Научная тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ»
Специальность: 19.00.05
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Субъектно-конструктивистский подход, интегрирующий основные положения культурно-исторического, историко-эволюционного, субъектно-деятельностного, гуманистического и экзистенциального подходов, определяющий приоритетным изучение личности и человека вообще в качестве активного преобразователя собственной жизни и деятельности, ориентированного на самореализацию личности в пространстве этнической культуры, дает возможность изучить концептуальные основы психологии этнического самосознания, его содержательные составляющие и функциональные проявления в полиэтничной среде современного социума.
  2. Этническое самосознание личности выступает важной составляющей процесса самосознания личности, интегрирующей его когнитивные, аффективные и регулирующие компоненты как на уровне индивидуального бытия человека (осознание субъективного опыта), так и на уровне этнической группы (обобщение социального опыта), вследствие чего этническое самосознание может быть рассмотрено в качестве мультиполярного образования, базирующегося на первичной концептуализации мира, связанного с его ценностным переживанием, формирующейся на этой основе системе ценностей, релевантных этнической культуре и задающих вектор социального развития, которое позволяет личности гармонизировать взаимоотношения как во внешнем мире, так и во внутреннем, с самим собой.
  3. Этническое самосознание возможно рассматривать как создание целостного концепта самого себя в этническом пространстве, который выступает как ментальная структура, представляющая опосредование, самоописание внутренней картины собственного этнического бытия, этнопсихологическую составляющую Я-концепции личности.
  4. Этническое самосознание - это результат сложного взаимодействия социальных и психологических (собственно личностных) факторов, при котором по мере становления и реализации усиливается регулирующая и преобразующая роль самой личности. Активность личности в конструировании этнического самосознания обеспечивает выстраивание собственного жизненного пути в полиэтничном окружении, адекватного задачам саморазвития и сохранения самобытности личности.
  5. В конструировании этнического самосознания личность действует структурно и типологически соответственно целостному концепту самого себя в этническом пространстве, который, являясь исходно социально-психологическим феноменом, имеет коммуникативную природу, межличностное происхождение, аффективные, когнитивные, регулятивные проявления и зависит от восприятия личностью социокультурной ситуации этнической общности.
  6. В типах этнического самосознания, отражающих осознание личностью своего образа как члена этнической группы и образа этнической группы в зависимости от социокультурной ситуации (трансэтнический (внеэтничный, выходящий за пределы одной этнической группы, межэтнический), этноцентристский (самозамыкающийся, обособленный, исключающий влияние других этнических групп), этномоделируемый (преобразующий, собственно конструируемый), могут быть представлены важнейшие психологические особенности функционирования этнического самосознания и активности личности в выстраивании собственной жизни в пространстве этнической культуры.
  7. Выделенные типы этнического самосознания в их сопряженности с комплексом личностных показателей позволяют обеспечить комплексный подход к практике этнопсихологического консультирования и оказания нового вида психологической услуги - ориентирование личности в сфере этнической самоидентификации и возможностей ее реализации в полиэтничной среде.
  8. Составляющие теоретической модели организации этнического самосознания личности, которые в совокупности составляют базу концептуальной модели реализации субъектно-конструктивистского подхода в функционировании этнического самосознания: содержательно-критериальные, определяющие его сущность через встроенность в целостную систему личности (изменчивость, константность, рефлексивность, атрибутивность, филогенетическая и культурно-историческая обусловленность, избирательность, относительная истинность содержания, эгоцентричность, интенсивность, самоценность, культурно-смысловая направленность); структурные, отражающие единое представление об этническом самосознании и включающие объективное этническое пространство, субъективное этническое пространство, идеальный образ этнической группы; функциональные, реализующиеся при решении жизненно важных для личности задач (концептуализирующая, ориентационная, информационная, когнитивная, оценочная, инструментальная, структурирующая, объединяющая, ценностная, мобилизационная, комплиментарная, защитная, адаптационная, сохраняющая благополучие и психическое здоровье, индивидуализирующая, воздействующая, развивающая, преобразующая, мотивационная, сублимирующая, регулятивная, корригирующая); процессуально-формирующие, отражающие сущность процесса этнической социализации, включающие три этапа (инкультурации, дифференциации, аксиологизации).
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Бучек А.А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки. Камч. гос. пед. ун-т. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004. - 173 с. 8,9 п.л.

2.Бучек А.А. Исследование влияния этнокультурной адаптации на личность (на материале коренных народов Севера) (коллективная монография) // Миграционные процессы и проблемы адаптации: Монография / Отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. – 184 с.; С. 20 - 50. 7,6 / 1,5 п.л. Доля авторского участия – 16,8%.

3.Бучек А.А. Этническое самосознание в поликультурной среде. Отчет о научно-исследовательской работе по заданию Министерства образования и науки в 2010 г. - И110228064546. Рег. номер во ВНТИЦ 01201052395. 5,3 п.л.

4.Бучек А.А. Этническое самосознание личности в пространстве полиэтничного мира. Монография. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. 17,9 п.л.

Учебные пособия:

5.Бучек А.А. Ранняя социализация личности в традиционной культуре (на примере коренных народов Северо-Востока России). - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. – 11,5 п.л.

Публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

6. Бучек А.А. Психологический портрет коренного жителя Камчатки // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Научно-теоретический журнал. Специальный выпуск «Этнопсихология народов Дальнего Востока» - № 4 (20). – 2008. - С. 79 - 82; 182 - 184. 0,4 п.л.

7.Бучек А.А. Категория времени в ментальном пространстве личности (на примере малых народов Севера) // Сибирский психологический журнал. – 2009. - № 34. – С. 48 - 55. 0,8 п.л.

8.Бучек А.А., Мазуркевич А.В. Этнокультурная компетентность как средство развития профессиональной эффективности в поликультурной среде региона (по материалам этнологической экспедиции) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Научно-теоретический журнал. - № 4 (28). – 2010. - С. 192 - 204. 1,2 / 1,1 п.л.

9.Бучек А.А. Этническое конструирование как способ реализации этнического самосознания личности в полиэтничной среде // Вестник Кемеровского государственного университета. Журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - №2 (46). – С. 127 - 130. 0,4 п.л.

10.Бучек А.А. Полиэтничная среда и ее влияние на этническое самосознание личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. - N 5(19). URL: http:// psystudy.ru 1 п.л. ISSN 2075-7999 Psikhologicheskie Issledovaniya scientific e-journal

11.Бучек А.А. Исследование этнического самосознания личности в разных этноконтактных средах // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(5), 2011 – С. 1147 – 1151. 0,4 п.л.

12.Бучек А.А. О некоторых социально-психологических особенностях личности в полиэтничной среде // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(4), 2011 – С. 848 – 852. 0,4 п.л.

13.Бучек А.А., Мещерякова Э.И. Характер межличностных отношений в полиэтничной среде как показатель психологической безопасности личности // Вестник ТГУ. – 2012. – 0,6 п.л.

14.Хухлаев О.Е., Бучек А.А., Зинурова Р.И., Радина Н.К., Тудупова Т.Ц., Хакимов Э.Р. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества нескольких регионов России) // Культурно-историческая психология – 2012.- 0,8 п.л.

Опубликованные доклады и выступления на конференциях:

15.Бучек А.А. Психологические проблемы развития маргинальной личности // Человек в истории: сб. материалов науч.-теорет. конф. / Камч. гос. пед. ун-т, ист. Фак. Петропавловск-Камчатский, 2004. – Вып. 2. – С. 5 - 14. 0,5 п.л.

16.Бучек А.А. Особенности этнической социализации коренных народов Камчатки // Этнологические исследования на Камчатке. Материалы международных научно-практических семинаров 2004 года. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ. - 2004. - С. 60 - 81. 1,2 п.л.

17.Бучек А.А. Методические материалы к программе развития толерантности в поликультурной среде // Высшая школа как важнейший государственный ресурс регионального развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции «Вузовская наука - региону» / Адм. Камч. обл., Камч. гос. пед. ун-т.- Петропавловск-Камчатский, 2005. - С. 36 – 41. 0,2 п.л.

18.Бучек А.А. Психологические черты «малых народов»: универсальность или культурная специфичность (опыт этнопсихологических исследований на Камчатке) // Человек в истории: сб. материалов V ежегод. науч.-теорет. конф. 22-23 дек. 2005 г. Вып. 4: Социально-этнические процессы в микро и макроистории / Камч. гос. ун-т им. Витуса Беринга; Камч. фил. Моск. гос. ун-та сервиса. - Петропавловск-Камчатский, 2006. - С. 28 - 45. 0,9 п.л.

19.Бучек А.А. Психологический портрет коренного жителя Камчатки // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: сборник научных статей международной научно-практической конференции 23 - 25 мая 2008 года / Под ред. Р.Д. Санжаевой. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – С. 28 - 37. 0,6 п.л.

20.Бучек А.А. Народы Севера в сочинениях европейских путешественников и ученых // Камчатка: события, люди: материалы XXV Крашенинниковских чтений / Камч. краев. науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2008. - С. 29 - 33. 0,4 п.л.

21.Бучек А.А. Подготовка специалистов в научно-исследовательском лагере этнопсихологического профиля // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею КамГУ им. Витуса Беринга «Университет XXI века: достижения и перспективы». - Петропавловск-Камчатский, 2008. – Ч. I. – С. 89 - 94. 0,2 п.л.

22.Бучек А.А. Коренные народы Камчатки: специфика формирования этнической идентичности // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сборник материалов второй Всероссийской научно-практической конференции 21-22 ноября 2008 / Под ред. О.Е. Хухлаева. – М., 2008. – С. 112 - 126. 0,7 п.л.

23.Бучек А.А. Личность в культуре: к вопросу типологии // Изучение феномена человека как общегуманитарная проблема: Сборник материалов VIII ежегодной региональной научно-теоретической конференции «Человек в истории» 9-12 декабря 2008. – Выпуск 6. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2009. - С. 17 - 38. 0,8 п.л.

24.Бучек А.А. Трансформации этнической идентичности в условиях межкультурного взаимодействия (на примере коренных народов Камчатки) // Изучение феномена человека как общегуманитарная проблема: Сборник материалов VIII ежегодной региональной научно-теоретической конференции «Человек в истории» 9-12 декабря 2008. – Выпуск 6. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2009. - С. 7 - 17. 0,6 п.л.

25.Бучек А.А. Этнопсихологические исследования «малых» народов Северо-востока России // Люди великого долга: материалы международных исторических XXVI Крашенинниковских чтений / Камч. краев. науч. б-ка им. С.П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2009. - С. 26 - 33. 0,6 п.л.

26.Бучек А.А. Этнокультурная компетентность психолога (из опыта работы международного профильного научно-исследовательского лагеря-экспедиции «Наследие») // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инновационный потенциал психологии в развитии современного человека». - Владивосток, 2009. – С. 95 - 100. 0,4 п.л.

27.Бучек А.А. Этнокультурное многообразие региона как средство формирования профессионально-личностной зрелости студентов // Материалы международной научно-практической конференции «Образование и культура как фактор развития региона». – Ишим, 2009. – С. 92 - 94. 0,2 п.л.

28.Бучек А.А. Сочетание инноваций и традиций в развитии современного человека // Инновационный личностный потенциал современной молодежи в развивающейся России: Сборник материалов II Молодежного сибирского психологического форума и Всероссийской научной школы для молодежи (22 сентября - 2 октября 2009г., Томск; Горно-Алтайск) / Под ред. С.А. Богомаза, Ю.В. Сметановой. - Томск: Томский государственный университет, 2009. - С. 51 - 55. 0,2 п.л.

29.Бучек А.А. Духовный потенциал этнопедагогического опыта коренных народов Севера в контексте современного образовательного пространства // Педагог в современном образовательном пространстве как носитель духовно-нравственной культуры: сборник материалов региональной научно-практической конференции (январь 2010г.) / Под ред. Т.А. Синюшкиной. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2010. - С. 25 - 32. 0,5 п.л.

30.Бучек А.А. Этническое самосознание в поликультурной среде // Естественнонаучные и гуманитарные приоритеты науки и образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Петропавловск-Камчатский, 8-12 февраля 2010 г.: в 2ч. Ч.1. / Отв. ред. Ю.О. Новик. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2010. - С. 273 – 276. 0,2 п.л.

31.Бучек А.А. К проблеме исследования этнического самосознания в пространстве полиэтничного мира // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Второй Международной научной конференции 26-27 мая 2010 г. В 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. – Смоленск: Универсум, 2010. – Т.1. – С. 41 - 44. 0,2 п.л.

32.Бучек А.А. Этническое самосознание личности в полиэтничном пространстве современного мира: этнопсихологический подход к проблеме // Верные долгу и отечеству: Материалы XXVII Крашенинниковских чтений. – Петропавловск-Камчатский, 2010. - C. 228 – 232. 0,3 п.л.

33.Бучек А.А. Отношение к «своим» и «чужим» детям в традиционной культуре народов Севера // Психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. В.В. Константинов, Д.М. Каденков. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. – С. 33 - 38. 0,3 п.л.

34.Buchek A.A. The ways of developing professional efficiency of teachers-psychologists in polycultural environment // Education and International Relations: Book of articles / Ed. by E. Khakimov, Izhevsk, Udmurt State University, 2011. P. 43 – 52. 0,7 п.л.

35.Бучек А.А. Анализ восприятия межличностных отношений респондентами разных этноконтактных сред // Ценностные основания психологии и психология ценностей: Сборник материалов IV Сибирского психологического форума (16–18 июня 2011 г.). – Томск: Томское университетское издательство, 2011. – С. 11 – 14. 0,3 п.л.

36.Бучек А.А. Развитие «культуры диалога культур» как основа духовно-нравственного становления личности в современном поликультурном пространстве // Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / Под ред. Т.А. Синюшкиной. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011. – С. 22 – 32. 0,7 п.л.

37.Бучек А.А. Особенности переживания этнической принадлежности народами Севера (на примере представителей коренных народов Камчатского края) // Пятые международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения, посвященные 270-летию выхода России к берегам Америки и началу освоения Тихого океана (1741-2011гг.) - Петропавловск-Камчатский, 2012. – С. 84 - 92. 0,7 п.л.

Научные статьи, тезисы в научных сборниках:

38.Бучек А.А. Этническая социализация коренных народов Камчатки и формирование их этнопсихологических особенностей // Вестник КРАУНЦ. Сер. Гуманитарные науки. – 2004. – № 1. – С. 40 - 57. 1,2 п.л.

39.Бучек А.А. Особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып.2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 278 - 291. 1,03 п.л.

40.Бучек А.А. Этническое самоопределение в подростковом возрасте (на примере коренных народов Камчатки) // Вестник КРАУНЦ. Сер. Гуманитарные науки.- 2004. - Вып. № 2. - С. 15 - 32. 0,7 п.л.

41.Бучек А.А. Этническая мобильность как форма толерантности коренных народов Камчатки // Учёные записки Дальневосточного государственного университета путей сообщения: журнал филиалов ДВГУПС в гг. Тынде, Нерюнгри, Южно-Сахалинске, Уссурийске, Свободном. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – С. 156 - 161. 0,5 п.л.

42.Бучек А.А. Этническая культура и ее психологический потенциал // Вестник КРАУНЦ. Сер. Гуманитарные науки.- 2008. – Вып. № 2. - С. 1 - 11. 0,8 п.л.

43.Бучек А.А. Ранняя социализация ребенка: опыт народов Севера // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2009. - № 2 (38). – С. 94 - 105. 0,8 п.л.

44.Бучек А.А. Исследование развития этнической идентичности у детей и подростков коренных народов Севера // Ребенок в современном обществе: культура и этнос: сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Куфтяк. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С. 11 - 21. 0,6 п.л.

45.Бучек А.А. Конструктивистский подход к исследованию этнического самосознания личности // Вестник КРАУНЦ. Сер. Гуманитарные науки.- 2011. – Вып. № 2. - С. 5 – 13. 0,9 п.л.