- Основные направления изменений в семиосфере русской прозы 1840-50-х годов связаны с переструктурированием смысловых категорий (полей) внутри актуальных для эпохи семиотических контекстов. В эстетико-словесном контексте: перераспределение централизующих функций в произведении между главным героем и повествующим субъектом; в личностно-семантическом: смещение акцентов с внешних проявлений на духовно-психологические и гендерные черты персонажа; в аксиологическом: утверждение возможности характеризовать факты с разных ценностных позиций; семиотизация отсутствия конструктивных черт героев и окружающей их реальности; в онтологическом: деактуализация временных параметров и семиотизация пространства художественной реальности; в деятельностном: изображение конструктивной человеческой деятельности в качестве демиургической.
- В семиотической системе прозы Ф.М. Достоевского 1840-50-х годов наиболее активными оказались культурно-семиотические категории (поля), которые обусловили основные направления изменений в семиосфере русской прозы этого периода («литературные приемы», «характеристики», «литературность», «организация произведений», «универсализация», «межличностно-коммуникативные отношения»), потому творчество писателя представляет собой один из реализовавшихся продуктивных вариантов развития русской литературы, обусловивших интеграцию ее в мировую культуру.
- Ф.М. Достоевский в 1840-50-е годы экспериментировал с окказиональными жанрами («приключение / происшествие необыкновенное», «история одной женщины», «воспоминания мечтателя», «неизвестные мемуары», «записки неизвестного»), которые представляют собой формы, отражающие индивидуально-творческие искания писателя и варианты освоения культурой новых принципов художественной коммуникации.
- Окказиональные жанровые формы в творчестве Ф.М. Достоевского 1840-50-х годов предстают в качестве пространства формирования образа нарратора - нового субъекта повествования, являющегося олицетворением процесса рассказывания. Окказиональные жанры также предопределяют черты новой для эпохи событийности, которая предполагает появление в жизни героя кризисной ситуации, требующей от него кардинального переосмысления основ бытия и своего места в мире.
- Мифоонтологическая концепция творчества, формирующаяся в произведениях Ф.М. Достоевского 1840-50-х годов, организуется на основе космогонического архетипа, имплицитное влияние которого позволяет писателю литературный творческий процесс - как реальный, так и изображаемый в художественной действительности - соотносить с созданием космоса.
- Мифоонтология творчества Ф.М. Достоевского в рамках художественного пространства предполагает взаимодействие мифоэстетической и мифофизиологической составляющих. Мифоэстетические компоненты задают ракурс изображения (ситуация подглядывания) и обусловливают присутствие бинарных оппозиций (демиург / трикстер; мужское / женское), динамика взаимодействия которых в текстах писателя определяет конструктивный или деструктивный вектор космогонических процессов. Мифофизиологический уровень формируется рядом ситуаций и состояний (соблазнение, свадьба, инцест, пьянство), призванных испытать способность героя к универсальной всевместимости творца, необходимой для воплощения полноценной космогонии.
- Эволюция мифоонтологии творчества Ф.М. Достоевского от 40-х к 50-м годам XIX века связана с преодолением персонажами, приобщенными к художественной космогонии, своего творческого бессилия. Данное преодоление герои-творцы осуществляют в контексте деактуализации взаимоотрицания между персонажами - носителями противоположных космогонических тенденций. Художественная космогония с указанных позиций становится не процессом взаимоуничтожающей борьбы деструктивного и конструктивного начал, а диалогом разных вариантов творчества.
1. Зелянская, Н.Л. Законы построения биографии творца, или О гранях концепта творчество (на материале биографического текста Ф.М. Достоевского 1840-х годов) / Н.Л. Зелянская // Вестник Оренбургского государственного университета.– 2004. – № 11. – С. 75-82.
2. Зелянская, Н.Л. Аксиологическая и гносеологическая активность литературоведческих категорий в пространстве рецепции (экспериментальный аспект) / Н.Л. Зелянская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – № 11. – С. 40-51.
3. Зелянская, Н.Л. Применение метода графосемантического моделирования в лингвомаркетологических исследованиях / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – № 8. – С. 40-46.
4. Зелянская, Н.Л. Культурогенность как принцип структурирования смыслового пространства художественного текста / Н.Л. Зелянская, К.И. Белоусов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 11. – С. 117-128.
5. Зелянская, Н.Л. Основные семиотические тенденции прозы 40-х годов XIX века / Н.Л. Зелянская // Сибирский филологический журнал. – 2007. – № 4. – С. 36-47.
6. Зелянская, Н.Л. Культурно-семиотические тенденции русской прозы 1850-х годов / Н.Л. Зелянская // Сибирский филологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 40-51.
7. Зелянская, Н.Л. Имя автора как знак художественной реальности (на материале романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди») / Н.Л. Зелянская // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 1. – С. 52-56.
8. Зелянская, Н.Л. Конститутивные черты окказионального жанра «происшествие необыкновенное» («Чужая жена и муж под кроватью» Ф.М. Достоевского) / Н.Л. Зелянская // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 37 (138). – Вып. 28. – С. 58-62.
9. Зелянская, Н.Л. Моделирование понятийного потенциала термина заглавие / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2008. – № 4 (8). – С. 62-71.
Монографии:
10. Зелянская, Н.Л. Мифоонтология писательства. Федор Достоевский: творческий путь до эшафота / Н.Л. Зелянская. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – 111 с.
11. Зелянская, Н.Л. Достоевский и семиосфера русской прозы. Творчество Ф.М. Достоевского 1840-50-х годов в контексте культурно-семиотических тенденций эпохи / Н.Л. Зелянская. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 352 с.
Другие основные публикации:
12. Зелянская, Н.Л. Архетипический пласт, организующий сюжетное развитие в рассказе Ф.М. Достоевского «Господин Прохарчин» / Н.Л. Зелянская // Человек – коммуникация – текст : сб. ст. / под ред. А.А. Чувакина и др. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2000. – Вып. 4. – С. 312-319.
13. Зелянская, Н.Л. Архетипический пласт повести Ф.М. Достоевского «Хозяйка» / Н.Л. Зелянская // Текст: структура и функционирование : сб. ст. / под ред. В.А. Пищальниковой и др. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2001. – Вып. 5. – С. 120-126.
14. Зелянская, Н.Л. Синергии текста: архетип – форма – структура / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Лингвосинергетика: проблемы и перспективы. Материалы второй школы-семинара : сб. ст. / под ред. В.А. Пищальниковой и др. – Барнаул : Изд-во ААЭН, 2001. – С. 93-99.
15. Зелянская, Н.Л. Геронтомания Ф.М. Достоевского (четыре старухи в романе «Бедные люди») / Н.Л. Зелянская // Текст: структура и функционирование : сб. ст. / под ред. В.А. Пищальниковой и др. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002. – Вып. 6. – С. 138-144.
16. Зелянская, Н.Л. От елки к свадьбе, или Художественные перспективы «подсмотренной реальности» (по рассказу Ф.М. Достоевского «Елка и свадьба») / Н.Л. Зелянская // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. Материалы VII межвузовской научно-практической конференции : сб. ст. / под ред. П.Е. Суворовой и др. – Бийск : НИЦ БПГУ, 2002. – Вып. 7. – Ч. 1 : Литературоведческий аспект. – С. 89-91.
17. Зелянская, Н.Л. Эстетико-онтологические основания раннего творчества Ф.М. Достоевского : автореф. … канд. филол. наук / Н.Л. Зелянская. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2003. – 18 с.
18. Зелянская, Н.Л. Ситуация подсматривания как катализатор творческих интенций в художественном пространстве ранних произведений Ф.М. Достоевского / Н.Л. Зелянская // Текст: структура и функционирование : сб. ст. / под ред. С.М. Козловой и др. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2003. – Вып. 7. – С. 205-215.
19. Зелянская, Н.Л. Мифоонтология творчества в ранних произведениях Ф.М. Достоевского / Н.Л. Зелянская // Художественный текст: варианты интерпретации. Материалы IХ межвузовской научно-практической конференции : сб. ст. / под ред. Н.А. Гузь и др. – Бийск : НИЦ БПГУ, 2004. – Вып. 9. – С. 129-134.
20. Зелянская, Н.Л. Некоторые аспекты теории анализа текста / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Модернизация филологического образования: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции : сб. ст. / под ред. А.В. Кирьяковой. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2004. – С. 36-42.
21. Зелянская, Н.Л. Применение квантитативных методов в курсах дисциплин исследовательско-филологического цикла / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Языковая картина мира: Лингвистический и культурологический аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции / сб. ст. / М.Г. Шкуропацкой и др. – Бийск : НИЦ БПГУ, 2004. –Т. 1. – С. 75-79.
22. Зелянская, Н.Л. Филологическая рецепция литературного факта: экспериментальное изучение и моделирование / Н.Л. Зелянская // Квантитативная лингвистика: исследования и модели (КЛИМ – 2005). Материалы Всероссийской научной конференции : сб. ст. / под ред. А.А. Поликарпова и др. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, – 2005. – С. 61-72.
23. Зелянская, Н.Л. Образ классика как становящийся феномен (к проблеме механизмов культурной деривации) / Н.Л. Зелянская // Актуальные проблемы современного словообразования. Труды Международной научной конференции : сб. ст. / под ред. Л.А. Араевой и др. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 51-55.
24. Зелянская, Н.Л. Графосемантическое моделирование концептуальной организации текста / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Художественный текст: варианты интерпретации: Труды Х межвузовской научно-практической конференции : в 2-х ч. : сб. ст. / под ред. В.А. Акимова и др. – Бийск : РИО БПГУ, 2005. – Вып. 10. – Ч. 1. – С. 50-56.
25. Зелянская, Н.Л. Свадьба в мифоонтологическом пространстве произведений Ф.М. Достоевского 1840-х годов / Н.Л. Зелянская // Филологические чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции : сб. ст. / под ред. А.В. Кирьяковой. – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 211-216.
26. Зелянская, Н.Л. Соблазнение как принцип мифоонтологии творчества в произведениях Ф.М. Достоевского 1840-х годов / Н.Л. Зелянская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 12. – Ч. 1. : Гуманитарные науки. – С. 213-217.
27. Зелянская, Н.Л. L´albatros vs. Альбатрос: концепции текста в культурном пространстве / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская, И.В. Наумов // Критика и семиотика. – 2006. – Вып. 9. – С. 36-50.
28. Зелянская, Н.Л. Персонаж-писатель как конструктивный центр художественного мира в произведениях Ф.М. Достоевского 1840-х годов / Н.Л. Зелянская // Художественный текст: варианты интерпретации. Труды XII Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. : сб. ст. / под ред. В.А. Акимова и др. – Бийск : Изд-во БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. – Ч. 1. – С. 249-254.
29. Зелянская, Н.Л. Ономастическая репрезентация автора в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» / Н.Л. Зелянская // Альманах современной науки и образования. – 2007. – № 3 : Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы : в 3 ч. – Ч. 1. – С. 89-92.
30. Зелянская, Н.Л. Культурно-семиотический потенциал заглавий художественных произведений (на материале творчества Ф.М. Достоевского 1840-х годов) / Н.Л. Зелянская // Филология и человек. – 2007. – № 2. – С. 78-89.
31. Зелянская, Н.Л. Герой времени: семиотика старости в повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» / Н.Л. Зелянская // Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. Материалы Х Виноградовских чтений : сб. ст. / под ред. С.А. Джанумова и др. – М. : Изд-во МГПУ, 2007. – Т. 2 : Фольклор и литература: восприятие, анализ и интерпретация художественного текста. – С. 86-89.
32. Зелянская, Н.Л. Культурно-семиотическое пространство русской прозы 1850-х годов в контексте трансформаций эпохальной эстетической парадигмы / Н.Л. Зелянская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007 – № 11. – С. 28-35.
33. Зелянская, Н.Л. Влияние социокультурного пространства на критерии оценки литературного факта / Н.Л. Зелянская // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 2 : Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы : В 3 ч. – Ч. 1. – С. 92-95.
34. Зелянская, Н.Л. Русская проза 1850-х годов: моделирование процессов семиозиса / Н.Л. Зелянская // Вестник Воронежского государственного университета. – 2008. – № 1. – С. 46-54.
35. Зелянская, Н.Л. Заглавие текста как категория филологической рефлексии / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. Материалы IV международной научной конференции : сб. ст. / под ред. Л.А. Нефедовой и др. – Челябинск : ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. – Т. 3. – С. 43-47.
36. Зелянская, Н.Л. Русская литература 1840-50-х годов в контексте системных закономерностей развития семиосферы / Н.Л. Зелянская // Художественный текст: варианты интерпретации. Труды XIII Всероссийской научно-практической конференции : в 2 ч. : сб. ст. / под ред. В.А. Акимова и др. – Бийск : Изд-во БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – Ч. 1. – С. 117-124.
37. Зелянская, Н.Л. Организация семантического пространства романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве : в 2 тт. : сб. ст. / под ред. П.Е. Бухаркина и др. – СПб. : МИРС, 2008. – Т. 2. – Ч. 1. – С. 85-93.
38. Зелянская, Н.Л. Произведения Ф.М. Достоевского 40-50-х гг. XIX века в аспекте проблемы авторской номинации жанра / Н.Л. Зелянская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008 – № 11. – С. 16-21.