- Концепция становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования базируется на идеи становления личности, способной к осознанной саморегуляции своей деятельности по постоянному развитию и саморазвитию с целью успешного профессионального самоопределения и самореализации в условиях информационного общества, что позволило организовать педагогическое содействие поэтапному переходу потенциальных способностей студентов в рассматриваемой области в актуальные, построенное с учетом особенностей современного общества и образовательных традиций.
- Гуманистический подход, принимаемый в качестве методологической основы концепции становления студента вуза как субъекта непрерывного профессионального образования, интегрируется с антропоцентрическим, синергетическим, компетентностным и деятельностным подходами, что обеспечивает:
- понимание непрерывного образования как социокультурного явления, обеспечивающего эффективное развитие государства в условиях информационного общества;
- рассмотрение непрерывного профессионального образования с точки зрения саморазвития и самореализации личности. При таком подходе решение проблемы формирования субъекта непрерывного профессионального образования сосредотачивается в области поиска путей и средств развития человеческих способностей и выдвижения содержательных требований к образовательным институтам;
- понимание становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования как самоорганизующегося процесса, управление которым возможно на основе достижения единства внутренних и внешних факторов, воздействующих на этот процесс, что позволяет обосновать механизм педагогического содействия рассматриваемого процесса с точки зрения синергетических законов - дать возможность системе самоопределиться и по возможности помочь ей в этом;
- Содержание концепции становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования определяется её теоретико-методологическими и методико-технологическими основаниями, которые проявляются через принципы, базирующиеся на выявленных закономерностях:
- атрибутивные закономерности: существуют внутренние механизмы саморазвития и самосовершенствования человека, эффективное и правильное развертывание которых зависит от внешних условий (принципы: гуманизации, природо- и культуросообразности); становление субъектности личности происходит более эффективно на основе формирования у студентов осознанной саморегуляции своей деятельности (принципы: рефлексивности, актуализации субъектного опыта, проективности);
- организационно-педагогическая закономерность: становление студента как субъекта непрерывного профессионального образования будет проходить успешно, если создана синергетическая социально-педагогическая система, обеспечивающая оптимальные условия для самосовершенствования и саморазвития участников образовательного процесса (принципы: целостности, открытости, вероятностности);
- технологические закономерности: использование в образовательном процессе вуза личностно развивающих технологий позволяет обеспечить формирование структурных составляющих личности студента, важных при рассмотрении проблемы его становления как субъекта непрерывного профессионального образования (принципы: активности, фасилитации, сотрудничества); эффективность становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования повышается при включении его в различные виды творческой деятельности (принципы: проблемности, эвристичности, совместной творческой деятельности).
- Процессная модель реализации концепции представляет собой целостную, вероятностную педагогическую систему открытого типа с управляемым саморазвитием, построенную на основе функционального взаимодействия компонентов образовательной системы вуза (средств, методов и процессов), каждый из которых является необходимым фактором для успешного становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования.
- Эффективность реализации концепции обеспечивается комплексом специально созданных педагогических условий, ориентированных на формирование структурных составляющих авторской модели субъекта непрерывного профессионального образования (мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивно-деятельностный) и их интеграцию посредством активизации субъектного опыта преподавателей и студентов; фасилитации образовательного процесса; непрерывного стимулирования мотивации саморазвития; вовлечение студентов в различные виды творческой деятельности. Комплекс педагогических условий включает:
- содержание вузовского образования, обеспечивающее поэтапное (адаптационно-диагностический, перспективно-развивающий, рефлексивно- деятельный этапы) становление студента как субъекта непрерывного профессионального образования,
- проектно-модульную технологию педагогического содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования основанную на интеграции проектной и модульной технологий при использовании элементов личностно-развивающих и игровых методов обучения
- мониторинг становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования, способствующий формированию у студентов осознанной саморегуляции своей учебно-профессиональной деятельности на основе единения двух её составляющих: личностной и инструментальной.
1.Пищулина, Т. В. Концепция становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина. – Челябинск, 2007. – 147 с.
2.Пищулина, Т. В. Мониторинг становления специалиста в условиях филиала вуза / Т. В. Пищулина, Лежнева Н.В. – Челябинск, 2008. – 250/200 с.
3.Пищулина, Т. В. Теория и практика становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина. – Челябинск, 2009. – 265 с.
Учебно-методическая литература
4.Пищулина, Т. В. Лабораторный практикум по дисциплине введение в психолого-педагогическую деятельность: самомониторинг профессионального становления личности / Т. В. Пищулина – Троицк: ТФ ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2007. – 54 с.
5.Пищулина, Т. В. Методическое пособие по созданию образовательной системы, содействующей становлению субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина – Челябинск: Фрегат, 2006. – 70 с.
6.Пищулина, Т. В. Развитие субъектной активности студентов в образовательном процессе вуза. Методическое пособие по разработке содержания дисциплин вариативной части учебного плана / Т. В. Пищулина – Троицк: ТФ ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2008. – 69 с.
7.Пищулина, Т. В. Самооценка готовности к непрерывному профессиональному саморазвитию: методическое пособие для студентов вуза / Т. В. Пищулина– Троицк: ТФ ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2009. – 75 с.
8.Пищулина, Т. В. Технологии педагогического содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования. Методическое пособие для преподавателей вуза / Т. В. Пищулина – Троицк: ТФ ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2010. – 100 с.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
9. Пищулина, Т. В. Вуз в провинции: особенности организации образования / Т. В. Пищулина // Высшее образование в России.– 2009. – № 7. – 181–184.
10. Пищулина, Т. В. Выпускник вуза как субъект непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления.– М. : ГУУ, 2009. – № 9. – С. 21–25.
11.Пищулина, Т. В. Гуманно ориентированный мониторинг как фактор сохранения психоческого здоровья студентов в вузе / Т. В. Пищулина // Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 12, 13 (230), 2011. – С. 35–41.
12.Пищулина, Т. В. Культурологические основания организации непрерывного профессионального образования в современном обществе / Т. В. Пищулина // Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 8, 12 (188), 2010. – С. 44–48.
13.Пищулина, Т. В. Модель выпускника вуза-субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 13 (241), 2011. – С. 35–40.
14.Пищулина, Т. В. Мониторинг как фактор гуманитарного образования / Т. В. Пищулина // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 123–126.
15. Пищулина, Т. В. Опережающее образование: некоторые аспекты подготовки специалистов к работе в условиях информационного общества / Т. В. Пищулина, С. В. Нужнова. – Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления. – М. : ГУУ, 2008 – № 10 (20). – С. 312–316.
16. Пищулина, Т. В. Особенности образования в провинциальном вузе / Т. В. Пищулина. – Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления. – М. : ГУУ, 2008 – № 10 (20). – С. 320–326.
17.Пищулина, Т. В. Особенности содержания образования при становлении студента вуза как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина, Н. В. Лежнева // Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 14 (242), 2011. – С.45–53.
18. Пищулина, Т. В. Принципы отбора содержания базовых курсов в вузе / Т. В. Пищулина // Педагогика. – 2008. – № 4. –С. 64–69.
19.Пищулина, Т. В. Процессная модель становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина, Н. В. Лежнева // Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 8, 12 (188), 2010. – С. 44–48.
20.Пищулина, Т. В. Становление студента вуза как субъекта непрерывного профессионального образования: закономерности и принципы / Т. В. Пищулина // Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления. – М. : ГУУ, 2009. – № 11. – С. 18–21
21. Пищулина, Т. В. Сущность феномена становления студента вуза как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Открытое образование: Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – М. : МГОУ, 2009. – № 2. – С. 199–203.
22. Пищулина, Т. В. Философско-психологические аспекты проблемы высшего профессионального образования в информационном обществе / Т. В. Пищулина // Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления. – М. : ГУУ, 2009. – № 10. – С. 311–316.
23.Пищулина, Т. В. Формирование информационно-исследовательской компетенции у студентов вуза / Т. В. Пищулина, Е. В. Глазихина // Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления.– М. : ГУУ, 2009. – № 9. – С. 18–21.
Статьи в журналах и сборниках
24.Пищулина, Т. В. Взаимодействие преподавателей и студентов в личностно-ориентированной образовательной системе вуза / Т. В. Пищулина // Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития : Материалы международной научно-практической конференции 17–18 декабря 2007 г. Часть I.– М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. – С.231–233.
25.Пищулина, Т. В. Доступность качественного высшего образования в провинции как педагогическая проблема / Т. В. Пищулина // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы приграничных территорий» – Челябинск : Челябинский Государственный университет, 2006. – С. 14–20.
26.Пищулина, Т. В. Закономерности и принципы становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Материалы междунар. науч. симп. «Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке» – Шадринск : Шадринский Государственный педагогический институт, 2009. – С. 38–47.
27.Пищулина, Т. В. Закономерности становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Троицкий вестник. – 2008. – № 3. – С. 121–127.
28.Пищулина, Т. В. Компетентностный подход к проектированию модели выпускника вуза / Т. В. Пищулина // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы приграничных территорий» – Челябинск : Челябинский Государственный университет. – Челябинск, 2005. – С. 23–28.
29. Пищулина, Т. В. Контроль и самоконтроль в процессе становления специалиста / Т. В. Пищулина // Профессионально-педагогическое образование в условиях модернизации: Материалы всеросс. науч. - практ. конф. – Челябинск, 2004.– С.58–62.
30.Пищулина, Т. В. Концептуальные основы мониторинга при гуманизации образовательного процесса в университете / Т. В. Пищулина, Н. В. Лежнева // Качество педагогического образования: проблемы и пути повышения: Материалы международной науч. - практ. конф. – Алматы, 2004. – С. 94–99.
31.Пищулина, Т. В. Концептуальные принципы становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Субъект деятельности, общения и профессионального развития: теоретические и прикладные аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во ООО «Владиаль», 2010. С. 141–145.
32.Пищулина, Т. В. Критерии оценки качества в современном профессиональном образовании / Т. В. Пищулина // Экономика, организация с.-х. производства, товароведение и совершенствование подготовки специалистов в вузе. Материалы межвуз. науч.- практ. конф. – Троицк, 2004. – С. 66–68.
33.Пищулина, Т. В. Культурно-исторический подход к рассмотрению проблем образования в информационном обществе / Т. В. Пищулина // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы приграничных территорий» – Челябинск : Челябинский Государственный университет, 2008. – С. 57–63.
34.Пищулина, Т. В. Модель выпускника вуза как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Материалы 15 всероссийской конференции. – Екатеринбург, 2008. – С.150–151.
35.Пищулина, Т. В. Модель выпускника при организации образовательного процесса в университете / Т. В. Пищулина // Объединенный научный журнал (Москва). – 2002. – № 30. – С. 7–12.
36.Пищулина, Т. В. Модель личности студента, ориентированного на непрерывное профессиональное образование / Т. В. Пищулина // Психология профессионально-образовательного пространства человека. Мат.VI всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2009. – С. 100–106.
37.Пищулина, Т. В. Модель образовательной системы вуза, ориентированой на становление студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Психология профессионально-образовательного пространства человека. Мат.VI всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2009. – С. 100–106.
38.Пищулина, Т. В. Модель педагогического содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина, Н. В. Лежнева // Материалы междунар. науч. симп. «Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке» – Шадринск : Шадринский Государственный педагогический институт, 2009. – С. 16–28.
39.Пищулина, Т. В. Модульные технологии при становлении студента как субъекта непреывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Троицкий вестник. –2011.– № 5,6. С. 159–164.
40.Пищулина, Т. В. Мониторинг в провинциальном вузе как условие профессионального самоопределения будущих специалистов / Т. В. Пищулина // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск : Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2007. – Вып. 27. – С. 98–116.
41.Пищулина, Т. В. Мониторинг как фактор организации воспитательного пространства филиала университета / Т. В. Пищулина // Материалы всер. науч.практ.канф «Совершенствование воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы», Екатеринбург. – 2005, С. 66–68.
42.Пищулина, Т. В. Мониторинг при личностно-ориентированном профессиональном образовании / Т. В. Пищулина // Объединенный научный журнал (Москва). – 2003. – № 29. – С. 33–38.
43. Пищулина, Т. В. Некоторые особенности создания мониторинга при гуманизации образовательного процесса в университете / Т. В. Пищулина // Сб. научн. Трудов Междунородной научно-практической конференции «Средовый подход в образовании» – Костанай, 2002. – С. 63–66.
44.Пищулина, Т. В. Организация педагогического содействия стано-влению студента вуза как субъекта непрерывного профессионального образования / Т.В. Пищулина // Проблема развития приграничных территорий: Выпуск 10. / Под общей редакцией В.В. Сагоконь. – Троицк: Изд-во «ТФ ЧелГУ», 2011. –Часть 2. – С.63–70.
45.Пищулина, Т.В. Основы становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т.В. Пищулина. – Вестник ЮУрГУ, серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 4, 24 (157), 2009 г. – С. 20-26.
46.Пищулина, Т. В. Особенности организации образования в провинциальном вузе / Т. В. Пищулина // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Одесса: Черноморье, 2008. – С. 11–15.
47.Пищулина, Т. В. Особенности организации рейтинговой системы оценки знаний студентов при гуманизации образования в вузе / Т. В. Пищулина // Инновационные процессы в образовании: Материалы междунар. науч. - практ. конф. – Челябинск, 2004. – С. 45–49.
48.Пищулина, Т. В. Особенности формирования профессионального мышления у студентов юридических специальностей / Т. В. Пищулина, С. В. Нужнова // Инновационные процессы в образовании: Материалы междунар. науч. - практ. конф. – Челябинск, 2004. – С. 76–78.
49.Пищулина, Т. В. Педагогическая система содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина, Н.В. Лежнева // Субъект деятельности, общения и профессионального развития: теоретические и прикладные аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во ООО «Владиаль», 2010. С. 85–90.
50. Пищулина, Т. В. Педагогические условия организации мониторинга становления специалиста в филиале университета / Т. В. Пищулина // Качество педагогического образования: проблемы и пути повышения: Материалы международной. науч. - практ. конф. – Алматы, 2004. – С. 122–127.
51. Пищулина, Т. В. Педагогическое содействие становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина, Н. В. Лежнева // Психология профессионально-образовательного пространства человека. Мат.VI всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2009. – С. 68–75.
52.Пищулина, Т. В. Преподаватель в личностно ориентированной образовательной системе высшей школы / Т. В. Пищулина // Сб. научн. Трудов Междунородной научно-практической конференции «Средовый подход в образовании» – Костанай, 2003. – С. 56–59.
53.Пищулина, Т. В. Построение модели выпускника вуза, ориентированного на непрерывное профессиональное образование / Т. В. Пищулина // Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях6 материалы Всероссийской научной конференции, Челябинск, 30-31 марта – 2011 / Под ред. С.А. Репина. – Челябинск, 2011. – С. 203–206.
54.Пищулина, Т. В. Программа инвариантной части учебного плана подготовки специалистов в филиале университета / Т. В. Пищулина, В. Г. Пищулин // Троицкий вестник. – 2007. – № 2. – С. 237–244.
55.Пищулина, Т. В. Проектно-модульная технология педагогического содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Проблемы приграничных территорий. Материалы IХ международной конференции. Гуманитарные науки. – Троицк: Изд-во «ТФ ЧелГУ»», 2010. – С. 3–15.
56.Пищулина, Т. В. Профессиональное становление преподавателя при личностной ориентации образовательного процесса в вузе / Т. В. Пищулина, Н. В. Лежнева // Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития : Материалы международной научно-практической конференции 17–18 декабря 2007 г. Часть II. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. – С.104–106.
57.Пищулина, Т. В. Проблема непрерывного профессионального образования в мировой и отечественной культуре / Т. В. Пищулина // Троицкий вестник. – 2009. – № 4. – С. 115–124.
58.Пищулина, Т. В. Проблемы обеспечения качества высшего профессионального образования в филиалах вузов / Т. В. Пищулина // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск, 2005. – № 3 (18) – С. 48–52.
59.Пищулина, Т. В. Программы инвариантной части учебного плана подготовки специалистов в филиале университета / Т. В. Пищулина // Троицкий вестник. – 2007. – № 2. – С. 237–244.
60.Пищулина, Т. В. Разработка содержания образования при переходе к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / Т. В. Пищулина // Вопросы международной толерантности и укрепления межнациональных связей: Выпуск 2. / Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию Челябинского государственного университета. – Под общей редакцией В.В. Сагоконь. – Троицк: Изд-во «ТФ ЧелГУ», 2011. – Часть 2. – С. 39–48.
61.Пищулина, Т. В. Специалист в условиях информационного общества / Т. В. Пищулина // Вестник Южно-уральского государственного университета. – 2009. –№ 13 (113). – С. 67–71.
62.Пищулина, Т. В. Содержание вузовского образования при становлении студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина, Н. В. Лежнева // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Одесса: Черноморье, 2009. – С. 45–52.
63.Пищулина, Т. В. Специфика становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования в провинциальном вузе / Т. В. Пищулина // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Одесса: Черноморье, 2009. – С. 59–65.
64.Пищулина, Т. В. Становление студента вуза как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности. Материалы всероссийской конференции. – Пенза, 2008. – С. 116–118.
65.Пищулина, Т. В. Студент как субъект мониторинга в личностно ориентированной образовательной системе филиала / Т. В. Пищулина // Экономика, организация с.-х. производства, товароведение и совершенствование подготовки специалистов в вузе. Материалы межвуз. науч.- практ. конф. – Троицк, 2004. – С. 68–71.
66.Пищулина, Т. В. Студент как субъект непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина, Лежнева Н. В. // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы приграничных территорий» – Челябинск : Челябинский Государственный университет, 2009. – С. 35–42.
67.Пищулина, Т. В. Теоретические основы становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования / Т. В. Пищулина // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск, 2009. – № 31 – С. 66–77.
68.Пищулина, Т. В. Условия организации мониторинга при гуманизации образовательного процесса в вузе / Т. В. Пищулина, Н. В. Лежнева // Профессионально-педагогическое образование в условиях модернизации : Материалы всеросс. науч. - практ. конф. – Челябинск, 2004. – С. 75–79.
69.Пищулина, Т. В. Философско-психологические основы организации непрерывного профессионального образования в информационном обществе / Т. В. Пищулина, В.Г. Пищулин. // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы приграничных территорий» – Челябинск : Челябинский Государственный университет, 2009. – С. 19–28.
70.Пищулина, Т. В. Цели современного высшего профессионального образования и средства их достижения / Т. В. Пищулина // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы приграничных территорий» – Челябинск : Челябинский Государственный университет, 2008. – С. 7–13.