разработка модельной стратегии развития бюджетного процесса в органах местного самоуправления и модельного стратегического плана перехода к бюджетированию, ориентированному на результат / С.П. Кюрджиев, О.Ю. Паршукова, Ю.А. Гринева, Е.И. Черкашина, С.Н. Бойко // ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы». Проект «Формирование системы бюджетирования, ориентированного на результат, в муниципальных образованиях» (Номер регистрации ВНТИЦ 01200906542 от 9.11.2009 г). Научно-технический отчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П1161 от 27 августа 2009 г. и Дополнению от 13 апреля 2010 г. № 1/П1161, Дополнению от 27 июля 2010 г. № 2. – 17 п.л. (авт. – 11 п.л.)
35. Кюрджиев С.П. Значение реформирования механизма финансирования здравоохранения для повышения эффективности системы социального обеспечения / С.П. Кюрджиев, С.Р.Татаркин, Ф.С.Бова // Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга России): материалы Международной научно-практической конференции, 3 апреля 2010 г., Ростов-на-Дону - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. – 0,6 п.л.
Учебные пособия
36. Кюрджиев С.П. Территориальная организация населения: Учебное пособие (Рекомендовано Министерством образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений) / С.П. Кюрджиев, О.С. Семкина. – Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2010. – 18,2 п.л. (авт. – 14,2 п.л.)
37. Кюрджиев С.П. Стратегия экономического развития территории муниципального образования: Учебное пособие (Рекомендовано экспертным советом Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в качестве учебного пособия для обучения муниципальных служащих). / Под общей ред. проф. В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2008. – 18,5 п.л. (авт. – 3,7 п.л.)
38. Кюрджиев С.П. Бюджетно-налоговая политика государства: Учебное пособие / Под общей ред. проф. Т.В. Игнатовой. – Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2007. – 15 п.л. (авт. – 2,1 п.л.)
39. Кюрджиев С.П. Экономика города: Учебное пособие для вузов (Рекомендовано учебно-методическим объединением Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений строительных специальностей) / Под ред. докт. экон. наук, проф. Ю.Ф. Симионова. – М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2006. – 10 п.л. (авт. – 0,5 п.л.)
40. Кюрджиев, С.П. Финансы в системе государственного и муниципального управления: Учебное пособие. (Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений) / Под общей ред. проф. Л.А. Батурина. – М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: издательский центр "МарТ", 2005. – 19 п.л. (авт. – 2,27 п.л.)
41. Кюрджиев С.П. Экономика муниципальных образований: Учебное пособие (Рекомендовано экспертным советом Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в качестве учебного пособия для обучения муниципальных служащих) / Под общей ред. проф. В.Г. Игнатова. – М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: издательский центр "МарТ", 2005. – 20,5 п.л. (авт. – 3,2 п.л.)
42. Кюрджиев С.П. Экономические и финансовые основы местного самоуправления. (Учебное пособие). / Т.В. Игнатова, М.В., Васильев, С.П. Кюрджиев. – Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2003. – 10,2 п.л. (авт. – 3,4 п.л.)