- На протяжении исследуемого периода - с конца XIX столетия и до середины 1940-х гг. - архитекторы руководствовались стремлением к совершенствованию и преображению мира средствами искусства, а создание нового художественного стиля виделось важнейшей, первоочередной задачей.
- Поиски архитектурного стиля в кайзеровской, республиканской и тоталитарной Германии трактовались как дело общенациональной важности, поэтому художественные реформы были тесно связаны с экономической и политической жизнью страны.
- На протяжении всего исследуемого периода, с 1890-х по 1940-е гг., развитие немецкой архитектуры носило циклический характер. С интервалом примерно в двадцать лет в искусстве, равно как и в жизни страны, обнаруживались сходные тенденции, сменявшие друг друга в одной и той же последовательности.
- Те же самые двадцать лет составляли разницу в возрасте между представителями двух ведущих поколений немецких проектировщиков, стоявших у руля архитектурных процессов в первой половине ХХ в. В силу того, что им суждено было стать родоначальниками нескольких, последовательно сменявших друг друга художественных стилей, возникает предположение, что специфика этих стилей и принципы, положенные в их основу, во многом определяются возрастом и соответствующим этапом творчества в жизни их создателей.
- «Архитектуроцентризм», наблюдавшийся в эти годы, имел своим следствием участие в проектной деятельности заметного числа архитекторов-дилетантов, при чьем активном содействии преодолевались инерция и профессиональные штампы. Оборотной стороной ярких творческих находок нередко становился разрыв с реальными потребностями времени и запросами граждан, который увеличивался по мере роста утопических настроений в художественной среде Германии.
- Постепенное сращение искусства и политики имело следствием расслоение архитектурного сообщества, завершившееся в конце 1920-х гг. образованием двух противоборствующих лагерей. К первому принадлежали модернисты, имевшие левые убеждения и исповедовавшие радикальное обновление во всех сферах жизни и творчества, ко второму - защитники традиционных ценностей в искусстве и политике.
- Установление тоталитарной диктатуры явилось естественным продолжением, а в чем-то - и неизбежным следствием предшествующего периода. Однако сам новый строй имел глубоко противоестественную природу, о чем свидетельствовала в числе прочего стремительная деградация немецкой архитектуры после 1933 г. Поиски стиля, имевшие место в нацистской Германии, формально продолжавшие реформы предшествующих десятилетий, в реальности свели на нет все достижения и скомпрометировали прежние лозунги и программы.
1.Гнедовская Т.Ю. Немецкий Веркбунд и его архитекторы. История одного поколения. М., Пинакотека, 2011. (23 а.л.).
Статьи в рецензируемых научных сборниках, коллективных монографиях, альманахах и журналах
2.Гнедовская Т.Ю. «Свободный и спонтанный творец» – Анри Ван де Вельде //Западное искусство. ХХ век. М., 2000. С. 40–71. (2, 3 а.л.).
3.Гнедовская Т.Ю. От «сентиментализма» к «рационализму». Эволюция жилого особняка в немецкой архитектуре начала ХХ века // Западное искусство. ХХ век. СПб., 2001. С. 175–196. (1,3 а.л).
4.Гнедовская Т.Ю. Архитектура театра. Театр архитектуры (Германия начала ХХ века) // Театр ХХ века. М., 2003. С. 519–571 (3 а.л.).
5.Гнедовская Т.Ю. Веркбунд и неоклассицизм. О том, как поиск «нового» привел к «старому» // Западное искусство. ХХ век. М., 2003. С.40–68. (1, 8. а.л.).
6.Гнедовская Т.Ю. Целесообразность мнимая и реальная, или о немецкой промышленной архитектуре начала ХХ века // Мир искусств. Альманах. СПб., 2004. С. 286–308. (1,5 а.л.).
7.Гнедовская Т.Ю. Веркбунд и Ар Деко // Искусствознание. № 2/05. М., 2005. С.66–92. (1,8 а.л.).
8.Гнедовская Т.Ю. Веркбунд и нацизм. Политическая интерпретация художественных поисков // Западное искусство. ХХ век. М., 2007. С. 106–146. (2,8 а.л.).
9.Гнедовская Т.Ю. Петер Беренс и Вильгельм Крайс. «Солист» и «статист» немецкого неоклассицизма // Германия ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. М., 2008. С. 338–368. (2 а.л.).
10.Гнедовская Т.Ю. Архитектура югендстиля. Мюнхен. Дармштадт. Веймар // Искусствознание. № 1–2/09. М., 2009. С.325–362. (2,7 а.л.).
11.Гнедовская Т.Ю. Веркбунд и Ар Деко // Искусство эпохи модернизма. Стиль Ар Деко. М., 2009. С. 66–83. (1,5 а.л.).
12.Гнедовская Т.Ю. Аура и архитекторы. Германия 1920–1930-х годов // Художественная аура: Истоки. Восприятие. Мифология. М., 2011. С. 193–227. (2,7 а.л.).
13.Гнедовская Т.Ю. От «нового стиля» к неоклассицизму…и обратно: о циклических процессах в немецкой архитектурной жизни 1900–1930-х гг. // Западное искусство. ХХ век. Судьбы классики в европейском искусстве. М., 2010. С. 328–376. (2,6 а.л.).
Статьи в научных журналах
14.Гнедовская Т.Ю. Беренс и Ратенау – творческий союз или противостояние // Пинакотека. 2000. № 10–11. С 64–69. (0,5 а.л.).
15.Гнедовская Т.Ю. Немецкая архитектура конца 1910-х – начала 1920-х годов. Революция духа // Собранiе. 2010. № 4. С.110–119. (0,5 а.л.).