- Категория «становление» определяется диссертантом как диалектика противоположностей возникновения и уничтожения, восходящего и нисходящего развития в абсолютном и относительном движении конкретных форм и уровней материи, общественного бытия, сознания и языка. Процессуальность становления детерминируется законами отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей и противоречий, перехода количественных изменений в качественные.
- Становление языка в небытие и ничто есть многокомпонентный процесс, складывающийся из форм движения и развития в природе, общественном бытии и общественном сознании, приводящих к преобладанию нисходящих тенденций над восходящими, уничтожения над возникновением, заимствования над творческой активностью. При этом небытие языка складывается из элементов языка, вышедших из употребления, но сохранившихся в истории человеческого знания, а ничто - из тех компонентов языка, которые утрачены безвозвратно и не подлежат восстановлению.
- Возможность становления языка в небытие как дуализма формы и содержания заложена в его структуре и связи компонентов - существующего, сохраняющегося в истории человеческого знания и ничто - лакун. Эти части структуры языка представляют собой акты, переходящие в потенции восходящего и нисходящего развития, возникновения и уничтожения под влиянием внешних факторов и нарушения внутреннего баланса между ними.
- Возникновение второй сигнальной системы было связано с удовлетворением социальных потребностей и привело к образованию мозаичности пространства языка. Однако в процессе движения и развития общественного бытия сформировалась потребность в доступе к информации и коммуникации, которые вступили в противоречие с мировым разнообразием языков. По этой причине начался процесс онтологического снятия мозаичности пространства языка глобальным английским, обеспечивающим коммуникацию, и англоязычным метаязыком виртуального пространства, предоставляющим доступ к информации.
- Уничтожение языка в пространстве и времени детерминируется формами движения и развития в природе и обществе. Это обусловлено самим существованием языка в пространстве и времени и наличием у него универсального свойства отражения, характерного для всех уровней и форм развития материи.
- Возникновение новых и уничтожение имеющихся языков происходит в диалектике действия внешних и внутренних факторов. Отрицательное воздействие внешних факторов, которые могут быть связаны с действием сил природы и социальных катаклизмов, как правило, является условием для активизации внутренних факторов, связанных со снижением качества и сокращением количества элементов, полученных в результате саморазвития, образованием лакун языка, заполняемых с помощью заимствований.
- Реконструкция исторической диалектики возникновения современного русского языка показывает, что процесс его саморазвития сопровождался наслоением заимствований, диффузией и чередой этапов отрицания отрицания. При этом постепенно утрачивалась потенция к саморазвитию и нарастала тенденция к заимствованиям, произошла деинтеллектуализация языка. Благодаря этому в условиях глобализирующегося мира русский язык с точки зрения количества и качества утратил конкурентоспособность по отношению к английскому глобальному и англоязычному метаязыку науки.
- Общественное бытие развивается парадигмально. Данный феномен активно отражается в языке. По этой причине кумулятивность развития общества является причиной кумулятивности возникновения и уничтожения концептов языка. Образованные в рамках господствующей парадигмы общественного развития социально значимые понятия с переходом к новой парадигме сменяются и снимаются новым понятийным аппаратом, что происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.
- Результаты компаративного эмпирического исследования более 250 научно обоснованных концептов русского языка, вокруг и на основе которых образуются пояса понятий, свидетельствуют о преобладании количественной нисходящей тенденции, на основании которой можно утверждать, что русский язык развивается в векторе уничтожения.
1. Муллагалиева Л.К. Изучение русского языка в диалоге культур как основа формирования этнолингвокультурологической компетенции учащихся // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 78-85.
2. Муллагалиева Л.К., Романов С.Ю. Этноязыковой аспект концепта «семья» и его роль в воспитании детей // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 173-179.
3. Муллагалиева Л.К. Диалог культур как базовый принцип современного лингвистического образования // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 9. С. 67-74.
4. Муллагалиева Л.К. «Свой-чужой» в аспекте межкультурной коммуникации// Государственная служба. 2008. № 3. С. 138-142.
5. Муллагалиева Л.К. Этническая идентичность и проблема толерантности// Труд и социальные отношения. 2008. № 6. С. 140-146.
6. Муллагалиева Л.К. Эволюция категории становление в античной философии: от Анаксимандра до Аристотеля// Социально-гуманитарные знания. 2010. № 10. С. 130-137.
7. Муллагалиева Л.К. Немота русского языка// Государственная служба. 2010. № 2. С. 121-126.
8. Муллагалиева Л.К. Метафизика и диалектика становления языка в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 9. С. 298-306.
9. Муллагалиева Л.К. Онтология становления языка в концепциях представителей русской религиозной философии второй половины XIX– первой половины XX века //Искусство и образование. 2010. № 8. С. 75-82.
10. Муллагалиева Л.К. Становление бытия языка на материале эмпирического компаративного исследования словарей русского языка 19 – начала 21 вв. // Социальная политика и социология. 2010. № 8. С. 215-225.
11. Муллагалиева Л.К., Романов С.Ю. Концептуализация категории «становление» в онтологии // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 10. С. 55-62.
12. Муллагалиева Л.К. «Становление языка в небытие» как категория и онтологическая проблема // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 10. С.198-206.
13. Муллагалиева Л.К. Становление языка в небытие как снятие диалога// Человеческий капитал. 2011. № 10. С.30-33.
14. Муллагалиева Л.К. Управление языковыми процессами в условиях глобализации// Государственная служба. 2012. № 1. С. 108-113.
15. Муллагалиева Л.К., Романов С.Ю. Возникновение и уничтожение пространства языка движением и развитием материи//Вестник Башкирского государственного университета. 2012. № 1. С. 211-214.
16. Муллагалиева Л.К. Онтологическое снятие первой сигнальной системы второй сигнальной системой // Вестник Башкирского государственного университета. 2012. № 1. С 215-217.
Монографии
17. Муллагалиева Л.К. Межкультурный диалог в условиях билингвизма: Монография. Нефтекамск: РИО Баш ГУ, 2006. 148 с. (в соавторстве). ISBN 5-7477-1534-8.
18. Муллагалиева Л.К. Русский язык в диалоге культур: Монография. Sofia: Eurasia Academic Publishers, 2008. 248 с. ISBN 978-954-628-031-2.
19. Муллагалиева Л.К. Онтология становления языка в философии античности и средневековья. Уфа: Изд-во БашГПУ им. М.Акмуллы , 2010. 156 с. ISBN 978-5-87978-672-9.
20. Муллагалиева Л.К. Онтологические основания нисходящего развития языка (на примере русского языка). Уфа: Изд-во БашГПУ им. М. Акмуллы, 2011. 384 с. ISBN 978-5-87978-501-2.
21. Муллагалиева Л.К. Онтологические концепции становления бытия языка: от эпохи Возрождения до современности. Уфа: БАГСУ, 2011. 232 с. ISBN 978-5-903358-38-0.
22. Муллагалиева Л.К. Онтология становления языка в небытие. Уфа: Изд-во БашГПУ им. М.Акмуллы, 2011. 244 с. ISBN 978-5-87978-725-2.
Другие публикации
23. Муллагалиева Л.К. Изучение духовных концептов как один из путей формирования нравственной личности (на примере концепта братство).// Духовность и Красота как явление Культуры в образовательном процессе: Материалы Второй Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Пакта Рериха. 10 июня 2005 года. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. С. 134-139.
24. Муллагалиева Л.К. Роль изучения духовных концептов в воспитании гармонично развитой личности (на примере концепта совесть). // Гуманизация образовательной деятельности в вузе, техникуме, школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию образования Башкирского государственного университета. Нефтекамск: НФ РИО БашГУ, 2005. С. 225-229.
25.Муллагалиева Л.К. Концепт конь в русской и башкирской языковой картине мира// Русский язык в межкультурном коммуникативном пространстве. Часть 2. Материалы Международной научно-практической конференции (22-25 июня 2005, Иркутск). Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. С.130-136 (в соавторстве).
26. Муллагалиева Л.К. Этнические стереотипы в молодежной среде: некоторые результаты социологического опроса// Взаимопонимание культур и проблемы национальной идентичности (к 125-летию М. Гафури): Сборник научных статей. Уфа. 2006. С.174-179.
27. Муллагалиева Л.К. Концепты «свой – чужой» в аспекте межкультурной коммуникации (на примере словаря пословиц и поговорок народов России)// Русский язык в полиэтнической среде: Социокультурные проблемы лингвистического образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа: РИО БашГУ, 2006. С. 330-335.
28. Муллагалиева Л.К. Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации: Словарь. М.: Ладомир, 2006. 234 с.
29. Муллагалиева Л.К. Идея диалога языков и культур в концепции поликультурного образования// Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования /Сборник трудов Международной научно-практической конференции /Часть II. Философия науки и методология образования/ 9-10 февраля 2007 г. Москва – Уфа: РИО БИСТ, 2007. С. 91-94.
30. Муллагалиева Л.К. Реализация принципа диалога культур в словаре «Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации» //Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Варна, 17-23 сентября 2007 г. Том I. Sofia: HERON PRESS, 2007. С. 481 - 488.
31. Муллагалиева Л.К. К проблеме реализации принципа диалога культур в лингвистическом образовании// Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России (Уфа, 5-6 июня 2007 г.). Уфа: Гилем, 2007. С. 197-198.
32. Муллагалиева Л.К. Реализация принципа диалога культур в лингвистическом образовании в Республике Башкортостан// Язык и литература в условиях многоязычия: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства и Году русского языка. Нефтекамск: РИО БашГУ, 2007. С. 248-252.
33. Муллагалиева Л.К. Концепт земля в диалоге культур// Acta Linguistica. 2008.Vol. 2, № 1. С. 46-51.
34. Муллагалиева Л.К. К проблеме отбора учебного материала как основы реализации принципа диалога культур// Язык и литература в условиях многоязычия: Материалы II Международной научно-практической конференции. Часть I. Языковая картина мира и лингвистика XXI века. – Нефтекамск: РИО БашГУ, 2008. С. 110-113.
35. Муллагалиева Л.К. Этническая идентичность и проблема толерантности // Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке: Материалы Международной научно-практ. конф. (13 декабря 2007 г.). Уфа: Гилем, 2008.С. 372-376.
36. Муллагалиева Л.К. Бытие русского языка: диалог культур// Acta Linguistica. Vol. 3, № 1 (2009). С. 104-110.
37. Муллагалиева Л.К. Сохранение языкового бытия – новый приоритет национальной политики Российской федерации//Национальная политика и традиционная народная культура: материалы Международной научно-практ. конф. – Уфа: БАГСУ, 2010. С. 248-255.
38. Муллагалиева Л.К. Бытие концептов русской культуры в межкультурном диалоге: дидактический аспект// Учитель Башкортостана. 2010. № 2. С. 39-42.
39. Муллагалиева Л.К. Судьба кириллицы в России: история и современность// Учитель Башкортостана. 2010. № 5. С. 45-48.
40. Муллагалиева Л.К. Трансформация концептов русской культуры в начале XXI века (на примере концептов «дом» и «деньги»)// Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов: Формирование коммуникативной и лингвокультурологической компетенций тюркоязычных учащихся и студентов в диалоге русской и родных культур: Материалы семинара. 2-5 декабря 2009 г. /Л.Г.Саяхова, отв. ред. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. С. 152-157.
41. Муллагалиева Л.К. Экспансия иностранных слов как аспект становления русского языка (на примере названий профессий) // Язык и литература в условиях многоязычия: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть I. Языковая картина мира и лингвистика XXI века. – Нефтекамск: РИО БашГУ, 2010. С. 82-88.
42.Муллагалиева Л.К. Преподавание русского языка в условиях трансформации концептов культуры в начале 21 века// Учитель Башкортостана. 2010. № 10. С. 46-50.
43. Муллагалиева Л.К. Становление бытия русского языка: латинизация алфавита (на примере Республики Татарстан)// Научное, педагогическое и просветительское наследие М. К. Любавского и актуальные проблемы социально-экономической и политической истории России и ее регионов 16-20 вв.Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. С.244- 247.
44. Муллагалиева Л.К. Становление языка в концепции Сократа: онтологический аспект // Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении: Сборник научных статей научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2010. С. 96-104.
45. Муллагалиева Л.К. Становление традиционных ценностей в бытии современного общества// Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве 21 века: материалы III Международной научно-практической конференции/ под ред. д.ф.н., проф. В.С. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. С. 89-92.
46. Муллагалиева Л.К. Становление бытия языка в условиях глобализации // Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научной конференции, посвященной двадцатилетию кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ им.М.Акмуллы. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. С. 100-105.
47. Муллагалиева Л.К. Онтология становления бытия языка в философском наследии С. Н. Булгакова// Булгаковские чтения: Сборник научных статей по материалам V Всероссийской научной конференции с международным участием / Под общ.ред. Л.И.Пахарь. Орел: АПЛИТ, 2011. С. 80-88.
48. Муллагалиева Л.К. Становление бытия языка (на примере Сибири) //Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные процессы: Материалы Всероссийской науч.- практ. конференции. – Уфа: БАГСУ, 2010. С. 382-386.
49. Муллагалиева Л.К. Разрушение традиционных ценностей как аспект становления бытия языка (на материале эмпирического компаративного исследования) // «Инновационные ресурсы мусульманского образования и культуры»: Вторые Фахретдиновские чтения»: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва – Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. С.113-115.
50. Муллагалиева Л.К. Концепт «совесть» в творчестве просветителей России и его становление в современном бытии (на материале эмпирического компаративного исследования) //Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: Материалы V Международной научно-практической конференции 17 дек. 2010. Том 2. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011.С. 254-258.
51. Муллагалиева Л.К. Становление бытия языка как становление духа в онтологической концепции В. фон Гумбольдта //Философия в контексте культуры: Сборник трудов Второй Межрег. заочной научно-практической конференции. Янв. 2011. Брянск: Курсив, 2011. С. 48-54.
52.Муллагалиева Л.К. Молчание и немота как бытие и небытие языка // Язык литература и культура: актуальные проблемы изучения и преподавания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году укрепления межнационального согласия в РБ. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 46-49.
53. Муллагалиева Л.К. Нисходящее развитие русского языка (на примере эмпирического исследования концептов бытия русского языка) //Языковая личность: Лингвистика. Лингвокультурология. Лингводидактика: Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Лингвистические и лингвокультурологические основы формирования языковой личности в условиях многоязычия» /отв. ред. Саяхова Л. Г. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 271-278.
54. Муллагалиева Л.К. Становление традиционных ценностей в бытии современного общества// Учитель Башкортостана. 2011.№ 7. С. 48-51.
55. Муллагалиева Л.К. Заимствования: обогащение или оскудение языка? // Учитель Башкортостана. 2011. № 12.С. 50-52.
56. Муллагалиева Л.К. Становление элементов естественного языка под влиянием искусственных категорий политкорректности //Мозаика человеческого бытия: Сборник статей под общей редакцией Хазиева В.С. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. С. 123-138.
57. Муллагалиева Л.К. Псевдотолерантность как детерминанта нисходящего развития языка// Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве 21 века: материалы IV Международной научно-практической конференции/ составители Г. Б. Фаизов, Г. В. Балягова. Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2011. С. 141-146.
58. Муллагалиева Л.К. О святом и скверном: концепт «мать» в бытии современного общества //Учитель Башкортостана. 2012. № 3.С. 48-51.