-
Сохранение здоровья, как определяющее условие развития и саморазвития человека, детерминированное степенью собственных усилий в наращивании жизненных сил, зависит от уровня готовности личности к здоровьеориентированной деятельности, что углубляет современные представления о факторах, оказывающих влияние на состояние здоровья человека. Данная готовность позволяет обеспечить обучающимся эффективное выполнение определенных действий по сохранению и укреплению здоровья при оснащении соответствующими знаниями, умениями, навыками, программой действий и наличии решимости совершать их.
- В отличие от традиционных исследований, ориентированных преимущественно на охранительную (охрана от известных факторов риска для здоровья) и тренирующую (повышение адаптационных возможностей индивида) стратегии здоровьесберегающей деятельности, в работе ставится акцент на развитие личностных качеств обучающихся (преобразующая стратегия), связанных с формированием их здоровьесберегающего потенциала и готовности к здо-ровьеориентированной деятельности, оценочными показателями которой (имеется в виду готовности) выступают следующие компоненты: 1) мотивационно-ценностный (приоритетность ценности здоровья в системе жизненных ценностей; наличие потребности, желания, доминирующей внутренней мотивации к сохранению и укреплению здоровья); 2) когнитивный (система знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличения резервов здоровья; представления об особенностях и условиях здоровьеориентированной деятельности); 3) эмоционально-волевой (ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; целеустремленность в сохранении и укреплении здоровья; стремление к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, отраженное в индивидуальном опыте здоровьеориентированной деятельности; самоконтроль, обеспечивающий систематичность осуществления данной деятельности); 4) операционально-процессуальный (владение способами осуществления здоровьеориентированной деятельности; перенос индивидуального опыта по сохранению и укреплению здоровья в повседневную практику); 5) оценочно-рефлексивный (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения здоровьеориентированных задач оптимальным образцам). Содержание компонентов, в свою очередь, рассматривается как система способностей обучающегося, границы целостности которой определяются требованиями здоровьеориентированной деятельности человека, а возможность их реализации зависит от уровня здоровьесберегающего потенциала личности (динамической системы ресурсов субъекта - когнитивных, эмоционально-волевых, физических, духовно-нравственных и прочих, используемых им для достижения целей здоровьеориентированной деятельности). Развитие компонентов связывается с запуском механизмов рефлексии, самоцелеполагания, самопрограммирования и самореализации.
- Развитие здоровьесберегающего потенциала личности происходит по принципу наращивания в границах соответствующих векторов (элементов психологического пространства личности, обладающих направлением и дихотомическими проявлениями): 1) здоровьесберегающая установка (состояние предрасположенности субъекта к здоровьеориентированной деятельности в изменяющихся жизненных ситуациях, его активная позиция в отношении удержания и наращивания объема здоровьесберегающего потенциала); 2) метапознавательные способности (индивидуально выраженные особенности человека к успешной здоровьеориентированной деятельности, связанные с возможностью осознанно управлять собственной познавательной сферой при построении прогностической модели здоровья и оценке ее результативности); 3) здоровьесберегающая компетентность (уровень становления, развития и владения субъектом практическими навыками сохранения и укрепления здоровья, их применения (моделирования) в различных жизненных ситуациях). Этапы развития здоровьесберегающего потенциала личности (формирование, созидание, сохранение и творчество) соответствуют типам отношения человека к здоровью и деятельности по его сохранению и укреплению: пассивный, ответственно-пассивный, ответственно-активный и творчески-активный. Формирование готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности основывается на принципах ценностности, деятельностности, самоуправляемости, индивидуализации, векторности и интегративности.
- Качество здоровьесберегающей деятельности, как сбалансированное соответствие деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (как условия, как процесса и как результата) личностным и общественным потребностям, обеспеченное рациональной организацией и управлением составляющими данную деятельность процессами, зависит от внешних (нормативно-правовых, средовых, организационно-управленческих) и внутренних (личностных) условий его обеспечения: 1) нормативно-правовые - наличие системы документов федерального, регионального, муниципального и локального уровней, являющейся нормативно-правовой основой для разработки внутренних документов образовательных организаций и побуждающим фактором в осуществлении сотрудниками организаций здоро-вьесберегающей деятельности и ответственности за ее результативность; 2) средовые - во-первых, наличие благоприятных и безопасных для здоровья условий обучения и недопущение перегрузок и перенапряжений у обучающихся за счет соблюдения санитарно-гигиенических требований к рациональной организации образовательного процесса; во-вторых, поддержание профессионального уровня компетентности педагогов в вопросах создания указанных условий и осуществления здоровьесберегающей деятельности посредством выделения мотивационно-ценностного (приоритетность ценности здоровья), когнитивного (система знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, по формированию готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности) и инструментально-деятельностного (профессиональная деятельность по обеспечению процесса формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности) аспектов в педагогической деятельности; 3) организационно-управленческие - во-первых, проведение за счет внутренних ресурсов организации структуризации основных направлений здоровьесберегающей деятельности (медицинское и санитарно-гигиеническое сопровождение; формирование здо-ровьесберегающей личностной позиции у субъектов образовательного процесса педагогическими средствами; физкультурно-оздоровительное сопровождение; психолого-педагогическое сопровождение; мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья обучающихся) или выделение соответствующей структуры - службы здоровья, реализующей данные направления и включающей в себя медико-санитарно-гигиеническое, валеолого-педагогическое, физкуль-турно-оздоровительное, психолого-педагогическое и мониторинговое подразделения, реализующие в рамках своей специфики диагностико-прогностическую, информационно-консультативную и научно-координационную функции; во-вторых, создание управленческой команды руководителей структурных подразделений службы здоровья (либо ответственных за основные направления здо-ровьесберегающей деятельности лиц при отсутствии службы здоровья), позволяющей обеспечить эффективное взаимодействие, согласованность, организованность и интегрированность усилий специалистов, задействованных в здоро-вьесберегающей деятельности; критериями эффективности деятельности управленческой команды, в соответствии с положениями теории организации групповой коллективной деятельности и управления, выступают показатели системности и упорядоченности в организации здоровьесберегающей деятельности, активности и продуктивности, оперативности и четкости работы; 4) личностные - развитие личностных качеств обучающихся, связанных с активацией их здоровьесберегающего потенциала в границах установленных векторов (здоровьесберегающая установка, метапознавательные способности, здоро-вьесберегающая компетентность) и обеспечивающих достижение соответствующего уровня готовности к здоровьеориентированной деятельности.
- Механизмом гарантии результативности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций и основным его средством выступает управление качеством здоровьесберегающей деятельности. Наряду с традиционной постановкой цели в управлении здоровьесберегающей деятельностью, заключенной в улучшении работы образовательных организаций в области охраны и укрепления здоровья обучающихся, основная цель расширена направленностью на постоянный системный учет интересов основных субъектов здоровьесберегающей деятельности и вовлечение в данную сферу деятельности всех участников образовательного процесса.
- В соответствии с требованиями процессного подхода выстроена сеть взаимосвязанных процессов здоровьесберегающей деятельности, соответствующая представленным направлениям службы здоровья и гармонично включенная в основной образовательный процесс организации за счет его ориентирования на развитие личностных качеств обучающихся в рамках здоровьеориентированной деятельности. Управление процессами здоровьесберегающей деятельности осуществляется по принципам программного, предупреждающего и корректирующего управления, приведенным в соответствие со спецификой здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций.
- Принципами управления качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, отражающими сущность основных положений международных стандартов в области обеспечения качества разных видов деятельности, выступают: 1) соотнесение интересов образовательной организации и заказчиков ее услуг в вопросах здоровьесберегающей деятельности; 2) соотнесение единоначалия и творческих инициатив; 3) соотнесение цели образовательной организации и целей сотрудников; 4) соотнесение целей образовательной организации и целей обучающихся; 5) соотнесение ориентации на процесс и на результат здоровьесберегающей деятельности; 6) соотнесение подходов к управлению качеством здоровьесберегающей деятельности; 7) соотнесение подходов к мониторингу качества здоровьесберегающей деятельности; 8) соотнесение документационного обеспечения с управлением качеством здоровьесберегающей деятельности.
- Система критериев и показателей комплексной оценки качества здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций выстроена в соответствии со структурными компонентами качества образования: 1) качество условий здоровьесберегающей деятельности - уровень управления здоровьесберегающей деятельностью (степень реализации основных принципов управления качеством здоровьесберегающей деятельности; наличие службы здоровья или структуризация направлений здоровьесберегающей деятельности, ее/их эффективность), уровень ресурсного обеспечения здоровьесберегающей деятельности (степень соответствия инфраструктуры образовательной организации условиям здоровьесберегающей деятельности; уровень профессиональной компетентности специалистов, обеспечивающих проведение здоровьесберегающей деятельности; уровень учебно-методического и научного обеспечения данного процесса), уровень здоровьесберегающей образовательной среды (степень соответствия образовательной среды санитарно-гигиеническим требованиям; уровень рациональности образовательного процесса; степень влияния факторов риска образовательной среды на состояние здоровья обучающихся; эффективность предупреждающих и корректирующих действий по недопущению/коррекции действия факторов риска образовательной среды на уровень здоровья обучающихся); 2) качество процессов здоровьесберегающей деятельности - результативность основных направлений здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций (уровень медицинского и санитарно-гигиенического сопровождения образовательного процесса; уровень формирования здоровьесберегающей личностной позиции у субъектов образовательного процесса педагогическими средствами; уровень физкультурно-оздоровительного и психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса); 3) качество результатов здоровьесберегающей деятельности - уровень готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности (мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-процессуальный, оценочно- рефлексивный), уровень состояния здоровья обучающихся (уровень здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния) и уровень удовлетворенности потребностей основных субъектов здоровьесберегающей деятельности (обучающихся, их родителей и педагогов).
1.Третьякова Н. В. Организационные аспекты управления здоровье-формированием в образовательных учреждениях / Н. В. Третьякова, Л. А. Семенов // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния РАО. – 2004. – № 4 (28). – С. 116–126 (0,72 п.л., авт. текст – 0,36 п.л.).
2.Третьякова Н. В. Технологии проектного обучения как средство формирования валеологической компетентности студентов / Н. В. Третьякова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2010. – № 3 (61). – С. 107–110 (0,5 п.л.).
3.Третьякова Н. В. Нормативно-правовые основания обеспечения здоровья детей и подростков в учебном заведении / Н. В. Третьякова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 1 (71). – С. 124–127 (0,9 п.л.).
4.Третьякова Н. В. Исследование состояния здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Свердловской области / Н. В. Третьякова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 9 (79). – С. 155–158 (0,5 п.л.).
5.Третьякова Н. В. Оценка качества работы преподавателя на основе методики многомерного анализа его деятельности / Н. В. Третьякова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2011. – № 11 (81). – С. 151–155 (0,63 п.л.).
6.Третьякова Н. В. Управление здоровьесберегающей деятельностью в учебных заведениях / Н. В. Третьякова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012. – № 1 (38). – С. 108–115 (0,63 п.л.).
7.Третьякова Н. В. К вопросу о выявлении факторов риска для здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях / Н. В. Третьякова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2012. – № 3 (85). – С. 172–177 (0,76 п.л.).
8.Третьякова Н. В. Образовательные учреждения: анализ здоровьесбере-гающей деятельности / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012. – № 4 (41) – С. 69–75 (0,54 п.л., авт. текст – 0,27 п.л.).
9.Третьякова Н. В. Модель управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2013. – № 1. – С. 115–119 (0,8 п.л.).
10.Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния РАО. – 2013. – № 4. – С. 112–132 (1,4 п.л., авт. текст – 0,7 п.л.).
11.Третьякова Н. В. Инновации в управлении качеством здоровьесбере-гающей деятельности образовательных учреждений / Н. В. Третьякова // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – № 8 (99). – С. 28–36 (0,56 п.л.).
12.Третьякова Н. В. Модель готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности / Н. В. Третьякова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2 (108). – С. 171–177 (0,89 п.л.).
13.Третьякова Н. В. Методы контроля качества в оценке здоровьесбере-гающей деятельности образовательного учреждения / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров // Университетское управление. – 2014. – № 1. – С. 32–44 (1,5 п.л., авт. текст – 0,75 п.л.).
14.Третьякова Н. В. Механизмы управления качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений в контексте процессного подхода [Электронный ресурс] / Н. В. Третьякова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 222. Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-13260 (0,75 п.л.).
15.Третьякова Н. В. Модель межрегионального координационного совета по вопросам здоровьесбережения в образовании / Т. Н. Ле-ван, А. Г. Маджуга, Н. Н. Малярчук, Н. В. Третьякова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. – 2014. – № 2. – С. 8– 21 (1,12 п.л., авт. текст – 0,3 п.л.).
16.Третьякова Н. В. Готовность обучающихся к здравотворчеству как системообразующий фактор и результат здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения / Н. В. Третьякова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 4. – C. 191–196 (0,53 п.л.).
17.Третьякова Н. В. Профессиональное образование: основные проблемы и направления здоровьесберегающей деятельности / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина. Серия Теория и методика профессионального образования. – 2014. – № 4. (0,75 п.л., авт. текст – 0,38 п.л.).
18. Третьякова Н. В. Концепция формирования готовности обучающихся образовательных организаций к здоровьеориентированной деятельности [Электронный ресурс] / Н. В. Третьякова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/118-14314 (0,75 п.л.).
Монографии, главы в коллективных монографиях
19.Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технология обеспечения / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 198 с. (12,4 п.л., авт. текст – 10,2 п.л.).
20.Третьякова Н. В. Процессный подход к управлению качеством здоро-вьесберегающей деятельности образовательного учреждения / Н. В. Третьякова; под науч. ред. В. А. Федорова. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 162 с. (10,1 п.л.).
21.Третьякова Н. В. Формирование готовности учащихся образовательных организаций к здравотворческой деятельности / Н. В. Третьякова; под науч. ред. В. А. Федорова. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 186 с. (11,6 п.л.).
22.Третьякова Н. В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: монография / Н. В. Третьякова. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. – 142 с. (9,7 п.л.).
23.Третьякова Н. В. Теоретические аспекты управления качеством здо-ровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях: монография / Н. В. Третьякова; под науч. ред. В. А. Федорова. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2013. – 128 с. (7,6 п.л.).
24.Третьякова Н. В. Современные концепции развития здоровья субъектов образовательного процесса / А. Г. Маджуга, Н. П. Абаскалова, В. Н. Ирхин, Н. В. Третьякова // Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт: коллективная монография / науч. ред. А. Г. Маджуга. – Обнинск: МАН Интеллект будущего, 2013. – С. 77–84 (3,2 п.л., авт. текст – 0,8 п.л.).
25.Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности / Н. В. Третьякова // Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт: коллективная монография / науч. ред. А. Г. Маджуга. – Обнинск: МАН Интеллект будущего, 2013. – С. 104–112 (2,7 п.л.).
26.Третьякова Н. В. Концептуальные подходы к координации деятельности по сохранению и развитию здоровья субъектов образовательного процесса / Э. М. Казин, Т. Н. Ле-ван, А. Г. Маджуга, Н. Н. Малярчук, Н. В. Третьякова // Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесозидающей функции: коллективная монография; под ред. Т. Н. Ле-ван. – Новосибирск: Си-бАК, 2013. – С. 112–131 (1,25 п.л., авт. текст – 0,25 п.л.).
27.Третьякова Н. В. Обеспечение условий формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности в современных образовательных организациях / Н. В. Третьякова // Образование как целевой ресурс в развитии личности: теория, методология, опыт: коллективная монография / науч. ред. А. Г. Маджуга; Стерлит. филиал БашГУ, СПбГУ, ТашГПУ им. Низами. – Стерлитамак: Фобос, 2014. – С. 226–238 (0,8 п.л.).
Статьи в российских и зарубежных журналах и сборниках научных работ
28.Третьякова Н. В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы / Н. В. Третьякова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 1. – С. 30–37 (0,5 п.л.).
29.Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности: понятийный аспект / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 3. – С. 34–41 (0,5 п.л., авт. текст – 0,25 п.л.).
30.Третьякова Н. В. Здоровьесберегающая деятельность в системе профессионального образования: основные направления и проблемы / Н. В. Третьякова // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 6 (34). – С. 85–90 (0,38 п.л.).
31.Третьякова Н. В. Формирование профессиональной компетентности педагогических кадров в области обеспечения качества образовательной деятельности: содержательный аспект / Н. В. Третьякова // Здоровьесберегающее образование. – 2014. – № 4 (40). – С. 46–52 (0,62 п.л.).
32.Третьякова Н. В. Здоровье человека в современном понимании, его составляющие и особенности оценки / Н. В. Третьякова // Науковий часопис НПУ ім. М. П. Драгоманова. Серія 11. Соціальна робота. – 2013. – № 16. – С. 15–21 (0,44 п.л.).
33.Третьякова Н. В. Определение качества здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учебных заведений / Н. В. Третьякова // Нау-ковий часопис НПУ ім. М. П. Драгоманова. Серія 11. Соціальна робота. – 2013. – № 17. – С. 101–106 (0,38 п.л.).
34.Третьякова Н. В. Нормативно-правовые основания обеспечения здоровья детей и подростков в учебном заведении / Н. В. Третьякова // Правоохранительные органы: теория и практика. – 2010. – № 2. – С. 180–181 (0,13 п.л.).
35.Третьякова Н. В. К вопросу о качестве образования в учреждениях спортивной подготовки / Н. В. Третьякова // Правоохранительные органы: теория и практика. – 2010. – № 2. – С. 175–178 (0,25 п.л.).
36.Третьякова Н. В. Механизмы управления качеством здоровьесберега-ющей деятельности / Н. В. Третьякова // Здоровье человека: материалы 7-го межд. науч. конгресса валеологов. – СПб.: СПбГМУ им. И. П. Павлова, 2014. – С. 112–119 (0,5 п.л.).
37.Третьякова Н. В. Современное состояние отечественного и зарубежного опыта здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях / Н. В. Третьякова // Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки: сб. статей 11-ой межд. науч.-практ. конф. – Стер-литамак: Стерлит. филиал БашГУ, 2014. – С. 265–270 (0,38 п.л.).
38.Третьякова Н. В. Исследование основных направлений здоровьесбере-гающей деятельности вузов / Н. В. Третьякова // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: сб. статей межд. науч.-практ. конф. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 98–108 (0,69 п.л.).
39.Третьякова Н. В. Проблемы обеспечения эффективности и качества здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций / Н. В. Третьякова // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы 4-ой всер. науч.-практ. конф.; в 2 томах. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2013. – Т. 2. – С. 97–100 (0,25 п.л.).
40.Третьякова Н. В. Понятие о качестве здоровьесберегающей деятельности / Н. В. Третьякова // Профессиональное самоопределение учащейся молодежи региона в условиях сохранения и укрепления ее здоровья: сб. материалов межд. науч.-практ. конф.; в 2 частях. – Кемерово: Кузбас. регион. ин-т развития проф. образования, 2013. – Ч. 2. – С. 192–195 (0,25 п.л.).
41.Третьякова Н. В. Валеологическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе учебного заведения / Н. В. Третьякова // Здоровьесбе-режение как приоритет национальной безопасности России в третьем тысячелетии: сб. материалов межд. науч.-практ. конф. – Стерлитамак: Стерлит. гос. пед. ун-т им. Зайнаб Бишевой, 2013. – С. 195–200 (0,38 п.л.).
42.Третьякова Н. В. Анализ проведения школьных учебных занятий с позиции здоровьесбережения / Н. В. Третьякова // Проблемы качества физкуль-турно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: сб. материалов 2-ой межд. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2012. – С. 144–150 (0,44 п.л.).
43.Третьякова Н. В. Организационные основы обеспечения качества деятельности образовательного учреждения в области охраны здоровья обучающихся / Н. В. Третьякова // Здоровье человека: материалы 6-го межд. науч. конгресса валеологов. – СПб.: СПбАППО, 2011. С. 100–101 (0,13 п.л.).
44.Третьякова Н. В. Качество деятельности по охране здоровья обучающихся в учебном заведении: управленческий аспект / Н. В. Третьякова // Образование в регионах России: научные основы развития и инновации: сб. трудов 5-ой всер. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Урал. отд-ние РАО. 2009. – С. 154–160 (0,44 п.л.).
45.Третьякова Н. В. К вопросу об управлении качеством здоровьесбере-гающей деятельности в образовательном учреждении / Н. В. Третьякова // Здоровье человека: материалы 5-го межд. науч. конгресса валеологов. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 171–173 (0,2 п.л.).
46.Третьякова Н. В. Вопросы организации взаимодействия специалистов внутришкольной Службы здоровья в процессе управления здоровьесберегаю-щей деятельностью / Н. В. Третьякова // Оздоровление средствами образования: материалы рос. науч.-практ. конф. по оздоровлению подрастающего поколения. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2005. – С. 92–93 (0,13 п.л.).
Учебно-методические работы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации
47.Третьякова Н. В. Основы здоровьесбережения: практикум: учебное пособие / Н. В. Третьякова. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. – 138 с. (9,0 п.л.).
48.Третьякова Н. В. Физическая культура: учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 176 с. (11,0 п.л., авт. текст – 5,5 п.л.).
49.Третьякова Н. В. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Н. В. Третьякова. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2013. – 393 с. (21,1 п.л.).
50.Третьякова Н. В. Физическая культура: 10–11 классы. Программа курса / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 64 с. (8,4 п.л., авт. текст – 4,2 п.л.).
51.Третьякова Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш; под общ. ред. Н. В. Третьяковой. – М.: Советский спорт; Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 266 с. (16,6 п.л., авт. текст – 12,2 п.л.).