- Насириддин как учёный и философ сформировался в противоречивой эпохе, когда противоборство между различными социальными и этническими группами, религиозными учениями в лице суннизма и шиизма, а так же между различными сектами в исламе, стали крайне опасными для обитателей тогдашнего, светского на практике и теократического в идеологии, феодализма во главе с Хилафатом;
- Насириддин Туси относится к мыслителям, бросившим вызов оппонентам общественно-политических, социально - нравственных научных идей и перипатетической философии Авиценны;
- в воззрениях философа о человеке, его месте и положении среди других вещей, его душе и душевных силах, ярко выражены общечеловеческие ценности: гуманизм, человечность, мудрость, смелость, порядочность и справедливость;
- философ в своих социальных воззрениях особое внимание уделяет человеческому благополучию: у него здоровье общественных индивидов, их обеспеченность продуктами первой необходимости и решение социально - нравственных проблем являются главными задачами благодетельного города;
- недобродетельные и другие подобные им города сходны некоторым политическим режимам его эпохи, да и нашего времени. Политическая элита недобродетельного или низкого, безнравственного города, готовая на любую подлость, на первое место ставит клановые, групповые и свои амбициозные интересы, и, чтобы защищать эти интересы готова на различные нечеловечные акты;
- Насириддину Туси принадлежит большая заслуга в спасении родного языка от забвения. Написав свою главную работу по практической философии «Насирувую этику» он, как Авиценна, писавший «Дониш-наме» («Книгу знания») на родном языке, сделал решающий шаг в сторону языковой независимости. Он, посредством своих научных и философских знаний и благодаря моральной и материальной поддержке таких влиятельных политических деятелей, как Насир и Мухташами, совершил то, чего опасались сделать многие другие мыслители прошлых, его и последующих времен.
- многие положения социальной философии Насириддина созвучны с явлениями, событиями и процессами, происходившими в наш век - век научно - технического прогресса по сути, но не достигшего того нравственного уровня, который проповедовал энциклопедист ХII1 века - века господства тех, кто был далек от элементарных признаков нравственности. Поэтому, социальные идеи и учения Насириддина Туси актуальны и поучительны, чтобы, исходя из них, придти к определенному выводу в борьбе против разрушителей социальных ценностей, разработанных созидательными силами.
1.Социальная философия Насириддина Туси. Душанбе. 2007. 290 с.
Статьи на русском языке.
2. Влияние Насириддина Туси. //Сборник Научных работ преподавателей Таджикского государственного университета коммерции (ТГУК). Душанбе. 2004. С.298-303.
3. О Насириддине Туси как об ученом и философе. //Сборник научных работ преподавателей ТГУК. Душанбе. «Ирфон». 2004. С. 314-320.
4. Античные источники социальной философии Насириддина Туси. //Сб. научных работ преподавателей ТГУК, Душанбе, «Ирфон», 2004. С.327-330.
5.Учение Насиридина о человеке как начале и основе философии морали. //Сборник научных работ преподавателей ТГУК, Душанбе, 2005. С. 443-454.
6. Насириддин Туси о порядке приобретения добродетели и ступенях счастья. //Сборник научных работ преподавателей ТГУК, Душанбе, 2005. С. 458-465.
7. Идейные источники социальной философии Насириддина Туси. //Известия АН РТ. № 1-4, 2005. С.79-91.
8. Мистические идеи Ходжа Насира о счастье, добре и справедливости. //Известия АН РТ. Отд. общественных наук. № 3, 2006. С. 68-78.
9. Сущность морали и её изменчивость у Насириддина Туси. //Известия АН РТ. Серия: Философия и правоведения .№ 3-4. С.31-43.
10. Понятие семьи (дома) - её необходимость и функции по Насириддину Туси. //Сб. научных работ преподавателей ТГУК. Душанбе. 2007. С. 206-212.
11. Идеи Насириддина Туси о взаимоотношение и функции супругов в сфере их семейной жизни. //Сб. научных работ преподавателей ТГУК. Душанбе. 2007. С.224-228.
12. Проблема взаимоотношения родителей и детей в социальной философии Насириддина Туси. //Сб. научных работ преподавателей ТГУК. Душанбе. 2007.
13. Зороастризм как источник социальной философии Насириддина Туси. //Сб. «Арийская цивилизация и национальное самосознание». Душанбе, «Деваштич». 2008. С. 198-247.
Статьи на таджикском языке.
14. Муносибатхои занушавхари дар фалсафаи ичтимоии Насириддини Туси. //Газ. «Тамаддун». № 3, 2003.
15. Омузишхои ахлокиию ичтимоии Насириддини Туси, Давони ва Кошифи.// Шоихтиёров Х.Ахлоки муносибатхои расми (кори)-Душанбе, «Ирфон», 2006. С. 44-60.