Научная тема: «СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ»
Специальность: 19.00.10
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Исходным условием разработки системы психологической помощи детям с недостатками речи является современная парадигма логопсихологии, обеспечивающая теоретико-методологические основания построения системы психологической помощи детям данной категории и идеологически определяющая ее содержательную направленность.
  2. Важным теоретическим основанием логопсихологии является личностно-коммуникативный подход, позволяющий решать задачи целостности изучения детей с недостатками речи и дифференцировать их психологические особенности.
  3. Психологическую сущность трудностей социализации детей с недостатками речи отражает понятие «коммуникативная дезадаптация», определяемое как симптомокомплекс личностных, коммуникативных и когнитивных проблем, затрудняющих формирование у детей с недостатками речи психологических механизмов приспособления к социальной ситуации развития.
  4. Вариативность проявлений психологических особенностей детей с недостатками речи обусловливает различный характер соотношений мотивационного и операционального компонентов в структуре коммуникативной дезадаптации. Учет характера соотношений ее структурных компонентов выступает ведущим условием реализации дифференцированного подхода к организации и выбору методов психологической помощи детям с недостатками речи.
  5. Базовым основанием построения концепции системы психологической помощи детям с недостатками речи является синтез принципов комплексности и включенности. С одной стороны, психологическая помощь является самостоятельной структурной единицей в комплексной системе медико-психолого-педагогического воздействия, обладающая своими функциями, специфической содержательной и процессуальной направленностью; с другой, - она представляет собой подсистему, включенную в качестве «психологического компонента» в стратегически значимые направления коррекционного воздействия.
  6. Концептуальная модель системы психологической помощи детям с недостатками речи представляет собой многоуровневую организацию ее составляющих на основе горизонтальных связей, обеспечивающих целостность системы. Концептуальный уровень (логопсихология) включает теоретико-методологическую базу, определяющую специфику психологической помощи, обусловленную особенностями и потребностями детей с недостатками речи. Организационно-методический уровень предусматривает реализацию теоретических положений логопсихологии в системе психологической помощи как ее прикладной составляющей и включает цели, задачи, принципы, условия эффективности, методы. Технологический уровень обеспечивает практическую реализацию психологической помощи в процессе психологического сопровождения образования детей с недостатками речи.
  7. Технологическим процессом психологической помощи детям с недостатками речи является психологическое сопровождение их образования в основе которого лежит единство следующих функций: диагностика и выявление особенностей коммуникативной дезадаптации, психологическая коррекция основе междисциплинарного подхода к коррекционной работе; консультирование как способ воздействия на социальную среду (семья, педагоги), психопрофилактика. Каждое из указанных направлений решает соответствующие задачи, которые определяют общую стратегию психологической помощи детям рассматриваемой категории.
  8. Содержательную основу психологического сопровождения образования детей с недостатками речи составляет интегрированное взаимодействие психолога и логопеда в едином коррекционно-образовательном пространстве, условиями создания которого являются: оптимальное распределение задач между участниками коррекционно-образовательного процесса; совместное планирование работы; осуществление преемственности в работе; единство требований, предъявляемых к детям; согласованный подход к оценке эффективности психокоррекционной работы.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Волковская Т.Н.Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития: [Монография] / Т.Н. Волковская. - М.: Издат. центр «Альфа», 2003. – 123 с. (7,7п. л)

2. Волковская Т.Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии: [Монография] / Т.Н. Волковская. – М.: Издательство «Образование», 2009. – 272 с. (17 п.л.)

Учебные и учебно-методические пособия, программы:

3. Волковская Т.Н. Методические рекомендации по организации и проведению нейропсихологического обследования дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи. / Т.Н. Волковская // Методическое пособие. Краснодар: «КЭЦРО», 1998. – 18 с. (1,12 п.л.)

4. Волковская Т.Н. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития. / Т.Н. Волковская // Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов. Под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2003. - С. 101-127 (1,68 п.л.)

5. Волковская Т.Н. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста. / Т.Н. Волковская //Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов. Под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной М.:Академия, 2003. - С. 143-148 (0,37 п.л.)

6. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова // Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: «Книголюб», 2004. - 102 с. (3,2 п.л.)

7. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования / Т.Н. Волковская //Методическое пособие. М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2004. – 102 с. (6,37 п.л.)

8. Волковская Т.Н. Логопсихология. Программа и учебно-методические рекомендации (для дефектологических факультетов педагогических вузов) / Т.Н. Волковская //«Специальная психология». - №3(13). – 2007. -С. 12-22 (0,9 п.л.)

9. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова // Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: «Книголюб», 2007. - 102 с. (3,2 п.л.)

10. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи / Т.Н. Волковская // Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Национальный книжный центр», 2011. – 144 с. (9 п.л.)

11.Волковская Т.Н. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития. / Т.Н. Волковская // Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для бакалавров специального (дефектологического) образования. Под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2011. - С. 101-127 (1,68 п.л.)

12.Волковская Т.Н. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста. / Т.Н. Волковская //Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для бакалавров специального (дефектологического) образования. Под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной М.:Академия, 2011. - С. 143-148 (0,37 п.л.)

Научные статьи:

13. Волковская Т.Н. Материалы экспериментального изучения особенностей мышления и речи дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская // «Современные проблемы психолого-педагогических наук»: Межвуз. сб. науч. трудов. – Выпуск 8. - М.: «Альфа», 1998. - С.91-95 (0,4 п.л.)

14.Волковская Т.Н. Возможные варианты организации и содержания работы с родителями в условиях коррекционного детского сада / Т.Н. Волковская //«Дефектология». №4. - 1999. - С. 66-72 (0,5 п.л.)

15.Волковская Т.Н. Сравнительный анализ нарушений мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи (результаты экспериментального исследования) / Т.Н. Волковская //«Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития»: Материалы межрегионал. научно-практической конференции. Новок.: ИПК, 2003. - С. 9-22 (2 п.л.)

16.Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т.Н. Волковская //«Коррекционная педагогика». - №2. -2003. - С.62-70 (0,75 п.л.)

17.Волковская Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей / Т.Н. Волковская //«Коррекционная педагогика». -№2. - 2003. - С.3-17 (1,25 п.л.)

18.Волковская Т.Н. К вопросу о содержании учебного курса «»Логопсихология» / Т.Н. Волковская // «Специальная психология». -№3-4(5-6). - 2005. - С.88-95 (0,66 п.л.)

19.Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с ЗПР и ОНР / Т.Н. Волковская //«Логопедия».- №2(8). – 2005. - С.17-20 (0,3 п.л.)

20.Волковская Т.Н. Логопсихология: пути становления и развития / Т.Н. Волковская // «Специальная психология». - № 3 (13). – 2007. – С.12-22 (0,9 п.л.)

21.Волковская Т.Н. К определению содержания учебной дисциплины «логопсихология» при подготовке студентов по специальности «Логопедия» / Т.Н. Волковская // Известия вузов: специальная психология. - №1 2008. - С.92-101 (0,9 п.л.)

22.Волковская Т.Н. К вопросу о концептуальных основах логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Культурно-историческая психология». - №3. - 2008.- С.3-10 (0,66 п.л.)

23.Волковская Т.Н. К проблеме изучения курса «Логопсихология» в системе профессиональной подготовки учителя-логопеда. / Т.Н. Волковская // «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития»: Материалы Международной научно-практической конференции. – М: 2008г.- С.85-90 (0,5 п.л.)

24.Волковская Т.Н. К проблеме научного аппарата логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Специальная психология». - №1(15). – 2008. - С.26-37 (1 п.л.)

25.Волковская Т.Н. Логопедия и специальная психология: преемственность традиций / Т.Н. Волковская //«Специальная психология». - №3 (17). – 2008. - С.9-14 (0,5п.л.)

26.Волковская Т.Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи (экспериментальное изучение) / Т.Н. Волковская, Е.В. Логунова // «Специальная психология».- №3 (17). -2008.- С.36-47 (0,5 п. л.)

27.Волковская Т.Н. К вопросу о психологических особенностях детей с тяжелыми нарушениями речи / Т.Н. Волковская //«Инновационные технологии в коррекционной педагогики и специальной психологии»6 Материалы республиканской научно-практической конференции. – Уфа: 2008. - С.377-380 (0,25 п.л.)

28.Волковская Т.Н. К проблеме содержания учебной дисциплины «Логопсихология» / Т.Н. Волковская // «Специальное образование: традиции и инновации»: Материалы международной научно-практической конференции. – Минск.- 2008. - С.58-60 (0,25 п.л.)

29.Волковская Т.Н. Проблема становления научного аппарата логопсихологии / Т.Н. Волковская //«Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии»: Материалы международного теоретико-методологического семинара.- М: 2009. - С.49-57 (0,56 п.л.)

30.Волковская Т.Н. Логопсихология в системе смежных дисциплин / Т.Н. Волковская //«Специальная психология» . №3 (21). – 2009. - С.5-11 (0,58 п.л.)

31.Волковская Т.Н. К проблеме профессионального взаимодействия логопеда и психолога в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи / Т.Н. Волковская // «Школьный логопед». - №4 (31). – 2009. - С.77-85 (0,75 п.л.)

32.Волковская Т.Н. Логопсихологический подход к типологии лиц с недостатками речи / Т.Н. Волковская // «Специальная психология». -№ 4 (22). – 2009. – С. 5-15 (0,9 п.л.)

33.Волковская Т.Н. Организационно-методические аспекты психодиагностической работы в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т.Н. Волковская // «Коррекционная педагогика». - № 6 (36).- 2009. - С. 45-55 (0,9 п.л.)

34.Волковская Т.Н. Психологическая коррекция в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи / Т.Н. Волковская // «Равные возможности – новые перспективы». Материалы городской межвузовской научно-практической конференции.- М.: МГПУ, 2009. – С. 321-329 (0,5 п.л.)

35.Волковская Т.Н. Актуальные вопросы теории логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Известия Южного федерального университета».- №1. – 2010. - С. 150-159 (0,83 п.л.)

36.Волковская Т.Н. Научно-исторический генезис теоретических основ логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Известия Южного федерального университета». -№2. - 2010. - С. 223-239 (1,41 п.л.)

37.Волковская Т.Н. Концептуальный подход к организации системы психологической помощи детям с недостатками речевого развития / Т.Н. Волковская // «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии»: Материалы второго международного теоретико-методологического семинара, М.: 2010.- С. 6-11. (0,5п.л.)

38.Волковская Т.Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи / Т.Н. Волковская // «Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина». - № 3. – 2010. С. 42-51 (0,83 п.л.)

39.Волковская Т.Н. Системно-интегративный подход как научная основа преподавания дисциплины «Логопсихология» в процессе профессиональной подготовки учителя-логопеда / Т.Н. Волковская //«Специальная психология» . - № 2. -2010.- С. 41-47 (0,58 п.л.)

40.Волковская Т.Н. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки учителя-логопеда / Т.Н. Волковская // «Среднее специальное образование». - №8. – 2010.-С. 42-43 (0,16 п.л.)

41.Волковская Т.Н. К вопросу о классификационной системе в логопсихологии / Т.Н. Волковская // «Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1. -2010. С. 68-73 (0,5 п.л.)

42.Волковская Т.Н. Психологическое консультирование в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи / Т.Н. Волковская // «Коррекционная педагогика: теория и практика». - №4 (40). – 2010. С. 47-52 (0,4 п.л.)

43.Волковская Т.Н. Нейропсихологический подход к изучению недостатков развития детей с ранним органическим повреждением центральной нервной системы. / Т.Н. Волковской // «Специальная психология». - № 3-4. -2010. С. 32-38 (0,37 п.л.)

44.Волковская Т.Н. Генезис научных представлений о психологических особенностях детей с нарушениями речи. / Т.Н. Волковская // «Вестник Череповецкого государственного университета».- № 2 (29). Т. 1. – 2011. – С. 142-144 (0,25)

45. Волковская Т.Н. Специфика психологического сопровождения детей с недостатками речи /Т.Н. Волковская// «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья»: Материалы международной научно-практической конференции. - М.-2011. – С.75-78 (0,3 п.л.)

46. Волковская Т.Н. Психологическое сопровождение в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи /Т.Н. Волковская// «Актуальные достижения европейской науки»: Материалы седьмой международной научно-практической конференции. – София. -2011. – С.49-53 (0,3 п.л.)

47.Волковская Т.Н. Логопсихология как научная основа психологической помощи детям с недостатками речи /Т.Н. Волковская// «Передовые научные разработки»: Материалы седьмой международной научно-практической конференции. – Прага. – 2011. – С.62-70 (0,58 п.л.)