- Исходным условием разработки системы психологической помощи детям с недостатками речи является современная парадигма логопсихологии, обеспечивающая теоретико-методологические основания построения системы психологической помощи детям данной категории и идеологически определяющая ее содержательную направленность.
- Важным теоретическим основанием логопсихологии является личностно-коммуникативный подход, позволяющий решать задачи целостности изучения детей с недостатками речи и дифференцировать их психологические особенности.
- Психологическую сущность трудностей социализации детей с недостатками речи отражает понятие «коммуникативная дезадаптация», определяемое как симптомокомплекс личностных, коммуникативных и когнитивных проблем, затрудняющих формирование у детей с недостатками речи психологических механизмов приспособления к социальной ситуации развития.
- Вариативность проявлений психологических особенностей детей с недостатками речи обусловливает различный характер соотношений мотивационного и операционального компонентов в структуре коммуникативной дезадаптации. Учет характера соотношений ее структурных компонентов выступает ведущим условием реализации дифференцированного подхода к организации и выбору методов психологической помощи детям с недостатками речи.
- Базовым основанием построения концепции системы психологической помощи детям с недостатками речи является синтез принципов комплексности и включенности. С одной стороны, психологическая помощь является самостоятельной структурной единицей в комплексной системе медико-психолого-педагогического воздействия, обладающая своими функциями, специфической содержательной и процессуальной направленностью; с другой, - она представляет собой подсистему, включенную в качестве «психологического компонента» в стратегически значимые направления коррекционного воздействия.
- Концептуальная модель системы психологической помощи детям с недостатками речи представляет собой многоуровневую организацию ее составляющих на основе горизонтальных связей, обеспечивающих целостность системы. Концептуальный уровень (логопсихология) включает теоретико-методологическую базу, определяющую специфику психологической помощи, обусловленную особенностями и потребностями детей с недостатками речи. Организационно-методический уровень предусматривает реализацию теоретических положений логопсихологии в системе психологической помощи как ее прикладной составляющей и включает цели, задачи, принципы, условия эффективности, методы. Технологический уровень обеспечивает практическую реализацию психологической помощи в процессе психологического сопровождения образования детей с недостатками речи.
- Технологическим процессом психологической помощи детям с недостатками речи является психологическое сопровождение их образования в основе которого лежит единство следующих функций: диагностика и выявление особенностей коммуникативной дезадаптации, психологическая коррекция основе междисциплинарного подхода к коррекционной работе; консультирование как способ воздействия на социальную среду (семья, педагоги), психопрофилактика. Каждое из указанных направлений решает соответствующие задачи, которые определяют общую стратегию психологической помощи детям рассматриваемой категории.
- Содержательную основу психологического сопровождения образования детей с недостатками речи составляет интегрированное взаимодействие психолога и логопеда в едином коррекционно-образовательном пространстве, условиями создания которого являются: оптимальное распределение задач между участниками коррекционно-образовательного процесса; совместное планирование работы; осуществление преемственности в работе; единство требований, предъявляемых к детям; согласованный подход к оценке эффективности психокоррекционной работы.
1. Волковская Т.Н.Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития: [Монография] / Т.Н. Волковская. - М.: Издат. центр «Альфа», 2003. – 123 с. (7,7п. л)
2. Волковская Т.Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии: [Монография] / Т.Н. Волковская. – М.: Издательство «Образование», 2009. – 272 с. (17 п.л.)
Учебные и учебно-методические пособия, программы:
3. Волковская Т.Н. Методические рекомендации по организации и проведению нейропсихологического обследования дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи. / Т.Н. Волковская // Методическое пособие. Краснодар: «КЭЦРО», 1998. – 18 с. (1,12 п.л.)
4. Волковская Т.Н. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития. / Т.Н. Волковская // Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов. Под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2003. - С. 101-127 (1,68 п.л.)
5. Волковская Т.Н. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста. / Т.Н. Волковская //Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов. Под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной М.:Академия, 2003. - С. 143-148 (0,37 п.л.)
6. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова // Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: «Книголюб», 2004. - 102 с. (3,2 п.л.)
7. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования / Т.Н. Волковская //Методическое пособие. М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2004. – 102 с. (6,37 п.л.)
8. Волковская Т.Н. Логопсихология. Программа и учебно-методические рекомендации (для дефектологических факультетов педагогических вузов) / Т.Н. Волковская //«Специальная психология». - №3(13). – 2007. -С. 12-22 (0,9 п.л.)
9. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова // Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: «Книголюб», 2007. - 102 с. (3,2 п.л.)
10. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи / Т.Н. Волковская // Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Национальный книжный центр», 2011. – 144 с. (9 п.л.)
11.Волковская Т.Н. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития. / Т.Н. Волковская // Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для бакалавров специального (дефектологического) образования. Под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2011. - С. 101-127 (1,68 п.л.)
12.Волковская Т.Н. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста. / Т.Н. Волковская //Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для бакалавров специального (дефектологического) образования. Под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной М.:Академия, 2011. - С. 143-148 (0,37 п.л.)
Научные статьи:
13. Волковская Т.Н. Материалы экспериментального изучения особенностей мышления и речи дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская // «Современные проблемы психолого-педагогических наук»: Межвуз. сб. науч. трудов. – Выпуск 8. - М.: «Альфа», 1998. - С.91-95 (0,4 п.л.)
14.Волковская Т.Н. Возможные варианты организации и содержания работы с родителями в условиях коррекционного детского сада / Т.Н. Волковская //«Дефектология». №4. - 1999. - С. 66-72 (0,5 п.л.)
15.Волковская Т.Н. Сравнительный анализ нарушений мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи (результаты экспериментального исследования) / Т.Н. Волковская //«Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития»: Материалы межрегионал. научно-практической конференции. Новок.: ИПК, 2003. - С. 9-22 (2 п.л.)
16.Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т.Н. Волковская //«Коррекционная педагогика». - №2. -2003. - С.62-70 (0,75 п.л.)
17.Волковская Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей / Т.Н. Волковская //«Коррекционная педагогика». -№2. - 2003. - С.3-17 (1,25 п.л.)
18.Волковская Т.Н. К вопросу о содержании учебного курса «»Логопсихология» / Т.Н. Волковская // «Специальная психология». -№3-4(5-6). - 2005. - С.88-95 (0,66 п.л.)
19.Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с ЗПР и ОНР / Т.Н. Волковская //«Логопедия».- №2(8). – 2005. - С.17-20 (0,3 п.л.)
20.Волковская Т.Н. Логопсихология: пути становления и развития / Т.Н. Волковская // «Специальная психология». - № 3 (13). – 2007. – С.12-22 (0,9 п.л.)
21.Волковская Т.Н. К определению содержания учебной дисциплины «логопсихология» при подготовке студентов по специальности «Логопедия» / Т.Н. Волковская // Известия вузов: специальная психология. - №1 2008. - С.92-101 (0,9 п.л.)
22.Волковская Т.Н. К вопросу о концептуальных основах логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Культурно-историческая психология». - №3. - 2008.- С.3-10 (0,66 п.л.)
23.Волковская Т.Н. К проблеме изучения курса «Логопсихология» в системе профессиональной подготовки учителя-логопеда. / Т.Н. Волковская // «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития»: Материалы Международной научно-практической конференции. – М: 2008г.- С.85-90 (0,5 п.л.)
24.Волковская Т.Н. К проблеме научного аппарата логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Специальная психология». - №1(15). – 2008. - С.26-37 (1 п.л.)
25.Волковская Т.Н. Логопедия и специальная психология: преемственность традиций / Т.Н. Волковская //«Специальная психология». - №3 (17). – 2008. - С.9-14 (0,5п.л.)
26.Волковская Т.Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи (экспериментальное изучение) / Т.Н. Волковская, Е.В. Логунова // «Специальная психология».- №3 (17). -2008.- С.36-47 (0,5 п. л.)
27.Волковская Т.Н. К вопросу о психологических особенностях детей с тяжелыми нарушениями речи / Т.Н. Волковская //«Инновационные технологии в коррекционной педагогики и специальной психологии»6 Материалы республиканской научно-практической конференции. – Уфа: 2008. - С.377-380 (0,25 п.л.)
28.Волковская Т.Н. К проблеме содержания учебной дисциплины «Логопсихология» / Т.Н. Волковская // «Специальное образование: традиции и инновации»: Материалы международной научно-практической конференции. – Минск.- 2008. - С.58-60 (0,25 п.л.)
29.Волковская Т.Н. Проблема становления научного аппарата логопсихологии / Т.Н. Волковская //«Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии»: Материалы международного теоретико-методологического семинара.- М: 2009. - С.49-57 (0,56 п.л.)
30.Волковская Т.Н. Логопсихология в системе смежных дисциплин / Т.Н. Волковская //«Специальная психология» . №3 (21). – 2009. - С.5-11 (0,58 п.л.)
31.Волковская Т.Н. К проблеме профессионального взаимодействия логопеда и психолога в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи / Т.Н. Волковская // «Школьный логопед». - №4 (31). – 2009. - С.77-85 (0,75 п.л.)
32.Волковская Т.Н. Логопсихологический подход к типологии лиц с недостатками речи / Т.Н. Волковская // «Специальная психология». -№ 4 (22). – 2009. – С. 5-15 (0,9 п.л.)
33.Волковская Т.Н. Организационно-методические аспекты психодиагностической работы в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т.Н. Волковская // «Коррекционная педагогика». - № 6 (36).- 2009. - С. 45-55 (0,9 п.л.)
34.Волковская Т.Н. Психологическая коррекция в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи / Т.Н. Волковская // «Равные возможности – новые перспективы». Материалы городской межвузовской научно-практической конференции.- М.: МГПУ, 2009. – С. 321-329 (0,5 п.л.)
35.Волковская Т.Н. Актуальные вопросы теории логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Известия Южного федерального университета».- №1. – 2010. - С. 150-159 (0,83 п.л.)
36.Волковская Т.Н. Научно-исторический генезис теоретических основ логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Известия Южного федерального университета». -№2. - 2010. - С. 223-239 (1,41 п.л.)
37.Волковская Т.Н. Концептуальный подход к организации системы психологической помощи детям с недостатками речевого развития / Т.Н. Волковская // «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии»: Материалы второго международного теоретико-методологического семинара, М.: 2010.- С. 6-11. (0,5п.л.)
38.Волковская Т.Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи / Т.Н. Волковская // «Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина». - № 3. – 2010. С. 42-51 (0,83 п.л.)
39.Волковская Т.Н. Системно-интегративный подход как научная основа преподавания дисциплины «Логопсихология» в процессе профессиональной подготовки учителя-логопеда / Т.Н. Волковская //«Специальная психология» . - № 2. -2010.- С. 41-47 (0,58 п.л.)
40.Волковская Т.Н. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки учителя-логопеда / Т.Н. Волковская // «Среднее специальное образование». - №8. – 2010.-С. 42-43 (0,16 п.л.)
41.Волковская Т.Н. К вопросу о классификационной системе в логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1. -2010. С. 68-73 (0,5 п.л.)
42.Волковская Т.Н. Психологическое консультирование в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи / Т.Н. Волковская // «Коррекционная педагогика: теория и практика». - №4 (40). – 2010. С. 47-52 (0,4 п.л.)
43.Волковская Т.Н. Нейропсихологический подход к изучению недостатков развития детей с ранним органическим повреждением центральной нервной системы. / Т.Н. Волковской // «Специальная психология». - № 3-4. -2010. С. 32-38 (0,37 п.л.)
44.Волковская Т.Н. Генезис научных представлений о психологических особенностях детей с нарушениями речи. / Т.Н. Волковская // «Вестник Череповецкого государственного университета».- № 2 (29). Т. 1. – 2011. – С. 142-144 (0,25)
45. Волковская Т.Н. Специфика психологического сопровождения детей с недостатками речи /Т.Н. Волковская// «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья»: Материалы международной научно-практической конференции. - М.-2011. – С.75-78 (0,3 п.л.)
46. Волковская Т.Н. Психологическое сопровождение в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи /Т.Н. Волковская// «Актуальные достижения европейской науки»: Материалы седьмой международной научно-практической конференции. – София. -2011. – С.49-53 (0,3 п.л.)
47.Волковская Т.Н. Логопсихология как научная основа психологической помощи детям с недостатками речи /Т.Н. Волковская// «Передовые научные разработки»: Материалы седьмой международной научно-практической конференции. – Прага. – 2011. – С.62-70 (0,58 п.л.)