2. Сделано заключение о том, что степень реализации права на образование детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением тем выше, чем выше степень реализации всех социально-культурных прав.
3. В работе обосновано: расширение возможностей реализации конституционного права на образование детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением способствует укреплению конституционно-правового положения данных детей, повышению уровня реализации ими иных прав, в частности, права на труд, права на достойную жизнь.
4. Формы реализации конституционного права на образование детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением обусловлены рядом их социальных и природных признаков: наличием (отсутствием) родителей, особенностями здоровья и т.д. Для реализации конституционного права на образование данными детьми требуются дополнительные нормативные, контрольные, организационные, правоохранительные, идеологические и экономические гарантии, призванные обеспечивать им как субъектам со специальным социальным статусом фактическую возможность получения образования наравне с другими детьми.
5. Выделение специального социального статуса обосновано наличием характерных исключительно для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением особенностей реализации конституционного права на образование и цели определения оптимальных решений его эффективной реализации данными детьми. Специальный социальный статус определен автором как проявление социальных возможностей, деятельности и социального результата; совокупность норм, включающих общие и особенные (дополнительные) права данных детей и обязанности государства.
6. Выделены категории детей со специальным социальным статусом: это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением (обучающиеся в учреждениях общего образования и в специальных учебно-воспитательных учреждениях).
7. Единство специального социального статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением детей обусловлено наличием общих правовых признаков для выделенных категорий детей. «Общее» в специальном социальном статусе определено как права, свободы и обязанности, принадлежащие всем данных детям, независимо от групповых особенностей, состояния их здоровья, отсутствия родителей, постоянного или временного пребывания в образовательном учреждении, специфики получения в нем образования, вида реализуемых образовательных программ.
8. «Специальное» в социальном статусе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением обусловлено изменением содержания дополнительных прав и гарантий, связанных с его:
- переходностью (права детей изменяются по мере исполнения (или неисполнения) государством обязанностей по обеспечению условий реализации права на образование);
- срочностью (в частности, при проживании и обучении в детском доме детей раннего возраста (с 1,5 до 3 лет); в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением открытого типа - от 8 до 18 лет);
- подвижностью (в частности, при приобретении ребенком-сиротой статуса инвалида);
- целевым характером.
9. «Индивидуальное» в специальном социальном статусе данных детей обусловлено объемом их прав и обязанностей, фактически реализуемых на данный момент. Его содержание на различных стадиях реализации права на образование изменяется в рамках единого правового статуса и специальных правовых статусов. «Индивидуальное» определено в работе как форма реализации права на образование (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; форма семейного образования, самообразования, экстерната).
В работе обосновано: «индивидуальное» в статусе детей-сирот меняется, в частности, при их переводе из детского дома-школы в специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья или при изменении формы обучения с очной на очно-заочную (вечернюю), заочную либо семейного образования.
10. Установлены особенности реализации конституционного права на образование детьми со специальным социальным статусом:
- ограниченность степени доступности образования (отсутствие специальных условий в образовательных учреждениях снижает возможность реализации права на образование детьми-инвалидами только рамками специального образования);
- ограниченность возможности реализации детьми права выбора вида и месторасположения образовательного учреждения, формы получения образования, а также права на перевод в другое образовательное учреждение;
- наличие дополнительного к правам иных обучающихся права выбора формы государственной аттестации (выпускного экзамена, ЕГЭ или их сочетания) у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным поведением, обучающихся в специальных учреждениях закрытого типа, а также подростков, находящихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
11. Отнесены к повышающим степень гарантированности реализации права на образование детей со специальным социальным статусом установленные в российских нормативных правовых актах об образовании такие требования к подготовке учителей спецшкол для детей с ограниченными возможностями здоровья, как изучение особых методик обучения инвалидов, возрастной психологии с учетом инвалидности детей, а также обязательность получения среднего (полного) общего образования (дополнительно к международно-правовым стандартам).
12. Метод побуждения к реализации права на образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением определен как метод, основанный на конституционных принципах уважения прав и свобод личности, справедливости, равенства, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны здоровья человека. Побуждение к реализации конституционного права на образование детей со специальным социальным статусом способствует активизации их познавательной деятельности, развитию способности самостоятельно мыслить и, как следствие, - повышению качества образования и снижению количества детей с девиантным поведением.
13. Доказана необоснованность предоставления образовательным учреждениям права в принудительном порядке понуждать реализовывать право на образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением.
Выработано предложение о необходимости запрета использования авторитарных методов понуждения к реализации конституционного права на образование детьми со специальным социальным статусом.
14. Развитие института патроната определено как способствующее достижению целей эффективности образования, создания возможностей реализации социальных функций государства. Субъекты со специальным социальным статусом для успешного получения образования должны иметь благоприятные условия проживания и гармоничного развития.
Технологии, применяемые в приемных семьях, в системе патронатного воспитания, являясь инновациями, взаимосвязаны через единый процесс планирования и контроля попечения, применение которых является гарантией конституционного права личности на образование.
15. Гарантией реализации права на образование детьми с ограниченными возможностями здоровья признано развитие внутри системы общего образования инклюзивного образования, которое определено как обеспечивающее детям с ограниченными возможностями здоровья поддержку эффективной реализации права на образование в условиях общеобразовательного учреждения вместе и наряду с другими обучающимися в обстановке, максимально способствующей освоению знаний на основе равенства возможностей. Сделан вывод о том, что реализация конституционного права на образование детьми с ограниченными возможностями здоровья исключительно в рамках специального образования, как и масштабное сокращение спецшкол, препятствует его осуществлению.
16. Выделены классификационные критерии типов и видов образовательных учреждений, к которым в качестве определяющего отнесен статус обучающегося, конкретизируемый в пределах их подтипов и подвидов.
Возможность реализации конституционного права на образование детьми со специальным социальным статусом в образовательных учреждениях отнесена к их основным классификационным критериям.
Произведена классификация образовательных учреждений как основной организационно-правовой формы реализации гарантий конституционного права на образование детьми со специальным социальным статусом.
17. В целях усиления правовой защищенности детей со специальным социальным статусом сформулировано предложение о сохранении существующих льгот для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья и закреплении в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» норм о реализации права на образование детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением в отдельной главе «Гарантии реализации права на образование детьми со специальным социальным статусом».
18. Сформулированы предложения о необходимости дополнительного конституционно-правового регулирования установления и реализации гарантий права на образование детей со специальным социальным статусом:
- о включении в перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и в методику оценки эффективности их деятельности, разработанную Правительством РФ (с целью реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825), в частности, таких, как доля образовательных учреждений, в которых осуществляется инклюзивное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья; наличие учреждений профессионального образования для таких лиц;
- о внедрении органами власти субъектов РФ учета результативности деятельности органов местного самоуправления по реализации гарантий конституционного права на образование детьми со специальным социальным статусом, в частности, таких, как количество выбывших по неуважительным причинам из муниципальных образовательных учреждений до получения основного общего образования, переведенных в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; наличие муниципальных учреждений дополнительного образования детей.
1.Матюшева Т.Н. Государственные гарантии обеспечения доступности образования для детей со специальным социальным статусом // Право и образование. 2011. № 6. С. 21-28. – 0,45 п.л.
2.Матюшева Т.Н. Проблемы защиты конституционного права на образование (в контексте Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию) // Право и образование. 2011. № 4. С. 12-20. – 0,55 п.л.
3.Матюшева Т.Н. Правовое регулирование патроната как средства оптимизации образования детей-сирот (конституционный аспект) // Конституционное и муниципальное право. 2011. №8. С. 71-74. – 0,4 п.л.
4.Матюшева Т.Н. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением – субъекты права на образование со специальным социальным статусом // Право и образование. 2011. № 3. С. 20-28. – 0,55 п.л.
5.Матюшева Т.Н. Соотношение общего, специального и индивидуального в статусе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением // Право и образование. 2011.№2. С. 21-30. – 0,63 п.л.
6.Матюшева Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению образования детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением в Российской Федерации // Современное право. 2010. № 8. С. 24-28. – 0,55 п.л.
7.Матюшева Т.Н. Обеспечение условий получения основного общего образования детьми – конституционная обязанность родителей (законных представителей) // Право и образование. 2010. № 5. С. 4-14. – 0,66 п.л.
8.Матюшева Т.Н. Правовое регулирование образования детей-сирот, детей-инвалидов и детей с девиантным поведением в дореволюционной России и в СССР // Современное право. 2010. № 6. С. 147-151. – 0,55 п.л.
9.Матюшева Т.Н. Обеспечение права на образование детей со специальным статусом – функция социального государства // Современное право. 2010. № 5. С. 49-53. – 0,52 п.л.
10.Матюшева Т.Н. Конституционно-правовая основа регулирования инклюзивного образования в Российской Федерации // Право и образование. 2010. № 4. С. 21-27. – 0,39 п.л.
11.Матюшева Т.Н. К вопросу об ограничениях в механизме реализации конституционного права на образование детей с девиантным поведением // Право и образование. 2010. №3. С. 35-42. – 0,55 п.л.
12.Матюшева Т.Н. Конституционный принцип равенства в реализации права на образование детьми-сиротами, детьми с ограниченными возможностями здоровья // Право и образование. 2010. №2. С. 24-33. – 0,61 п.л.
13.Матюшева Т.Н. Образование как правовая категория: понятие и составляющие // Право и образование. 2009. №1. С. 21-30. – 0,6 п.л.
14.Матюшева Т.Н. Особенности правового статуса учреждений дошкольного образования // Современное право. 2009. № 4. С. 22-26. – 0,51 п.л.
15.Матюшева Т.Н. Международно-правовой стандарт права на образование (ключевые элементы, юридические качества) // Право и образование. 2009. № 8. С. 12-19. – 0,5 п.л.
16.Матюшева Т.Н. Понятие и сущность системообразующей функции права на образование // Право и образование. 2009. №7. С. 9-18. – 0,61 п.л.
17.Матюшева Т.Н. Образовательное учреждение и гражданское общество: некоторые проблемы правового взаимодействия в России // Право и образование. 2009. № 9. С. 83-87. – 0,4 п.л.
18.Матюшева Т.Н. Право на образование – конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. 2008. № 12. С. 33-39. – 0,62 п.л.
19.Матюшева Т.Н. Общеобразовательные учреждения в механизме реализации конституционного права на образование: проблемы типологии // Право и образование. 2008. №11. №11. С. 45-55. – 0,72 п.л.
20.Матюшева Т.Н. Классификация правовых статусов субъектов сферы образования: критерии и ориентиры // Право и образование. 2008. №8. С. 4-13. – 0,73 п.л.
21.Матюшева Т.Н. Образовательные учреждения: теоретико-правовые основы типологии // Право и образование. 2008. №10. С. 29-36. – 0,55 п.л.
22.Матюшева Т.Н. Типы и виды учреждений дополнительного образования: динамика правового регулирования // Современное право. 2008. № 6 (1). С. 106-110. – 0,53 п.л.
23.Матюшева Т.Н. Приемная семья в нормативно-правовой базе образования // Современное право. 2008. № 10. С. 63-68. – 0,65 п.л.
24.Матюшева Т.Н. Образовательно-правовой статус детей-сирот в изменениях и дополнениях к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. №1. С. 89-92. – 0,6 п.л.
25.Матюшева Т.Н. Инвалиды и сироты в системе образования как объект безопасности государства // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. Приложение № 12. С. 79-86. – 0,4 п.л.
26.Матюшева Т.Н. Правовой статус детей-сирот, инвалидов и девиантов как субъектов сферы образования: международный аспект // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Правоведение. Спецвыпуск. 2006. С. 53-56. – 0,6 п.л.
II. В иных научных изданиях:
27.Матюшева Т.Н. Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации: Монография. – Краснодар: изд-во «Кубанькино», 2011. – 376 с. – 23,1 п. л.
28.Матюшева Т.Н. К вопросу о качестве образования субъектов со специальным правовым статусом // Право и правосудие: теория, история, практика: Сборник научных статей: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 27 мая 2010 г. в Северо-Кавказском филиале ГОУ ВПО РАП. Краснодар, 2011. С. 108-114. – 0,51 п.л.
29.Матюшева Т.Н. Баланс конституционных ценностей равенства, свободы и социальной справедливости в структуре образовательно-правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Материалы Международной научно-теоретической конференции 4-6 декабря 2008г. М.: Российская академия правосудия, 2009. С. 358-368. – 0,5 п. л.
30.Матюшева Т.Н. К вопросу о школьном неравенстве // Право и правосудие: теория, история, практика: Сборник статей (по материалам международной научно-практ. конференции 18 мая 2009 года). Краснодар, 2009. С. 215-221. – 0,31 п.л.
31.Матюшева Т.Н. Кадетские школы и кадетские школы-интернаты в механизме реализации конституционного права на образование: вопросы типологии // Актуальные проблемы права и судебной власти в современном российском обществе. Сборник статей (по материалам Международной научно-практ. конференции 11 апреля 2008 года). В 2-х томах. Т.1. Краснодар, 2009. С. 132-136. – 0,35 п.л.
32.Матюшева Т.Н. Проблемы ограничения права на общее образование // Суд, судебное право и власть: сборник научных статей. Вып. 4. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2009. С. 255-263. – 0,56 п.л.
33.Матюшева Т.Н. Образовательные учреждения в механизме реализации конституционного права на образование субъектами со специальным образовательно-правовым статусом (вопросы типологии: Монография. – Краснодар: Перспективы образования, 2008. – 200 с. – 12 п. л.
34.Матюшева Т.Н. Государственная политика в области образования детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья: Монография. – Краснодар: Перспективы образования, 2008. – 140 с. – 9,1 п. л.
35.Матюшева Т.Н. Некоторые проблемы обеспечения гарантий права на образование беспризорных // От советского строительства – к муниципальному праву: история и современность. – Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2008. С. 215-225. – 0,6 п.л.
36.Матюшева Т.Н. Образование как школа формирования гражданского общества // От советского строительства – к муниципальному праву: история и современность. – Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2008. С. 52-58. – 0,4 п.л.
37.Матюшева Т.Н. Понятие и общая характеристика организационно-правового механизма обеспечения образовательно-правового статуса // Сб. статей VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского права на современном этапе». – Пенза, 2007. С. 35-38. – 0,21 п.л.
38.Матюшева Т.Н. Проблемы обеспечения гарантий права на образование безнадзорных в изменениях Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Ученые записки. Выпуск IV. Сборник научных и научно-методических трудов Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО РАП «Российская академия правосудия» (г. Краснодар). В 2 томах. Т.1. – Краснодар, 2007. С. 130-136. – 0,51 п.л.
39.Матюшева Т.Н. К решению вопроса о типологии образовательных учреждений // Тенденции развития современного права: теоретические и практические проблемы: Сборник статей (по материалам международной научно-практической конференции 18 мая 2007 г.). – Краснодар, 2007. С. 29-33. – 0,35 п.л.
40.Матюшева Т.Н. Обеспечение права на образование – главная функция образовательной политики // Потенциал развития России ХХI века: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2007. С. 68-71. – 0,21 п.л.
41.Матюшева Т.Н. Конституционный принцип равенства в обучении сирот и инвалидов в русле организации образовательных услуг // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний». – Пенза, 2007. С. 46-49. – 0,21 п.л.
42.Матюшева Т.Н. Особенности нормативно-правового отображения государственной образовательной политики в РФ // Вопросы теории и практики российской правовой науки: сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2007. С. 175-178. – 0,21 п.л.
43.Матюшева Т.Н. Реализация образовательно-правового статуса сирот и инвалидов в соответствии с нацпроектом «Образование» // Опыт реализации национальных проектов и демографическая политика: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2007. С. 93-96. – 0,2 п.л.
44.Матюшева Т.Н. Обеспечение охраны здоровья студентов как проблема системы образования // Сборник статей ХI Международной научно-методической конференции «Университетское образование». – Пенза, 2007. С. 487-490. – 0,21 п.л.
45.Матюшева Т.Н. Образовательные учреждения в Российской Федерации: понятие и классификация // Общество и право. 2006. №1(11). С. 101-103. – 0,3 п.л.
46.Матюшева Т.Н. Правовое регулирование статуса приемных родителей и воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей // Общество и право. 2006. №3/13. С. 73-75. – 0,35 п.л.
47.Матюшева Т.Н. Положение детей с ограниченными возможностями в России: право на образование и здоровье // «Образование и здоровье. Экономические, медицинские и социальные проблемы»: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2006. С. 72-75. – 0,2 п.л.
48.Матюшева Т.Н. Проблемы типологизации субъектов сферы образования // Материалы третьей международной научно-практической internet-конференции «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире». – Тамбов, Першина, 2006. С. 83-86. – 0,25 п.л.
49.Матюшева Т.Н. Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования // Теория и практика общественного развития. 2006. №. 2. С. 49-50. – 0,25 п.л.
50.Матюшева Т.Н. Гарантии права на получение юридического образования в механизме реализации конституционного права на образование // Материалы 5-й Всероссийской учебно-методической конференции «Юридическое образование в современном социокультурном контексте». – Екатеринбург, 2006. С. 54-59. – 0,5 п.л.
51.Матюшева Т.Н. Региональное законодательство об образовании: тенденции развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Парламентаризм в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы развития». – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. С. 240-247. – 0,5 п.л.
52.Матюшева Т.Н. Закон и коррупция: совершенствовать антикоррупционную политику образования // Материалы Международной научно-практической конференции «Право как мера свободы и ответственности личности» 18 – 19 мая. – Челябинск – 2006. С. 311-316. – 0,3 п.л.
53.Матюшева Т.Н. Модельный закон о среднем общем образовании в регулировании статуса специальных субъектов сферы образования // Формирование евразийского пространства: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции (28 марта 2006г.). – Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. С. 312-318. – 0,55 п.л.
54.Матюшева Т.Н. Нормативно-правовая база патриотического воспитания граждан РФ в образовательном законодательстве // Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции «Героико-патриотическое воспитание граждан в современной России», май 2006г. – Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. С. 63-72. – 0,61 п.л.
55.Матюшева Т.Н. Право на образование и отмена ограничений набора студентов на платной основе по дефицитным специальностям // Политико-правовая система России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград: Станица-2, 2006. С. 197-200. – 0,25 п.л.
56.Матюшева Т.Н. Критерии и ориентиры типологизации субъектов сферы образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право, личность». – Коломна, 2006. С. 161-170. – 0,55 п.л.
57.Матюшева Т.Н. Правовое регулирование особенностей статуса образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Ученые записки. Сб. научных и научно-методических трудов Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО РАП. – Краснодар, 2006. С. 225-233. – 0,85 п.л.
58.Матюшева Т.Н. Правовое регулирование получения дополнительного профессионального образования детьми-сиротами и детьми-инвалидами // Материалы международной научно-практической конференции С-КФ ГОУ ВПО РАП. – Краснодар, 2006. С. 233-237. – 0,35 п.л.
59.Матюшева Т.Н. Статус системы образования РФ в изменениях Закона РФ «Об образовании» // Право и закон в гражданском обществе и государстве: Доклады и сообщения VI Международной научно-практической конференции. Москва, 19 мая 2006г. М.: МЭСИ, 2006. С. 192-200. – 0,5 п.л.
60.Матюшева Т.Н. Образование детей-сирот и детей-инвалидов как фактор государственной безопасности // Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006г.): В 4ч./ Кемеровский гос. университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист, 2006. С. 407-418. – 1 п.л.
61.Матюшева Т.Н. Конкретизация правового статуса специальных субъектов сферы образования в изменениях и дополнениях к Закону РФ «Об образовании» // Гражданин – общество – государство: актуальные проблемы взаимодействия: Материалы международной научно-практической конференции. Семипалатинский государственный пединститут, 30-31марта 2006г. – Семипалатинск, 2006. С. 323-325. – 0,3 п.л.
62.Матюшева Т.Н. Детский дом семейного типа в нормативно-правовой базе образования // Наука Кубани. 2006. №1. С. 71-74. – 0,4 п.л.
63.Матюшева Т.Н. Роль дистанционного обучения в получении образования лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы // Материалы научно-практической конференции «Современное российское общество: проблемы безопасности, преступности, терроризма». Краснодар, 19-20 мая 2005 года. В 2-х томах, том 1. – Москва, РИЦ ИСПИ РАН, 2006. С. 337-342. – 0,4 п.л.
64.Матюшева Т.Н. Формирование современной законодательной базы дистанционного обучения в России // Сборник научных статей V международной научно-практической конференции 4-5 апреля 2006 года «Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования». – Екатеринбург: ГОУ ВПО «УрГПУ», 2006. С.86-89 . – 0,53 п.л.
65.Матюшева Т.Н. Образовательно-правовой статус детей-сирот и детей-инвалидов в нормативно-правовой базе образования // Наука Кубани. 2006. №3. С. 89-95. – 0,5 п.л.
66.Матюшева Т.Н. Образование детей-инвалидов: международный опыт и образовательное право Российской Федерации // Гуманитарная мысль юга России. 2006. №2. С. 87-104. – 1,1 п.л.
67.Матюшева Т.Н. «Вчера, сегодня, завтра» в образования детей-инвалидов и детей-сирот // «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы»: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2006. С. 21-24. – 0,25 п.л.
68. Матюшева Т.Н. Культура и образование воспитателей учреждений для сирот, инвалидов в русле проблемы реализации конституционных гарантий права на образования // Культура и власть: сб. статей IV Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2006. С. 41-44. – 0,2 п.л.
69.Матюшева Т.Н. Система непрерывного образования детей-инвалидов: международный опыт и российская практика // Материалы международной научно-практической конференции (25-27 мая 2006 г.). – Казань: Академия управления «ТИСБИ», 2006. С. 166-177. – 0,66 п.л.
70.Матюшева Т.Н. Стандартные правила равных возможностей для инвалидов как источник российского образовательного права // Образование в современном мире: Сб. научных статей. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2006. С. 89-92. – 0,25 п.л.
71.Матюшева Т.Н. Повышение конкурентоспособности страны и проблемы образования детей-сирот и инвалидов // Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны: сб. статей III Международной конференции. – Пенза, 2006. С.178-181 . – 0,25 п.л.
72.Матюшева Т.Н. Обучение детей-сирот и детей-инвалидов и проблемы повышения безнадзорности // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сб. статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2006. С. 182-185. – 0,3 п.л.
73.Матюшева Т.Н. Конституционный принцип равенства в некоторых изменениях к Закону РФ «Об образовании» // V Всероссийская научно-практической конференция «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе». – Пенза, 2006. С.71-74. – 0,2 п.л.
74.Матюшева Т.Н. Обучение детей-сирот в гуманитарной составляющей образования // Трансформация социально-экономических отношений в современных экономических условиях: сб. статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2006. С. 87-90. – 0,25 п.л.
75.Матюшева Т.Н. Типы и виды учреждений дополнительного образования: динамика правового регулирования // Материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров». – Челябинск, 2006. С. 17-21. – 0,3 п.л.
76.Матюшева Т.Н. Правовое регулирование качества образования первоклассника-сироты в современном образовательном учреждении // Проблемы качества образования в современном обществе: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2006. С. 57-60. – 0,25 п.л.
77.Матюшева Т.Н. Требования к обеспечению учебниками должны быть едиными // Современное состояние и перспективы развития материального и процессуального права в условиях судебно-правовой реформы: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2006. С. 305-308. – 0,25 п.л.
78.Матюшева Т.Н. Защита субъектов сферы образования – детей-сирот, детей-инвалидов: взаимодействие международного и российского права // Взаимодействие международного и российского гуманитарного права в сфере конституционной защиты личности / Материалы международной научно-практической конференции. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006. С. 174-187. – 0,55 п.л.
79. Матюшева Т.Н. Подходы к типологизации специальных субъектов сферы образования // Материалы 3-ей международной научно-практической конференции молодых ученых, специалистов и студентов «Проблемы теории и юридической практики в России». – Самара, 2006. С. 94-98. – 0,3 п.л.
80. Матюшева Т.Н. Право на образование: международный аспект // Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Единое образовательное пространство славянских государств в XXI веке: проблемы и перспективы». – Брянск: БГТУ; СГА, 2006. С. 69-73. – 0,4 п.л.
81.Матюшева Т.Н. Конституционные гарантии права на образование детей-сирот и детей-инвалидов в изменениях и дополнениях к Закону РФ «Об образовании» // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции, состоявшейся 17 ноября 2006 г. в 2-х ч. Ч.1 / отв. ред. И.В. Машаров. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2006. С. 308-312. – 0,31 п.л.
82.Матюшева Т.Н. Проблема модернизации системы образования и безопасность государства // Современные вопросы государства, права и юридического образования: Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. –Тамбов, 2005. С. 90-95. – 0,4 п.л.
83.Матюшева Т.Н. Гарантии права на образование в изменениях и дополнениях к Закону РФ «Об образовании» за 1997-2005 годы // Сб. научных трудов. – «Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности». – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2006. С. 81-89. – 0,35п.л.
84.Матюшева Т.Н. Гуманная миссия Прокуратуры России – защита конституционного права детей-сирот на образование // Общество и право. 2005. №4(10). С. 125-128 . – 0,45 п.л.
85.Матюшева Т.Н. Особенности реализации права на получение дошкольного образования детьми-инвалидами // Теория и практика общественного развития. 2005. №. 3. С. 39-41. – 0,3 п.л.
86.Матюшева Т.Н. Отсрочка от призыва на военную службу: изменения в Законе РФ «Об образовании» // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики». Киров, 2005. С. 181-189. – 0,51 п.л.
87.Матюшева Т.Н. Внеконкурсный прием в вуз в механизме реализации конституционного права на образование // Теория и практика общественного развития. 2005. №2. С. 17-18. – 0,25 п.л.
88.Матюшева Т.Н. Патриотизм как системообразующий принцип эволюционирования образования // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Челябинск, Изд-во «Образование». 2005. С. 3-7. – 0,4 п.л.
89.Матюшева Т.Н. Право на образование граждан Российской Федерации и роль дистанционного обучения в его реализации // Общество и право. 2005. №3(9). С. 17-20. – 0,4 п.л.
90.Матюшева Т.Н. Особенности правового положения специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением // Общество и право. 2005. №1(7). С. 160-165. – 0,52 п.л.
91.Матюшева Т.Н. Дети-сироты: особенности правового статуса // Юридический вестник ДГУ. 2005. №2. С. 132-142. – 1 п.л.
92.Матюшева Т.Н. Образовательно-правовой статус индивидуальных субъектов сферы образования: понятие и классификация // Наука Кубани. 2003. №1. С. 170-175. – 0,5 п.л.
93.Матюшева Т.Н. Особенности образовательно-правового статуса детей, находящихся в особо трудных жизненных условиях // Государство и права человека: Сб. научных трудов / Куб. ГАУ. Краснодар, 2001. С. 78-89. – 0,54 п.л.
94.Матюшева Т.Н. Образование и безопасность государства // Социальный порядок – гуманистическому развитию общества: Материалы 2 Всероссийской научной конференции. – Краснодар: КЮИ МВД России. 2001. С. 94-99. – 0,3 п.л.
95.Матюшева Т.Н. Образовательные учреждения, их типы и виды // Наука Кубани. 2000. №7. С. 94-98. – 0,2 п.л.
96. Матюшева Т.Н. Российское законодательство в области образования, его уровни, система // Славянский мир. 1998. №1-2. С. 78-99. – 1,5 п.л.