Научная тема: «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
I. Причинами становления теории поликультурного образования в США и Европейском Союзе явились: официальное признание равноправия культур отдельных социальных групп общества, идеология либерализма, философия постмодернизма. Сравнение основ поликультурного образования в США и странах Европейского Союза позволяет выделить следующие риски для практического внедрения в отечественную практику: отсутствие в обществе устойчивых традиций либерализма, когда у граждан недостаточен опыт отстаивания индивидуальных свобод и не сложилась традиция приоритета интересов и свобод личности над интересами государства; страх субъектов образования в связи с ростом культурного многообразия общества, блокирующий действия по превращению многообразия в ресурсы общественного и личностного развития; опасение части населения в «размывании» традиционной этнокультурной идентичности у подрастающих поколений; европоцентризм в сознании организаторов образования, родителей и общественности, транслируемый через содержание образования.

В Российской Федерации предпосылками создания и развития теории поликультурного образования стали изменения в государственной идеологии от «русификации» - к признанию этнокультурных особенностей коренных народов Российской Федерации; развитие личностно-ориентированной культурологической педагогики; стремление повысить качество обучения иностранным языкам; усиление иммиграционных процессов. Этапы развития теории поликультурного образования связаны с изменением понимания «субъекта культуры»: 1) этносы со своими национальными языками - поли-этно культурное образование; 2) разные социокультурные группы с передающимися от поколения к поколению традициями - поли-социо-культурное образование; 3) отдельная личность, интегрирующая разные культуры в своем сознании - поли-личностно-культурное образование. Учет выделенных рисков практического внедрения поликультурного образования и опора на традиционное (с советского периода развития общества) официальное признание этносов как субъектов культуры, приводит к обоснованию первоочередности внедрения поли-этно-культурного образования, интегрирующего культурные традиции представителей разных этносов, дети которых обучаются в конкретных образовательных учреждениях. Далее, становиться возможным постепенное внедрение практик поли-социо-культурного образования, интегрирующего культурные традиции разных социальных групп, и поли-личностно-культурного образования, признающего субъектом культуры отдельную личность.

II. Сущностью поликультурного образования является сопряжение нескольких культурных традиций в содержании, методах и организационных формах образования с целью признания обучающимися явлений культурного многообразия как общественной нормы и личностной ценности, к присвоению ими образов Культуры и Человека, как результатов творческого межкультурного взаимообогащения. Не является поликультурным такое образование, в котором культура одной социальной группы выступает эталоном для оценки других; разные культуры представляют собой мозаику без понимания межкультурных взаимосвязей и вкладов каждой в мировое культурно-историческое наследие и в систему общечеловеческих ценностей. Особенности реализации поликультурного образования с опорой на полипарадигмальный подход: 1) динамика образовательного процесса а) от «фольклоризма и мифологии» к взаимодействию с «референтными» для обучающихся людьми, высоко ценящими культурное многообразие и межкультурное взаимодействие (трансцендентная парадигма); б) от «добавочных» для основного содержания знаний о разных культурах к переструктурированию любых знаний через поликультурную точку зрения (технократическая парадигма); в) от взаимодействия обучающихся с представителями разных культур на уроках и других учебно-воспитательных формах к межкультурному взаимодействию в широкой социальной действительности (гуманитарная парадигма); 2) результаты образования: а) на первом «Культуро-признающем» этапе поликультурного образования: ценностное отношение обучающихся к культуре «своей» социальной группы и интерес к другим группам и народам, готовность и способности обучающихся воспринимать и понимать общее и особенное в разных культурах, учитывать культурные особенности участников взаимодействия в организованном учебном процессе; б) на втором «Культуро-взаимообогащающем» этапе - ценностное отношение обучающихся к культурной самобытности и межкультурному взаимодействию как нормам современного общества, готовность и способности критически оперировать любым знанием с позиции разных культур, вступать в переговоры с представителями всех культур современного общества и приходить к взаимо-обогащающим друг друга решениям.

III. Организация поликультурного образовательного процесса через личностно-ориентированный пространственно-образовательный подход задает следующие основные принципы: а) расширения образовательного пространства как постоянного и планомерного территориального увеличения возможностей для образования и самообразования обучающихся; б) культурного обогащения образовательного пространства как целенаправленное наполнение образовательного процесса гуманистическими ценностями; в) увеличения открытости образовательного пространства как рост возможностей выбора или конструирования обучающимися различных образовательных действий и процессов при построении индивидуальных образовательных траекторий. Сформулированы следующие требования к созданию поликультурного образовательного пространства: 1) расширять в территориально-культурном смысле, то есть на первом этапе вовлекать в его границы сначала «места» родной для обучающегося культуры и далее все более и более различающихся культур, на втором - «места» межкультурного взаимодействия и культурного взаимообогащения; 2) последовательно обогащать на первом этапе общечеловеческими гуманистическими ценностями, признанными в разных культурах, на втором - ценностями межкультурного взаимодействия и развития; 3) повышать открытость для конструирования обучающимся индивидуальной образовательной траектории, когда на первом этапе он признается субъектом образования, способным делать выборы, на втором - субъектом культуры, способным создавать новые межкультурные процессы и практики.

Отличия в поликультурном образовательном процессе в дошкольных, общеобразовательных и профессионально-образовательных учреждениях заключается в изменении соотношения между первым «Культуро-признающим» и вторым - «Культуро-взаимообогащающим» этапами: в педагогической системе «Дошкольные учреждения» - существенно преобладает первый этап, в системе «Общеобразовательные учреждения» - равенство обоих этапов, достигаемое по мере взросления учащихся, в профессионально-образовательных учреждениях - преобладает второй этап.

IV. Подготовка педагогов, студентов педагогических специальностей, активистов национально-культурных объединений к реализации поликультурного образования становится успешной, когда приводит к освоению ими двух компетентностей: базовой - «Этнопсихологической» и производной - «Этнометодической». Этнопсихологическая компетентность педагога - это готовность и способность воспринимать и учитывать этнообусловленные особенности и проблемы учащихся, родителей, педагогов и самого себя в образовательном процессе. Этнометодическая компетентность - это готовность и способность субъекта строить систему своей деятельности и организовывать деятельность других людей с учетом этнокультурных особенностей и понимания последствий, связанных с возможной межэтнической напряженностью и конфликтностью. Условиями подготовки педагогов-практиков, активистов национально-культурных объединений, студентов - будущих педагогов к реализации поликультурного образования являются: а) развитие у них чувствительности к особенностям этнической позиции и формирование навыка оценки самого себя и других людей по параметрам этнической позиции личности; б) признание ими равноценности всех этнических культур и важности межкультурного взаимодействия в образовательном процессе; в) осознание ими социального заказа на поликультурное образование детей и молодежи и применение модели развития этнической толерантности личности в образовательных проектах.

Эффективность двухэтапных программ подготовки к реализации поликультурного образования обеспечивается для педагогов-практиков за счет смещения акцента на формирование этнопсихологической компетентности, для активистов общественных объединений - за счет большего акцента на формирование своей этнометодической компетентности.

V. Регулярная работа образовательного учреждения по реализации поликультурного образования, сконструированного на основе полипарадигмального подхода, обеспечивает готовность и способности обучающихся к самореализации: способность к самопринятию, устойчивость уверенности в себе, готовность к гармонии с окружающим поликультурным миром. Конструирование практики поликультурного образования расширяет, обогащает и открывает образовательное пространство через признание все большего количества «мест» проявления и трансляции гуманных ценностей разных культур и межкультурного взаимодействия, через увеличение возможностей выбора и построения образовательных траекторий обучающихся.

Список опубликованных работ
Научные статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

1.Хакимов, Э.Р. Конструирование поликультурного образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Образование и общество. – 2011. – №5. – С. 27-31. (0,8 п.л.).

2.Хакимов, Э.Р. Модель условий поликультурного образования студентов вузов Удмуртии. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №4. – С. 220-224 (0,8 п.л.).

3.Хакимов, Э.Р. Появление и развитие понятия «Поликультурное образование» в российской педагогике. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №3. – С. 317-320 (0,8 п.л.).

4.Хакимов, Э.Р. Поликультурное образование как фактор формирования конкурентоспособности учащихся. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №2 – С. 200-204 (0,8 п.л.).

5.Хакимов, Э.Р. Модель поликультурного образования молодежи в сельской школе. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Образование и общество. – 2010 – №3. – С. 48-51 (0,8 п.л.)

6.Хакимов, Э.Р. Обоснование поликультурного образования через меж-парадигмальную рефлексию. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Искусство и образование. – 2009. – №7. – С. 100-105. (0,6 п.л.).

7.Хакимов, Э.Р. Национально-культурные объединения как фактор развития гражданского общества. [Текст] / И.Р. Батыршин, Ф.Н. Зиатдинова, Э.Р. Хакимов // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – №10. – С. 52-58. (авт. 0,1 п.л.).

8.Хакимов, Э.Р. Сущность поликультурного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2009. – №3. – С. 189-191. (0,6 п.л.).

9.Хакимов Э.Р. Педагогические условия формирования профессиональных умений учителя. [Текст] / Э.Р. Хакимов, Д.С. Панов // Вестник ВЭГУ. – 2009. – №1. – С. 55-59. (авт. 0,2 п.л.).

10.Хакимов, Э.Р. Особенности моделирования поликультурного образовательного пространства. [Текст] / Ф.Н. Зиатдинова, Э.Р. Хакимов // Искусство и образование. – 2008. – №10. – С. 24-30. (авт. 0,4 п.л.).

11.Хакимов, Э.Р. Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и ее формирование у студентов. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Психологическая наука и образование. – 2008. – №1. – С. 74-81. (0,8 п.л.).

12.Хакимов, Э.Р. Этнопсихологическая и этнометодическая компетентность в системе профессиональной подготовки психологов. [Текст] / Р.М. Султанова, Э.Р. Хакимов // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – №9. – С. 49-54. (авт. 0,4 п.л.).

Монографии

13.Хакимов, Э.Р. Поликультурное образование: становление, теория, практика. Монография [Текст] / Э.Р. Хакимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО УдГУ, 2012. – 308с. (14,2 п.л.)

14.Хакимов, Э.Р. Создание поликультурного образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении. Монография. [Текст] / Р.И. Туктарова, Э.Р. Хакимов. – Ижевск: ГОУ ВПО УдГУ, 2008. – 212с. (авт. 8,3 п.л.).

15.Хакимов, Э.Р. Формирование профессиональной компетентности специалистов социальной сферы на этапе обучения в вузе. Монография. [Текст] / Р.М. Султанова, Э.Р. Хакимов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007 – 88с. (авт. 4,1 п.л.).

Научные статьи в других рецензируемых журналах или изданиях

16.Хакимов, Э.Р. Формирование межкультурной компетентности будущего педагога на основе понятия «Этническая позиция личности». [Текст] / Э.Р. Хакимов // Славянская педагогическая культура. – 2010. – №9. – С. 111-114. (0,4 п.л.).

17.Хакимов, Э.Р. Исследование использования русского языка в республике Удмуртия как лингва франка. [Текст] / Э.Р. Хакимов, Е.Г. Трусова // Slavica Helsingiensia 40. Instrumentarium of Linguistics: Sociolinguistic Approaches to Non-Standard Russian / Eds. A. Mustajoki, E. Protassova, N. Vakhtin. – Helsinki: Helsinki University Press, 2010. Рр. 134-147. (авт. 0,6 п.л.).

18.Хакимов, Э.Р. Социальная технология развития конкурентоспособности сельских учащихся в Удмуртии [Текст] / Э.Р. Хакимов // Наука Удмуртии. – 2010. – №5. – С. 119-123. (0,3 п.л.).

19.Хакимов, Э.Р. Педагогические условия развития этнокультурной толерантности. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Наука Удмуртии. – 2009. – №2. – С. 31-34. (0,15 п.л.).

20.Хакимов, Э.Р. Поликультурное образование и формирование толерантности школьников (Опыт реализации проекта «Сарапул многонациональный»). [Текст] / Э.Р. Хакимов, Л.С. Русинова // Многоязычие в образовательном пространстве: Сб. статей. / Под ред. А.Н. Утехиной, Н.М. Платоненко, Н.М. Шутовой. – Ч.2: Педагогика. Лингводидактика. – М.: Флинта. Наука, 2009. С. 153-157. (авт. 0,2 п.л.).

21.Хакимов, Э.Р. К технологии формирования конкурентоспособности сельских учащихся (с опорой на этнопсихологические особенности). [Текст] / Э.Р. Хакимов // Ежегодник финно-угорских исследований ‘07/ Науч. ред. Н.И. Леонов. – Ижевск: Удмуртский государственный университет; ERGO, 2008. С. 261-263. (0,2 п.л.).

22.Хакимов, Э.Р. Особенности адаптации молодежи из удмуртских деревень в крупном городе. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Феномен Удмуртии. Т.8. Удмуртская диаспора. / Под ред. С.К. Смирновой, М.Н. Губогло. – М.- Ижевск, 2008. С. 515-519. (0,3 п.л.).

23.Хакимов, Э.Р. Этнопедагогика как наука: предмет, функции, основные категории. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия: Психология и педагогика. – 2007. – №9. – С. 39-52. (0,4 п.л.).

24.Хакимов, Э.Р. Формирование этнопсихологической компетентности специалистов сферы «Человек-человек». [Текст] / Э.Р. Хакимов // Компетентностный подход в образовании: Сб. статей / Под. ред. Г.С. Трофимовой. – Ижевск, 2006. С. 129-134. (0,3 п.л.).

25.Хакимов, Э.Р. Формы развития этнической толерантности активистов молодежных национальных организаций. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Детское движение: цели, ценности, проблемы становления. Сб. статей / Под. ред. Э.А. Мальцевой. – Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 2004. С. 86-92. (0,2 п.л.).

26.Хакимов, Э.Р. Проблемы этнической толерантности в программах повышения квалификации педагогов национальных образовательных учреждений. [Текст] / Л.Н. Киршина, Э.Р. Хакимов // Методист. – 2004. – №4. – С. 14-17. (авт. 0,2 п.л.).

27.Хакимов, Э.Р. Проблема изучения этнической толерантности педагогов в различных подходах. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия: Психология и педагогика. – 2003. – С. 169-177. (0,3 п.л.).

Учебно-методические пособия и материалы

28.Хакимов, Э.Р. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие [Текст] / Э.Р. Хакимов, И.С. Ларионова, З.С. Ившина, Т.А. Корепанова. – Ижевск: ГОУ ВПО УдГУ. 2011 – 104с. (авт. 5,1 п.л.)

29.Хакимов, Э.Р. Обучение педагогов этнопедагогическому проектированию. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой. – СПб.: Книжный Дом, 2008. С. 276-315. (1 п.л.).

30.Хакимов, Э.Р. Общая характеристика понятия «Межкультурная компетентность» и ее формирование у будущих педагогов. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой. – СПб.: Книжный Дом, 2008. С. 152-167. (1 п.л.).

31.Хакимов, Э.Р. Этническая позиция личности и ее роль в формировании межкультурной компетентности педагога. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой. – СПб.: Книжный Дом, 2008. С. 168-191. (1,2 п.л.).

32.Хакимов, Э.Р. Оценка педагогами этнокультурных особенностей ребенка. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой. – СПб.: Книжный Дом, 2008. С. 372-397. (1,2 п.л.).

33.Хакимов, Э.Р. Этнопедагогическое проектирование в мультикультурном образовании. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Новое образование. Методический журнал – 2007 – №3. – С. 33-37; 2007. – №4. – С.6-12; (0,8 п.л.).

34.Хакимов, Э.Р. Мультикультурное образование – путь к формированию компетентности межкультурного взаимодействия. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Новое образование. – 2006. – №3. – С. 23-27.; 2006. – №4. – С. 25-28; 2007 – №3. – С. 33-37 (1 п.л.).

35.Хакимов, Э.Р. Методические рекомендации по проведению уроков толерантности [Текст] / Э.Р. Хакимов. – Ижевск: ЦРТ, 2006 – 18 с. (1,4 п.л.).

36.Хакимов, Э.Р. Этнопсихология и этнопедагогика в проектировании педагогического процесса: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Э.Р. Хакимов – Ижевск: Издательство ИУУ УР, 2003. – 104 с. (6,5 п.л.).

37.Хакимов, Э.Р. Этнопсихология и этнопедагогика в проектировании педагогического процесса: Учебно-диагностическая тетрадь. [Текст] / Т.А. Родыгина, Г.З. Файзуллина, Э.Р. Хакимов – Ижевск: Издательство ИУУ УР, 2003. – 30 с. (авт. 1,6 п.л.).

Научные статьи и материалы международных и всероссийских конференций

38. Хакимов, Э.Р. Риски практического внедрения поликультурного образования в России: опыт зарубежных стран. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Проблемы и инновации современного общества. Материалы III международной научно-практической конференции. – Астрахань: Издательство АФ МОСА, 2011. С. 356-359. (0,6 п.л.).

39.Хакимов, Э.Р. Лучшие практики поликультурного образования в общеобразовательных школах Удмуртской Республики. [Текст] / Э.Р. Хакимов, С.М Хакимова // Предупреждение насильственных конфликтов и формирование культуры мира в мультикультурных сообществах: Сб. научных трудов. Серия «Межкультурный диалог: история и современность». – Киiв: «Золотi ворота», 2011. С. 310-319. (авт. 0,6).

40.Хакимов, Э.Р. Антропологический дискурс содержания профессионально-педагогического поликультурного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. О.А. Фиофановой. – Ижевск, 2011. С. 373-374. (0,1 п.л.).

41.Хакимов, Э.Р. Многопарадигмальный подход к построению практики поликультурного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Миры культуры и культура мира: Сб. материалов III Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития». – М.: МГГПУ, 2011 С. 114-116. (0,1 п.л.).

42.Хакимов, Э.Р. Лингвистический клуб как элемент образовательного пространства в Удмуртском государственном университете. [Текст] / Э.Р. Хакимов, М.Н. Сираева // Проблемы и перспективы филологического образования в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы международной научно-практической конференции. – Махачкала: АЛЕФ, 2011 С. 340-347. (авт. 0,3).

43.Хакимов, Э.Р. Педагогические условия глобального расширения поликультурного образовательного пространства при обучении студентов иностранному языку. [Текст] / Э.Р. Хакимов, Т.В. Овсянникова // Проблемы и перспективы филологического образования в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы международной научно-практической конференции. – Махачкала: АЛЕФ, 2011 С. 334-340. (авт. 0,3).

44.Хакимов, Э.Р. Особенности социальной работы с мигрантами в поликультурном пространстве Финляндии. [Текст] / Э.Р. Хакимов, А.Ю. Поздеева // Социальная работа в поликультурном обществе: Материалы международной научно-практической конференции. – Ижевск: Изд-во «УдГУ», 2011. С. 255-258. (авт. 0,1 п.л.).

45.Хакимов, Э.Р. Мнения студентов Удмуртского госуниверситета об удмуртско-русском билингвизме и перспективах двуязычного образования [Текст] / Э.Р. Хакимов // Двуязычное образование: теория и практика: Материалы Международной научной конференции в Хельсинском университете / под ред. М.В. Копотева, Е.Ю. Протасовой. – СПб.: «Златоуст», 2011. С. 297-299. (0,1 п.л.).

46.Хакимов, Э.Р. Развитие поликультурного образования в США и трудности внедрения поликультурного подхода в систему современного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Обучение. Воспитание. Развитие – 2010: Материалы Всероссийского психологического форума. – М.: Центр практической психологии образования, 2010. С. 112-117. (0,4 п.л.).

47.Хакимов, Э.Р. Модель поликультурного образования как основа для диагностики педагогического процесса. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – М., Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. С. 92-94. (0,6 п.л.).

48.Хакимов, Э.Р. Моделирование основных характеристик образовательного пространства. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Образовательное пространство и современная инновативная культурная среда: грани взаимодействия: Сб. научных статей. – Н.Новгород: НФ УРАО, 2010. С. 37-45. (0,8 п.л.).

49.Хакимов, Э.Р. Личность дошкольника в поликультурном образовательном пространстве. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Личность в межкультурном пространстве: Материалы V Международной конференции. Ч.II. – М.: РУДН, 2010. С. 370-376. (0,2 п.л.).

43 Хакимов, Э.Р. Конкурентоспособность учащихся как результат поликультурного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Полiкультурний слoв’янский оcвiтнiй простiр: шляхи та форми iнтеграцii. Материалы международного научно-практического конгресса – IХ Славянские педагогические чтения. – Одесса, 2010. С. 137-141. (0,3 п.л.).

50.Хакимов, Э.Р. Развитие теории поликультурного образования на постсоветском пространстве. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Национальная политика и традиционная народная культура. Материалы международной научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2010. С. 356-364. (0,6 п.л.).

51.Хакимов, Э.Р. Механизмы формирования гражданского самосознания сельских учащихся в социально-педагогической технологии развития конкурентоспособности. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Воспитание патриотизма и гражданского самосознания детей и молодежи: Сб. статьей межрегиональной научно-практической конференции. – Ижевск, 2010. С. 558-562 (0,3 п.л.).

52.Хакимов, Э.Р. Закономерности подготовки педагогических кадров, способных эффективно развивать конкурентоспособность сельской молодежи. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы». Материалы V Всероссийского съезда психологов образования России. – М., 2010. С. 73-74. (0,2 п.л.).

53.Хакимов, Э.Р. Психолого-педагогическая этнотехнология формирования конкурентоспособности сельских учащихся в Удмуртии. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Проблемы обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде: Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Под. ред. Ф.Г. Ялалова. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2010. С. 25-27. (0,2 п.л.).

54.Хакимов, Э.Р. Воспитательный процесс в поликультурном образовательном пространстве. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: Материалы Международного педагогического форума. Т.1. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Булат», 2010. С. 301-306. (0,3 п.л.).

55.Хакимов, Э.Р. Проект «Финно-угорские параллели» как интерактивная форма поликультурного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов, С.М. Хакимова // Образование и межнациональные отношения: теория и практика многокультурного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Ижевск: УдГУ, 2009. С. 259-261 (авт. 0,1 п.л.).

56.Хакимов, Э.Р. Поликультурное образование и изменения в личности ученика (исследование в школах Удмуртской Республики). [Текст] / Э.Р. Хакимов // Личность в межкультурном пространстве: Материалы IV Международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. Москва, РУДН, 19-20 ноября 2009 г. Ч. II. – М.: РУДН, 2009.– С. 443-447. (0,2 п.л.).

57.Хакимов, Э.Р. Этнопсихологический тренинг личностного роста как элемент педагогической технологии развития конкурентоспособности. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований: Материалы международной научной конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 2009. С. 278-283. (0,2 п.л.).

58.Хакимов, Э.Р. Поликультурное образование: становление и перспективы. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве: Материалы международного конгресса РАО. – Петрозаводск: «Карельский государственный педагогический университет», 2009. С. 235-242. (0,3 п.л.).

59.Хакимов, Э.Р. Образовательные учреждения города Ижевска в программе Совета Европы «Интеркультурные города». [Текст] / Э.Р. Хакимов, Г.С. Волкова, Х.Н Сизова // Образование и межнациональные отношения: теория и практика многокультурного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Ижевск: УдГУ, 2009. С. 256-259.(авт. 0,2 п.л.).

61.Хакимов, Э.Р. Подготовка педагогов к реализации поликультурного образования в социальной среде малого города. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Образование и культура как фактор развития малого города: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тара, 2009. С. 69-70. (0,2 п.л.).

62.Хакимов, Э.Р. Исследование проблем перехода педагогов на парадигму поликультурного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика. Сб. статей / под ред. И.И. Соколовой. – СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009. С. 252-254. (0,15 п.л.).

63.Хакимов, Э.Р. Становление и развитие теорий поли-, меж-, много-культурного образования в России. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Образование и межнациональные отношения: теория и практика многокультурного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Ижевск: УдГУ, 2009. С. 67-74 (0,6 п.л.).

64.Хакимов, Э.Р. Педагогическая модель условий развития этнокультурной толерантности. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности: Сб. статей по материалам XI Международной научно-практической конференции. / Под. ред. И.Л. Набока. Ч.2. – СПб.: Астерион, 2009. С. 558-561. (0,2 п.л.).

65.Хакимов, Э.Р. Теория поликультурного образования: международное сотрудничество в глобальном образовательном пространстве. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Этнодидактика народов России: от национальных образовательных систем – к глобальному. образовательному пространству: Материалы VII Международной научно-практической конференции / Под. ред. Ф.Г. Ялалова. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2009. С. 78-79. (0,1 п.л.).

66.Хакимов, Э.Р. Проблемы научного сопровождения исследовательской деятельности учителей. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности в университете / Отв. ред. С.Ф. Сироткин, Д.Ю. Гребенкин. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, ERGO, 2008. С. 119-121. (0,1 п.л.).

67.Хакимов, Э.Р. Исследование уровня конкурентоспособности юношества – жителей удмуртских деревень. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Мировой опыт и отечественные традиции управления человеческими ресурсами: Сборник материалов Международной научно-практической конференции в МГУ. – М.: МАКС Пресс, 2008. С. 145-148. (0,15 п.л.).

68.Хакимов, Э.Р. Профессиональная компетентность практических психологов образования в области межэтнических отношений. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. – М., 2008. С. 248-250. (0,3 п.л.).

69.Хакимов, Э.Р. Парадигмальный подход к определению поликультурного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Второй Российский культурологический конгресс: Материалы конгресса. – Санкт-Петербург: Эйдос, Астерион, 2008. С. 318-319. (0,1 п.л.).

70.Хакимов, Э.Р. Понятие «Интеркультурное образование» и пути подготовки студентов к регулированию межнациональных отношений. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Образование и межнациональные отношения: пути подготовки специалистов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ижевск: УдГУ, 2008. С. 96-103. (0,3 п.л.).

71.Хакимов, Э.Р. Поликультурное образование подростков как условие воспитания межкультурной толерантности. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Личность в межкультурном пространстве. Материалы III Международной конференции. Ч.1. – М.: РУДН, 2008. С. 156-158. (0,1 п.л.).

72.Хакимов, Э.Р. Развитие теории поликультурного образования молодежи в процессе международного сотрудничества. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств. Сб. материалов международной конференции. – Ижевск: УдГУ, 2008 С. 82-88. (0,3 п.л.).

73.Хакимов, Э.Р. Межкультурное образование в Европе: становление, тенденции, перспективы. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, национально-культурных автономии и общественных объединений по вопросам гармонизации межнациональных отношений и профилактике межэтнических конфликтов в обществе: Материалы Всероссийского совещания. – Петрозаводск: Карельский ресурсный центр общественных организаций, 2008. С. 84-85. (0,1 п.л.).

74.Хакимов, Э.Р. Подготовка педагогов национальных школ к развитию конкурентоспособности учащихся. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Формирование конкурентоспособности учащихся национальной школы. Методики организации поликультурного образования на уроках и классных часах: Сб. статей. – Ижевск: УдГУ, 2008. С. 4-11. (0,4 п.л).

75.Хакимов, Э.Р. Диалог культур как стратегия развития национально-ориентированного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Воспитательный потенциал национальной культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Ч. 2. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2007. С. 329-333. (0,2 п.л.).

76.Хакимов, Э.Р. Организация межэтнического диалога как условие развития этнической толерантности активистов национально-культурных организаций. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Межкультурный диалог: традиции, формы, практика в поликультурном образовательном пространстве Русского Севера. – Петрозаводск, 2007. С. 235-238. (0,2 п.л).

77.Хакимов, Э.Р. Парадигма поликультурного образования: проблемы реализации в Российской Федерации. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: Материалы международной научно-практической конференции. – Ижевск 2007. С. 118-122. (0,4 п.л.).

78.Хакимов, Э.Р. Организационно-педагогические условия развития современной сельской национальной школы. [Текст] / С.П. Петрова, Э.Р. Хакимов // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: Материалы международной научно-практической конференции – Ижевск, 2007. С. 246-249. (авт. 0,2 п.л).

79.Хакимов, Э.Р. Межэтническая компетентность специалистов-управленцев и условия ее формирования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Этнодидактика народов России: деятельностно-компетентностный подход к обучению: Материалы 5 международной научно-практической конференции / Под. ред. Ф.Г. Ялалова. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007, С. 253-255. (0,1 п.л.).

80.Хакимов, Э.Р. Проблемы и перспективы развития национального образования в концепции «диалога культур». [Текст] / Э.Р. Хакимов // Диалог культур как стратегия развития национального образования: Материалы научно-практической конференции. – Ижевск: УдГУ, 2007, С. 16-18. (0,1 п.л.).

81.Хакимов, Э.Р. Психологическое обеспечение подготовки педагогов к этно-толерантно направленному образованию детей и молодёжи. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: Материалы III национальной научно-практической конференции. Т.2, – М.: ФПРО, 2006. С. 173-175. (0,3 п.л.).

82.Хакимов, Э.Р. Педагогические условия воспитания этнической толерантности у учеников татарской гимназии города Ижевска. [Текст] / Э.Р. Хакимов, М.М. Дочинец // Парадигмы образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Ижевск, 2006, С. 223-224. (авт. 0,1 п.л.).

83.Хакимов, Э.Р. Психологические условия стимулирования перехода педагогов на парадигму многокультурного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Парадигмы образования: Материалы международной научно-практической конференции. – Ижевск, 2006. С. 222-223. (0,1 п.л.).

84.Хакимов, Э.Р. Методика подготовки педагогов-психологов к сопровождению поликультурного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Этнодидактика народов России – исследовательский проект ЮНЕСКО: Материалы 4 международной научно-практической конференции / Под. ред. Ф.Г. Ялалова. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2006. С. 137-140. (0,2 п.л.).

85.Хакимов, Э.Р. Форум как социально-педагогическая инновация мультикультурного образования молодежи. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Традиции и инновации в образовании: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Выпуск 4. – Ижевск: Издательство ИПКиПРО УР, 2006. С. 174-177. (0,2 п.л.).

86.Хакимов, Э.Р. Разработка этнопедагогического проекта как условие организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Традиции и инновации в образовании: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Выпуск 3, Ч.2: – Ижевск: Издательство ИПКиПРО УР, Ижевск 2006. С. 21-23. (0,1 п.л.).

87.Хакимов, Э.Р. Сущность и содержание категории «этнопедагогическое». [Текст] / Э.Р. Хакимов // Проблемы вузовской и школьной педагогики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Шестые Есиповские чтения». – Глазов: Изд-во Глазовск. гос. пед. института, 2005. С. 54-56. (0,15 п.л.).

88.Хакимов, Э.Р. Особенности управления духовным и эстетическим развитием. учащихся в сельской национальной школе. [Текст] / С.П. Петрова, Э.Р. Хакимов // Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ижевск, 2005. С. 92-96. (0,2 п.л).

89.Хакимов, Э.Р. Модели формирования у студентов гуманистической толерантностной профессионально-личностной позиции. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Личностно развивающее профессиональное образование: Матер. V. Междунар. науч.-практ. конференции, Ч.1. – Екатеринбург: Рос.гос. проф.-пед. ун-т, 2005. С. 172-176. (0,2 п.л.).

90.Хакимов, Э.Р. Психологическое обеспечение проектов развития этнической толерантности в Удмуртской Республике. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Психология образования: региональный опыт: Материалы второй национальной научно-практической конференции. – М: «Федерация психологов образования России», 2005. С. 319-321. (0,15 п.л.).

91.Хакимов, Э.Р. Педагогические условия стимулирования социальных инициатив молодежи-мигрантов. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Социальные инициативы и детское движение: Материалы международной научно-практической конференции. – Ижевск: «Удмуртский университет», 2005. С. 192-194. (0,2 п.л.).

92.Хакимов, Э.Р. Изменение позиции воспитанника как условие эффективности этнопедагогического проекта. [Текст] / Э.Р. Хакимов / Этносоциальное образовательное пространство в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2005. С. 230-232. (0,15 п.л.).

93.Хакимов, Э.Р. Опыт подготовки работников социальной сферы к развитию этнотолерантности населения. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Социально-экономические и политические условия формирования гражданского общества в России: Материалы международной научно-практической конференции. – Ижевск, 2005. С. 222-228. (0,2 п.л.).

94.Хакимов, Э.Р. Модели подготовки студентов к воспитанию этнической толерантности. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов. Сб. материалов международной научно-методической конференции 30-31 марта 2005 г. Том 1. – Ижевск: «Удмуртский университет», 2005. С. 231-234. (0,15 п.л.).

95.Хакимов, Э.Р. Проект организации взаимодействия активистов молодежных национально-культурных объединений и учащихся общеобразовательных школ. [Текст] / Д.В. Корепанов, Э.Р. Хакимов // Молодежные национальные организации и объединения Удмуртской Республики: опыт решенных проблем. Вып.2: Сб. статей. – Ижевск: УдГУ, 2005. С. 19-22. (авт.0,1 п.л.).

96.Хакимов, Э.Р. Исследование результативности социально-ориентированного проекта Ассоциации молодежных национально-культурных объединений Удмуртии «Межнациональный контакт». [Текст] / Э.Р. Хакимов // Молодежные национальные организации и объединения Удмуртской Республики: опыт решенных проблем. Вып.2: Сб. статей. – Ижевск: УдГУ, 2005. С. 39-42. (0,3 п.л.).

97.Хакимов, Э.Р. Модель условий развития этнической толерантности личности. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности: Материалы международной научно-практической конференции. Т.1. Ежегодник Российского психологического общества. – М.-Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет, 2004. С. 212-213. (0,1 п.л.).

98.Хакимов, Э.Р. Условия организации самостоятельного этнопедагогического проектирования студентов. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Самостоятельная работа студентов: теоретические и прикладные аспекты. Сб.материалов международной научно-методической конференции. / Под ред. А.А.Баранова, Г.С.Трофимовой. – Ижевск: «Ижевский полиграфкомбинат», 2004. С. 121-122. (0,15 п.л.).

99.Хакимов, Э.Р. Особенности организации духовного и эстетического развития учащихся в сельской национальной школе. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: БПРО, 2004. С. 158-161. (0,1 п.л.).

100.Хакимов, Э.Р. Влияние этнопедагогического содержания на характеристику образовательной среды. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Социокультурная среда и единое образовательное пространство Приволжского федерального округа: региональная политика, стратегия развития: Материалы Всероссийской конференции. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. С. 27-30. (0,15 п.л.).

101.Хакимов, Э.Р. Социальное партнерство и межкультурный диалог молодежных национально-культурных объединений как ресурсы гражданского воспитания. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Молодежь: патриотизм, гражданственность: Матер. Всероссийской научно-практической конференции – Ижевск: Изд-во «Буква», 2003. С. 91-95. (0,2 п.л.).

102.Хакимов, Э.Р. Исследование результативности двух смен молодежного межнационального лагеря «Дружба». [Текст] / Э.Р. Хакимов // Молодежные национально-культурные объединения Удмуртской Республики: опыт решенных проблем: Сб. статей.– Ижевск: УдГУ, 2003. С. 47-51. (0,2 п.л.).

103.Хакимов, Э.Р. Взаимодействие этнических культур в проектах развития национальных образовательных учреждений. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Взаимодействие этнических культур в образовательном пространстве Урала: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2003. С. 121-124. (0,2 п.л.).

104.Хакимов, Э.Р. Этническая толерантность педагогов национальных школ и условия ее развития. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Социокультурные и этнопсихологические процессы в современном мире: Сб. материалов международной научно-практической конференции. / Под ред. В.В. Гриценко. – Балашов, 2003. С. 332-334. (0,2 п.л.).

105.Хакимов, Э.Р. Этническая толерантность как фактор профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Проблемы образования и коррекционного развития детей дошкольного возраста: Сб. статей. / Под ред. Т.Н. Пацуковой. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2003. С. 23-26. (0,2 п.л.).

106.Хакимов, Э.Р. Опыт обучения учителей этнопедагогическому проектированию в решении этнопсихологических проблем учащихся. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Национальная школа: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ижевск, 2003. С. 62-65. (0,2 п.л.).

107.Хакимов, Э.Р. Этнопедагогическое проектирование как условие формирования этнической толерантности педагога. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Толерантность и проблема идентичности: Материалы международной научно-практической конференции. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9. Вып.4. / Отв. редакторы Н.И. Леонов, С.Ф.Сироткин. – Ижевск, 2002. С. 169-171. (0,1 п.л.).

108.Хакимов, Э.Р. Учет этнопсихологических (ментальных) особенностей учащихся многонациональных классов в педагогическом процессе. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Интеллектуальный потенциал общества и развитие мышления учащихся и студентов. – Научное издание / Сборник научных материалов международной конференции. – Казань: «Print Express» 2001, С. 334-337. (0,3 п.л.).

109.Хакимов, Э.Р. Этническая позиция личности педагога в структуре его профессиональной деятельности. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Cogito: Вып. 5. Психолого-педагогические исследования профессиональной деятельности. Сборник статей. / Под ред. С.Ю. Сироткина – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2001. С. 9-19. (0,4 п.л.).

110.Хакимов, Э.Р. Категориальные структуры педагогического сознания в области восприятия людей с различными этническими позициями. [Текст] / Э.Р. Хакимов // Cogito: Вып. 2. Сборник научных статей по психологии и педагогике / Под ред. С.Ю. Сироткина. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2000. С. 104-113. (0,4 п.л.).

Научные статьи и материалы международных конференций на иностранных языках

111.Khakimov, E. Constructive Redefining Community in Context of Intercultural Education. [Text] / E. Khakimov // Redefining Community in Intercultural Context: International Conference RCIC’11. – Brasov (Romania): Henry Croanda Academia, 2011. – P. 25-29. (0,6 п.л.).

112.Khakimov, E. Multi-paradigm Approach to Polycultural Education. [Text] / E. Khakimov // Social Work in Multicultural Society. International Symposium on Education and Interethnic Relations: Proceedings of the International Conference. – Izhevsk: Udmurt State University. 2011. – P. 60-61. (0,1 п.л.).

113.Khakimov, E. Polycultural Educational Approach to Teaching and Training the Students in the Udmurt State University. [Text] / E. Khakimov, M. Siraeva, T. Ovsyannikova, L. Belkova // Theoretical Turbulence - A Paradigmatic Shift in the Field of Intercultural Communication: 18th Annual NIC symposium. – Helsinki: University of Helsinki, 2011. – P. 11 (авт. 0,02 п.л.).

114.Khakimov, E. Methods of Multicultural Education for the Development of the Competitiveness of Rural Students of Ethnic Minorities in Udmurt Republic. [Text] / E. Khakimov // Intercultural Education as a Project for Social Transformation: Linking Theory and Practice towards Equity and Social Justice: Proceedings of the International Conference. – Patricia (Malta): International Association for Intercultural Education, 2010. – P. 362-363. (0,1 п.л.).

115.Khakimov, E. Etniset stereotypiat, asenteet ja kompetenssin hyvaksyminen. [Text] / E. Khakimov, V. Khotinets // Research in Educational Sciences. – №43. – Jyvaskyla: FERA, 2009. – P. 131-144. (авт. 0,5 п.л.).

116.Khakimov, E. Conceptualization of Intercultural Education as a Result of Multi-paradigm Analysis. [CD-rom] / E. Khakimov // Intercultural Education: Paideia, Polity, Demoi: Proceedings of the International Conference. – Athens: International Association for Intercultural Education, 2009. ISBN/EAN: 978-90-814411-1-7 (0,1 п.л.).

117.Khakimov, E. Content-analysis of the Subject “Life Security” through Intercultural Prism. [CD-rom] / E. Khakimov, I. Kuznetsov // Intercultural Education: Paideia, Polity, Demoi: Proceedings of the International Conference. – Athens: International Association for Intercultural Education, 2009. ISBN/EAN: 978-90-814411-1-7 (авт. 0,05 п.л.).

118.Khakimov, E. Intercultural Education in Russia: Theory and Practice. [Text] / E. Khakimov // Theory & Practice in Intercultural Education: Proceedings of the International Conference – International Association for Intercultural Education. – Warsaw, 2008. (0,1 п.л.).

119.Khakimov, E. Organizational and Psychological Conditions for Teachers’ Transitions from Monocultural to Intercultural Education in Russiaю [On-line] / E. Khakimov // Cooperative learning in multicultural societies: critical reflections. Papers from the IAIE – IASCE Conference. – Turin (Italy), 2008. http://www.iaie.org/download/turin_paper_ khakimov.pdf (0,4 п.л.).

120.Khakimov, E. Experience of the International Cooperation: Relation between Concepts «Recognition» and «Stereotypes». [Text] / E. Khakimov, J. Lasonen, V. Khotinets // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств. Сб. материалов международной конференции. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2008 С. 82-88. (авт. 0,4 п.л.).

121.Khakimov, E. University in Russia and Multicultural Society at the Beginning of the XXI century. [Text] / E. Khakimov // Higher Education and Social Change at the Beginning of the Twenty-First Century: ESF-LiU Conference: Proceedings of the International Conference / Chairs: J. Brennan and M. Prenzel. – Vadstena (Sweden): European Science Fondation. 2007. Р. 25 (0,1 п.л.).

122.Khakimov E.R. Ethno-tolerant grounds of pedagogical estimations. [Text] / E. Khakimov // We: scientific and publicist almanac. – Tomsk: Tomsk State University, 2004. Рр. 295-300. (0,4 п.л.).