- В работе предложена концепция инновационной политики как симбиоза научно-технической и технологической политики с политикой поддержки предпринимательства. Показано, что важнейшей целевой функцией инновационной политики является стимулирование взаимодействий между субъектами инновационного процесса, с одной стороны, и взаимодействий между субъектами инновационных спроса и предложения, с другой стороны. Показано, что институализация этих взаимодействий является основой формирования национальной инновационной системы. Обоснована позиция, согласно которой стержневым элементом инновационной политики России при переходе к инновационному типу развития является стимулирование инновационного спроса предпринимателей.
- На основе разработанных автором методологических подходов к дифференцированию регионов по состоянию инновационного потенциала, в работе предложена типология регионов по уровню инновационных спроса и предложения. Показано, что региональная инновационная политика должна опираться на углубление региональной специализации в производстве и потреблении инновационных разработок и развитие внутреннего рынка инновационных продуктов и услуг. Показано, что экономика северных территорий объективно обладает более высоким потенциалом инновационного спроса, чем инновационного предложения, в связи с чем, модернизация экономики Крайнего Севера может быть использована для активизации внутреннего спроса на инновационные разработки и формирования национальной инновационной системы.
- В работе раскрыто содержание основных сценариев развития экономики Крайнего Севера. Показано, что в условиях действующего индустриально-сырьевого сценария, основным оператором которого выступают сырьевые компании, модернизация и устранение наиболее острых социальных и инфраструктурных диспропорций, носит локальный характер, а внедрение инноваций задается информатизацией производственных процессов. В условиях перехода к сценарию "новая индустриализация", основным оператором которого выступает региональная власть, «сырьевое» освоение Крайнего Севера начинает осуществляться на комплексной технологически обновленной основе. Инновационность в этом случае задается спросом на разработки, снижающие издержки добычи и первичной переработки сырья, повышающие эффективность работ по развитию минерально-сырьевой базы, способствующие оптимизации отраслевой и пространственной структуры региона. Содержанием сценария "стратегический выбор», основным оператором которого может выступить государство, является целенаправленное превращение регионов Крайнего Севера в локомотив развития российской экономики посредством модернизации и реструктуризации сырьевого сектора и развитием многофункциональных поселений. Спрос на инновации, в рамках этого сценария будет задаваться введением жестких федеральных и региональных технических и экологических регламентов добычи и переработки, кардинальным повышением уровня передела сырья, оптимизацией издержек проживания человека в условиях Крайнего Севера при существенном повышении качества жизни и снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду.
- В работе показано, что в связи с существенными различиями в экономической структуре переход регионов Крайнего Севера к инновационному типу развития должен представлять собой "единство многообразия", означающего разнообразие моделей перехода северных территорий к инновационному типу развития. Показано, формирование региональных моделей инновационного поведения зависит от комбинации факторов, определяющих тип инновационного поведения регионов (специализация региона; динамика и структура рынков сбыта продукции; организационная структура корпоративного сектора; наличие реального центра принятия стратегических решений; усиление стратегической роли государства; развитие механизмов стратегического планирования).
- В работе показано, что на основе специфического сочетания производственной специализации, структуры корпоративного сектора, состояния рынков и наличия реального центра принятия стратегических решений в регионах дальневосточного Крайнего Севера формируются следующие модели инновационного поведения: во-первых, внедрение инноваций в ходе реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на структурную модернизацию экономики, инициированных региональной властью при опоре на крупные корпорации и федеральную власть; во-вторых, рост инновационной активности малых и средних компаний, в условиях конкурентной среды и стабильной динамикой цен на сырьевые товары; а также складываются определенные предпосылки формирования смешанной модели, когда спрос на технологические и организационные инновации связан, с одной стороны, с реализацией крупных инвестиционных проектов, а с другой стороны, с формированием благоприятной среды для малого и среднего бизнеса в сфере услуг.
1. Матвеев О.А. (в соавторстве) Преобразование экономики северных регионов России на современном этапе. – М.: Современная экономика и право, 2007 – 22 п.л.
2. Матвеев О.А. Инновационное развитие регионов Севера: состояние и перспективы. – М.: Современная экономика и право, 2011 – 20 п.л.
В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК
3. Матвеев О.А. Нужны новые модели пенсионного обеспечения. «Социальная политика и социальное партнерство» 2011, № 1 – 0,5 п.л.
4. Матвеев О.А. Особенности реализации инновационного потенциала Республики Саха (Якутия) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2009, № 4 – 0,5 п.л.
5. Матвеев О.А. Энергосбережение: тактика или стратегия //ЭКО. 2008, № 2 – 0,3 п.л.
6. Матвеев О.А. Проблемы перехода к инновационному типу развития // Экономист. 2009, № 8 – 0,5 п.л.
7. Матвеев О.А. Региональная составляющая конкурентоспособности российской экономики // Человек и труд. 2010, № 5 – 0,5 п.л.
8. Матвеев О.А. Переход России к инновационной экономике: кадровый аспект // Социальная политика и социальное партнерство. 2009, №12 – 0,7 п.л.
9. Матвеев О.А. Инновационное развитие Дальневосточного региона: состояние и проблемы // Вестник Института экономики РАН. 2010, №4 – 0,5 п.л.
Другие публикации
10. Матвеев О.А. Типологизация российских регионов по уровню инновационного развития //Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2008, № 6, – 1,5 п.л.
11. Матвеев.О.А. Инновационное развитие регионов – необходимое условие повышения конкурентоспособности страны. //Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2008, № 4 – 1,5 п.л.
12. Матвеев О.А. Основа нового уклада // Берг-коллегия, 2009, №8 – 0,4 п.л.
13. Матвеев О.А. Проблемы и перспективы инновационного развития регионов Севера //Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации, 2010, № 11-12 – 1,0 п.л.