Научная тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ»
Специальность: 05.09.01
Год: 2012
Отрасль науки: Технические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Теоретически обоснованы необходимости создания новых усовершенствованных УЭМЖАТ(СП)   и их базовых элементов, наиболее полно отвечающие современным эксплуатационно-техническим  требованиям, и на уровне изобретений  предложены способы  их технической реализации.
  2. Решена задача параметрической оптимизации для УЭМЖАТ(СП). С этой целью был модифицирован  один из методов оптимального проектирования - метод внутренней точки, позволяющий его применения и  для условной оптимизации при отдельно заданных целевой функции и ограничениях.
  3. В работе нашла дальнейшее  развитие теория фриттингов Р.Хольма, в которой не учитывалась первоначальная проводимость контакта МПТ, которая создается механическим разрушением политуры коллектора при скольжении по нему щеток, а также контактная разность, обусловленная различием материалов контактной пары.
  4. Разработан математический аппарат с применением ЭВМ и впервые реализован на практике метод построения электрических микромашин с магнитоэлектрической системой возбуждения.
  5. Доказано преимущество электродвигателей стрелочных приводов с магнитоэлектрической системой возбуждения по сравнению эксплуатируемых в настоящее время электродвигателей с электромагнитной системой возбуждения.
  6. Впервые сформулирован критерий качества коммутации машин постоянного тока без дополнительных полюсов с магнитоэлектрической системой возбуждения.
  7. Разработана математическая модель стрелочного электродвигателя с четырех полюсной магнитоэлектрической системой возбуждения с мощностью 350 ватт, имеющий более высокие пусковые и коммутационные характеристики.
  8. Разработана математическая модель шестиполюсного асинхронного стрелочного электродвигателя  с мощностью 300  ватт с массивным ферромагнитным ротором.
  9. Получены конфигураций реальных электрических машин стрелочных переводов постоянного и переменного тока с распределением магнитного поля в воздушном зазоре;
  10. Методом физического моделирования магнитного поля в воздушном зазоре между постоянным  магнитом и якорем для коэффициента полюсного перекрытия  получено новое эмпирическое соотношение, которое позволяет определить распределение индукции в воздушном зазоре в стрелочных коллекторных электродвигателях.
  11. В работе решена задача теоретической и практической оценки возможности создания электромагнитной фрикционной муфты стрелочного привода, лишенной недостатков фрикционных механических муфт, выполненной на принципиально иной основе - электромагнитного сцепления ведомой и ведущей частей.
  12. Целью унификации и повышение эксплуатационной надежности даны принципиальные решения по применению в качестве путевого приемника на метрополитенах электромеханическое реле типа ДСШ-15, имеющие значительные высокие  технические характеристики и контактную формулу;
  13. Исследованы переходные процессы в реальной линии питания, что позволили определить дальность управления  нового электродвигателя без дублирования кабельных жил.
Список опубликованных работ
1.Курочка Л.А., Абусеридзе З.В. и др. Совершенствование конструкций и улучшение характеристик электродвигателя стрелочного привода. «Автоматика, телемеханика и связь», 1992, № 4, с.2-4.(вклад соискателя: определение рабочих характеристик параметров стрелочного электродвигателя с магнитоэлектрической системой возбуждения)

2.Абусеридзе З.В., Петрушин А.Д., Селютин Ю.В. Патент на изобретение: «Электродвигатель реактивный переключаемый» рег. №2315412 от 20.01.2008г. Бюл. №2.

3.Абусеридзе З.В. Математическая модель стрелочного электропривода с электромагнитной срывной муфтой. Транспорт: Наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН, 2005, №3, с.22-24.

4.Абусеридзе З.В., Девликамов Р.М. Электродвигатель стрелочного перевода с четырехполюсной магнитоэлектрической системой возбуждения. Транспорт: наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН, 2005, №5, с.11-12 (вклад соискателя: разработка эскизного проекта четырехполюсного стрелочного электродвигателя типа МСП-0,35М и расчет основных характеристик).

5.Девликамов Р.М., Абусеридзе З.В. О теориях коммутации машин постоянного тока. Транспорт: наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН, 2005, №7, с.12-20(вклад соискателя: исследование механизма реверса тока для стрелочных коллекторных электродвигателей без дополнительных полюсов).

6.Абусеридзе З.В. Критерий качества коммутации машин постоянного тока без дополнительных полюсов. Транспорт: наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН,2005, №8, с.38-39.

7.Абусеридзе З.В., Девликамов Р.М. Оптимизация коммутационных параметров электродвигателей привода стрелочного перевода. Транспорт: наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН, 2005, №11, с.20-22(вклад соискателя: расчет основных коммутационных параметров стрелочных электродвигателей МСП-0,25, МСП-0,25М ).

8.Абусеридзе З.В. Математический модель асинхронного стрелочного электропривода (АСЭД) и оптимизация режимов его работы. Транспорт: наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН, 2007, №5, с.45-46.

9.Абусеридзе З.В. Разработка перспективных модификаций стрелочного асинхронного электродвигателя. Транспорт: наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН, 2007, №7,с.28-30.

10.Абусеридзе З.В. Оптимизация динамических режимов работы асинхронного стрелочного электродвигателя (АСЭД) с учетом электромагнитных переходных процессов. Транспорт: наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН, 2007, №9, с.26-30.

11.Абусеридзе З.В. Патент на полезную модель: « Электродвигатель реактивный переключаемый» №65697 от 10.08.2007г. Бюл. №22

12.Абусеридзе З.В. Патента на изобретение: «Автопереключатель» №2353536 от 27.04.2009г. Бюл.№12.

13. Абусеридзе З.В. Оптимизация режимов работы асинхронного стрелочного электродвигателя (АСЭД) с уточненным расчетом тепловых переходных процессов. Транспорт: наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН, 2008, № 5, с.28-32

14. Абусеридзе З.В. Дальнейшее совершенствование конструкции и улучшение характеристик коллекторных машин стрелочного перевода. Наука и техника транспорта, 2009, №3, с. 46-49

15. Абусеридзе З.В. Асинхронный электродвигатель стрелочного привода с двойным активным слоем ротора. Наука и техника транспорта, 2009, №4, с.10-12

16. Абусеридзе З.В. Коммутация в электродвигателе постоянного тока с магнитоэлектрической системой возбуждения для привода стрелочного перевода. Электричество, 2010, №11, с.48-51

17. Абусеридзе З.В. Исследование физических процессов проводимости щеточного контакта машин постоянного тока. Электричество, 2010, №2, с. 41-46

18. Абусеридзе З.В. Разработка электродвигателя стрелочного перевода с магнитоэлектрической системой возбуждения. Электричество, 2010, №10, с.56-60

19. Абусеридзе З.В. Переходные процессы в реальной линии питания стрелочного электропривода. Наука и техника транспорта, 2010, №1, с.24-27

20. Абусеридзе З.В.Трехпроводная схема управления с электродвигателем магнитоэлектрической системой возбуждения. Наука и техника транспорта, 2010, №2, с.46-51

21. Абусеридзе З.В. Схема унифицированной рельсовой цепи метрополитена с фазочувствительным приемником ДСШ-15. Транспорт: Наука, техника, управление. ВИНИТИ РАН,2005,№ 2,с.33-35.

22. Абусеридзе З.В. Асинхронный электродвигатель стрелочного привода с чередующейся глубокопазной обмоткой ротора. 8-я научно-практическая конференция по безопасности движения поездов.-М.:МИИТ,1Ч.с.111-1, 2007.

23. Абусеридзе З.В. Выключение из зависимости стрелок с электроприводами переменного тока. «Автоматика, телемеханика и связь», 1992, № 12, с.37-38

24. Абусеридзе З.В., Степенский Б.М. Определение вероятностных характеристик параметров фазочувствительного приемника рельсовой цепи метрополитена. МИИТ, 1983, с.30 – Деп. в ЦНИИ ТЭИ МПС, 1994, № 2395(вклад соискателя: расчет числовых характеристик реле типа ДСШ-2)

25. Деркач Е.А., Абусеридзе З.В. Совершенствование конструкции и характеристик двигателей переменного тока стрелочного привода. Сборник научных трудов. Теория и практика транспортных электрических машин. РИИЖТ, 1992, с.67-69.(вклад соискателя: расчет кратности пускового момента и пускового тока стрелочного асинхронного электродвигателя с чередующейся глубокопазным и двухслойным ротором)

26. Абусеридзе З.В. Совершенствование электромеханических устройств железнодорожной автоматики и телемеханики метрополитена. Научный доклад. Санкт-Петербург, ПГУ ПС, 1995, 50 с.

27. Абусеридзе З.В. О возможности применения метода холодной запрессовки для соединения обмотки с коллектором якоря в серийных электродвигателях типа МСП. Труды научно-практической конференции « Недели науки- 2000-2002г.г.» в трех частях. М.:- МИИТ, 2003.

28. Абусеридзе З.В. Испытание прочности элементов серийного электропривода и его гарнитуры в условиях высокоскоростного движения. Труды научно-практической конференции « Недели науки-2000-2002г.г.» в трех частях. М.:- МИИТ, 2003.

29. Абусеридзе З.В. О работе рельсовых цепей и электроприводов. «Путь и путевое хозяйство», 2000, № 10, с.32-35.

30. Абусеридзе З.В. Усовершенствование электрообогрева стрелочных переводов. «Путь и путевое хозяйство», 2000, № 12, с.10.

31. Абусеридзе З.В. Совершенствование контактных колодок автопереключателя стрелочного электропривода. «Путь и путевое хозяйство», 2001, № 3, с.33.

32. Абусеридзе З.В. Расчет параметров, обеспечивающих компенсации потребляемой реактивной мощности асинхронных двигателей. Труды научно-практической конференции « Недели науки- 2000-2002г.г.» в трех частях. М.:- МИИТ, 2003.

33. Абусеридзе З.В. МОНОГРАФИЯ. Параметрическая оптимизация устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (Ч.2: совершенствование и оптимизация электродвигателей приводов стрелочных переводов) Деп. ВИНИТИ РАН, №2, 2004, Б/О 238, 126 с.

34.Дмитренко И.Е., Абусеридзе З.В. Методы и технические средства повышения работоспособности устройств СЦБ метрополитена. Тезисы докладов по итогам «Недели науки – 94», часть1, Москва, МГУ ПС, 1995(вклад соискателя: расчет оптимальных параметров модернизированного дроссель трансформатора типа ДТМ-1000М)

35.Дмитренко И.Е., Алексеев И.М., Абусеридзе З.В. Автоматизация процессов измерения и контроля параметров аппаратуры автоматики и телемеханики. Тезисы докладов по итогам «Недели науки - 94», часть 2, Москва, МГУ ПС, 1995(вклад соискателя: организация в проведении метрологической экспертизы)

36.Абусеридзе З.В. Пути повышения надежности устройств автоматики и телемеханики метрополитена. Труды научно-практической конференции « Недели науки-2000-2002г.г.» в трех частях. М.:- МИИТ, 2003.

37.Абусеридзе З.В. Модель перегона для комплексной проверки работоспособности АЛСН и САУТ в условиях депо. «Локомотив», 2001, №3, с.28

38.Абусеридзе З.В. Искусственная рельсовая линия для метрополитена. Труды научно-практической конференции « Недели науки-2000-2002г.г.» в трех частях. М.:- МИИТ, 2003.

39. Е.А. Деркач, З.В. Абусеридзе,Е.Ю. Шевцова. Расчет пусковых параметров двигателя с постоянными магнитами в устройствах ЭЦ. Мезвузовский сборник научных трудов. Совершенствование устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. ВЗИИТ, 1993, с. 89-92 (вклад соискателя: разработка методики расчета пусковых параметров стрелочного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов).