Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Анализ теоретических подходов, отечественных и зарубежных практик позволяет выделить этапы концептуализации проблемы управления качеством образования в новейшей педагогике: 1) этап формирования теории управления педагогическими системами, на котором процесс управления осмысливался через определение его специфики в образовании, закономерностей, связи с другими педагогическими явлениями; принципы педагогического менеджмента формулировались с учетом гуманитарной природы образовательного процесса; 2) этап адаптации социально-экономических теорий к сфере образования, на котором осуществлялась реализация принципов Всеобщего менеджмента качества и требований Международных стандартов ISO в системе образования; 3) этап освоения идеи стратегического управления в высшей школе; 4) этап методологического осмысления содержания и процедур управления качеством образования в вузе.

2. Методология управления качеством образования в вузе - это система фундаментальных философско-педагогических понятий (качество образования, качество высшего образования, обеспечение качества образования в вузе, управление качеством образования в вузе, ценностно-мотивационное управление качеством образования в вузе и др.), ценностей образовательного сообщества, принципов управления, научных представлений о структуре, субъектах, логической организации, методах и средствах деятельности по управлению качеством образования в вузе.

Ценностно-мотивационное управление качеством образования в вузе - это деятельность по организации взаимодействия между основными субъектами образовательного процесса (преподавателями, студентами, руководством вуза), предусматривающая формирование системы корпоративных ценностей-целей, наличие соответствующих мотиваторов, поддерживающих сознательное принятие и реализацию этих ценностей-целей, устанавливающая четкую корреляцию между результатами труда и статусной позицией участников образовательного процесса, способствующая непрерывному росту качества образования.

3. Базовыми для ценностно-мотивационного управления качеством образования в вузе являются следующие принципы:

  • мотивации субъектов образовательного процесса на повышение качества собственной деятельности,
  • дифференциации систем обеспечения и управления качеством образования,
  • полисубъектности управления качеством образования,
  • постоянного повышения педагогической квалификации преподавателей,
  • прозрачности контроля качества деятельности основных субъектов образовательного процесса,
  • принцип преемственности.

4. Модель системы ценностно-мотивационного управления качеством образования в вузе, компонентами которой являются цель, субъекты, задачи, технология управления. Цель ценностно-мотивационного управления - постоянное совершенствование качества образовательной деятельности за счет гармонизации ценностей-целей вузовского сообщества в целом и каждого отдельного преподавателя и студента, формирования коллективных субъектов (вуз, кафедра, творческая группа преподавателей и др.) управления качеством образования, мотивированного участия субъектов образовательной деятельности в достижении новых образовательных результатов. Основные субъекты управления качеством - преподаватели и студенты. Ключевые задачи системы - управление мотивацией участников образовательного процесса, содержанием и технологиями обучения.

5. Технология ценностно-мотивационного управления представляет собой систему методов (документирование образовательного процесса, постоянное совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания, обобщение оценок («круговая» оценка) качества педагогической деятельности, контроль качества), форм (проектные команды, пошаговое проектирование образовательного процесса, независимая аттестация студентов, участие студентов в экспертизе качества образовательного процесса) и средств управления (обеспечение условий для личностно-профессионального развития преподавателей и студентов; установление прямого и объективного соответствия между достигнутыми результатами и моральным, а также материальным вознаграждением преподавателей и студентов), обеспечивающих достижение поставленных целей в области качества.

6. С учетом особенностей разработанной модели системы ценностно-мотивационного управления качеством образования основными показателями и критериями ее результативности выступают:

  • положительная динамика отношения к преподаванию: совпадение индивидуальных целей преподавателей и целей кафедры, факультета, вуза; освоение новых образовательных компетенций, научная и методическая активность преподавателей, участие в работе творческих групп, соответствие разработанных учебно-методических материалов требованиям современного этапа развития образования.
  • положительная динамика отношения к учению и приобретаемой профессии: результаты учебной деятельности студентов, участие студентов в научно-исследовательской работе кафедры, выступления студентов на конференциях различного уровня, соответствие курсовых и дипломных работ студентов  требованиям к результатам и содержанию  самостоятельной исследовательской деятельности; оценка работы студентов в течение практики, внешняя оценка качества подготовки выпускников.
  • сформированность социально-педагогической среды (положительная динамика отношений в системе «преподаватель - студент», «преподаватель - кафедра», «преподавательский коллектив - руководство вуза»): удовлетворенность преподавателей оценкой их труда; обеспечение возможности повышения квалификации в соответствии с индивидуальной образовательной программой; расширение полномочий преподавателей и студентов в управлении качеством образовательного процесса; удовлетворенность студентов учебным процессом, взаимоотношениями с преподавателями; наличие обратной связи между преподавателями, студентами, руководством вуза, возможность построения студентами индивидуальных образовательных маршрутов.
Список опубликованных работ
Публикации в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Факторович А.А. Сущность педагогической технологии \ Педагогика. – 2008 - №2 - С. 19-27 (0, 5 п.л.).

2. Факторович А.А. Субъектно-педагогический менеджмент качества образовательного процесса в вузе \ Педагогика. - 2008 - №10. - С. 54-62 (0, 5 п.л.).

3. Факторович А.А. Управление качеством педагогического процесса в вузе \ Педагогика. – 2009 - №3. - С. 34-40 (0, 4 п.л.).

4. Факторович А.А. Перспективы развития системы управления качеством образовательного процесса в отечественных вузах \ Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки . – 2010 - №2. – С. 52-63 (0,6).

5. Факторович А.А. Педагогическая деятельность преподавателя вуза в современных условиях \ Педагогика. – 2010. - №5. - С. 57-63 (0, 4 п.л.).

6. Факторович А.А. Роль студентов в управлении качеством образования в вузе \ Известия Южного федерального университета. Серия Педагогические науки. – 2010 - №9. - С. 45-51 (0,4 п.л.).

7. Факторович А.А. Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС \ Высшее образование в России. – 2010 - №12. - С. 42-51 (0,6 п.л.).

8. Факторович А.А. Ценностно-мотивационный подход к управлению качеством образования в вузе \ Педагогика. - 2011 - №4. – С. 52-64 (0, 6 п.л.).

9. Факторович А.А. Педагогическая деятельность преподавателя вуза в период внедрения ФГОС нового поколения \ Известия Южного федерального университета. Серия Педагогические науки. – 2011- №4. - С. 45-52 (0,5 п.л.).

10. Факторович А.А. Управление качеством образования в вузе: от процессного к ценностно-мотивационному подходу \ Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия педагогические науки. – 2011 - №8. - С. 25-32 (0,6 п.л.).

11. Факторович А.А. Основные направления совершенствования процесса управления качеством образования в вузе в современных условиях \ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. – 2011 - №3. - С. 8-14 (0,7 п.л.).

12. Факторович А.А. Преподаватель вуза как субъект управления качеством образования. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. – 2011. - №4. – С. 34-41 (0,4 п.л.).

13. Факторович А.А. Ценностные приоритеты современных преподавателей вуза \ Вестник Православного Свято-Тихоновского университета. Серия Педагогика. Психология». - 2011 - № 12. - С. 34-40 (0,4 п.л.).

14. Факторович А.А. Ценностно-мотивационное управление качеством образования в вузе \ Вестник Донского государственного технического университета. –– 2011 - т.11 №8 ч.1. - С. 67-73 (0,7 п.л.)

15. Факторович А.А. Особенности организации компетентностноориентированного образовательного процесса в вузе. \ Известия Южного федерального университета. Серия Педагогические науки. – 2011- №8.- С. 42-50 (0,6 п.л.).

Монографии, учебные пособия

16. Факторович А.А. Субъектно-педагогический подход к организации внутривузовской системы управления качеством образования. – Калуга: Издательство Калужского государственного педагогического университета, 2008. – 172 с. (10 п.л.).

17. Факторович А.А. Управление качеством образования в вузе в условиях внедрения новой системы оплаты труда. - Калуга: Издательство Калужского государственного педагогического университета, 2009. – 73 с. (4,5 п.л.).

18. Факторович А.А. Управление качеством педагогической деятельности преподавателя вуза в современных условиях. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. – М: Издательство Федерального института развития образования, 2010. - 72с. (4,5 п.л.).

19. Факторович А.А. Современные педагогические технологии в гуманитарном образовании (учебно-методическое пособие по спецкурсу для студентов гуманитарных факультетов педагогических вузов). – М: Янус, 2010. – 112 с. (7,5 п.л.).

20. Факторович АА. Ценностно-мотивационное управление качеством образования в вузе. Методология и технология. - Saarbrücken Germany: LAMBERT ic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr., 2012. – 330 с. (18 п.л.).

Статьи в журналах, научных, научно-методических сборниках, трудах и материалах конференций

21. Факторович А.А. Философско-педагогические предпосылки интегративного подхода к преподаванию в вузе. \ Материалы научно-практической конференции «Гуманитарные основы непрерывного образования». – Барнаул: Издательского Алтайского государственного университета.- 2007. – С. 203-208 (0,3 п.л.).

22. Факторович А.А. Воспитательный потенциал интегративного подхода к преподаванию педагогических дисциплин в вузе \ Материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса «VI Славянские педагогические чтения» «Развитие личности в современном поликультурном славянском образовательном пространстве».- Брянск: Издательство Брянского государственного университета. - 2007.- С. 127-135 (0,4 п.л.).

23. Факторович А.А. Поликультурная интегративная технология преподавания педагогических дисциплин в вузе \ Материалы Региональной научно-практической конференции при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (07-06-42681 г/С) «Межкультурный диалог: традиции, формы, практика в поликультурном образовательном пространстве Русского Севера».- Петрозаводск: Издательство Карельского государственного педагогического университета – 2007. С. 161-166 (0,3 п.л.).

24. Факторович А.А. Организация пространства личностно-профессионального развития в педагогическом вузе как условие повышения качества образования \ Известия Южного отделения РАО. – 2007 - №3. –

С. 67-75 (0,5 п.л.).

25. Данилюк А.Я., Факторович А.А. Роль преподавателя в управлении качеством образовательного процесса в вузе \ Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. – 2008. - С. 32-34 (0,3 п.л.).

26. Факторович А.А. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя как показатель качества воспитательного процесса в вузе \ Материалы Международного научно-общественного конгресса «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве. – Петрозаводск: Издательство Карельского государственного педагогического университета. -2008. - С. 220-225 (0,4 п.л.).

27. Факторович А.А. Система управления качеством образования в вузе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения \ Материалы XIV Международной научно-практической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. – 2009. - С. 21-23 (0,3 п.л.).

28. Факторович А.А. Педагогическая деятельность преподавателя вуза как фактор качества образования \ Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования». – Тула. – 2010. - С. 124-128 (0,3 п.л.).

29. Факторович А.А. Качество высшего образования: российские и европейские приоритеты \ Материалы X Международных лихачевских научных чтений "Диалог культур и партнерство цивилизаций". – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. – 2010. - С. 261-263 (0,3 п.л.).

30. Факторович А.А. Управление качеством образования в вузе в системе независимой оценки качества высшего профессионального образования \ Материалы XV Международной научно-практической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. - 2010. – С. 85-87 (0,3 п.л.).

31. Блинов В.И., Дудырев Ф.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации. \ Образовательная политика. - М.: ФИРО. -2010. - № 11-12 (49-50). - С. 34-40 (1 п.л.).

32. Факторович А.А. Сравнительный анализ процессного и ценностно-мотивационного подхода к управлению качеством образования в вузе \ Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов - 2011. - С. 82-84 (0,3 п.л.).

33. Данилюк А.Я., Факторович А.А. Принципы управления качеством педагогической деятельности преподавателя вуза \ Материалы ХХХ Международных психолого-педагогических чтений «Развитие личности в образовательных системах». Часть II. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. - 2011. – С. 155-161 (0,5 п.л.).