- Целенаправленное введение в процесс обучения знаний о содержании и функции семиотических средств в учебной деятельности повышает эффективность управляемого формирования умственных действий и систем научных понятий.
- Развитие семиотической функции в онтогенезе осуществляется неравномерно. Это зависит как от биологических, так и от социокультурных условий, среди которых ведущая роль принадлежит последним.
- При диагностике уровней сформированности семиотической функции необходимо различение структуры, освоенности и обобщенности действий, их специфицирующих.
- Учебное моделирование является эффективным средством формирования содержательных компонентов теоретического мышления. Оно сможет быть освоено на различных уровнях: а) как средство решения задач определенного типа; б) как обобщенный способ решения задач нескольких типов; в) как метод, способствующий формированию психологического содержания учебной деятельности.
- Освоение младшими школьниками учебного моделирования как особой деятельности существенно сокращает формирование структуры учебной деятельности, способствуя развитию основных компонентов теоретического мышления (теоретический анализ, рефлексия, внутренний план действий).
- Высокие уровни развития семиотической функции - схематизация и моделирование - находятся в нелинейной зависимости от сформированности учебной деятельности и типа мышления обучаемых.
- Систематическое применение знаково-символических средств в функции схематизации выступает условием повышения продуктивности усвоения систем основных понятий в процессе изучения дисциплин историко-культурного блока, способствуя формированию системного типа ориентировки на материале.
- Освоение психологического содержания текстовой деятельности является профессионально важной задачей при подготовке специалистов в области психологии и смежных с ней дисциплин.
1. Турчин А.С. «В.В. Куликов: Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы». – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- 192 с. // Философские науки, 1990. №1. – С.139-140. – 0,2 п.л.
2.Турчин А.С. Психологические условия организации процесса восприятия и понимания учебных текстов // Психологический журнал. Т.25, №4. - М.: Наука, 2004. - С.14-19. – 0,8 п.л.
3.Турчин А.С. Психолого-педагогические особенности научного сопровождения инноваций // Начальная школа, 2005, №11. М.,2005. - С.35-37. – 0,4 п.л.
4.Турчин А.С. Хотят ли шестилетки учиться в школе? //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». .№1.- Кострома, 2005. - С.12-15. (в соавторстве с Е.Е. Фокеевой) (автора – 0,3 п.л.).
5.Турчин А.С. Текстовая деятельность в структуре профессиональной деятельности будущих психологов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». №1. - Кострома, 2005. – С.65-69. – 0,5 п.л.
6.Турчин А.С. Семиотическое развитие: методологические и акмеологические аспекты // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». №2. - Кострома, 2005. - С.71-77. - 0,8 п.л.
7.Турчин А.С. Особенности развития семиотической функции в онтогенезе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования».№4.Т.11. - Кострома, 2005. – С.36-43. - 1 п.л.
8.Турчин А.С. Особенности развития знаково-символической деятельности в онтогенезе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». №4. Т.12.- Кострома, 2006. - С.65-71. – 0,8 п.л.
9.Турчин А.С. Психологические особенности обеспечения системности знаний подростков и старших школьников в процессе экспериментального формирования системы основных исторических понятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». Т.12., №5. - Кострома, 2006. - С.15-20. - 0,5 п.л.
10.Турчин А.С. Семиотическая проблема в психологии: прошлое и перспективы // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. IХ. Вып.3 (37). - М., 2007. - С.296-311. – 1 п.л.
11.Турчин А.С. Управляемый семиозис как проблема педагогической психологии // Вестник университета. Серия «Социология и управление персоналом», №7 (45). - Москва, 2008. - С.177-180. – 0,5 п.л.
12. Турчин А.С. Особенности затруднений подростков в освоении письменной речи понятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования».- Кострома, 2008. №1. Т.14. (В соавторстве с С.В. Покровской) (автора- 03 п.л.).
13.Турчин А.С. Особенности организации контроля учебной работы студентов-психологов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования». №1. Т.14. С.231-234. – 0,5 п.л.
14.Турчин А.С. Управляемый семиозис как проблема акмеологии и педагогической психологии// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования».-Кострома, 2011. №3. Т.17. – С.176-182. - 0,6 п.л.
15.Турчин А.С. Особенности осуществления теоретического анализа семиотической проблемы в психологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия психологические науки: «Акмеология образования».- Кострома, 2011. №4. Т.17. – С.209-215. – 0,5 п.л.
Монографии и главы в коллективных монографиях
16.Турчин А.С. Моделирование и обучение: Монография. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. – 260 с. – 15,1 п.л.
17.Турчин А.С. Применение семиодеятельностного подхода в практике обучения: Монография. - Иваново : ИГТА, 2009. –308 с. (в соавторстве с В.К. Минни-ковым). (автора – 19,8 п.л.).
Учебно-методические пособия
18.Турчин А.С. Психологический анализ урока. – Иваново, 1996. – 51 с. – 3 п.л.
19.Турчин А.С. Школа и инновации. – Иваново, 1997. - 78 с. (В соавторстве с Н.В. Турчиной) (автора – 3,5 п.л.).
20.Турчин А.С. Педагогическая психология: Учебное пособие / А.С. Турчин. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2000. – 104 с. – 4,5 п.л.
21.Турчин А.С. Введение в педагогическую психологию: Учебное пособие. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – 100 с. – 4 п.л.
22.Турчин А.С. Введение в педагогическую психологию: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. - Иваново: Ивановский ИПК и ППК, 2004. – 108 с. - 4,5 п.л.
Статьи в научных журналах, сборниках материалов научных, научно-практических конференций
23.Турчин А.С. Обучение моделированию как компоненту профессионально-методической подготовки учителей // Ориентация молодежи на педагогическую профессию: Тез. докл./Под ред. В.Ф.Моргуна. - Полтава, 1987. - С.235-236. – 0,2 п.л.
24.Турчин А.С. Обучение моделированию и интеллектуальное развитие уча-щихся//Деятельностный подход в обучении и формирование творческой личности: Тез. докл. Ч.1 - Уфа-Москва, 1990. - С.69-70. – 0,2 п.л.
25.Турчин А.С. Влияние способов организации обучения на характер педагогического общения//Психология педагогического общения: Тез. докл.- Кировоград, 1990. - С.151-152. – 0,2 п.л.
26. Турчин А.С. О формах подготовки школьных психологов//Программно- методическое обеспечение подготовки практических психологов в педвузе на основе взаимодействия науки и практики: Тез. докл. – Курск, 1990. – С.58-59. – 0,1 п.л.
27. Турчин А.С. Моделирование и развитие мышления младших школьни- ков//Проблемы многоуровневой подготовки студентов педагогических факуль тетов. - Екатеринбург, 1995. - С.103-105. – 0,2 п.л.
28.Турчин А.С. Моделирование как средство повышения интеллектуальных возможностей младших школьников // Проблемы гармонизации мироотноше-ния. Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Челябинск, 2001. - С.143-147. – 0,3 п.л.
29.Турчин А.С. Психологические особенности восприятия и понимания учебных текстов.//Личность в современных исследованиях. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань, 14-15 ноября 2002 г., Вып. 5. - Рязань, 2002. - С.48-51. – 0,2 п.л.
30.Турчин А.С. Особенности влияния формирования учебного моделирования на теоретическое мышление учащихся // Творческое наследие А.В. Брушлин-ского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления. / Под ред. В.В. Знакова и Т.В. Корниловой. - М.:ИП РАН, 2003. - С.333-335. – 0,2 п.л.
31.Турчин А.С. Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы подходы, решения. Сб. науч. трудов. Ч.11. Психологические основы образовательного процесса в современной высшей школе. - Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2005. - С.165-168. – 0,2 п.л.
32.Турчин А.С. Текстовая деятельность и общение// Психология отношения человека к жизнедеятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Владимир, Собор, 2006. - С.179-181. – 0,2 п.л.
33.Турчин А.С. Учебная деятельность: особенности становления психологической структуры и регуляции // Психология отношений человека и психическая регуляция деятельности./ Под ред. Журавлева А.Л., Зобкова В.А.- М.- Владимир: «Собор», 2007. - С.214-229. – 1 п.л.
34.Турчин А.С. Текст и текстовая деятельность в структуре образовательной подготовки студентов-психологов // Современное состояние теоретических и прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 29–30 ноября 2007 г. Вып. 3. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 2007. - С.474-479. – 0,3 п.л.
35.Турчин А.С. О месте текстовой деятельности в структуре профессиональной подготовки будущих психологов // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского университета и 10-летию психолого-педагогического факультета. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - С.452-454. – 0,2 п.л.
36.Турчин А.С. Перспективы семиодеятельностного подхода в современной педагогической психологии / Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - С.77-79. – 0,2 п.л.
37.Турчин А.С. Акмеологизация образования и проблема семиотических средств в обучении / Акмеологическая наука и качество образования: сборник материалов Всероссийской научной конференции 16-17 марта 2010 года. Том 1. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический универ ситет», 2010. - С. 187-188. – 0,2 п.л.
38.Турчин А.С. Проблемы и перспективы взаимодействия педагогической психологии с другими отраслями психологической науки / Психологiчнi проблемы творчостi : Тези доповiдей Х международноi науковоi психологiчноi конференции (Киiв, 23-24 липня 2010 року) / За ред. В.О. Моляко. Киев. - К.: Из-во Жи-томирського державного ун-та им. I.Франка, 2010. - С.49-53. – 0,3 п.л.
39.Турчин А.С. Некоторые аспекты деятельности психолога в процессе обучения // Вестник Западно-Казахстанской гуманитарной академии. Научный журнал. № 1 (12). Материалы международной научно-практической конференции: «Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров на современном этапе». - Уральск: Изд-во ЗКГА, 2010. – 0,3 п.л.
40.Турчин А.С. Моделирование в акмеологии и педагогической психологии // Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России: сборник материалов Всероссийской научной конференции 17-18 мая 2011 г. Т.1. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - 0,2 п.л.
41.Турчин А.С. Семиотический компонент учебной деятельности // Современные проблемы развития акмеологии: материалы Международного симпозиума. Кострома, 1 июля, 2011 г. - М.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. – 0,2 п.л.
42.Турчин А.С. Моделирование и учебная деятельность // Психология образования в ХХI веке: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011 г. - Волгоград : Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. – 0,2 п.л.